prosdo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 6 7

- Iй взрослых незрячих наметились тенденции к ухудшению

техники чтения по Брайлю. На ряде предприятий УТОС

кружки по ликвидации брайлевской неграмотности не

пользуются достаточной популярностью, в библиоте-

0 о г\ I Kax несколько снизился спрос на брайлевскую литера-

7 о " u I туру. Оправдать такое положение нельзя никакими

объективными и субъективными причинами. Даже при

условии дальнейшего развития звукозаписи не отпадет

потребность в самостоятельном поиске справочных ма-

д/^д 2 || териалов и полюбившейся строки в книге, записи при-

шедшей в голову мысли.

Необходимо всемерно поощрять проведение конкур-

сов на лучшего чтеца по Брайлю и другие мероприятия,

связанные с чтением рельефно-точечного шрифта.

? ' ( )

В СССР ежегодно издается по системе Брайля учеб-

ная, политическая, научно-популярная и художествен-

ная литература. Кроме того, широко практикуется озву-

чивание книг. Так, студия звукозаписи Украинского

Мал. 3.

2&

общества слепых выпускает каждый год до 80 наимено-

ваний <звуковых> книг.

Около 80 библиотек УТОС обслуживают почти 33

тысячи читателей. Книжные фонды библиотек ежегод-

но пополняются и составляют в настоящее время более

800 тысяч экземпляров озвученных, плоскопечатных и

напечатанных рельефно-точечным шрифтом книг.

Популярностью у читателей пользуется журнал

<Призыв> (<Заклик>) -орган Центрального правления

УТОС, освещающий на своих страницах жизнь и дея-

тельность членов Общества. Журнал издается на укра-

инском и русском языках рельефно-точечным и плоско-

печатным шрифтами. Для детей издается шрифтом

Брайля с рельефными рисунками, картами и схемами

журнал <Школяр>.


Значение рельефно-точечного шрифта в жизни и

деятельности слепых огромно, но есть люди, для кото-

рых он приобретает еще большее значение. Это слепо-

глухонемые. Для них общение с книгой - главный

источник приобщения к культуре. Кандидат педагоги-

ческих наук, старший научный сотрудник научно-иссле-

довательского института дефектологии АПН СССР

О. И. Скороходова в предисловии к своей книге <Как я

воспринимаю и представляю окружающий мир> пишет:

<Читатель может верить мне и не верить - это его во-

ля, - но знаниями и литературной речью я обязана чте-

нию, чтению и еще раз чтению книг, и, в первую

очередь, художественной литературе. Спасение слепого,

глухонемого и, особенно, слепоглухонемого - в чтении.

Как научить слепоглухонемого чтению и письму,-об

этом пусть расскажут мои учителя, а я говорю только

о том, что думаю о чтении как о единственном средстве

спасения слепоглухонемого, слепого, глухонемого> [17,

23].

Кроме системы рельефных букв, незрячие могут

пользоваться и плоским шрифтом. Плоский шрифт

представляет собой систему обычных букв прямоуголь-

ной формы. Это обусловлено тем, что незрячие пишут

плоским шрифтом с помощью брайлевского прибора, в

котором все клетки прямоугольные. Тотально слепые не

могут проконтролировать качество написанного, однако

это не снижает полезности и жизненной необходимости

плоского шрифта. Он применяется для написания заяв-

30

лений, подписей, переписки с лицами, не владеющими

азбукой Брайля.

Многие ослепшие продолжают писать при помощи

транспаранта скорописью. Чтобы сохранить навыки

плоского письма, надо постоянно упражняться в нем.

В последние годы на Украине в ряде школ слепых


организованы факультативы по машинописи. Выпускни-

ки Львовской и Харьковской школ слепых используют

приобретенный опыт печатания во время учебы в выс-

ших учебных заведениях.

Не всем незрячим необходимо умение пользоваться

плоским шрифтом. Но наличие у слепых возможности

самостоятельно писать способствует самоутверждению

личности, упрочению их жизненной позиции, повыше-

нию общеобразовательного уровня.

Слух в системе средств компенсации

дефектов зрения

Слух имеет большое значение в различных видах

деятельности инвалидов по зрению.

В исследованиях, посвященных изучению психологии

незрячих, приводятся интересные данные о том, как

инвалиды по зрению используют слух в различных жиз-

ненных ситуациях. Слух частично компенсирует отсут-

ствие или значительное поражение зрения. Особенно

отчетливо это проявляется в пространственной ориенти-

ровке незрячих. По звуку они определяют тип транс-

портных машин, их местоположение, направление дви-

жения, наличие пешеходов, их количество и т. д. При

этом они не только анализируют звуки, издаваемые

различными объектами, но и сами создают определен-

ный звуковой фон, который способствует лучшей ори-

ентировке в пространстве (щелчки пальцами, удары

тростью и т. д.).

Слух позволяет незрячим определять размеры пред-

метов и помещений, материал, качество и режим рабо-

ты различных механизмов, что имеет важное значение

для производственной деятельности.

Овладевая пространством по общим закономерно-

стям ориентировки, некоторые преимущественно исполь-

зуют осязательные сигналы; другие - запахи; третьи -

31

звуки и т. д. Таким образом, у каждого человека скла-


дывается стереотипный способ ориентировки в прост-

ранстве.

В последние годы созданы специальные тифлотехни-

ческие приборы, которые преобразуют световой поток,

излучаемый различными предметами, в звуковой сиг-

нал. Основой подобных приборов является фотоэлектри-

ческий сигнализатор. Зарегистрировав изменения све-

тового фона, он подает сигналы различной высоты.

Пользуясь таким прибором, незрячий может самостоя-

тельно выполнять лабораторные работы, связанные с

применением вольтметров, амперметров, термометров;

определять границу жидкости в стеклянной посуде

и т. д. Такими приборами уже оборудованы физические

и химические кабинеты в школах слепых, что позволяет

повысить эффективность учебного процесса.

Особенно перспективно, на наш взгляд, применение

фотоэлектрических сигнализаторов для пространствен-

ной ориентировки инвалидов по зрению. Уже созданы

образцы подобных приборов. Они монтируются в тро-

сти, очки; звуковой сигнал подается через наушники.

После определенной тренировки незрячие могут опре-

делять по звуковому сигналу наличие препятствия,

расстояние к разным объектам.

Ориентировка в пространстве - сложная познава-

тельная деятельность. Ее эффективность обеспечивается

взаимодействием различных психических процессов и

органов чувств человека. Чтобы самостоятельно найти

определенный объект в пространстве, незрячему необ-

ходимо воспринять и логически обработать разнообраз-

ную информацию: осязательную, звуковую, обонятель-

ную и т. д. В этом процессе принимают участие пред-

ставление, память, мышление и воображение.

Используя весь арсенал познавательных средств

и возможностей, инвалид по зрению может ориенти-


роваться в сложных пространственных ситуациях.

Тифлоприборы для пространственной ориентировки

имеют много положительных качеств. Но тому. кто

пользуется ими. сложнее распределять внимание и,

следовательно, воспринимать различные сигналы окру-

жающей среды. Прислушиваясь к звуковым сигналам

фотоэлектрического прибора, оповещающим лишь о на-

личии препятствия, незрячий плохо различает осяза-

32

тельные, обонятельные и другие характеристики про-

странства, сужается также диапазон восприятия окру-

жающих звуковых сигналов (речь, звуки шагов, шум

моторов и т. д.). Все это отрицательно сказывается на

качестве ориентировки.

Если по поводу использования фотоэлектркА^ких

приборов еще бывают дискуссии, то применен^^^.аз-

личного рода звуковых маяков не вызывает сом^ния.

Известно, например, что незрячие спортсмены, обладая

достаточными физическими данными, испытывают

большие трудности в определении направления движе-

ния. Из-за этого резко снижаются спортивные резуль-

таты, возникает опасность травм, неуверенность. При-

меняя звуковые маяки, можно избежать подобных труд-

этого надо оборудовать беговую дорожку или спортив-

ный зал системой звуковых маяков. После ряда трени-

ровок незрячие спортсмены успешно ориентируются по

слуху.

В практике физического воспитания незрячих успеш-

но применяются и другие приемы, способствующие

ориентировке в пространстве, в частности ориентирова-

ние на голос тренера.

В последние годы на УПП и УПО Украинского об-

щества слепых значительно активизировалась спортив-

ная работа, увеличилось количество любителей спорта.

Среди спортсменов 5 мастеров спорта СССР, 78 канди-

датов в мастера спорта, более 2 тысяч разрядников.


Больших успехов добились пловцы УТОС. На III

Всесоюзных соревнованиях по плаванию среди незрячих

(1978 г.) команда УТОС заняла первое место, завоевав

17 золотых медалей.

271

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ

Организация учебно-воспитательной

работы с инвалидами по зрению

Психическое развитие незрячих, формирование у

них компенса горных процессов, становление активной

жизненной позиции зависит прежде всего от социальных

условий, в частности от специально организованного

обучения и воспитания.

На торжественном заседании, посвященном 60-й го-

довщине Великой Октябрьской социалистической рево-

люции, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председа-

тель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Бреж-

нев говорил: <Заглядывая в будущее, мы должны

сделать и еще один вывод. Для всех сфер жизни и

развития нашего общества все большую роль будет

играть уровень сознательности, культуры, гражданской

ответственности советских людей. Воспитывать в чело-

веке устремленность к высоким общественным целям,

идейную убежденность, подлинно творческое отношение

к труду-это одна из самых первостепенных задач.

Здесь проходит очень важный фронт борьбы за комму-

низм, и от наших побед на этом фронте будет все

больше зависеть и ход экономического строительства,

и социально-политическое развитие страны> [3,586].

Для успешного решения этой задачи необходимо

дальнейшее совершенствование коммунистического вос-

питания, пути которого четко определил XXV съезд

КПСС.

Выступая на XXV съезде КПСС, товарищ

Л. И. Брежнев обосновал положение о комплексном

подходе к делу воспитания как важнейшем принципе


постановки, содержания и организации идейно-воспи-

тательной работы в современных условиях.

.34

Украинское общество слепых как общественная ор-

ганизация, призванная обеспечить трудовое устройство,

организацию быта и воспитания инвалидов по зрению,

руководствуется в своей деятельности материалами ^^

XXV съезда КПСС и соответствующими постановлен!!- ^Нр^

ями партии и правительства. v

Особое значение в этом плане приобретает задача

повышения эффективности воспитательной работы на

основе осуществления комплексного подхода, обеспечи-

вающего не только единство всех средств воздействия,

но и учет своеобразия деятельности, психофизического

развития инвалидов по зрению. Результативность воспи-

тательной работы, ее содержание и методы нельзя рас-

сматривать абстрактно, безотносительно к конкретным

характеристикам той социальной группы, на которую

направлено воспитательное воздействие.

Украинское общество слепых объединяет более

50 тыс. инвалидов по зрению, которые состоят на учете в

158 первичных организациях. Работу этих организаций

координируют и направляют 18 межобластных и обла-

стных советов.

Изменения в структуре выпускаемой продукции,

увеличение производства электротехнических изделий

создали базу для практического решения задач рацио-

нального и качественного трудоустройства незрячих ра-

бочих. Техническое переоснащение УПО и УПП спо-

собствовали внедрению научной организации труда.

В постановлении, принятом IX съездом УТОС, наме-

чены конкретные пути дальнейшего развития Общества,

указаны главные направления, на которых необходимо

сосредоточить усилия всех членов Общества.

Выполнение планов, динамичное развитие произ-


водства, повышение его эффективности, ускорение науч-

но-технического прогресса, рост производительности

труда, всемерное улучшение качества работы во всех

сферах деятельности - первоочередные задачи Об-

щества.

Чтобы повысить эффективность использования тру-

довых ресурсов, облегчить труд незрячих, необходимо

шире осуществлять механизацию и автоматизацию

вспомогательного производства. Инвалиды по зрению

должны трудиться, главным образом, на сборочных уча-

стках с поточными конвейерными линиями.

З* 35

Одной из основных задач Украинского общества

слепых остается рациональное и качественное трудо-

устройство инвалидов по зрению. Ее можно решить

путем внедрения обоснованных рекомендаций научных

центров, снятия с производства изделий, малоприемле-

мых для труда инвалидов, организации специальных

рабочих мест для инвалидов по зрению с дополнитель-

ными увечьями.

Наряду с рациональным трудоустройством инвали-

дов по зрению в УТОС успешно решаются вопросы

всестороннего развития членов Общества, повышения их

политического и культурного уровня. В коллективах

предприятий и организаций проводится большая идей-

но-воспитательная работа. Тысячи членов Общества

занимаются в кружках партийного и комсомольского

просвещения, в школах коммунистического труда и

экономических знаний, школах передового опыта. Пар-

тийные, профсоюзные и комсомольские организации про-

водят работу по воспитанию у членов Общества марк-

систско-ленинского мировоззрения, коммунистического

отношения к труду, к общественному долгу, высокой

организованности и дисциплинированности. На пред-

приятиях и в организациях регулярно читаются лекции

и доклады, проводятся политинформации и беседы.

Решения XXV съезда КПСС и последующих плену-

мов партии мобилизуют коллективы объединений и



<< предыдущая страница   следующая страница >>