ского развития;
овладение основными жизненно важными двигатель-
ными навыками и умениями, подготовку к трудовой
деятельности;
снятие скованности, коррекцию ограниченности и не-
достаточности движений;
гармоническое развитие двигательных функций, силы
и статической выносливости различных мышечных
групп, подвижности в основных суставах;
тренировку координации, точности и ритмичности
движений, а также функций равновесия;
овладение навыками ориентировки в пространстве;
воспитание морально-волевых качеств, смелости, лов-
кости> [10, 71- 72].
Кроме того, физическое воспитание способствует
формированию познавательного и социального опыта
незрячих на основе организации разнопланового обще-
ния с окружающей средой.
При правильной организации дела, применении раз-
личных средств, компенсирующих зрительную недоста-
точность, возможно и необходимо существенно расши-
рить диапазон видов физической культуры и спорта,.
доступных инвалидам по зрению.
Развитие физической культуры среди незрячих -
жизненная необходимость. Многие тифлопедагоги отме-
чают, что незрячие испытывают значительные трудности
в пространственной ориентировке, боятся движения.
Это приводит к малоподвижному образу жизни и тор-
мозит формирование двигательных способностей и ка-
честв. Незрячие отстают от зрячих сверстников по силе,.
статической выносливости, координации движений и т. д.
У них меньшая жизненная емкость легких. Но все
это нельзя считать прямым следствием слепоты. Отста-
вание обусловлено серьезными просчетами в организа-
ции физического воспитания незрячих, начиная с ран-
него детского возраста. Пробелы дошкольного воспи-
56
'тания незрячих с трудом поддаются коррекции в зрелом
возрасте. Если взрослые инвалиды не принимают
серьезных мер по активизации двигательной деятель-
ности, то физические недостатки усугубляются. Следует
учесть также следующее обстоятельство. Взрослые ин-
дены выполнять преимущественно стереотипные опера-
ции, которые связаны с постоянным поЖ)жением тела.
Человек, пребывая в таком положении длительное вре-
мя, привыкает к нему, и это оказывает отрицательное
влияние на его физическое состояние: развиваются од-
ни группы мышц, детренируются и ослабляются другие.
Чтобы предупредить это, вводится производственная
гимнастика, организуются группы здоровья, спортивные
секции и т. д. Лица, активно занимающиеся физкульту-
рой и спортом, отличаются от <пассивных> товарищей,
как правило, даже внешне.
Большинство объединений и предприятий Украин-
ского общества слепых, осознавая важность проблемы
физического воспитания незрячих, создает соответству-
ющие условия для его развития.
Пропагандируется целесообразность и полезность
занятий физической культурой, в цехах проводится про-
изводственная гимнастика, создаются условия для про-
ведения занятий, незрячих учат правильно выполнять
физические упражнения. В производственной гимнастике
систематически прянимают участие все рабочие. В
свою очередь, ЦП УТОС принимает меры по разработке
научно обоснованных рекомендаций по организации про-
изводственной гимнастики, учитывающих возраст, ха-
рактер основного и сопутствующего заболеваний и осо-
бенностей физического развития инвалидов по зрению.
Малоподвижность незрячих часто обусловлена бояз-
нью пространства. Некоторые инвалиды по зрению, осо-
бенно получившие травму при самостоятельном передви-
жении, не могут преодолеть психологический барьер не-
уверенности и боязни. Поэтому на каждом предприятии
необходимо создать различные ориентирующие приспо-
собления, удобно и безопасно разместить оборудование
и т. д. Освоив определенное пространств^ инвалиды по
зрению привыкают к нему и чувствуют себя спокойно
и уверенно. Проводя ремонтные работы на территории
предприятия, необходимо оповестить об этом р'абочих,
57
оградить рабочую зону, сообщить новые маршруты пе-
редвижения. Соблюдение постоянного порядка в помеще-
ниях, на территории предприятий, на рабочих местах
является необходимым требованием, учитывающим
особенности ориентировки инвалидов по зрению. В свя-
зи с этим необходимо инструктировать каждого вновь
поступающего на предприятие рабочего, инженера по
всем вопросам организации труда незрячих.
Физическое воспитание инвалидов по зрению -
сложный и специфический процесс. Успех его зависит
от понимания особенностей физического развития незря-
чих и путей его нормализации.
Эстетическое воспитание
Анализ познавательных возможностей инвалидов по
зрению показывает, что они обладают большими ре-
зервами для успешного взаимодействия с окружаю-
щей природой и социальной средой. Чтобы создать оп-
тимальные условия для реализации потенциальных воз-
можностей незрячих, развития и совершенствования
различных психических процессов и сторон личности,
необходимо учитывать своеобразие их познавательной
деятельности. Потеря зрения не изолирует человека от
общества, не создает преграды для самовыражения
личности, включения ее в общественно полезную дея-
тельность. Преодоление последствий слепоты, завоева-
ние активной жизненной позиции - реальность, под-
твержденная жизнью многих инвалидов по зрению.
Член Украинского общества слепых поэт Николай
Красюк в сборнике <Людяшсть> так формулирует свое
кредо:
Хто сказав, що в1д мене
Зникло сонце ясне
Пщ рожевим крилом
Голубого свгганку?
Кожен ранок
^ешшить
Прив1тати мене
I промшня свое
В1ддае" без останку.
Той дарунок ясний
Хай не зором ловлю -
В серщ т{ промжщ
Св1й знаходять вщбиток.
Тх я в шсню,
Як в рало коваль,
в1д1ллю>
Щоб засяли для acix,
Наче золота злнток.
58
I якщо моя шсня
В пут! не засне,
Якщо в тисячах уст
Полетить по кра'1'Hi,
Значить ранок
Недарма вп-ае мене,
Значить - весь я горю
В сонця щир1м пром1нн{.
Хто сказав,
Що темрява назавжди в
очах,
Що з1в'яли надш
Нерозквгглп кв1ти?1
Серцем бачу
Життя велетенський
розмах -
Для народу мого
Хочу жить i гор1ти!
Выражение оптимистического отношения к жизни,
стремление внести свой вклад в общее дело-лейтмо-
тив творчества и других незрячих писателей.
Высокие нравственные качества, активная и успеш-
ная трудовая и познавательная деятельность инвалидов
по зрению - это проявление не только внутренней сущ-
ности человека, независимой от влияния внешней среды.
Решающее влияние на формирование личности незря-
чих оказывают условия их жизни и деятельности.
В буржуазном обществе непозволительной роско-
шью выглядят занятия человека делом, не связанным
с его профессиональной деятельностью.
Принципиально иная природа социалистического
общества обуславливает другой подход к задачам вос-
питания подрастающего поколения в нашей стране.
Основная цель советской школы и трудовых кол-
лективов - гармоничное развитие личности молодого
человека. Для достижения этой благородной цели огром-
ное значение имеет эстетическое воспитание.
Проблема эстетического воспитания слепого имеет,
кроме общих закономерностей, специфические особен-
ности, обусловленные своеобразием психического разви-
тия человека, который лишен зрения.
Часто в среде зрячих и, к сожалению, среди некото-
рых слепых бытует мнение об ограниченных возможно-
стях незрячих воспринимать прекрасное. Как показыва-
ют научные данные и многочисленные примеры, слепые
обладают большими возможностями воспринимать
прекрасное в его различных проявлениях. Все зависит
от того, насколько подготовлен человек к восприятию
прекрасного, каковы его индивидуальные интересы и
стремления.
59
У слепых в связи с особенностями их познаватель-
ной деятельности ведущее место среди источников эсте-
тического воздействия приобретают те, которые имеют
звуковую природу (музыка и слово). На втором месте
источники, восприятие которых обеспечивается осяза-
нием (предметы быта и природы). Немаловажное зна-
чение для эстетического воспитания имеют также обо-
нятельные и вкусовые ощущения.
Человек может получить полноценное впечатление о
предмете или явлении только вследствие целостного
восприятия, которое, естественно, не может быть обес-
печено деятельностью одного, изолированного органа
чувств.
Представим, что слепому предложили в холодном
помещении обследовать мраморную статуэтку. Понятно,
что температурные ощущения не являются информаци-
ей об этом предмете. Образ его формируется на основе
тактильных и мускульных ощущений. Однако в данной
ситуации у человека возникло сразу неприятное чувст-
во от прикосновения к холодному предмету; его совер-
шенные формы, пропорции, красота линий не произвели
ожидаемого впечатления. Нужный эффект был бы до-
стигнут, если бы восприятие скульптуры происходило в
соответствующей обстановке, исключающей влияние от-
рицательных факторов, в данном случае неприятных
температурных ощущений.
Отсюда можно сделать вывод: для успешного эсте-
тического воспитания слепых огромное значение имеет
создание благоприятных условий, в которых наиболее
полно выявляется эмоциональный потенциал объек-
тов восприятия. Речь идет, в частности, о комплексном
использовании слова, музыки, объемных предметов, ре-
льефных изображений и т. д. Вместе с тем надо шире
и разнообразнее использовать живую природу как
богатейший источник положительных эмоций.
В школах для детей с нарушениями зрения много
внимания уделяют эстетическому воспитанию. В ряде
школ работают музыкальные студии, вокальные круж-
ки, кружки баянистов.
Важно научить слепых и слабовидящих детей слу-
шать музыку и художественное слово, ценить и беречь
красоту родной природы, восхищаться творениями вели-
ких мастеров изобразительного искусства. Слепые дети
60
могут успешно работать с глиной и пластилином, изго-
товлять поделки из природного материала, заниматься
художественным вязанием. Слабовидящие дети могут
также рисовать, выжигать по дереву, изготавливать
аппликации. Рекомендуя слабовидящему ребенку заня-
тия изобразительной деятельностью, необходимо учиты-
вать его офтальмологическую характеристику. В про-
цессе занятий необходимо строго соблюдать санитарно-
гигиенические требования.
Существует определенная преемственность между
школой и производством в области эстетического воспи-
тания. Бывшие воспитанники школы, принимавшие уча-
стие в художественной самодеятельности, активно вклю-
чаются в нее и на производстве. Поэтому важное
значение приобретает всемерное развитие и совершен-
ствование форм и содержания эстетического воспитания
в школах слепых и слабовидящих, вовлечение учащих-
' ся в творческую деятельность.
Педагогические коллективы школ и руководители
УПО и УПП Украинского общества слепых должны
знать, чем заняты учащиеся в рабочее и свободное вре-
мя. От организации досуга зависит не только производи-
тельность труда, но и самочувствие, настроение, здоро-
вье инвалидов по зрению. Лица, ответственные за вос-
питание незрячих, должны развивать их эстетические
| потребности. Члены Общества слепых, любящие искус-
? ство и обладающие элементарной подготовкой в одном
из его видов, всегда находят дело по душе, меньше под-
даются отрицательным влияниям и дурным наклонно-
стям.
В Украинском обществе слепых созданы благоприят-
ные условия для развития творческой деятельности ин-
валидов по зрению. Проводимые регулярно смотры
художественной самодеятельности отличаются высоким
исполнительским мастерством участников, массово-
стью и идейной направленностью выступлений. Особой
популярностью пользуются вокальные и инструменталь-
ные коллективы. Пробуют свои силы незрячие и в хо-
реографии, сценическом и изобразительном искусстве.
Все это свидетельствует о возрастающем уровне куль-
турно-массовой работы, широком привлечении трудя-
щихся - инвалидов по зрению к активной творческой
деятельности. Однако, как подчеркивается в постанов-
61
.лении девятого съезда Украинского общества слепых,
необходимо и далее улучшать деятельность культурно-
просветительных учреждений Общества, проявлять за-
^боту о дальнейшем развитии самодеятельного творчест-
ва, о широком приобщении членов УТОС и всех работ-
ников системы к духовным сокровищам, о воспитании
художественных вкусов и эстетических запросов. Для
этого нужно расширять сеть кружков художественной
самодеятельности, творческих объединений, клубов по
интересам, дать каждому члену УТОС возможность
выбрать занятие, отвечающее его склонностям и интере-
сам. Важно создать на УПО и УПП такой <набор>
средств эстетического воспитания, который учитывал
бы своеобразие конкретного контингента трудящихся
(возраст, состояние зрения, семейное положение и т. д.),
а также способствовал формированию новых эстетиче-
ских потребностей.
* *
Таким образом, в процессе трудового, физического
и эстетического воспитания инвалидов по зрению заклю-
чены огромные возможности для гармоничного развития
личности. Используя достижения советской тифлопсихо-
логии и тифлопедагогики, а также передовой опыт
организации воспитательной работы на предприятиях
Украинского общества слепых, можно обеспечить усло-
вия для успешной трудовой реабилитации незрячих.
В статье 20 Конституции СССР записано: <В соот-
ветствии с коммунистическим идеалом <Свободное раз-
витие каждого есть условие свободного развития всех>
государство ставит своей целью расширение реальных
возможностей для применения гражданами своих твор-
ческих сил, способностей и дарований, для всесторон-
него развития личности> [I]. Совершенствование на