prosdo.ru
добавить свой файл
  1 ... 3 4 5 6 7

ского развития;

овладение основными жизненно важными двигатель-

ными навыками и умениями, подготовку к трудовой

деятельности;

снятие скованности, коррекцию ограниченности и не-

достаточности движений;

гармоническое развитие двигательных функций, силы

и статической выносливости различных мышечных

групп, подвижности в основных суставах;

тренировку координации, точности и ритмичности

движений, а также функций равновесия;

овладение навыками ориентировки в пространстве;

воспитание морально-волевых качеств, смелости, лов-

кости> [10, 71- 72].

Кроме того, физическое воспитание способствует

формированию познавательного и социального опыта

незрячих на основе организации разнопланового обще-

ния с окружающей средой.

При правильной организации дела, применении раз-

личных средств, компенсирующих зрительную недоста-

точность, возможно и необходимо существенно расши-

рить диапазон видов физической культуры и спорта,.

доступных инвалидам по зрению.

Развитие физической культуры среди незрячих -

жизненная необходимость. Многие тифлопедагоги отме-

чают, что незрячие испытывают значительные трудности

в пространственной ориентировке, боятся движения.

Это приводит к малоподвижному образу жизни и тор-

мозит формирование двигательных способностей и ка-

честв. Незрячие отстают от зрячих сверстников по силе,.

статической выносливости, координации движений и т. д.

У них меньшая жизненная емкость легких. Но все

это нельзя считать прямым следствием слепоты. Отста-

вание обусловлено серьезными просчетами в организа-

ции физического воспитания незрячих, начиная с ран-

него детского возраста. Пробелы дошкольного воспи-


56

'тания незрячих с трудом поддаются коррекции в зрелом

возрасте. Если взрослые инвалиды не принимают

серьезных мер по активизации двигательной деятель-

ности, то физические недостатки усугубляются. Следует

учесть также следующее обстоятельство. Взрослые ин-

дены выполнять преимущественно стереотипные опера-

ции, которые связаны с постоянным поЖ)жением тела.

Человек, пребывая в таком положении длительное вре-

мя, привыкает к нему, и это оказывает отрицательное

влияние на его физическое состояние: развиваются од-

ни группы мышц, детренируются и ослабляются другие.

Чтобы предупредить это, вводится производственная

гимнастика, организуются группы здоровья, спортивные

секции и т. д. Лица, активно занимающиеся физкульту-

рой и спортом, отличаются от <пассивных> товарищей,

как правило, даже внешне.

Большинство объединений и предприятий Украин-

ского общества слепых, осознавая важность проблемы

физического воспитания незрячих, создает соответству-

ющие условия для его развития.

Пропагандируется целесообразность и полезность

занятий физической культурой, в цехах проводится про-

изводственная гимнастика, создаются условия для про-

ведения занятий, незрячих учат правильно выполнять

физические упражнения. В производственной гимнастике

систематически прянимают участие все рабочие. В

свою очередь, ЦП УТОС принимает меры по разработке

научно обоснованных рекомендаций по организации про-

изводственной гимнастики, учитывающих возраст, ха-

рактер основного и сопутствующего заболеваний и осо-

бенностей физического развития инвалидов по зрению.

Малоподвижность незрячих часто обусловлена бояз-

нью пространства. Некоторые инвалиды по зрению, осо-


бенно получившие травму при самостоятельном передви-

жении, не могут преодолеть психологический барьер не-

уверенности и боязни. Поэтому на каждом предприятии

необходимо создать различные ориентирующие приспо-

собления, удобно и безопасно разместить оборудование

и т. д. Освоив определенное пространств^ инвалиды по

зрению привыкают к нему и чувствуют себя спокойно

и уверенно. Проводя ремонтные работы на территории

предприятия, необходимо оповестить об этом р'абочих,

57

оградить рабочую зону, сообщить новые маршруты пе-

редвижения. Соблюдение постоянного порядка в помеще-

ниях, на территории предприятий, на рабочих местах

является необходимым требованием, учитывающим

особенности ориентировки инвалидов по зрению. В свя-

зи с этим необходимо инструктировать каждого вновь

поступающего на предприятие рабочего, инженера по

всем вопросам организации труда незрячих.

Физическое воспитание инвалидов по зрению -

сложный и специфический процесс. Успех его зависит

от понимания особенностей физического развития незря-

чих и путей его нормализации.

Эстетическое воспитание

Анализ познавательных возможностей инвалидов по

зрению показывает, что они обладают большими ре-

зервами для успешного взаимодействия с окружаю-

щей природой и социальной средой. Чтобы создать оп-

тимальные условия для реализации потенциальных воз-

можностей незрячих, развития и совершенствования

различных психических процессов и сторон личности,

необходимо учитывать своеобразие их познавательной

деятельности. Потеря зрения не изолирует человека от

общества, не создает преграды для самовыражения

личности, включения ее в общественно полезную дея-

тельность. Преодоление последствий слепоты, завоева-


ние активной жизненной позиции - реальность, под-

твержденная жизнью многих инвалидов по зрению.

Член Украинского общества слепых поэт Николай

Красюк в сборнике <Людяшсть> так формулирует свое

кредо:

Хто сказав, що в1д мене

Зникло сонце ясне

Пщ рожевим крилом

Голубого свгганку?

Кожен ранок

^ешшить

Прив1тати мене

I промшня свое

В1ддае" без останку.

Той дарунок ясний

Хай не зором ловлю -

В серщ т{ промжщ

Св1й знаходять вщбиток.

Тх я в шсню,

Як в рало коваль,

в1д1ллю>

Щоб засяли для acix,

Наче золота злнток.

58

I якщо моя шсня

В пут! не засне,

Якщо в тисячах уст

Полетить по кра'1'Hi,

Значить ранок

Недарма вп-ае мене,

Значить - весь я горю

В сонця щир1м пром1нн{.

Хто сказав,

Що темрява назавжди в

очах,

Що з1в'яли надш

Нерозквгглп кв1ти?1

Серцем бачу

Життя велетенський

розмах -

Для народу мого

Хочу жить i гор1ти!

Выражение оптимистического отношения к жизни,

стремление внести свой вклад в общее дело-лейтмо-

тив творчества и других незрячих писателей.

Высокие нравственные качества, активная и успеш-

ная трудовая и познавательная деятельность инвалидов

по зрению - это проявление не только внутренней сущ-

ности человека, независимой от влияния внешней среды.

Решающее влияние на формирование личности незря-

чих оказывают условия их жизни и деятельности.

В буржуазном обществе непозволительной роско-

шью выглядят занятия человека делом, не связанным

с его профессиональной деятельностью.

Принципиально иная природа социалистического


общества обуславливает другой подход к задачам вос-

питания подрастающего поколения в нашей стране.

Основная цель советской школы и трудовых кол-

лективов - гармоничное развитие личности молодого

человека. Для достижения этой благородной цели огром-

ное значение имеет эстетическое воспитание.

Проблема эстетического воспитания слепого имеет,

кроме общих закономерностей, специфические особен-

ности, обусловленные своеобразием психического разви-

тия человека, который лишен зрения.

Часто в среде зрячих и, к сожалению, среди некото-

рых слепых бытует мнение об ограниченных возможно-

стях незрячих воспринимать прекрасное. Как показыва-

ют научные данные и многочисленные примеры, слепые

обладают большими возможностями воспринимать

прекрасное в его различных проявлениях. Все зависит

от того, насколько подготовлен человек к восприятию

прекрасного, каковы его индивидуальные интересы и

стремления.

59

У слепых в связи с особенностями их познаватель-

ной деятельности ведущее место среди источников эсте-

тического воздействия приобретают те, которые имеют

звуковую природу (музыка и слово). На втором месте

источники, восприятие которых обеспечивается осяза-

нием (предметы быта и природы). Немаловажное зна-

чение для эстетического воспитания имеют также обо-

нятельные и вкусовые ощущения.

Человек может получить полноценное впечатление о

предмете или явлении только вследствие целостного

восприятия, которое, естественно, не может быть обес-

печено деятельностью одного, изолированного органа

чувств.

Представим, что слепому предложили в холодном

помещении обследовать мраморную статуэтку. Понятно,

что температурные ощущения не являются информаци-


ей об этом предмете. Образ его формируется на основе

тактильных и мускульных ощущений. Однако в данной

ситуации у человека возникло сразу неприятное чувст-

во от прикосновения к холодному предмету; его совер-

шенные формы, пропорции, красота линий не произвели

ожидаемого впечатления. Нужный эффект был бы до-

стигнут, если бы восприятие скульптуры происходило в

соответствующей обстановке, исключающей влияние от-

рицательных факторов, в данном случае неприятных

температурных ощущений.

Отсюда можно сделать вывод: для успешного эсте-

тического воспитания слепых огромное значение имеет

создание благоприятных условий, в которых наиболее

полно выявляется эмоциональный потенциал объек-

тов восприятия. Речь идет, в частности, о комплексном

использовании слова, музыки, объемных предметов, ре-

льефных изображений и т. д. Вместе с тем надо шире

и разнообразнее использовать живую природу как

богатейший источник положительных эмоций.

В школах для детей с нарушениями зрения много

внимания уделяют эстетическому воспитанию. В ряде

школ работают музыкальные студии, вокальные круж-

ки, кружки баянистов.

Важно научить слепых и слабовидящих детей слу-

шать музыку и художественное слово, ценить и беречь

красоту родной природы, восхищаться творениями вели-

ких мастеров изобразительного искусства. Слепые дети

60

могут успешно работать с глиной и пластилином, изго-

товлять поделки из природного материала, заниматься

художественным вязанием. Слабовидящие дети могут

также рисовать, выжигать по дереву, изготавливать

аппликации. Рекомендуя слабовидящему ребенку заня-

тия изобразительной деятельностью, необходимо учиты-

вать его офтальмологическую характеристику. В про-


цессе занятий необходимо строго соблюдать санитарно-

гигиенические требования.

Существует определенная преемственность между

школой и производством в области эстетического воспи-

тания. Бывшие воспитанники школы, принимавшие уча-

стие в художественной самодеятельности, активно вклю-

чаются в нее и на производстве. Поэтому важное

значение приобретает всемерное развитие и совершен-

ствование форм и содержания эстетического воспитания

в школах слепых и слабовидящих, вовлечение учащих-

' ся в творческую деятельность.

Педагогические коллективы школ и руководители

УПО и УПП Украинского общества слепых должны

знать, чем заняты учащиеся в рабочее и свободное вре-

мя. От организации досуга зависит не только производи-

тельность труда, но и самочувствие, настроение, здоро-

вье инвалидов по зрению. Лица, ответственные за вос-

питание незрячих, должны развивать их эстетические

| потребности. Члены Общества слепых, любящие искус-

? ство и обладающие элементарной подготовкой в одном

из его видов, всегда находят дело по душе, меньше под-

даются отрицательным влияниям и дурным наклонно-

стям.

В Украинском обществе слепых созданы благоприят-

ные условия для развития творческой деятельности ин-

валидов по зрению. Проводимые регулярно смотры

художественной самодеятельности отличаются высоким

исполнительским мастерством участников, массово-

стью и идейной направленностью выступлений. Особой

популярностью пользуются вокальные и инструменталь-

ные коллективы. Пробуют свои силы незрячие и в хо-

реографии, сценическом и изобразительном искусстве.

Все это свидетельствует о возрастающем уровне куль-

турно-массовой работы, широком привлечении трудя-


щихся - инвалидов по зрению к активной творческой

деятельности. Однако, как подчеркивается в постанов-

61

.лении девятого съезда Украинского общества слепых,

необходимо и далее улучшать деятельность культурно-

просветительных учреждений Общества, проявлять за-

^боту о дальнейшем развитии самодеятельного творчест-

ва, о широком приобщении членов УТОС и всех работ-

ников системы к духовным сокровищам, о воспитании

художественных вкусов и эстетических запросов. Для

этого нужно расширять сеть кружков художественной

самодеятельности, творческих объединений, клубов по

интересам, дать каждому члену УТОС возможность

выбрать занятие, отвечающее его склонностям и интере-

сам. Важно создать на УПО и УПП такой <набор>

средств эстетического воспитания, который учитывал

бы своеобразие конкретного контингента трудящихся

(возраст, состояние зрения, семейное положение и т. д.),

а также способствовал формированию новых эстетиче-

ских потребностей.

* *

Таким образом, в процессе трудового, физического

и эстетического воспитания инвалидов по зрению заклю-

чены огромные возможности для гармоничного развития

личности. Используя достижения советской тифлопсихо-

логии и тифлопедагогики, а также передовой опыт

организации воспитательной работы на предприятиях

Украинского общества слепых, можно обеспечить усло-

вия для успешной трудовой реабилитации незрячих.

В статье 20 Конституции СССР записано: <В соот-

ветствии с коммунистическим идеалом <Свободное раз-

витие каждого есть условие свободного развития всех>

государство ставит своей целью расширение реальных

возможностей для применения гражданами своих твор-

ческих сил, способностей и дарований, для всесторон-

него развития личности> [I]. Совершенствование на



<< предыдущая страница   следующая страница >>