prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7
В.М.АКИМУШКИН,


М.С.МОРГУЛИС

основы

ТИФЛОЛОГИИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ

ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ

КИЕВ "РАДЯНСЬКА ШКОЛА" 1980

ББК

74.3

371.9

А39

Рекомендовано комиссией по специальной

педагогике научно-методического совета

Министерства просвещения УССР

Акимушкин В. М., Моргулис И. С. Основы

тифлологии.-К.: Радянська школа, 1980 (I кв.)

2л. 10 к. 2000 экз. 60404.

В книге рассматриваются особенности позна-

вательной деятельности лиц с нарушениями

зрения, организации их трудового, физического

и эстетического воспитания в учебно-производ-

ственных объединениях и на предприятиях Укра-

инского общества слепых, освещаются методы и

приемы организации воспитательной работы на

предприятиях и в организациях Общества сле-

пых.

Книга рассчитана на работников системы

Общества слепых, учителей и воспитателей школ

слепых и слабовидящих, студентов дефектологи-

ческих факультетов пединститутов и других чи-

тателей, интересующихся проблемами тифлоло-

гии.

Рукопись рецензировали:

А. Г. Литвак, доктор психологических наук,

зав. кафедрой тифлопедагогики ЛГПИ им. А. И.

Герцена; В. Н. Синев, кандидат педагогических

наук, ст. научный сотрудник отдела дефектоло-

гии НИИ педагогики .УССР; Т. А. Гроза, инспек-

тор Министерства просвещения УССР.

60404-217

Издательство

<Радянська школа>, 19801

4310010000

М210(04)~80

В постановлении ЦК КПСС <О даль-

нейшем улучшении идеологической, по-

литико-воспитательной работы> намечена

четкая программа действий, направлен-

ных на всемерное усиление воспитатель-


ной работы с массами, обеспечение ее

связи с жизнью, с решением хозяйствен-

ных и политических задач.

Это предполагает, в частности, все-

стороннее изучение и учет психофизи-

ческих возможностей человека. Данная

задача, являясь актуальной в отноше-

нии нормально видящих людей, приоб-

ретает особое значение при решении

вопросов трудовой реабилитации инва-

лидов по зрению, познавательная и

трудовая деятельность которых осуще-

ствляется своеобразно. Нарушения зре-

ния сказываются на процессах чувствен-

ного познания окружающей действитель-

ности, трудовой деятельности и форми-

ровании личности незрячих. Поэтому

успешное обучение и воспитание, трудо-

устройство инвалидов по зрению может

осуществляться лишь в специальных

условиях, способствующих преодолению

отрицательных последствий слепоты и

включению незрячих в активную обще-

ственно полезную деятельность.

Однако решение этих вопросов

осложняется из-за недостаточной тифло-

логической подготовки лиц, ответствен-

ных за организацию труда, быта и

культурно-массовой деятельности инва-

лидов по зрению.

В данном пособии сделана попытка

изложить в определенной системе ряд

вопросов, связанных с деятельностью

Украинского общества слепых, особен-

ностями познавательной деятельности,

трудового, физического и эстетического

воспитания инвалидов по зрению.

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ

С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Предмет и задачи тифлологнн

Как известно, большинство тифлологических иссле-

дований проводится в связи с воспитанием,

обучением и развитием слепых и слабовидящих детей.


Это правомерное явление, обусловленное необходи-

мостью ранней компенсации и коррекции дефектов

зреш Однако ограничение исследований школьным

возр} л, на наш взгляд, несколько сужает их практи-

чески J направленность, так как большинство выпускни-

ков школ слепых и часть слабовидящих живут и рабо-

тают в среде взрослых инвалидов по зрению - членов

Общества слепых. Возрастной этап, связанный с суще-

ственной перестройкой условий жизни и деятельности

вчерашних школьников, ставит перед наукой новые

сложные проблемы. Кроме того, жизнедеятельность не-

зрячих в новых условиях служит своеобразным индика-

тором, характеризующим подготовленность выпускни-

ков школы к самостоятельной жизни и деятельности.

Поэтому особую актуальность приобретают работы,

в которых рассматриваются психолого-педагогические

и социальные проблемы, связанные с организацией тру-

да и быта взрослых инвалидов по зрению, раскрытием

особенностей их познавательной деятельности, обуче-

ния и воспитания.

В последние годы данные вопросы стали пред-

метом более широкого обсуждения. Так, книга

К. П. Примкулова <В одном строю> рассказывает о

деятельности Узбекского общества слепых, о трудо-

устройстве инвалидов по зрению, организации культур-

но-массовой деятельности.

Интересна книга А. М. Кондратова <Восстановле-

ние трудоспособности слепых>.

Эти книги и некоторые статьи, помещенные в спе-

циальных дефектологических изданиях и журна-

лах обществ слепых, позволяют констатировать по-

ложительную тенденцию в разработке проблем тифло-

логии.

В настоящее время понятие <тифло> приобрело ши-

рокое толкование. Оно включает не только слепых, но

и лиц, имеющих остаточное зрение, а также слабови-

дящих. Так, например, тифлопедагогика как наука о

закономерностях обучения и воспитания слепых со вре-

менем расширила диапазон объектов изучения и выяс-

' няет своеобразие обучения и воспитания лиц с раз-

личной степенью нарушения зрения.

Особенности психического развития лиц с наруше-

ниями зрения изучает тифлопсихология.

К числу тифлологических дисциплин относится и

тифлотехника. В <Дефектологическом словаре> дается

такое определение тифлотехники: <Тифлотехника -

а) отрасль дефектологии, разрабатывающая общие

принципы конструирования технических средств (при-

боров и приспособлений) для компенсации зрения у

слепых и слабовидящих; б) технические приборы и

приспособления> [S,407].

Тифлопедагогика, тифлопсихология, тифлотехника,

разрабатывая различные отрасли знаний о людях с на-

рушениями зрения, особенностях их психического раз-

вития, путях и средствах компенсации дефектов и т. д.,

представляют собой систему наук, объединенных об-

щим понятием тифлология.

Таким образом, тифлология - это система наук,

изучающих психолого-педагогические, социальные и

технические проблемы слепоты и слабовидения.

Тифлология входит в более сложную систему наук -

дефектологию.

В последние годы в специальной литературе широ-

ко используется понятие реабилитация.

Реабилитация слепых - это координированная сис-

тема государственных социально-экономических, меди-

цинских, педагогических и психологических мероприя-

тий, включающая профессиональное обучение и трудо-

устройство, базирующаяся на познавательной, трудовой

и общественной активности инвалидов по зрению.

Тифлологические науки неразрывно связаны и обус-


ловлены развитием смежных и других наук. Например,

тифлопедагогика и тифлопсихология опираются на

данные офтальмологии, физиологии, санитарии и гигие-

ны. Нельзя разрабатывать практические рекомендации,

направленные на обучение и развитие незрячих, не

учитывая к/ нических . характеристик органа зрения,

физиологии х закономерностей развития человека,

требований \ гитарин и гигиены.

Тифлопедагогика и тифлопсихология связаны с об-

щей педагогикой и психологией, патофизиологией,

школьной гигиеной, педиатрией, школьной психоневро-

логией.

Для разработки тифлотехническнх средств компен-

сации необходимо использовать достижения оптики,

электроники и смежных наук.

Таким образом, продуктивное развитие тифлологии

возможно лишь при условии комплексного подхода к

объектам изучения и использования новейших данных

науки и техники.

Общие закономерности

познавательной деятельности человека

с дефектами зрения

Успешное взаимодействие незрячих с окружающей

средой в широком смысле слова происходит в резуль-

тате перестройки психики человека на новые способы

и приемы познавательной, трудовой и других видов

деятельности. Такая перестройка осуществляется путем

приспособления человека к новым условиям существо-

вания. Приспособление человека представляет собой

сложные динамические процессы, обусловленные воз-

действием на него разнообразных внутренних (биологи-

ческих) и внешних (социальных) факторов. Рассмат-

ривая вопросы формирования процессов компенсации

у незрячих, М. И. Земцова пишет: <Общественно-трудо-

вая деятельность, сообразующаяся с возможностями и

способностями человека, является основным условием


формирования и развития процессов компенсации на-

рушенных функций в организме человека> [9,(>j.

Определяя значение биологических и социальных

факторов, следует подчеркнуть ведущую роль послед-

них.

Для инвалидов по зрению акцент на ведущую роль

социальных факторов приобретает особое значение. К

сожалению, еще полностью не изжито мнение о фаталь-

ном влиянии слепоты на развитие человека: если, мол,

возвратить зрение человеку в большинстве случаев

нельзя, то и нет смысла влиять каким-либо образом

на его развитие. Научная и практическая несостоятель-

ность такой позиции очевидна. Тысячи инвалидов про-

изводительно трудятся на предприятиях Общества сле-

пых, активно участвуют в общественной жизни коллек-

тива, занимаются техническим и литературным

творчеством, художественной самодеятельностью, спор-

том. Среди членов УТОС есть преподаватели школ и

высших учебных заведений, музыканты, юристы, науч-

ные сотрудники, рационализаторы, изобретатели, руко-

водители предприятий и общественных организаций.

Можно привести много примеров, иллюстрирующих

высокий уровень развития незрячих. Одновременно в

судьбе каждого незрячего прослеживается определен-

ная закономерность. Они воспитывались в труде, в

разнообразном по содержанию общении, в процессе

овладения новыми способами и приемами познава-

тельной и трудовой деятельности. Необходимость и

потребность были ведущими факторами в самостоя-

тельном решении проблем, которые постоянно возни-

кают в жизни незрячих.

Чтобы правильно понять роль и значение социаль-

ных факторов в развитии личности инвалидов по зре-

нию, их определяющее воздействие на формирование

процессов компенсации слепоты, следует помнить: эф-


фективность воздействия этих факторов существенно

повышается при их специальной организации. Если

незрячий попадает в условия, не приспособленные для

деятельности без зрения, он лишается возможности

применить свои способности и силы, ощущает беспо-

мощность, теряет веру в свои возможности. Совершен-

но другая жизненная позиция и отношение к окружа-

ющей среде возникает у незрячего там, где учитыва-

ются особенности его познавательной деятельности, где

среда организована специальным образом. Например,

в школах слепых детей обучают пользоваться при

письме и чтении рельефным шрифтом Брайля, а также

специальными учебными пособиями. Во многих Домах

культуры УПО и УПП УТОС организован просмотр

кинофильмов с комментированием; в производственных

помещениях и на территории предприятий оборудова-

ны ориентирующие устройства; н? рабочих местах ин-

валидов по зрению установлены! способления, помо-

гающие выполнять сложные тех\ огические операции

и одновременно добиваться высокой производитель-

ности труда.

Процесс развития незрячих, их успешная реабили-

тация - результат сложного взаимодействия внутрен-

них и внешних факторов. Ведущими являются внешние.

Отсюда вытекает важная социальная и психологиче-

ская задача, успешное решение которой в значитель-

ной степени зависит от организации труда и быта инва-

лидов по зрению. Суть ее состоит в том, чтобы во всех

сферах жизни и деятельности незрячих были созданы

благоприятные условия, соответствующие их познава-

тельным и трудовым возможностям.

На протяжении всей истории развития человеческо-

го общества слепые вызывали интерес окружающих.

Людей удивляла их способность к самостоятельному


передвижению, хорошая память, умение выполнять

различные трудовые операции. Эти качества слепых

объяснялись с религиозных позиций, как проявление

божественных сил. Со временем, благодаря усилиям

самих незрячих, проявивших интерес к изучению пси-

хологии слепых, а также на основе специально прове-

денных исследований, начинают формироваться науч-

ные основы тифлопсихологии. Становление и развитие

научных психологических знаний о познавательной

деятельности инвалидов по зрению проходило в дли-

тельной борьбе различных течений. В тифлопсихологии

нашли отражение разные подходы к оценке познава-

тельных возможностей инвалидов по зрению. Сущест-

вовало мнение, что потеря зрения почти не оказывает

влияния на психику человека, а в некоторых отноше-

ниях даже способствует более успешному развитию

психических процессов. Согласно другому мнению на-

рушения зрения приводят к формированию <особой>

психики человека, не способной к развитию и совер-

шенствованию.

Ошибочность и ограниченность подобных взглядов

на психологию слепых обусловливалась тем, что лич-

ность человека рассматривалась как биологическая

единица, изолированная от общества. Поэтому ее раз-

витие трактовалось как процесс саморазвития внутрен-

них сил, а не как процесс усвоения незрячим вырабо-

танного человечеством опыта: знаний, умений и навы-

ков.

Различные взгляды, касающиеся характера влияния

слепоты на развитие человека, в конечном итоге можно

свести к двум противоположным направлениям: пере-

оценке или недооценке познавательных возможностей

незрячих. Здесь уместно указать на известную истину

о взаимной зависимости теории и практики, о их влия-

нии друг на друга. Например, недооценка познаватель-

ных возможностей незрячих приводила к тому, что на

практике в общественном мнении проявлялось недове-

рие к незрячим.

В результате сужалась сфера применения их труда,

примитивнзировалось содержание обучения в школах

слепых и т. д,

Отмеченные направления не выдерживают критики

при столкновении с практикой, с познавательной и тру-

довой деятельностью инвалидов по зрению.

Тифлопсихология в настоящее время располагает

данными, позволяющими рассматривать закономерности

психического развития назрячих, объективно характери-

зовать их психику, ее сильные и слабые стороны.

Изучение психологии незрячих базируется на идеях

классиков марксизма-ленинизма, великих русских фи-

зиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова.

Характеристика с материалистических позиций пси-

хического развития незрячих, особенностей их социаль-

но-трудовой реабилитации нашла свое отражение в

трудах советских тифлопсихологов и тифлопедагогов

М. И. Земцовой, Ю. А. Кулагина, Б. И. Коваленко,

В. С. Сверлова, Л. И. Солнцевой, А. И. Зотова,

А. Г. Литвака и др.

Представление о познавательных возможностях ин-

валидов по зрению является необходимой предпосыл-

кой для формирования общественного мнения об этой

категории трудящихся, что,, в свою очередь, обеспечива-

ет правильное отношение к ним. Научные знания по тиф-

лопсихологии позволяют некоторым незрячим не только

по-новому оценить свои познавательные возможности,

10

но и заняться самовоспитанием. Таким образом, тифло-

психология как наука о закономерностях психического

развития лиц с нарушением зрения может стать регуля-

тором поведения людей, определять стратегию и такти-


ку отношения к инвалидам по зрению.

Рассмотрим возможную житейскую ситуац! Орга-

низатор культурно-массовой работы на УПП \ вводит

с незрячими экскурсию в исторический музей. Экскур-

сия состоялась, однако ее участники не получили ожи-

даемого удовлетворения и не откликнулись на очеред-

ное приглашение посетить краеведческий музей.

Анализ причин утраченного интереса к экскурсиям

показал, что организатор, новый человек на предприя-

тии, не предусмотрел и не обеспечил возможности не-

посредственного осязательного восприятия незрячими

экскурсантами экспонатов музея. Из-за этого познава-

тельная ценность экскурсии снизилась, так как предме-

ты материальной культуры - главное содержание му-

зея-остались за полем восприятия. Объяснения эк-

скурсовода, не подкрепленные показом различных

предметов, мало удовлетворяли слушателей и, более

того, напоминали об утерянных возможностях зритель-

ного восприятия. Подобные ситуации могут возникать

при трудоустройстве инвалидов по зрению, оборудова-

нии производственных и бытовых помещений, выборе

места для строительства дома, базы отдыха и т. д.

Многие из возникших проблем можно решить на осно-

ве учета особенностей познавательной деятельности не-

зрячих. Например, при размещении производственного

оборудования надо предусмотреть свободные и без-

опасные подходы к станкам, ограждения опасных зон,

компактность, исключающую необходимость простран-

ственных перемещений рабочего во время работы и т. д.

При выборе места для строительства дома или базы от-

дыха следует учитывать количество и сложность улич-

ных переходов, благоустройство улиц, их планиров-

ку, отдаленность от городского транспорта, магази-


нов и предприятий бытового обслуживания и пр. Неко-

торые руководители УПП УТОС не торопятся модерни-

зировать производство, переходить на выпуск новых,

более сложных видов изделий. Это объясняется, види-

мо, тем, что они недооценивают трудовых возможностей

незрячих и не доверяют им. На некоторых УПП поме-

11

щения и территории плохо оборудованы ориентирую-

щими приспособлениями. Это создает для инвалидов

дополнительные трудности в овладении пространством,

приводит к травмам и конфликтным ситуациям. В при-

веденных выше примерах есть общая основа: недоста-

точное или превратное представление об особенностях

развития инвалидов по зрению.

Инвалиды по зрению, как и видящие люди, облада-

ют индивидуальными особенностями. У них разные спо-

собности, задатки, интересы, характеры, жизненный

опыт и т. д. На развитие всех людей влияют наследст-

венные факторы и среда, то есть, психическое развитие

зрячих и незрячих подчиняется одним и тем же законо-

мерностям. Однако полное или значительное наруше-

ние зрения по-разному сказывается на формировании

различных психических процессов и сторон личности.

При одинаковом состоянии зрения инвалиды отлича-

ются друг от друга умением самостоятельно ориентиро-

ваться в пространстве, использовать осязание, слух

и т. д. Понимание особенностей психического развития и

формирования личности незрячих позволяет глубже

проникнуть в сущность поведения человека, обнаружить

причины различных проявлений его личности. Без это-

го нельзя эффективно управлять производственной,

культурно-массовой и общественной жизнью коллекти-

вов незрячих.

На развитии незрячих сказываются причины поте-

ри зрения, возраст, в котором наступила слепота, со-

стояние зрительных функций, характер течения глазно-

го заболевания и его прогноз, наличие сопутствующих

заболеваний и т. д.

Каждая из причин по-разному сказывается на тя-

жести поражения органа зрения, предопределяет харак-

тер течения заболевания.

Вследствие мозговых заболеваний (энцефалита, ме-

нинго-энцефалита и др.), у части слепых детей наблю-

дается умственная отсталость. Умственно отсталые

слепые школьники обучаются по упрощенным програм-

мам вспомогательной школы. Им свойственны откло-

нения в эмоционально-волевой сфере, неспособность к

длительному сосредоточению внимания, к самокритич-

ной оценке своих поступков и действий и т, д. После

окончания школы умственно отсталые подростки попа-

12

дают на производство. Работа на конвейерных и поточ-

ных линиях, требующая соблюдения определенного

ритма и устойчивого внимания, им противопоказана.

Они могут выполнять простые операции (изготовле-

ние картонажных изделий, плетение и другие неслож-

ные работы), не связанные с механической обработкой

материалов.

Рабочих с таким диагнозом следует постоянно кон-

тролировать. Необходимо также, чтобы к ним положи-

тельно относились интеллектуально полноценные члены

бригады.

Нарушения зрения вследствие глаукомы также

сужают диапазон профессий, рекомендуемых для раци-

онального трудоустройства инвалидов по зрению. Им

противопоказаны процессы, связанные с поднятием тя-

жестей, с вибрацией, резкими движениями и т. д.

Исходя из общепсихологического положения о том,

что психика человека формируется в процессе деятель-

ности, можно сделать вывод: чем сложнее и разнооб-


разнее деятельность, тем больше предпосылок для раз-

вития и совершенствования всех сторон личности не-

зрячих. Если, например, человеку противопоказаны

занятия спортом, естественно, его двигательная куль-

тура не достигнет высокого уровня развития. Однако

не следует пессимистически воспринимать данный вы-

вод.

Каждый человек, даже с тяжелыми нарушениями

зрения, имеет большие трудовые, познавательные и

творческие возможности. Поэтому лица, ведающие

профориентацией и трудоустройством инвалидов, на

основе всестороннего и тщательного изучения личности

незрячего должны найти и рекомендовать ему дело, в

котором он без ущерба для своего здоровья сможет

наиболее полно реализовать их.

Специальное изучение психики незрячих показыва-

ет сложную зависимость между уровнем развития чело-

века и временем потери зрения. В связи с этим надо

осторожно подходить к утверждению, что большой стаж

<зрячей> жизни прямо пропорционален уровню разви-

тия психических процессов и личности незрячего. Это

утверждение справедливо, если состояние развития че-

ловека не связывать с перестройкой его на новый спо-

соб жизни и деятельности без зрения.

13

Действительно, благодаря полноценному зрению и

сохранности других органов восприятия человек может

усваивать разнообразную информацию (зрительную,

слуховую, осязательную и т. д.), заниматься различны-

ми видами науки, искусства, спорта, трудиться в любой

отрасли народного хозяйства. Свобода выбора занятий

обогащает представление человека о предметах и явле-

ниях окружающей действительности, совершенствует его

познавательные и двигательные возможности, речь и

другие психические процессы. Вступая в контакты с


широким кругом людей, человек усваивает их знания и

опыт в процессе общения. К моменту потери зрения че-

ловек обладает обширным запасом представлений, зна-

ний, умений и навыков, составляющих прочную основу

индивидуального опыта. В этом состоит огромная цен-

ность предшествующего <зрительного> образа жизни.

Однако, как показывает опыт. незрячие, потеряв-

шие зрение в зрелые годы, испытывают большие труд-

ности в деятельности, связанной со становлением у них

компенсаторных процессов, чем ослепшие в детском или

молодом возрасте. Особенно это сказывается на овла-

дении осязательным способом восприятия, чтением и

письмом по Брайлю, на самостоятельной ориентировке

в пространстве и т. д. С возрастом у человека выраба-

тывается определенный стереотип поведения, динами-

ческие характеристики которого ослабевают постепен-

но. Поэтому уход потерявшего зрение из обычной

трудовой среды, изменение привычных способов дея-

тельности, приобретение новой специальности происхо-

дят более сложно и болезненно.

Установлено, что потеря зрения у ребенка, наступив-

шая после того, как сформировалась речь, не приводит

к существенному расхождению между словом и обра-

зом данного предмета или явления. У незрячих от рож-

дения возникает больше предпосылок для разрыва

между словом и образом: часть понятий не имеет опо-

ры в представлении, то есть слово не наполнено кон-

кретным предметным содержанием.

Изложенное выше свидетельствует о том, что фактор

времени потери зрения необходимо учитывать при оп-

ределении путей трудовой реабилитации каждого не-

зрячего. Только осуществляя дифференцированный под-

ход к судьбе каждого инвалида по зрению, можно


14

обеспечить условия, при которых человек, приобретая

уверенность в своих силах, займет достойное место в

трудовой жизни общества. Особенно важно подобрать

такую деятельность, в которой бы рационально сочетал-

ся гуманный подход 'к личности незрячего с экономи-

ческой и производственной целесообразностью. Так, пе-

дагог массовой школы, потеряв зрение, освоил одну из

рабочих специальностей на УПП. Работа на предприя-

тии и государственная пенсия обеспечили инвалиду ма-

териальное благополучие, однако он испытывал опреде-

ленную неудовлетворенность от своего труда. Одно-

временно человек осознал, что применить свой прошлый

учительский опыт в школе он не может.

Это пример общей трудовой реабилитации инвалида

по зрению. Проблема же профессиональной его реаби-

литации осталась нерешенной.

Видимо, в подобных случаях выход следует искать

не только в производственной деятельности. Это, прав-

да, не исключает поисков более рационального трудо-

устройства инвалида, предоставления ему работы, в ко-

торой он смог бы как-то реализовать свой прошлый

опыт. Однако на предприятии не всегда можно найти

такую работу. Поэтому такого человека следует вовле-

кать в общественную жизнь коллектива: проведение

лекций и бесед, самодеятельность, работу кружков и

объединений по интересам, организацию и проведение

диспутов, обсуждение произведений искусства, орга-

низацию помощи ученикам школ рабочей молодежи

и т. д. Нужно тактично помочь каждому инвалиду по

зрению найти путь для самовыражения личности, со-

ответствующий его индивидуальным особенностям и

склонностям.

Многие рабочие и служащие УПП, учащиеся школ

для слепых имеют остаточное зрение. По данным


М. И. Земцовой (1963 г.), учащиеся школ слепых рас-

пределялись по степени сохранности остроты централь-

ного зрения так [7,16]:

Острота центрального зренияПроцент учащихся

Абсолютная слепота Светоощущенне Счет пальцев у лица 0,01-0,04 0,05-0,214,7 9,33,6 24,6 47,8

15

Естественно, что со временем эти воспитанники

школы перешли на производство. Таким образом, мож-

но говорить о наличии на предприятиях УТОС тенден-

ции к увеличению лиц с остаточным зрением.

Остаточное зрение даже на уровне светоощущения

положительно влияет на познавательную и трудовую

деятельность инвалидов по зрению. Например, при по-

мощи светоощущения, позволяющего грубо дифферен-

цировать световой фон окружающей обстановки, незря-

чий обнаруживает в пространстве препятствие. При бо-

лее значительных остатках зрения оно используется для

распознавания различных объектов, регуляции трудо-

вых действий и т. д. Благодаря этому быстрее

воспринимаются предметы и явления, обогащается пред-

ставление о них. Однако наличие даже незначительных

остатков зрения тормозит развитие культуры осязания>

так как во всех видах деятельности лица с аномалиями

зрения пытаются использовать его даже в операциях,

практически недоступных и вредных для дефектного

зрительного анализатора, например, при чтении брай-

левского шрифта. В целом же остаточное зрение имеет

огромное положительное значение в жизни и деятель-

ности инвалидов по зрению. Забота о сохранении и

развитии его должна стать одной из первостепенных

задач не только врачей-офтальмологов УПП, но и каж-

дого ответственного за трудоустройство, бытовое и

культурное обслуживание инвалидов по зрению. Особое

значение в этом приобретают содержание и методы про-


фессионального обучения учащихся школы слепых и

молодых рабочих УПП. Хоть у них и сохранилось оста-

точное зрение, они должны уметь работать при помо-

щи осязания. Наблюдения показывают, что многие

рабочие и представители администрации не проявляют

должной требовательности к соблюдению охранного

режима даже в тех случаях, когда использование оста-

точного зрения не диктуется производственной необхо-

димостью. На ряде предприятий не соблюдаются нормы

освещенности рабочих мест и помещений; рабочие

выполняют операции, противопоказанные при данной

клинической, форме заболевания органа зрения и т. д.

В результате может ухудшиться состояние зрения.

Врачи-офтальмологи и инженеры по рациональному

трудоустройству, должности которых недавно введены

16

на предприятиях УТОС, помогают незрячим выбрать

профессию, отвечающую особенностям их психофизиче-

ского развития. Кроме того, большое значение имеет

систематический контроль за состоянием остаточного

зрения у рабочих для своевременного предотвращения

вредного влияния отрицательных факторов.

Сохранение остаточного зрения у рабочих и служа-

щих УПО и УПП - огромная по своей психологической

и социальной сущности задача. На современном этапе

развития Украинского общества слепых её необходимо

и возможно решить положительно.

Создание благоприятных условий для сохранения

I остаточного зрения тесно связано с течением глазного

(заболевания. Клинические данные о глазных заболева-

ниях у инвалидов по зрению показывают, что у части

из них болезненный процесс продолжается и обнаружи-

вает тенденцию к ухудшению; у некоторых инвалидов

отмечаются положительные сдвиги и зрение улучша-


ется. Естественно, что стабилизация заболевания, улуч-

шение или постепенная утрата зрения не проходят

бесследно для психики человека. Это сказывается, в

частности, на его отношении к окружающей среде, к

труду, на настроении, познавательной и общественной

активности и др. Ухудшение зрения создает предпосыл-

ки для пессимизма, эмоциональных вспышек, раздражи-

тельности, безразличия к своим обязанностям. Когда

' зрение улучшается, у человека может появиться излиш-

няя самоуверенность, ослабление самоконтроля за со-

стоянием зрения. Однако нельзя делать однозначный

вывод о характере или влиянии только течения болез-

ни на личность человека. Человек, живя и действуя в

определенной среде, подвергается различным влияниям,

которые или смягчают, или обостряют воздействие того

или иного фактора, в данном случае болезненного про-

цесса. Поэтому от среды в широком смысле слова, где

живут и трудятся инвалиды по зрению, зависит степень

тяжести влияния заболевания на личность.

При решении вопросов, связанных с рациональным

трудоустройством, организацией трудовой и культур-

но-массовой деятельности, быта инвалидов по зрению,

необходимо учитывать все факторы. Полная реализация

гуманных принципов социалистического общества по

отношению к инвалидам по зрению предполагает сугубо

2 271

17

индивидуальный подход к каждому человеку, всесто-

ронний и объективный учет особенностей его развития,

а также факторов, влияющих на становление механиз-

мов компенсации слепоты. Только при этом условии

инвалиды по зрению могут включаться в активную со-

зидательную деятельность, правильно сочетать личное

и общественное в сложном процессе социально-трудо-


вой реабилитации.

По установленной классификации к слепым относят-

ся лица. острота зрения которых находится в пределах

от 0% до 0,04%. Таким образом, контингент слепых

включает людей, полностью лишенных зрения (тоталь-

но слепые) и обладающих остаточным зрением.

Невзирая на значительные индивидуальные разли-

чия психической деятельности слепых, ей присущи об-

щие закономерности развития. В первую очередь, это

относится к перестройке способов восприятия и отраже-

ния предметов и явлений окружающей действительности.

В процессе эволюционного развития, в активном

взаимодействии человека с окружающей средой у него

сформировался сенсорный аппарат, способный воспри-

нимать все многообразие окружающего мира. При по-

мощи пяти органов чувств человек воспринимает цвет,

звуки, запахи, вкус, величину, форму и другие признаки

предметов и явлений. Под влиянием труда и условий

деятельности отдельные органы чувств, реагируя на

определенные раздражители, развиваются, совершен-

ствуются, между ними образуются функциональные

связи. Данный процесс развития познавательной дея-

тельности обеспечил своеобразное динамическое равно-

весие между окружающей человека природой, социаль-

ной средой и его познавательными возможностями. В

результате потери зрения количество каналов получе-

ния информации об окружающем ограничивается. Од-

нако выпадение зрения из системы познавательных

средств не создает непреодолимой преграды для после-

дующей познавательной и трудовой деятельности чело-

века. Приспособительные внутренние силы создают био-

логические предпосылки для восстановления утрачен-

ного равновесия. При потере зрения или других

нарушениях <включаются защитные средства организ-


ма, мобилизуются разнообразные резервные ресурсы,

возникают различного рода перестройки и замещения,

18

которые противодействуют прогрессирующему разви-

тию патологических процессов> [8,757]. В реальных

жизненных ситуациях, потеряв зрение, человек переклю-

чается на осязательный или слуховой способ восприятия

предметов и явлений.

Компенсация слепоты не ограничивается приспособ-

лением человека к новым условиям существования.

Успешное развитие лиц с дефектами зрения, их со-

циально-трудовая реабилитация возможны благодаря

потенциальным резервам человеческого организма, но

возможны только в определенных условиях. Именно

поэтому при одинаковом состоянии зрительных функций

некоторые незрячие обладают разнообразным запасом

представлений и знаний об окружающем мире, хорошо

ориентируются в пространстве и коллективе, обслужи-

вают себя, успешно овладевают трудовыми процессами,

другие имеют примитивный, ограниченный круг пред-

ставлений.

Потеря зрения, поставив людей в одинаковое поло-

жение, создает лишь фон, на котором по-разному про-

исходит развитие каждого человека. В действие всту-

пают социальные факторы, имеющие решающее значе-

ние в процессе компенсации слепоты. Если потерявший

зрение ребенок обучается в специальной школе, а здесь

постоянно учитываются его психофизические особен-

ности, если ослепший взрослый включился в доступную

ему общественно полезную деятельность, то каждое

мгновение их активной жизни разрушает преграды,

воздвигнутые слепотой, раздвигает границы познания,

обогащает внутренний мир.

Если инвалид по зрению проявляет стремление к

совершенствованию, интерес к жизни, мужество и на-


стойчивость, благоприятные условия внешней среды

помогают ему достичь поставленной цели. При таком

сочетании внешних и внутренних факторов ускоряется

развитие незрячих, процесс компенсации слепоты. Эта

известная истина, подтвержденная жизненным опытом

незрячих, к сожалению, не всегда служит действенным

ориентиром для некоторых инвалидов по зрению. Еще

приходится сталкиваться с пассивностью, нежеланием

учиться и повышать общеобразовательный уровень и

деловую квалификацию.

В Украинском обществе слепых трудятся тысячи

2.*

19

инвалидов по зрению, жизнь которых может служить

эталоном активного отношения к своей судьбе. Эти

люди реально оценивают свое состояние и жизненные

перспективы. Общаясь с такими людьми, невольно

проникаешься к ним глубоким уважением за их жизне-

утверждающий оптимизм, широкий и разносторонний

культурный и профессиональный кругозор, стремление

быть в гуще жизни, приносить пользу людям. М. И. Зем-

цова писала: <Огромную роль в процессе компенсации

играет сознание, идейная направленность человека и

социальные мотивы его деятельности, определяющиеся

общественными отношениями. Важным условием и

мощным средством компенсации являются правильно

организованная система и методы обучения и воспита-

ния слепых и их трудовое устройство> [9,311].

Изложенное выше о значении активной жизненной

позиции незрячих в процессе преодоления отрицатель-

ных последствий слепоты - важная социально-психоло-

гическая проблема, решение которой зависит от самих

инвалидов по зрению и от лиц, ответственных за орга-

низацию их быта, трудовой и общественной деятель-

ности.

На многих предприятиях, в частности на Черновиц-


ком УПО УТОС, членов УТОС вовлекают в производ-

ственную, общественно-политическую, культурно-мас-

совую и спортивную работу, благодаря чему незрячие

имеют возможность практически использовать свои

творческие потенции, проявить инициативу, осознать

свою полезность. Только при наличии такой системы

работы можно сформировать у инвалидов по зрению

прочную и активную жизненную позицию, обеспечить

благоприятные условия для успешного гармонического

развития личности.

К сожалению, еще существует и другой подход к ор-

ганизации жизни членов УТОС. На некоторых УПО и

УПП задачи Общества слепых сводятся к трудоустрой-

ству инвалидов по зрению и организации их производ-

ственной деятельности. Это существенно ограничивает

сферу положительного влияния Общества слепых на

жизнь своих членов и не соответствует уставным требо-

ваниям. В постановлении IX съезда Украинского общест-

ва слепых (май 1976 г.) подчеркивается необходимость

дальнейшего улучшения воспитательной работы, разви-

20

тия самодеятельного творчества, широкого приобщения

членов УТОС и всех работников системы к культуре,

спорту. Успешная реализация этих задач будет способ-

ствовать гармоническому развитию инвалидов по зре-

нию.

Как было указано выше, при потере зрения под

влиянием внутренних и внешних факторов здоровые

органы чувств берут на себя часть зрительных функ-

ций, обеспечивая восприятие и отражение в сознании

основных признаков и свойств предметов и явлений

окружающего мира.

Длительное время в тифлопсихологии происходила

борьба двух точек зрения. Одни тифлопсихологи при-

знавали ведущим слух, другие-осязание. Первые

аргументировали свою точку зрения огромной ролью


слуха в процессе общения. В таком утверждении не-

сомненно есть смысл. Однако на этапе чувственного

познания мира, направленного на отражение в сознании

конкретных признаков и свойств предметов, слуховых

ощущений недостаточно. На первый план выдвигается

осязание. По этому поводу А. Г. Литвак пишет: <Только

благодаря деятельности кожного и двигательного ана-

лизаторов слепой может правильно отразить в своем

сознании действительные пространственные свойства и

отношения окружающего мира. Эта возможность за-

ключена в сходстве деятельности зрения и осязания, их

способности отражать одни и те же категории призна-

ков предметов (форму, величину, удаленность и т. д.),

в то время как слух многие пространственные категории

непосредственно отразить не в состоянии> [11,64-65].

Таким образом, осязание, в первую очередь у тоталь-

но слепых, благодаря которому они получают непосред-

ственные впечатления о предметах, является ведущим

анализатором. Ограниченное использование, осязания

в познавательной деятельности существенно обедняет

внутренний мир инвалидов по зрению и тормозит овла-

дение способами и приемами практических действий без

зрения.

Ослепшие в зрелом возрасте испытывают особые

трудности при переходе на осязательный способ вос-

приятия. Сталкиваясь с трудностями, они часто не

проявляют должной настойчивости и идут по пути

наименьшего сопротивления, то есть полностью ориен-

21

тируются на слух. Поэтому, консультируя новых членов

УТОС, следует на конкретных примерах показать им

роль и значение осязания в познавательной и трудовой

деятельности.

Выделение одного из анализаторов, в данном слу-

чае-осязания, в качестве ведущего средства в позна-


нии мира незрячими имеет относительный характер и

требует определенных оговорок. Например, инвалиды

I группы, обладающие незначительными остатками зре-

ния, с достаточной продуктивностью используют их в

своей деятельности. В зависимости от определенных ви-

дов деятельности зрения и слух могут выдвигаться на

первый план. Кроме того, в сложном процессе восприя-

тия мира принимают участие не отдельные, изолирован-

ные друг от друга органы чувств, а их системы. <В

процессе чувственного отражения на уровне ощущений

принимают обычно участие несколько анализаторных

систем, причем выделение ведущего анализатора в

каждый определенный момент зависит не только и, бо-

лее того, не столько от степени и характера нарушения

функций, сколько от объективных, не зависящих от

человека свойств, качеств и признаков отражаемых

предметов и явлений> [11,бб].

Таким образом, в естественных познавательных ситуа-

циях незрячие, испытывая на себе целостное воздейст-

вие окружающей среды, также целостно, при помощи

всего комплекса своих познавательных средств отража-

ют мир. Качество такого отражения зависит от степени

развития органов и слаженности работы их систем.

Длительное время существовало мнение, что успеш-

ность познавательной деятельности незрячих предопре-

деляется, главным образом, высоким уровнем развития

осязательных, слуховых и других анализаторов.

Л. С. Выготский же считал, что <речь должна идти не

о развитии органов восприятия как о первой задаче

тифло-и сурдопедагогики, но о некоторых более слож-

ных и целостных, активных и действенных формах дет-

ского опыта> [б].

Рассмотрим одну из конкретных познавательных

ситуаций. На выставке изделий, изготовленных на


предприятиях Общества слепых, экспонируются слож-

ные электротехнические приборы. Посетители выстав-

ки - инвалиды по зрению - пытаются самостоятельно

22

разобраться в их назначении, принципах работы и тех-

нологии изготовления. Двое незрячих, держа в руках

приборы, осязательно обследуют их. Один незрячий

действует по определенной системе: выделяет основную

и второстепенные части, прослеживает связи между ни-

ми, способы подключения к источнику питания и т. д.

Вот он и разобрался в приборе. Другой действует хао-

тично: крутит прибор в руках, проявляет внимание к

частям второстепенного характера, обращается за по-

мощью и разъяснениями к работникам выставки.

Следует сказать, что данный прибор состоял из.

достаточно больших частей, изготовленных из знако-

мых материалов, и был вполне доступен для осязатель-

ного восприятия. Это позволяло двум незрячим всесто-

ронне обследовать его. Трудности возникли при

расшифровке полученных впечатлений, объяснении

функционального назначения отдельных частей, при-

ведении их в определенную систему. Первый экскур-

сант на основании своего предшествующего опыта^

знаний о приборах подобного типа вообще сформули-

ровал для себя рабочую версию и в соответствии с

ней обследовал объект. Подготовка второго посетителя

выставки оказалась более низкой, поэтому его познава-

тельные действия не были целеустремленными, не

подчинялись определенной логической схеме.

Следовательно, главным фактором, определяющим

успешную познавательную деятельность инвалидов по

зрению, является развитие высших психических процес-

сов: мышления, речи, памяти, произвольного внимания

и т. д. Такое развитие происходит в процессе обучения,


трудовой и общественной деятельности. Преодоление

отрицательных последствий слепоты и успешная реа-

билитация незрячих зависит от условий, в которых жи-

вет и действует человек. Примитивные по своему содер-

жанию условия не способствуют формированию слож-

ных психических процессов. Если же незрячий учится в

школе или институте, занимается рационализаторской

или изобретательской работой, участвует в художест-

венной самодеятельности, следит за новинками художе-

ственной литературы, посещает театры, кино, музеи, то

от постоянно сталкивается с вопросами, которые требу-

ют размышлений, анализа получаемой информации и

определенных выводов. В процессе такой деятельности

23

развиваются память и внимание, совершенствуются

мыслительные процессы (анализ и синтез), вырабаты-

вается привычка аналитически подходить к предметам

и явлениям окружающей жизни. Каждое впечатление,

основательно обработанное логически, приобретает

большое смыслоразличительное значение и способствует

успешной ориентировке в предметной и социальной

среде.

Поэтому следует совершенствовать формы обучения

инвалидов по зрению, повышать их престижность, во-

влекать незрячих в интересную и содержательную дея-

тельность Общества слепых,

Слепота теряет свои позиции перед широким фрон-

том атакующих знаний, умений и навыков. Известная

народная поговорка о знаниях, несущих свет, со всей

полнотой отражает сущность этой проблемы.

Как известно, человек воспринимает окружающую

его среду при помощи зрения, осязания, слуха, обоняния

и вкуса. У незрячих зрение отсутствует полностью или

значительно ослаблено. Наблюдения за познавательной

деятельностью инвалидов по зрению и материалы спе-


циальных исследований показывают, что основные

признаки предметов и явлений доступны познаватель-

ным возможностям слепых. Например, незрячий, взяв в

руки предмет (портфель), мгновенно скажет, что это

такое. Без труда он определит основные признаки

предмета: форму, размеры, вес, материал, характер

поверхности. За полем восприятия окажется цвет порт-

феля, однако этот пробел не имеет существенного зна-

чения. Аналогично незрячие познают мир и в более

сложных ситуациях.

Таким образом, при отсутствии зрения человек,

используя осязание, получает необходимую информа^

цию о предметном окружении, <...рука, ощупывающая

внешние предметы, дает слепому все, что дает нам

глаз, за исключением окрашенности предметов и чув-

ствования вдаль, за пределы длины руки> [15,557]. А

если к этому добавить слух, обоняние, вкус и остаточ-

ное зрение, то окажется, что незрячие в принципе обла-

дают познавательными возможностями, близкими к

возможностям зрячих. Некоторые признаки внешней

среды человек воспринимает различными органами

чувств. Так, величина предмета воспринимается зре-

24

нием и осязанием, расстояние - зрением и слухом, ма-

териал - зрением, слухом и т. д. Это также существен-

но расширяет процесс восприятия незрячими конкрет-

ных объектов. Но каждому человеку необходимо

оперативно реагировать и на внешние воздействия.

Здесь вступает в силу ряд ограничений, обусловленных

нарушениями зрения, что, в свою очередь, предопреде-

ляет особенности познавательной деятельности инвали-

дов по зрению.

Осязание в познавательной

и трудовой деятельности инвалидов по зрению

Осязание, основным органом которого является ру-

ка, сочетает кожные и мышечные ощущения. При по-

мощи осязания, прикасаясь к предметам, человек вос-

принимает их разнообразные признаки и свойства:

величину, упругость, плотность, температуру, расстояние

и скорость, вес, форму и т. д. И. М. Сеченов писал: <Ла-

донная поверхность руки, подобно сетчатке глаза, дает

сознанию форму предметов - слепые читают по выпук-

лым буквам рукою; а двигатели руки, подобно двигате-

лям глазного яблока, дают величину и положение

покоящихся предметов относительно нашего тела,

равно как пути и скорости двигающихся... Зрячий

избалован зрением в деле познания формы, величины,

положения и передвижения окружающих его предме-

тов; поэтому он не развивает драгоценной способности

руки давать ему те же самые показания, а слепой к

этому вынужден, и у него чувствующая рука является

действительным заместителем видящего глаза> [{6,896-

-397}.

При осязательном восприятии у слепых и зрячих

возникают одинаковые иллюзии. Следовательно, незря-

чие обладают инструментом, который дает возможность

компенсировать утраченное зрение, то есть определять

признаки и свойства предметов, воспринимаемые зре-

нием.

Осязательные ощущения возникают лишь при со-

прикосновении с предметом. Чтобы представить себе

клуб, его форму, устройство, мебель, незрячий должен

обойти все помещение, руками обследовать множество

объектов. Зрячему же достаточно окинуть их взглядом.

25

Осязательное восприятие требует гораздо больше вре-

мени, физических и психических ^усилий, чем зритель-

ное. Контактный характер осязательного восприятия,

таким образом, количественно ограничивает возмож-

ности человека в накоплении конкретных представле-


ний о предметах окружающего мира: за один и тот же

отрезок времени зрячий и незрячий воспринимают раз-

ное количество предметов.

Своеобразие осязательного восприятия проявляется

в процессе познания относительно больших предметов.

Обследует их незрячий в определенной системе: снача-

ла проводит руками по одной части предмета, запоми-

нает ее, затем переходит к другим частям и деталям.

Только благодаря напряженному вниманию, активной

мыслительной деятельности возникает целостное пред-

ставление.

Представления об очень больших и чрезмерно ма-

леньких предметах, динамических объектах, химических

процессах, например о многоэтажных домах и мону-

ментальной скульптуре, строении микроорганизмов,

автомобильном моторе, формируются опосредованным

путем. Для этого используют макет и муляжи, уменьша-

ющие или увеличивающие объекты, модели машин,

механизмов, а также слуховые восприятия. О величине,

отдаленности объекта, принципах работы механизмов

незрячий может судить по звуку, о происходящих хими-

ческих процессах - по изменяющейся температуре,

запаху и т. д. В каждом из этих скучаев огромную

роль играет мышление, воображение и жизненный опыт.

Обладая такими познавательными средствами, незря-

чий учится эффективно использовать различные источ-

ники информации и правильно воспринимать окружаю-

щий мир.

В процессе специального обучения и воспитания, в

связи с конкретной трудовой и познавательной деятель-

ностью создаются большие возможности для развития

осязательного восприятия. Качество таких восприятий

повышается, если незрячий обследует предметы под-

вижной рукой. Важно и то, какой частью руки осуще-

ствляется осязание. Наиболее целесообразно обследо-


вание указательными пальцами. Известны случаи, ког-

да из-за травм рук инвалиды пользовались пальцами

ног, подбородком, губами и т. д.

26

Трудно переоценить, значение осязания в познава-

тельной и трудовой деятельности инвалидов по зрению.

Это предполагает особое отношение к способности че-

ловека, дарованной природой. Речь идет не только о

всемерном развитии осязания, но и о бережном отноше-

нии к нему, создании на предприятиях Общества сле-

пых и в быту условий, предупреждающих потерю ося-

зательной чувствительности у незрячих. Иногда из-за

неблагоприятных условий жизни и деятельности (меха-

ническое повреждение, ожоги, злоупотребление алко-

гольными напитками, курением и т. д.) незрячие пере-

стают <видеть> пальцами рук. Это приводит к

трудностям в производственной деятельности, чтении

литературы, самообслуживании.

Осязательные возможности ослабляются и вследствие

других причин, в частности из-за недостаточного, край-

не ограниченного их использования.

Руководители УПО и УПП УТОС, начальники цехов,

мастера, инженеры по трудоустройству должны забо-

титься о сохранении и развитии осязания у рабочих,

обеспечивать неукоснительное выполнение правил тех-

ники безопасности и санитарно-гигиенических требова-

ний. Необходимо на всех предприятиях снять с произ-

водства изделия, вредно влияющие на тактильные

ощущения незрячих рабочих, полностью исключить

опасность травмирования рук - важнейшего средства

их труда и познания.

Установлено, что при температуре менее 16Ї С пони-

жается осязательная чувствительность и соответствен-

но производительность труда. Неприятные ощущения

возникают у незрячих при постоянном осязательном


контакте с влажным или холодным материалом (обо-

рудованием). Видимо, правомерна аналогия между

зрением и осязанием. Осязающая рука, как и глаз,

<различает> приятные и неприятные ощущения. Резкие

и насыщенные краски утомляют и раздражают глаза;

холодные и влажные предметы - руки.

Благодаря осязанию инвалиды по зрению успешно

овладевают рельефно-точечной системой письма и чте-

ния'.

1 В 1829 году французский тифлопедагог Луи Брайль (1809-1852), пре-

подаватель Парижского национального института слепых, изобрел рельеф-

но-точечный шрифт, который произвел настоящий переворот в деле обуче-

ния незрячих.

27

Jb

Шрифт Брайля основан на комбинации ih^Pn вы-

пуклых точек. Они дают возможность обозначив все

В Г Д Е Е буквы алфавита, цифры, знаки препинания, математи-

.; \\ *; ' ' , ческие и химические формулы, ноты. Простая и удобная

* | система Брайля стала для незрячих средством получе-

\ ния информации и фиксации своих впечатлений и зна-

И И К Л М ^ цд^ Благодаря ей слепые приобщаются к богатствам

человеческой культуры, обретают веру в возможность

полноценной жизни.

! Создание рельефно-точечной системы стало стиму-

П Р С Т У \ лом для поисков в области тифлотехники. Первую

попытку механизировать рельефное письмо предпринял

сам Луи Брайль совместно с Фуко. Затем в различных

- странах начали появляться разные модели пишущих

Ц Ч Ш Щ Ь ! машинок для слепых. Постепенно приборы умень-

'" \\ *, "* \. шались в размерах, упрощались их конструкция и спо-

* "* собы печатания, повышалась эффективность. Поиск

более совершенных конструкций продолжается и в на-

Э Ю Я ши дни. Созданы опытные образцы приборов, которые

^< \9 перекодируют плоские буквы в рельефные.

В последние годы широкое распространение при-

| обрели озвученные книги. В быт слепых прочно вошли

Мал. 1 I магнитофон и радио.

| В связи с этим следует указать, что в среде учащих-

о


следующая страница >>