prosdo.ru
добавить свой файл
1
Модуль № 4 (7 часов) Тема: География населения мира.


ИНМ -3;

З (практикум) - 1

ОП - 1

КОН (зачёт) - 1

КОР - 1

Цели:

1.
Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения, о продолжительности жизни;

2. Выявить закономерности динамики численности мирового населения, географические особенности полового и возрастного населения мира.

3. Сформировать представление об этническом и религиозном составе населения мира, об особенностях размещения населения на планете, ознакомиться с основными миграционными явлениями в мире.

4. Совершенствовать навыки работы с картами и статистическими материалами.

План:


  1. Численность и воспроизводство населения, демографическая политика.

  2. Состав населения Земли. Религиозный, половой, возрастной и этнический состав мира.

  3. Размещение и миграция населения мира.

  4. Городское и сельское население, уровни и темпы урбанизации, их регулирование. Население и окружающая среда.



-1- (ИНМ - 1)

Этнология
(греч. «племя, народ» )- наука о происхождении народов (этносов), об их характерных особенностях и взаимоотношениях между ними, которые определяются этническими процессами.

Демография (греч. «народ, пишу») – наука, о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав.

В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сборов налогов. Впервые учет численности населения проводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока – Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. Текущий учет населения постоянно проводится во всех странах мира, за исключением Китая и Омана. 200 лет назад в конце 18-19 вв. в США, Англии, Франции и странах Северной Европы были проведены всеобщие переписи населения. Сейчас переписями охвачено практически все население мира, они проводятся каждые 10 лет и включают широкий круг вопросов, позволяя узнать более полную картину мира.

Анализ рис. 10 стр.62 учебника

Вывод: _____________________________________________________________________________
В чем причина небольшого роста населения до 20 века?

(Эпидемии, частые войны, нехватки продовольствия, низкий уровень жизни, плохо развитая медицина.)

Население росло медленно, лишь очень быстро увеличение населения произошло в середине 20 века.

В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами.

Анализ таблицы 2 стр.62. учебника. Какие регионы имеют высокие показатели прироста населения?

Вывод:______________________________________________________________________________
За всю историю человечества родилось 100 млрд. человек, на 2000 год численность населения мира составляла 6 млрд. 091 млн. человек, на 2006 год - 6 млрд.525 млн. человек

Из текста лекции 2 выпишите страны - лидеры по численности населения:

1.________________________ 5. ____________________________

2, _______________________ 6. ____________________________

3.________________________ 7. ____________________________

4.________________________ 8._____________________________
Население рассматривается, как главная производительная сила общества, оно является основой всего общественного производства. Но человечество – это и главный потребитель природных богатств, вот почему численность населения – один из важных факторов развития каждой страны, да и всего человечества.
В свою очередь, рост численности населения зависит от характера его воспроизводства.

Воспроизводство – (естественное движение населения), совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Смертность - число умерших за год на 1000 жителей

На нее влияют такие процессы, как питание, санитарно-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития и доступности здравоохранения.


Показатели смертности по странам мира на 1997 год (в расчете на тыс. жителей)


Рождаемость - число родившихся за год на 1000 жителей

Ежегодно рождаются в мире около 140 млн. чел. Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту – 175, каждый час – 10,4 тыс., каждые сутки- 250 тыс. новых землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц – население такой страны, как Австралия или Тунис. Рождаемость зависит от нескольких показателей.

Социально - экономические показатели, вызывающие низкие показатели рождаемости

Социально - экономические показатели, вызывающие высокие показатели рождаемости

  1. Высокий уровень урбанизации.

  2. Высокий уровень жизни.

  3. Высокий уровень образования и возрастание лет, затраченных на учебу.

  4. Увеличение расходов на содержание ребенка.

  5. Изменение статуса женщины, эмансипация, появление у женщин новых ценностей (независимость, желание сделать карьеру).

  6. Увеличение доли пожилых людей, уменьшение работоспособного возраста.

  7. Последствия войн. Конфликтов, терроризма.

  8. Увеличение возраста вступления в брак (например, в Швеции и Дании доля населения вступающих в брак в возрасте 30 лет близка к 50%).

  1. Низкий уровень рождаемости.

  2. Преобладание сельского образа жизни.

  3. Религиозные обычаи, поощрение многодетности.

  4. Подневольное положение женщин, ранние браки.

  5. Традиции многодетности.

  6. Рост уровня и развития медицины.
  7. Улучшение санитарной культуры.



Страны – рекордсмены по показателям рождаемости (в расчете на тыс. чел., 1997 год)



Естественный прирост (ЕП) = Рождаемость (Р) - Смертность (С)

/ /

Отрицательный Положительный

Р < С (ест. убыль) Р > С (ест. прирост)

В упрощенном виде все страны можно поделить на страны двух типов воспроизводства. В странах первого типа воспроизводства характерно состояние демографического кризиса (резкое сокращение численности населения),

т. е. низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Для стран второго типа воспроизводства характерно состояние демографического взрыва (резкое увеличение численности населения), а следовательно высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности.

Воспроизводство населения

Простое Расширенное

/ /

Первый тип Второй тип

Р = С Р>С (ест. прирост)

Р < С (ест. убыль)

Демограф. кризис Демогр. взрыв

Формула воспроизводства Формула воспроизводства

___________________________________ _______________________________

Регионы___________________________ Регионы _______________________

___________________________________ _______________________________

___________________________________ _______________________________

(рис.13 стр.63 учебника) (рис.13 стр. 63 учебника)

Страны ___________________________ Страны _______________________

___________________________________ ________________________________

___________________________________ ________________________________

(стр. 387 табл. 12, 13) (ст. 387 табл. 12,13)


/ /

Депопуляция - уменьшение населения Омоложение нации

страны, района в результате воспроизводства,

приводящего к его естественной убыли

/

Старение нации

\ /

Демографическая политика -

система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего рождаемость) в желательном для себя направлении.


В зависимости от типа воспроизводства в странах мира проводится та или иная политика, направленная на увеличение или уменьшение рождаемости.


Страны – рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населения (прирост населения в % на конец 20 века)



Россия по прогнозам к 2050 году будет занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам. Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии.

Теория демографического перехода

объясняет последовательность смены демографических процессов.

Она включает 4 этапа:


  1. Почти для всего мира были характерны высокие показатели рождаемости и смертности, а соответственно и низкие показатели естественного прироста.

  2. Резкое сокращение смертности (улучшение работы медицины), появление признаков демографического взрыва (высокая рождаемость).

  3. Низкие показатели смертности, но рождаемость тоже снижается, однако показатели воспроизводства умеренные.

  4. Показатели смертности и рождаемости совпадают, что свидетельствует о стабильности в мире.



Д/З с.57-66, лекция, доклады:

«Ислам», «Сунниты», «Шииты», «Католичество», «Протестантство», «Православие», «Индуизм», «Синтоизм», «Иудаизм», «Конфуцианство», «Буддизм».


(ИНМ - 2)

2. Состав населения Земли.

Половой, возрастной, этнический и религиозный состав населения мира.

Половой состав

Обычно мальчиков рождается больше, чем девочек на 5% (на 100 девочек приходится примерно 107 мальчиков). Организм мальчиков слабее, поэтому смертность в младенческом возрасте у мальчиков больше. Примерно к 20 годам эта пропорция выравнивается. Это еще объясняется высокой смертностью среди мужчин (участие в военных конфликтах, средняя продолжительность жизни мужчин ниже, чем у женщин).

Формирование полового состава населения в различных странах неодинаково.

Анализ карты атласа 10 класс стр. 10

Регионы, в которых преобладают Регионы с равным соотношением

/ \ мужчин и женщин

мужчины женщины

________________________ _____________________ _________________________________

________________________ _____________________ _________________________________

________________________ _____________________ _________________________________

________________________ _____________________ _________________________________

________________________ _____________________ _________________________________
Вывод: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Во всем мире мужчин больше на 20 млн. человек. Самое большое преобладание мужчин в Китае (на 31 млн.), в Индии (на 21 млн.), Однако, стран, где преобладает женское население больше.


Возрастной состав

Древнегреческий ученый Пифагор предлагал различать в человеческой жизни 4 «сезона»: весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость) и зиму (старость). Отнесение страны или региона к одному из этих «сезонов» зависит в первую очередь от показателей рождаемости, смертности, естественного прироста. Для графического анализа возрастного и полового состава населения применяется возрастно-половые пирамиды - особый вид диаграммы, который графически отображает возрастной и половой состав населения.


Сравнение рис. 12 и рис. 14 стр. 62-63 учебника.

Проанализируй половозрастные пирамиды:

- преобладание мужского и женского населения;

- долю экономически активного населения для обеих пирамид;

- сравни молодое население с пожилым;

- определи типы воспроизводства по данным диаграмм;

- сделай вывод о причинах отличия.
Вывод: _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________


Выделяются страны:

А) с прогрессивным типом возрастной структуры населения, - с большей долей детей;

Б) со стационарным типом – равновесие по возрастам;

В) с регрессивным типом - большая доля пожилых и малая доля детей.

Анализ рис.14 стр. 63 учебника (атлас 10 кл. стр. 10)

Типы возрастной структуры населения

/ / \

Прогрессивный Стационарный Регрессивный

Регионы _____________________ ________________________ ___________________

______________________________ ________________________ ___________________

______________________________ ________________________ ___________________

______________________________ ________________________ ___________________

Возрастной состав населения всего мира

Дети (0-14 лет) Взрослые (15-59 лет) Пожилые (60 лет и старше)

_____% _______% __________%

Самая старая страна мира – Швеция 25% пожилых людей, самая молодая страна – Йемен – 52% детского населения. Небольшая доля пожилого населения также в ОАЭ, Кувейте – 2 %.

Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения - трудовых ресурсов. О степени их вовлечения в производство свидетельствует показатель экономически активного населения (ЭАН).


ЭАН - часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере.

В мире ЭАН - 49% всего населения (более 3 млрд. чел.)

В Северной Америке показатель ЭАН - 50-60%

В Азии, Африке и Латинской Америке ЭАН - 40-45%

Ответьте на вопрос, используя текст учебника стр. 67

1. Чем объясняется существенное различие в удельном весе ЭАН между разными странами?

Ответ: ______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Этнический состав населения

Этнос – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, объединённых языком, территорией, хозяйством, культурой, национальным самосознанием.

В процессе своего развития народы проходят три стадии: племя, народность, нация. Племена возникли на первых стадиях существования человека. Каждое племя состоит из родственников. В некоторых районах мира до сих пор сохранились племена. Например, в Африке, Океании, Австралии. Нации возникли в средние века в Европе. Народности занимают промежуточное положение между нациями и племенами. Этносов в мире 4 - 5 тыс.

Классификация народов

/ \

по численности по языку по принадлежности к языковым

атлас стр. 12 (см таблицу лекции) (см. таблицу лекции) семьям

атлас 10 кл. стр. 12 атлас 10 кл. стр.12

_______________________________ _______________________ _______________________________

_______________________________ _______________________ ________________________________

_______________________________ _______________________ ________________________________

_______________________________ _______________________ ________________________________


_______________________________ _______________________ ________________________________

_______________________________ _______________________ ________________________________

_______________________________ _______________________ ________________________________

_______________________________ _______________________ ________________________________

_______________________________ _______________________ ________________________________

_______________________________ _______________________ ________________________________
Общее число языков мира от 2.5 до 5 тыс. Это связано с тем, что не все народы имеют свой язык.

Языки бывших метрополий являются официальными в странах-колониях. Например, английский язык является официальным в 76 странах мира, французский – в 34, испанский – в 21, португальский – в 8.

Языки международного общения и международных организаций – английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский (официальные и рабочие языки ООН).

Языки еще группируются в языковые семьи:



По особенностям национального состава выделяют государства.

Тип стран по национальному признаку



Регион



Примеры стран



Народы

Однонациональные

Европа

Польша

поляки


Азия


Япония

Саудовская Аравия

Японцы

Арабы




Америка

Выделить страны сложно из-за несоответствия политических границ проживания коренных народов







Африка

Египет

Египтяне

Двунациональные

Европа

Бельгия

Валлоны и фламандцы




Азия

Шри-Ланка
Турция

Тамилы, сингалы
Турки, курды





Америка

Канада

Французы, англичане

Многонациональные

Европа

Великобритания

Испания

Шотландцы, уэльсцы, галлы, англичане

Испанцы, баски, каталонцы




Азия

Индия
Индонезия
Пакистан
Филиппины


Хиндустанцы, бенгальцы и т.д.

Яванцы, малайцы и т.д.

Пенджабцы, синдхи, пуштуны, муджахиры, белуджи.

Тагалы, илоки, васайя




Америка

Бразилия


Мулаты, бразильцы, негры, индейцы и др.







Мексика

Метисы, индейцы и др.







США

Американцы, афроамериканцы, алеуты, эскимосы и др.




Африка

Нигерия

Эфиопия

Более 250 народностей и групп

Более 100 народов

Религиозный состав

Религия – одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам. Религия пронизывает все стороны жизни верующих, освещает их нравы, работу, отдых. Оказывает существенное влияние на хозяйство, традиции и быт народов. Выделяют мировые религии или универсальные (распространены среди народов нескольких стран). Кроме того, существуют национальные религии или этнические (проповедуются среди населения одной страны или среди одного народа).


Заслушивание докладов и на основе карт атласа стр. 11 заполнение таблицы

Религия

Основные районы распространения религии

Страны распространения

1. Христианство







Католицизм







Протестантизм








Православие







2. Мусульманство







3. Буддизм







4. Индуизм






5. Конфуцианство





6. Синтоизм






7. Иудаизм








8. Традиционные верования







Д/з: стр.66-71, конспект лекции, заполнение таблицы

-3- (ИНМ - 3)

1. Размещение населения -

пространственный рисунок распределения населения на определенной территории. Размещение населения на нашей планете крайне неравномерно. Существует основных

три типа размещения:

городской сельский кочевой

На размещение населения оказывают различные факторы: главный из них –

А) природные условия (подсчитано, что половина населения проживает на низменностях, а 1\3 населения – в прибрежных зонах, большинство населения селится близ рек).

Историки выделяют несколько видов цивилизаций. Первыми были «речные цивилизации» - Египет (Нил), Китайская (Янцзы и Хуанхэ), Индийская (Инд, Ганг), Междуречье (Тигр, Евфрат). Эти цивилизации сменились «морскими империями»- империи Средиземноморья. Сейчас время океанических цивилизации. Люди заселяют территории с благоприятным климатом. Поэтому самые густонаселённые районы находятся в субтропическом и субэкваториальном климате, а также на юге умеренного.


Б) второй фактор – экономический. Издавна люди стремились селиться в места, богатые каким-либо ресурсом: землёй, лесом, рыбой, полезными ископаемыми и т. д. Сосредоточение населения на низменностях, вдоль рек объясняется этими факторами.

В) социально-экономический. Несмотря на суровые природные условия люди стали заселять районы с развитой промышленностью, районы добычи полезных ископаемых, вдоль транспортных магистралей. Пример: северные и восточные районы России, северные провинции Канады.

Г) исторический. На плотность населения отдельных стран повлияло освоение и заселение их территорий. Пример: Северо-восток США плотнее заселен, чем центральные и западные районы страны.

Главным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения (чел/кв. км) = численность населения (чел.) / площадь территории (кв. км)

2. Плотность населения мира

Среднемировой показатель плотности населения – 45 человек на кв. км. Но этот показатель не даёт представления о реальной плотности населения в различных регионах мира, потому, что есть густо заселенные территории, а есть практически не освоенные (Гренландия, Антарктида, высокогорья, пустыни, тундры и арктические пустыни). Практически не заселено 15% суши. 70% населения проживает на 7% площади континентов. 90% населения живет в Северном и Восточном полушариях

Проанализируйте карту «Плотность населения» стр.9 атласа, результаты занесите в таблицу «Регионы и страны с различной плотностью населения»

Группы стран с различной плотностью населения

Примеры регионов, стран

Причины, объясняющие картину плотности населения

Страны с равномерно низкой плотностью населения (менее 20 чел)







Страны с равномерно высокой плотностью населения (более 100 чел.)







3. Миграции

- перемещение населения, воздействующее на численность, состав, размещение населения мира и отдельных стран.

Главная причина миграций – экономическая, но кроме нее может быть политическая, религиозная, экологическая.




1) Внешние миграции:

В глубокой древности, в средние века - связаны с великими географическими открытиями.
А) Самый большой «миграционный взрыв» начался в 19 веке, тогда главным очагом эмиграции (выезд из страны) стала Европа (первый очаг эмиграции)
Б) Второй очаг эмиграции в Азии - эмигранты китайские и индийские рабочие (кули), для работы на плантациях.

Главные очаги иммиграции (въезд в страну) - США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия и др.
В) К концу 20 века новый «миграционный взрыв» - причина экономическая (в поисках лучшей жизни), такие миграции называют трудовыми.

Трудовая миграция – бывает двух типов «синие воротнички» и «белые воротнички».

«Синие воротнички» - не квалифицированная рабочая сила, люди, приехавшие их развивающихся стран.
«Белые воротнички» - специалисты, переехавшие в другие страны («утечка мозгов») из развивающихся стран (крайне отрицательно сказывается на экономике этих стран).

Проанализируйте карту «Трудовые миграции» стр.19 атласа, результаты занесите в таблицу

Страны и районы трудовой иммиграции


Страны и районы трудовой эмиграции







Вывод: в мире хорошо выражены очаги (регионы) трудовой миграции_________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Внутренние (внутригосударственные) миграции:

- из села в город

- между большими и малыми городами

- освоение новых земель

- отток людей (беженцев) из «горячих точек»

4. Основные формы расселения:

  1. Городские

  2. Сельские

  3. Кочевые

Кочевое поселение – отголосок далекого прошлого. В настоящий момент такой образ жизни ведут несколько миллионов человек в мире, занимающиеся в основном сельским хозяйством (скотоводством), в горных, степных, пустынных районах.

Сельское поселение – первые такие поселения появились в связи с развитием оседлого образа жизни. В настоящий момент сельских поселений в мире насчитывается около 20 миллионов, в России 150 тысяч. Существует две формы сельского расселения: групповая (деревни - распространены в Европе, Азии, Африке, России) и рассеянная (хутор, ферма - США, Канада, Австралия).

Городское поселение - появилось в результате развития ремесел, задолго до нашей эры на Востоке. Самыми древними городами среди столиц мира являются: Афины, Дели, Рим. До нашей эры существовали – Анкара, Белград (Сингидиум), Дамаск, Лондон (Лондониум), Париж (Лютеция), Лиссабон (Олипсо).

Отличие городов от сел:

- высокая людность и плотность населения;

- занятость населения в промышленности;

- наличие административных функций;

- этажность застройки;


- динамичность населения;

- развитая инфраструктура;

- городской образ жизни;

- уровень благоустройства.

Количество людей проживающих в городах в разных странах различное, также варьируется и численность городов (в России городом считается населённый пункт с численностью12 тыс. жителей; в США, Мексике – 2.5 тыс. жителей; Южной Корее – 40 тысяч).

Урбанизация – рост городов и численности городского населения, распространение городского образа жизни

Анализ карты «Городское население» стр.9 атласа, карты «Крупные городские агломерации мира» стр.____
_____________________________________________________________________________________________

Черты урбанизации

/ /

Быстрые темпы роста Концентрация населения в крупных Расползание городов вширь.

городского населения. городах Города превращаются в агломерации Особенно в развитых городах и мегалополисы

/ 1. Города полнее удовлетворяют

потребности населения в мате-

развитие инфраструктуры риальном и культурном

и промышленности не успевает плане

за ростом населения городов, 2. Загрязнение атмосферы, нех-

как следствие появляются трущобы, ватка питьевой воды, рост

безработица. Такое явление преступности, усиление шумов,

называется ложная урбанизация. транспортная и жилищные

проблемы

\ /

Население стремится выехать в пригородные зоны, которые не

имеют проблем больших городов. Этот процесс получил название

субурбанизация. Субурбанизация ведёт к формированию

агломераций.
Д\З с.57-81, дополнительная информация с. 81-84, лекция

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию «Проблемы урбанизации»
1. Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»?

2. Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов?


3. Урбанизация - благо или зло для планеты?

4. Как можно прокормить всё увеличивающееся население Земли?

5. Процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять?

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию «Проблемы урбанизации»
1. Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»?

2. Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов?

3. Урбанизация - благо или зло для планеты?

4. Как можно прокормить всё увеличивающееся население Земли?

5. Процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять?
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию «Проблемы урбанизации»
1. Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»?

2. Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов?

3. Урбанизация - благо или зло для планеты?

4. Как можно прокормить всё увеличивающееся население Земли?

5. Процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять?
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию «Проблемы урбанизации»
1. Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»?

2. Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов?

3. Урбанизация - благо или зло для планеты?

4. Как можно прокормить всё увеличивающееся население Земли?

5. Процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять?
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию «Проблемы урбанизации»
1. Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»?

2. Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов?

3. Урбанизация - благо или зло для планеты?


4. Как можно прокормить всё увеличивающееся население Земли?

5. Процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять?
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию «Проблемы урбанизации»
1. Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»?

2. Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов?

3. Урбанизация - благо или зло для планеты?

4. Как можно прокормить всё увеличивающееся население Земли?

5. Процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять?
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию «Проблемы урбанизации»
1. Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»?

2. Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов?

3. Урбанизация - благо или зло для планеты?

4. Как можно прокормить всё увеличивающееся население Земли?

5. Процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять?
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию «Проблемы урбанизации»
1. Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»?

2. Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов?

3. Урбанизация - благо или зло для планеты?

4. Как можно прокормить всё увеличивающееся население Земли?

5. Процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять?
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию «Проблемы урбанизации»
1. Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»?

2. Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов?

3. Урбанизация - благо или зло для планеты?

4. Как можно прокормить всё увеличивающееся население Земли?

5. Процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять?