prosdo.ru 1

ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ГОРАХ

1. Меры, обеспечивающие безопасность передвижения в горах

Для предупреждения травм и несчаст­ных случаев при передвижении в горах прини­маются меры, обеспечивающие безопасность преодоления горных препятствий. К ним отно­сятся:


  • самостраховка и самозадерживание при помощи ледоруба (горной палки), а также привязывание вспомогательной, веревкой к скальному выступу, крюку или к веревочным перилам при помощи «схватывающего узла» или кольца с защелкой;

  • поочередная страховка, применяемая при попеременном передвижении личного состава в связках на трудных участках горного рель­ефа;

— массовая страховка, применяемая для быстрого и безопасного преодоления отдель­ных трудных горных препятствий целым под­разделением.

Самостраховка и самозадерживание на травянистых, снежных и ледовых склонах осу­ществляются при помощи ледоруба или горной палки. При потере равновесия следует задер­жаться, уперев штырь ледоруба в склон; в случае срыва повернуться лицом к склону и при падении на живот вонзить в склон клюв ледоруба (штырь горной палки), держась од­ной рукой за головку ледоруба, а другой—за древко, слегка подняв при этом согнутые в ко­ленях ноги (рис. 1).


Рис. 1. Самостраховка и самозадерживание при помощи ледоруба

Наиболее распространенными спосо­бами поочередной страховки при попеременном передвижении являются следующие:

- через скальный выступ;

- через плечо;

- через поясницу;

- через крюк;

- через ледоруб.

При преодолении особо трудных участков маршрута могут применяться комбинирован­ные способы страховки.

Страховка через скальный выступ (рис. 2)—наиболее распространенный и на­дежный способ страховки. Для страховки нужно выбрать надежный выступи перекинуть через него веревку. Предварительно следует сгладить острые края выступа молотком.




Рис. 2. Страховка поочередная через скальный выступ

Для страховки через плечо нужно опре­делить направление возможного рывка, вы­брать площадку и упор для ноги. Веревку, идущую от страхуемого, направить вдоль вы­ставленной вперед ноги, вокруг руки, под мышку, по спине, через плечо и захватить кистью другой руки.

Для предотвращения срыва страхующего при рывке применяется самостраховка за скальный выступ или за крюк (рис. 3).



Рис. 3. Страховка через плечо на скалах с самостраховкой за скаль­ный выступ

Страховка через поясницу требует на­личия площадки и удобного упора для широко расставленных ног. Веревка проходит по пояс­нице и держится руками перед собой (рис. 4).

На трудных скальных и ледовых участ­ках, где исключена возможность страховки че­рез выступ, производится страховка через крюк с кольцом с защелкой.

Скальные крючья забиваются в вертикаль­ные или горизонтальные трещины обязательно до упора ушка в скалу. Надежность крюка при его забивке подтверждается звуком высокого

тона. В ушко крюка продевается кольцо, за­щелка которого обращена от скалы, и через него пропускается веревка (рис. 5).

Для ледового крюка очищается верхний слой льда или вырубается горизонтальная сту­пенька до прочного льда (рис. 6). Крюк заби­вается частыми несильными ударами, при этом не допускается скалывание льда. После забивки следует подождать 2—3 минуты, дав возможность крюку вмерзнуть. Затем продеть кольцо с защелкой и засыпать крюк облом­ками льда.

Страховка через ледоруб применяется на снежных и фирновых склонах. Для стра­ховки надо утрамбовать в снегу площадку, вбить в снег или фирн ледоруб так, чтобы го­ловка ледоруба доходила до снега. Веревка должна огибать древко ледоруба таким обра­зом, чтобы ее конец находился в руках стра­хующего (рис. 7).


Массовая страховка организуется при преодолении горного препятствия подразде­лением.

Основная веревка закрепляется концами на скальных выступах или у крючьев, образуя пе­рила. Участок преодолевают, привязавшись к веревке (перилам) схватывающим узлом, при движении снизу вверх или сверху вниз и с по­мощью кольца с защелкой—при движении по горизонтальной поверхности.

Для грудной обвязки вяжутся узлы «проводника» и «булинь» (рис. 8).

Узел «проводника» вяжется, как правило, в середине, узел «булинь»—на конце веревки.

Для предупреждения сползания веревки с груди вниз применяются «подтяжки» (рис. 9).




Рис. 4. Страховка через плечо и скальный крюк.






Рис. 4 Страховка через поясницу



Рис 6. Положение забитых ледовых крючьев:

а - на некрутом склоне; б - на крутом склоне с вырубленной ступенькой



Рис. 7. Страховка через ледоруб





Рис. 8. Узлы для грудной обвязки: а-«проводника», б-«булинь»

а — спроводника»; б — «булинь»



Рис. 9. «Подтяжки»:

а—из вспомогательной веревки: б—из основной веревки






Рис. 10. Узлы для связывания двух концов веревок:

а— «Морской»; б — «ткацкий»;










Рис.11 Схватывающий узел




Связывание двух веревок производится «морским» и «ткацким» узлом. Для связыва­ния веревок разной толщины применяется «морской» узел с дополнительным переплетом вспомогательной веревки вокруг основной. На концах веревок вяжутся дополнительные узлы (рис. 10).

Кроме того, употребляются схватывающий узел (рис. 11) и другие.
2. Преодоление травянистых склонов

При движении по травянистому склону ногу надо выносить вперед расслабленно, кор­пус держать свободно, нагибаясь вперед тем больше, чем тяжелее груз и круче склон.

При подъеме «в лоб» ступни ног ставить под углом друг к другу, разводя носки «елоч­кой». С увеличением крутизны склона угол между ступнями увеличивается, а шаг де­лается короче; нога ставится на всю ступню.

По крутым длинным травянистым скло­нам следует идти зигзагами; если склон по­крыт отдельными камнями (редкой осыпью), то двигаться вплотную один за другим, чтобы в случае срыва камня успеть его задержать. При невозможности задержать покатившийся камень необходимо подать сигнал голосом «Камень».

Травянистые склоны большой крутизны сле­дует преодолевать на кошках.
3. Преодоление осыпей и морен

Лучшим маршрутом для движения по морене является ее гребень. По осыпи воз­можно движение в любом направлении. При передвижении по осыпям и моренам, прежде чем перенести тяжесть всего тела на очеред­ной камень, необходимо опробовать его ненапряженной ногой.


При спуске по мелким осыпям, если они до­статочной толщины и лежат на крутом травя­нистом склоне, переходящем в пологий, можно двигаться прямо вниз, используя сползание осыпи для ускорения движения.

Подъем по осыпям в зависимости от крутизны склона производится прямо «в лоб» или зигзагами. При движении зигзагами на пово­ротах подтягивать колонну и не допускать па­дения камней на идущих внизу. Ледоруб всегда следует держать на изготовке штырем к склону.

4. Преодоление горных рек

Горные реки и ручьи преодолеваются вброд или над водой. Наиболее безопасным временем для переправы через горные реки и ручьи вброд является первая половина дня.

Для переправы вброд через горные реки и ручьи наиболее доступны места в расширен­ной части русла или там, где оно разветв­ляется на несколько потоков и где глубина и скорость течения меньше.

Переправа вброд производится в обуви, на­детой на босые ноги, чтобы не поранить их о камни и сохранить сухими портянки (носки).

Для переправы над водой выбираются узкие участки русла или места с выступающими из воды камнями.

Переправляться вброд можно следую­щими способами (рис. 12 и 13):


  • по одному, с самостраховкой шестом и страховкой, организованной с берега при по­мощи веревки;

  • вдвоем, взяв друг друга за руки:

— шеренгами по 3—5 человек, положив друг другу руки на плечи;

— в круге по 5—8 человек, наклонив туло­вище вперед; при движении вперед круг одно­временно вращается;



Рис. 12. Переправа через горную реку вброд:

а—по одному; б—вдвоем; в—шеренгой;

г — в круге

— в колонне по одному (8—10 человек), взяв друг друга за грудную обвязку из вспо­могательной веревки или за поясной ремень.

Над водой переправляются:


— по выступающим камням, переступая с камня на камень (рис. 14);

— по сваленному дереву (бревну) со стра­ховкой с помощью перил;

— по веревке при помощи сиденья из вспо­могательной веревки с кольцом с защелкой или блока (рис. 15).

Ниже по течению на некотором .рас­стоянии от места переправы выставляются спасательные посты по два человека («двойки»),.-которые должны внимательно сле­дить за переправой.



Рис. 13. Переправа вброд в колонне по одному с орга­низацией спасательного поста



Рис. 14. Переправа через горную реку по высту­пающим камням

Спасательные «двойки» должны быть свя­заны веревкой; один должен быть готов к оказанию помощи, а другой — к надежной страховке.

5. Преодоление скал

Для преодоления скального участка вы­бирается наиболее выгодное общее направле­ние движения. На ближайшем отрезке марш­рута намечаются опоры для ног и рук. Руки используются для поддержки равновесия и в качестве вспомогательных опор.

Передвигаться следует равномерно, нето­ропливо, без рывков, всегда сохраняя три точки опоры (на две ноги и руку или на две руки и ногу). На небольших скальных уча­стках при отсутствии удобных выступов и трещин необходимо медленно переползать



Рис. 15. Переправа через горную реку с высокими бере­гами по веревке

вверх или вниз, плотно прилегая всем телом к скале.

Прежде чем взяться за тот или иной вы­ступ скалы, следует убедиться в его надеж­ности, очистить от мелких камешков и только после этого использовать его как опору.

Скальные маршруты преодолеваются в связке из двух и трех человек. При этом один двигается, а остальные страхуют. При подъеме наиболее опытный и сильный идет первым, а при спуске—последним. При про­хождении трудных участков первый идет без вещевого мешка (рюкзака). Грузы при этом переправляются на веревке.


При движении по крутому участку (вверх, вниз или вдоль него) для опоры рук и ног используются различные мелкие неров­ности скалы—углубления, выступы и расще­лины.







Рис. 16. Положение ступней ног при опоре на скалах:

о — на карнизе; б — на выступе; в — на плите; гна стене

Ступни ног на место опоры ставятся гори­зонтально, наклонно или вертикально, но по возможности на всю подошву (рис. 16). Уси­лие при опоре ногой следует направлять пер­пендикулярно к плоскости опоры.

Для увеличения устойчивости тела и на­дежности опоры ног дополнительно упи­раться ладонями в небольшие выступы и не­ровности скального склона сверху, сбоку, снизу или делать захват кистью (рис. 17).



Рис. 17. Положение рук при опорах и захватах на скалах

6. Преодоление ледовых склонов

Склоны крутизной до 20—25° могут преодолеваться в высокогорных ботинках с триконями и только в отдельных случаях — при помощи кошек; склоны крутизной до 25--400с помощью кошек; склоны крутиз­ной 40—50° — на кошках по вырубленным ступеням с помощью ледоруба. Преодоление склонов круче 50° требует исключительно вы­сокой техники владения ледорубом, кош­ками и использования крючьев для движения и страховки.

При движении на кошках по склонам любой крутизны ногу надо ставить на все зубья кошки. Перенося ногу вперед, следует отводить ее несколько в сторону, чтобы не задеть зубь­ями за другую ногу, и ставить с некоторым ударом, чтобы все зубья кошки вошли в лед.


Рис. 18. Преодоление ледовых склонов на кошках:

а—подъем «елочкой»; б—пересечение склона с постановкой ног под углом 90°
Ледоруб используется для самостраховки, вырубки ступеней и создания дополнитель­ной точки опоры. Склоны средней трудности преодолеваются «елочкой» (рис. 18). На крутых подъемах следует идти зигзагами, величина которых за­висит от крутизны и ширины склона.

При пересечении легкого ледового склона на кошках ноги ставить, как при ходьбе на равнине, а на склонах средней трудности пе­реставлять под углом 90° либо двигаться приставным шагом, стоя спиной к склону, бо­ком в направлении движения.

Ступени вырубаются с некоторым на­клоном во внутреннюю сторону (обращен­ную к склону), что предотвращает соскаль­зывание ног (рис. 19).



Рис.19.Вырубкаступеней.
7. Преодоление снежных (фирновых) склонов

При выборе маршрута движения по снежным и фирновым склонам следует избе­гать лавиноопасных участков, которыми яв­ляются ровные, гладкие склоны крутизной более 20°. При необходимости пересекать ла­виноопасный склон следует выбрать путь в верхней его части, увеличить дистанцию между солдатами на ширину лавиноопасного склона и идти след в след. По крутым скло­нам, покрытым уплотненным снегом или твер­дым фирном, передвигаться на кошках, как по ледовому склону.

По некрутому склону подниматься «в лоб» и идти «елочкой», выбивая ступени внут­ренним ребром подошвы.

При подъеме на склоны круче 30° ступени выбивать носком, опираясь на ледоруб. Спуск производится лицом к склону. С каждым шагом необходимо носки вбивать глубоко в снег, держась при этом за вбитый в снег ледоруб. Ледоруб на новое ме­сто следует переставлять через два шага, прочно утвердившись обеими ногами на вы­топтанных в снегу ступенях.

На ровных склонах с плотным снеж­ным покровом можно спускаться, скользя на ногах, держа ледоруб сбоку. Скольжение по незнакомому склону, а также в сидячем или лежачем положении не допускается.


При движении по снежным и фирновым склонам строго соблюдать правило двух то­чек опоры (на две ноги или на одну ногу и ледоруб).

При движении на лыжах склоны с не­глубоким снежным покровом и безопасные в отношении лавин, а также с подтаявшим сне­гом и непрочным настом преодолеваются зиг­загами. Склоны с глубоким и рыхлым снегом следует обходить, выбирая маршрут по от­крытым местам и гребням, где меньше снега. Склоны с твердым настом (ледовые) преодо­леваются на кошках.

По закрытым снегом ледникам путь необходимо прокладывать там, где нет тре­щин, или по той части ледника, где их меньше, направляя лыжи поперек возмож­ных трещин. При наличии трещин приме­няется страховка веревкой, а движение осуще­ствляется в связке по три или по четыре человека. Идущие в середине прикрепляются к веревке с помощью кольца с защелкой, а первый и последний привязываются.

Подъем на лыжах по некрутому склону производится прямо «в лоб» (рис. 21).



Рис. 21. «Прямой» подъем на лыжах

Подъем на более крутой, но короткий склон производится «елочкой» (рис. 22).

Для предотвращения «отдачи» назад на крутых подъемах лыжи от носка до пятки об­вязываются.

Спуск по снежным склонам производится в средней стойке, с выставлением одной ноги вперед.



Рис. 22. Подъем «елочкой» на лыжах

Основным способом уменьшения скорости движения при спуске является торможение «плугом» (рис. 24). Торможение можно про­изводить также с помощью палок между лыж или сбоку.

При спуске наискось в левую и правую сто­рону применяется торможение «полуплугом».

Повороты в движении выполнять переступанием и из положения торможения «плу­гом» или «полуплугом», перенося тяжесть тела на левую лыжню при повороте направо и на правую — при повороте налево.