prosdo.ru
добавить свой файл
1
План семинарского занятия № 14,15.

Тема Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании

Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии.
Вопросы и задания:

1. Мероприятия по компенсации нарушений развития.

2. Общие закономерности развития ребенка с ограниченными возможностями.

3. Консультирование специалистов по здоровью ребенка с ограниченными возможностями.

4. Психолого-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии.

5. Формы специального образования.

6. Основные направления специального образования.

7. Программное обеспечение образовательного процесса.

8. Гуманизация в специальной педагогике.

9. Развитие системы специальных образовательных учреждений.

Метод культуры здорового смеха.

Американский педагог и психолог Дж. Дирборн установил громадное значение в жизни человека, и в частности ребенка, здорового смеха, радости, веселого настроения. Чувство радости заставляет расширяться все мельчайшие кровеносные сосуды, ускоряет оживляющее все органы кровообращение, повышает жизненную энергию организма. Психолого-педагогические и физиологические данные показывают, какое большое и неоценимое действие оказывает радость на наши мускулы и нервы, на умственную и физическую работу, на питание.

Профессор Е. Кенн придает смеху значительное психофизическое значение, так как смех действует освежающим образом на утомленный, усталый мозг. «При смехе давление в грудной клетке и черепной полости понижено, но при этом появляются вибрации, сказывающиеся толчкообразными повышениями, то есть мозг подвергается своеобразному массажу. Накопившиеся при однообразной работе продукты утомления при помощи толчков скорее диффундируют в различные стороны. Таким образом, смех, как бы массируя мозг, усиленно снабжая его кровью и тем самым более интенсивно удаляя продукты утомления, создает особенно благоприятные условия для отдыха нашего мозга».


Кратко резюмируя, мы скажем, что радость и смех вызывают нужное для организма ощущение свежести, бодрости и активности.

Для детей с протестным поведением, склонных к уединению, замыканию в себе, аутизму, педагог должен использовать метод создания вокруг ребенка радостной атмосферы. Радость для них необходима, как солнечный свет, как свежий воздух. Здоровое веселье, здоровый смех является для них крайне необходимым лекарством. При этом можно рекомендовать специальный подбор книг для чтения. Здоровым чтением может служить литература, прививающая детям бодрость, отвагу, желание побеждать природу, а также веселые, комические книги или отрывки из них.

Желательно иметь среди педагогов хотя бы одного живого, энергичного, смеющегося и своим поведением заражающего детей. Помня неуравновешенность, необузданность, импульсивность девиантных детей, чтобы шутки и веселье не переходило в поддразнивание, травлю.

Учителю в деле коррекции протестного поведения необходимо использовать шутки, прибаутки, загадки, забавы и т.п.

Действия при сильном возбуждении ребенка.

Всегда надо действовать хорошим примером: «слово всего лишь карлик, а пример – великан»; разумно налаженным режимом; спокойным течением жизни в классе. Для выработки самообладания у детей с протестным поведением можно давать им повод к проявлению аффекта, к физическим лишениям и неприятным психическим переживаниям (Циген). Этому способствует строгий распорядок дня, дозированное участие в игре и спорте – этим будет вызвано усиление волевых импульсов, повышение настроения и психической стойкости.

В худших случаях можно укладывать ребенка отдыхать, сделать обертывание или ванну. Ни в коем случае недопустимо при сильном возбуждении ученика применять наказание, так как во время резких эксцессов ребенок находится в полубессознательном (безответственном) состоянии – невменяемый аффект. Он не дает возможности владеть собой, поэтому следует оградить возбужденного от окружающих.


Профессор Н.Н. Тарасевич рекомендует добавлять метод бесед. После того, как ребенок успокоился, он становится более доступным для контакта с учителем, для которого раскрываются новые возможности влияния на психопатического ребенка. В этих условиях учителю путем простой и доброжелательной беседы легче и проще интимно подойти к ребенку и глубже понять его поведение. Метод бесед достигает цели тогда, когда ребенок начинает видеть в лице учителя наиболее близкого друга и защитника во всех трудных вопросах жизни.

Сильный аффект бывает и со стороны целой группы учеников. В подобных случаях причинами оказываются:


    1. недостаточное питание, хроническое недоедание;

    2. систематическое проявление грубого, вызывающего поведения кого-либо из педагогов;

    3. недостаток движения, недостаточное пребывание на воздухе;

    4. однообразное, скучное, нудное провождение свободного времени, нерациональный отдых;

    5. псевдолидеры, терроризирующие остальных, подстрекающие, разжигающие своих одноклассников.

Главное, что причину и инициатора всегда трудно выявить. А педагогическое воздействие в данном случае индивидуальное и дифференцированное для данного класса.

2. Коррекция рассеянности.

Сопровождающая черта поведения и характера девиантных детей обуславливается различными факторами:

  1. неустанной сменой мыслей, эмоций, желаний при патологической активности;

  2. интенсивной сосредоточенностью. Рассеянность Ньютона, Спинозы и других великих людей есть поразительная наклонность сосредоточения на одной мысли, которая, делаясь господствующей, выключает все остальное. У детей данная наклонность характерна при увлечении общественной работой, математикой, искусством, музыкой, спортом, запойным чтением;
  3. переживание страхов, больших неприятностей, сильных психических конфликтов служит причиной невозможности сосредоточиться на нужном занятии, работе;


  4. недомогание и слабость, физические перегрузки, соматические заболевания.

К. Потоцкий разработал для рассеянных детей особую концентрационную гимнастику. Из 34 специальных упражнений особое значение придается точности выполнения этих движений и логическому воссозданию, совместно с педагогическим распорядком дня.

Коррекция застенчивости.

Ф. Штольц определяет застенчивость так: «…В то время как страх смотрит в будущее, а печаль обращает свои взоры в прошлое – застенчивость есть мучительное ощущение каждого текущего момента». Данный недостаток характера и поведения – это тяжелое психическое состояние, которое влияет на наше мышление, задерживая, расстраивая его ход, может действовать вопреки желаниям на чувства и вызывает неловкие, вынужденные, лишние движения руками, ногами, головой.

Чувство застенчивости может появляться при разговоре с человеком, которого любишь или сильно уважаешь; или с импонирующим тебе своим умом, талантом, широкой известностью; или лицом, обладающим властью – при этом мысли путаются, язык заплетается, чувства тупеют, движения неловкие, речь неадекватная.

Французский педагог А. Дюга определил три вида застенчивости: умственную, волевую и эмоциональную. «У одних застенчивых людей замечаются признаки вялости, у других – возбуждения. Одного смущение приводит в состояние оцепенения, другой приходит в состояние ярости. Иные под влиянием застенчивости начинают говорить много и громко. Но тревожные жесты выдают их смущение». Подобно двигательной и волевой застенчивости существует застенчивость разума, кажущаяся окружающим тупостью.

«Страх вызывают у нас предметы, известные представления, понятия, а застенчивость могут вызвать только люди». У детей застенчивость проявляется в смущении, робости, неловкости и кажущейся глупости.

Задача учителя в тренировке застенчивого ребенка в общении с детьми и взрослыми. С этой целью мы создаем целую систему поручений: передать какую-нибудь вещь малознакомому лицу; затем сказать что-либо на словах; потом подобные поручения постепенно и систематически усложняются. Мягко проводимая система поручений осторожно, нефорсированно дает очень хорошие результаты.


3. Метод профессора П.Г. Бельского.

Заключается в индивидуальном воздействии на ребенка с протестным поведением. Меры такого воздействия сформулированы так:


  1. дружественная эмоциональная связь учителя с ребенком позволяет в начале работы над собой подчиниться требуемому режиму ради близкого, любимого, чтобы доставить ему радость, и тем самым и себе;

  2. катарсис – очищение психики от предшествовавших, травмировавших его переживаний путем «эмоциональных» бесед учителя или воспитателя с попутным указанием на неправильную целевую установку поведения, а также избрание ребенком новых форм социально полезных установок – сознательный отказ от прежнего поведения;

  3. постепенный перевод эмоциональной энергии, освободившейся после катарсиса, на новые социально полезные цели на основе закона трансформации эмоций:

а) перевод эмоции на смежную с ней, близкую по природе эмоцию (азарт - в спорт, нарциссизм - в драматическую работу и т.п.);

б) изменение целевой установки данных эмоций, поручение ответственных должностей в самоуправлении в целях борьбы за лучшие формы общежития данного коллектива;

в) обращение эмоции в ее противоположность: агрессивность, садизм по отношению к людям, животным под воздействием школьного коллектива, учителя, социальных оценок превращается в нежную любовь, в уход за больными, слабыми, младшими детьми, животными;

г) раскрытие интровертировавшихся эмоций путем широкого социального радостного общения с одноклассниками или с наиболее чуткими ребятами;

  1. постепенный отрыв ученика от индивидуальной связи с учителем и полное направление психической энергии на одноклассников, так как при жизненной неудаче возможна фиксация на образе учителя: поиск спокойного убежища и отказ от борьбы.

П.Г. Бельский добавляет, что все индивидуальные меры должны проводиться в коллективе и с коллективом, без правильной организации которого работа не представляется возможной.


4. Коррекция бродяжничества.

Дети с протестным поведением легко заражают и заражаются неудержимым стремлением к странствованию, бродяжничеству. Часто ребенок убегает из дома, школы без видимых причин, не в состоянии объяснить, что с ним происходило в эти дни. Импульсивным бродяжничеством могут страдать больные циклотимией и шизофренией (А. Рейсс). Но чаще всего бродяжничеством страдают дети с социальной неустроенностью (нужда, сиротство, семейные неприятности, ссоры, психическая индукция, физическое насилие и т.д.).

Каждый отдельный случай требует индивидуальной педагогической и психологической оценки, индивидуального лечебного отношения и воспитания.

В настоящее время уже есть много фактов и наблюдений, что если такие дети участвуют в организации, в кружке, в секции и т.п., то они отвлекаются от своего нездорового влечения и глубже вовлекаются в нормальную детскую жизнь.

Рационально поставленный труд - умственный и физический - организованный досуг вызывают в ребенке удовлетворение от содержательно проведенного дня.

Использование разных видов творчества, проведение ближних и дальних экскурсий, игр и спортивных мероприятий соответственно возрасту позволяют организовать жизнь с живыми и яркими впечатлениями, чтобы не было скучно, серо и однообразно.

Объективность характеристик девиантности складывается из разных точек зрения и подходов, что дает возможность эффективного профилактического и коррекционно-педагогического воздействия. Причем воздействие должно быть комплексным – педагогическим, психологическим, социальным, медицинским и т.д. и применяться в повседневной, школьной и специальной формах.

А.И. Кочетов выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

  1. Методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва», метод реконструкции характера (основанный на выявлении положительных качеств воспитанника, для их развития, совершенства и углубления; прогнозирования положительного развития личности ученика для выявления позитивных тенденций его поведения, образа жизни; на восстановлении положительных качеств, привычек, здоровых потребностей; видоизменении тех отрицательных свойств, которые школьник считает положительными и от которых он не хочет отказываться; на переоценке отрицательных свойств, нетерпимом отношении к ним; восстановлении здорового образа жизни, при котором отрицательные свойства, вредные привычки и нездоровые потребности оказываются неприемлемыми).


  2. Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:

а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;

б) переориентировки самосознания;

в) переубеждения;

г) прогнозирование отрицательного поведения.

3. Методы перестройки жизненного опыта:

а) предписания;

б) ограничения;

в) переучивание;

г) переключения;

д) регламентация образа жизни.

4. Методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

а) поощрения и наказания;

б) соревнования;

в) положительной перспективы.

Задание. Проанализировать представленные методы.

Задания для СРС:


  1. Подготовить сообщение с презентацией по вопросу «Виды коррекционных программ».

  2. Разработать памятку по составлению программ социально-педагогической коррекции.

  3. Составить тезисные рекомендации по составлению программы социально-педагогической коррекции.

  4. Подготовить теоретическое обоснование программы социально-педагогической коррекции.

  5. Разработать и защитить проект программы социально-педагогической коррекции (возраст детей и корректируемая социально-педагогическая характеристика, свойство, качество – по индивидуальному выбору студента).