prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8
ВВЕДЕНИЕ

Участниками гражданских правоотношений являются не только фи­зические лица (граждане), но и юридические лица - организации, специ­ально создаваемые для участия в гражданском обороте. Гражданин, при­нявший решение о занятии предпринимательством, всегда должен сделать важнейший выбор между предпринимательством индивидуальным и пред­принимательством коллективным. Особенность индивидуального пред­принимательства состоит в том, что действовать гражданину придется на свой страх и риск, под полную личную ответственность. В случае неудачи индивидуальный предприниматель должен будет расплачиваться собст­венным имуществом. Часто гражданин, принявший решение о занятии предпринимательством и желающий либо уменьшить риск негативных для него последствий такого занятия путем разделения ответственности с партнерами, либо желающий привлечь дополнительные ресурсы (финан­совые, технологические, интеллектуальные), делает выбор в пользу пред­принимательства коллективного, то есть создает определенную организа­ционную структуру, имеющую собственное имущество. Для организации, специально создаваемой для участия в гражданском обороте, необходимо наличие собственного имущества, обособленного от имущества ее созда­телей (учредителей, участников), поскольку участвовать в обороте, имею­щем имущественный, товарный характер (гражданском обороте), могут лишь независимые, самостоятельные товаровладельцы. Этим имуществом создаваемая организация будет отвечать перед своими кредиторами (контрагентами). Закрепление определенного имущества за создаваемой организацией означает его выбытие из состава имущества ее участников (учредителей). Но подобное выбытие имущества одновременно сущест­венно снижает риск неблагоприятных последствий (возможных потерь) для самих участников (учредителей) от участия создаваемой ими органи­зации в гражданском обороте. За участниками (учредителями) остается возможность управления деятельностью создаваемой организации, вклю­чая и возможность прямого или косвенного участия в ней, и тем самым в имущественном обороте, в то время как возможные неблагоприятные по­следствия деятельности организации, по общему правилу, падают на обо­собленное имущество этой организации, а не на имущество ее участников. Подобная конструкция получила название юридического лица.


Использование такой конструкции свойственно достаточно развито­му имущественному обороту, когда проявилась существенная необходи-мость в объединении крупных капиталов в деятельности, не связанной с быстрой отдачей и потому порождающей риски, объемы которых часто являлись непомерными для одного или нескольких предпринимателей (на­пример, снаряжение кораблей для ведения заморской торговли, строитель-

ство железных дорог). А конструкция юридического лица позволила соз­давать обособленные объединения капиталов за счет имущественных вкладов многих лиц, рисковавшим при этом по обязательствам юридиче­ского лица, т.е. по общим обязательствам участников, только лишь заранее им (участникам) известной и уже отчужденной частью своего имущества и получавших часть общих доходов организации соразмерно вложенному

(отчужденному) имуществу.

В результате отчуждения имущества (вкладов) учредителей появля­ется новый собственник, обладающий этим обособленным имуществом и являющийся неким искусственным образованием, которое, однако, при­знается в силу закона особым самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. Более того, данный субъект продолжает существовать и в случае ухода (выбытия) из общего дела одного, нескольких и даже всех лиц его создавших. Это означает, что его юридическая личность в силу за­кона является вполне самостоятельной, независимой от личностей создав­ших его лиц и не сводится к ним. Поэтому юридическое лицо выступает в гражданском обороте от своего собственного имени, а не от имени своих участников (учредителей), и приобретенные им гражданские права и обя­занности принадлежат именно ему, а не создавшим его лицам. Это и опре­деляет необходимость возложения возможной ответственности этого субъ­екта по его долгам на его имущество, а не на имущество его учредителей (участников). На таких принципах создавались первые юридические лица - торговые компании, на которых и была отточена сама идея подобной конструкции, в первую очередь в предпринимательских отношениях. В по­следствии категория юридического лица получила более широкое распро­странение и стала использоваться законом в отношении ко всякой само­стоятельной организации, допущенной государством к участию в имуще­ственном обороте, в том числе даже и к некоторым органам самого госу­дарства. Это стало возможным с силу того, что конструкция юридического лица оказалась достаточно удачной и универсальной, не только предназна­ченной для получения прибыли на вложенное имущество, но и служащей для достижения иных целей (например, для материального обеспечения управленческой, научно-исследовательской, образовательной, благотвори­тельной или иной общественно-полезной деятельности), часто и не пред­полагающих извлечения от нее прямых доходов.


Общим для всех случаев применения конструкции юридического лица является обособление определенного имущества с целью ограниче­ния имущественной ответственности, то есть уменьшения риска участия в гражданском обороте, для его учредителей (участников).

Конструкция юридического лица, таким образом, выполняет две ос­новные задачи (функции):

• задачу ограничения риска ответственности по долгам,

• задачу более эффективного использования капитала, включая его объединение учредителями (участниками).

Таким образом, можно сказать, что юридическое лицо представляет собой особый способ организации хозяйственной деятельности, который заключается в обособлении (персонификации) имущества, то есть в наде­лении в силу закона обособленного имущества качествами «персоны» (субъекта) и в признании его (обособленного имущества) особым само­стоятельным товаровладельцем. Именно персонификация имущества ха­рактеризует юридическую обособленность от имущества и личностей его учредителей (участников) и позволяет в дальнейшем самостоятельно уча­ствовать в гражданском обороте (приобретать и осуществлять свои права и обязанности) под собственную имущественную ответственность перед своими собственными кредиторами. Таким образом, использование конст­рукции юридического лица способствует удовлетворению реальных по­требностей имущественного (гражданского) оборота и дает весьма эффек­тивный правовой способ организации хозяйственной деятельности, по­скольку в настоящее время юридически самостоятельные, имущественно обособленные организации составляют одну из основных групп участни­ков товарного оборота.

Впервые в истории российского права во вступившей в силу с 01 января 1995 года части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в кодифицированном виде содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах, отсутствовавшая в предыдущих ко­дификациях советского и дореволюционного периодов. ГК РФ устанавли­вает основные принципиальные положения, на которых основывается по­следующее законодательство об отдельных видах юридических лиц. С це­лью повышения устойчивости гражданского оборота ГК РФ вводит отсут­ствовавший в прежнем законодательстве и чрезвычайно важный принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организацион-но-правовой форме, которая прямо предусматривается законом.


Согласно п.1 ст.48 ГК РФ «юридическим лицом признается органи­зация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или опера­тивном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обяза­тельствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуще­ствлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязан­ности, быть истцом и ответчиком в суде».

Таким образом, российское гражданское законодательство закрепля­ет состав обязательных признаков юридического лица, совокупность ко­торых позволяет учредителям, обладающей данными признаками созда-

ваемой ими организации, ставить вопрос о признании ее самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. К ним, как видно из определения юридического лица, данного выше, относятся:

1. Организационное единство, которое позволяет характеризовать каждую организацию как единое целое, способное действовать для реше­ния определенных социальных (гражданско-правовых, имущественных) задач, и имеющую определенную внутреннюю структуру, выражающуюся в наличии у нее органов управления а, при необходимости и соответст­вующих подразделений (например, филиалов) для выполнения этих задач; при этом задачи (функции) организация, ее наименование, место нахожде­ния, порядок управления и ее внутренняя структура закрепляются в ее уч­редительных" документах (уставе, учредительном договоре либо в общем положении об организациях данного вида).

2. Имущественная обособленность, предполагающая наличие у этой организации некоторого имущества на праве собственности (либо на ограниченных вещных правах оперативного управления или хозяйственного ведения), что свидетельствует о наличии возможности самостоятельного участия в имущественном обороте и позволяет признать эту организацию субъектом, способным быть участником гражданских правоотношений.

3. Самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам, неразрывно связанная с имущественной обособленно­стью организации и состоящая в выделении объектов, составляющих иму­щество организации, на которые ее возможные кредиторы смогут обратить взыскание, не затрагивая иное имущество учредителей или участников. Уставный капитал (уставный или паевой фонд) при этом определяет ми-


"нимальный размер имущества, гарантирующего интересы возможных кре­диторов юридического лица.

4. Участие в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени, которое служит индивидуализации юридического лица и заключается в его наименовании, определенном в учредительных до­кументах, что и является показателем самостоятельности юридического лица.

Особо следует указать, что даже наличие всех четырех признаков юри­дического лица не дает оснований к автоматическому признанию создавае­мой организации юридическим лицом, имеющим возможность стать закон­ным участником гражданского оборота. Для достижения этой цели необхо­дима государственная регистрация юридического лица в этом качестве, то есть официальное признание юридической личности организации государст­вом (публичной властью), что и будет подробно рассмотрено ниже.

В российском действующем законодательстве все юридические ли-

ца, в зависимости от характера их деятельности, разделяются на коммерче-

ские и некоммерческие организации. В соответствии с п.1 ст. 50 ГК РФ

«юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлече­ние прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыли между участниками (неком­мерческие организации)". Согласно п..2.ст.50 ГК РФ коммерческие орга-низации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и об­ществ, производственных кооперативов, государственных и муниципаль- ных унитарных предприятий".. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме перечисленных в п.2 ст.50 ГК РФ, коммерческие организа­ции создаваться не могут. Законодатель намеренно ограничил перечень ор-ганизационно-правовых форм для постоянных, профессиональных участ­ников гражданского оборота, учитывая необходимость предъявления по­вышенных требований к деятельности коммерческих организаций (юриди­ческих лиц) с точки зрения условий их имущественной ответственности.


Установив ограниченный перечень организационно-правовых форм для коммерческих организаций, законодатель не дал исчерпывающего переч­ня некоммерческих организаций, указав в п.3.сч .50 ГК РФ, что «юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных ор­ганизаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, бла­готворительных и иных фондов, а также в иных формах, предусмотренных законом», и дозволил некоммерческим организациям «осуществлять пред­принимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит дос­тижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим це­лям». При этом законодатель четко определил в абз.З ст.2 ГК РФ, что «пред­принимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от поль­зования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания ус­луг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Полученная некоммерческой организацией прибыль не может быть распределена между учредителями (участниками), а должна направ­ляться на достижение установленных для нее учредителями целей.

Данное в ГК РФ выделение двух видов юридических лиц проводится по основанию направленности их деятельности на получение прибыли.

Классическим для развитых европейских (континентальных) право-порядков является деление юридических лиц на корпорации и учреждения. Под корпорацией понимается добровольное объединение физических и (или) юридических лиц, организованное на началах членства их участни­ков (акционерные и другие общества и товарищества, кооперативы). Под учреждениями понимаются организации, создаваемые одним или несколь­кими лицами и не имеющие членства (строго фиксируемого участия).

В российском законодательстве согласно п.1 ст. 120 ГК РФ «учреж­дением признается организация, созданная собственником для осуществ­ления управленческих, социально-культурных или иных функций неком­мерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Данное в законе определение не позволяет использовать деление юридиче­ских лиц на корпорации и учреждения.


Поскольку в данном курсе рассматриваются вопросы действующего законодательства в области корпоративного права для предпринимателей, то естественным будет сосредоточение внимания на коммерческих органи­зациях, организованных на началах членства их участников. Иное основание для классификации дает разделение в силу закона

юридических лиц на три группы в зависимости от прав их учредителей

(участников) на имущество юридического лица.

К первой группе относятся юридические лица, являющиеся собствен­никами имущества. В этом случае учредители (участники) юридического лица обладают лишь обязательственными правами требования к такому юридическому лицу и утрачивают при его создании права собственности на передаваемое ими юридическому лицу имущество. Исключение при этом возможно только при передаче имущества во временное (на определенный срок) пользование юридическому лицу. К таким юридическим лицам отно­сятся большинство коммерческих организаций (товарищества, общества и производственные кооперативы) и ряд некоммерческих организаций (по­требительские кооперативы и некоммерческие партнерства). Исключение среди коммерческих организаций составляют унитарные предприятия, не являющиеся собственниками передаваемого им имущества.

Вторую группу составляют юридические лица, не являющиеся соб­ственниками переданного им имущества. Можно достаточно четко в этом случае выделить две подгруппы юридических лиц:

• подгруппу государственных и муниципальных унитарных пред­приятий и учреждений, финансируемых собственником, на имущество ко­торых учредители сохраняют право собственности;

• подгруппу дочерних унитарных предприятии, на имущество кото­рых учредители сохраняют иные (ограниченные) вещные права.

Существование подобных предприятий несвойственно для развитых экономических систем и является следствием переходного характера рос­сийской экономики, закрепленного законодателем.

К третьей группе следует отнести юридических лиц, являющихся собственниками переданного им учредителями имущества, на которое уч­редители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. К ним относятся большинство некоммерческих организаций - обще­ственные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и дру-


гие. Исключение составляют потребительские кооперативы, учреждения и некоммерческие партнерства, отнесенные ранее к первой группе.

Разделение юридических лиц на указанные группы по признаку на­личия прав учредителей (участников) на его имущество законодательно закреплено в п.2 и п.З ст.48 ГК РФ.

Различие в статусе указанных групп юридических лиц проявляется при ликвидации юридического лица или при выходе их них участников (учредителей).

Участники (учредители) юридического лица, отнесенного к первой группе, вправе требовать передачи им части имущества, причитающегося на долю участника, при его выходе из него или части, соответствующей их доли, остатка имущества при его ликвидации.

Учредитель юридического лица, отнесенного ко второй группе, как собственник, получает весь остаток имущества такого юридического лица при его ликвидации, а в случае проведения реорганизации такого лица ос­тается собственником закрепленного за этим лицом его имущества.

В третьем случае участнику (учредителю) юридического лица не при­читается ничего ни при ликвидации, ни при выходе из состава участников.

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Юридические лица являются организациями, специально создавае­мыми для участия в гражданском обороте, поэтому должны обладать пра­воспособностью и дееспособностью.

Под правоспособностью закон (п.1 ст. 17 ГК РФ ) понимает способность лица «иметь гражданские права и нести обязанности». Правоспособ­ность может быть охарактеризована, как способность лица быть субъектом определенных прав и обязанностей, и как возможность для лица иметь права и обязанности из числа предусмотренных или допускаемых законом. Ценность категории правоспособности заключается в самой возможности возникновения конкретных прав и обязанностей у субъекта и выступает, таким образом, в качестве необходимой предпосылки возникновения прав и обязанностей и их последующей реализации. Правоспособность приоб­ретается не от природы, а в силу закона, то есть представляет собой опре­деленную юридическую возможность: лицо способно, то есть может иметь права и нести обязанности. Так как такая возможность предусматривается и обеспечивается законом, то она представляет собой не что иное, как субъективное (принадлежащее данному субъекту) право. Образно говоря, правоспособность выступает в качестве права быть субъектом прав и обя­занностей.


Поскольку праву корреспондируют и соответствующие обязанности,

то все вступающие в отношения с данным лицом не должны нарушать его правоспособности. Правоспособность всегда находится под правовой за­щитой, что характерно для субъективных прав. В гражданском праве пра­воспособность отличается от иных субъективных прав:

• в силу своего специфического, самостоятельного содержания, ко­торое заключается в способности (юридической возможности) иметь граж­данские права и обязанности, предусмотренные законом,

в силу своего назначения, обеспечивающего юридическую воз­можность для лица приобретать конкретные права и обязанности, то есть реализовывать свои интересы и удовлетворять потребности,

• в силу своей тесной связи с личностью ее носителя, поскольку за­кон не допускает отчуждения правоспособности или передачи ее иному лицу, поскольку содержанием правоспособности являются не сами кон­кретные права, а возможность их иметь.

Правоспособность является лишь основой для право обладания, его предпосылкой: быть правоспособным не означает обладания конкретными правами и обязанностями, которые предусмотрены или допускаются зако­ном. Приобретение конкретных субъективных прав и, следовательно, об­ладание этими правами означает лишь реализацию правоспособности.

Основа правообладания (правоспособность) не является беспредель­ной, для нее характерны определенные границы (пределы) как по содер­жанию, так и по осуществлению прав, например, запрет на запрещенную законом деятельность (ст.49 ГК РФ).

Под гражданской дееспособностью законодатель понимает способ­ность лица «своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их»

(п.1.ст.21 ГК РФ).

Дееспособность юридически обеспечивает активное участие лица в экономическом обороте, в предпринимательской или иной деятельности, реализацию лицом его имущественных и личных неимущественных прав, поскольку обеспечивает не только приобретение и осуществление граж­данских прав, но и создание гражданских обязанностей, и их исполнение.


Обладание дееспособностью означает личную способность лица со­вершать различные юридически значимые действия: заключать договора, отвечать за причиненный вред, выдавать доверенности, отвечать за неис­полнение договорных и иных обязанностей. В понятие дееспособности включаются, таким образом:

• сделкоспособность - способность к совершению сделок, и

• деликтоспособность — способность нести ответственность за неправомерные действия.

Категория дееспособности является юридическим средством для вы-

ражения свободы лица в сфере имущественных и личных неимуществен­ных отношений.

Из сказанного выше очевидно, что категории правоспособности и дееспособности тесно связаны между собой. Так как содержание право-способности составляют права и обязанности, которые лицо может иметь, то содержание дееспособности характеризует способность лица приобре­тать и осуществлять своими действиями эти права и обязанности. Поэтому можно говорить о том, что дееспособность является представленной лицу законом возможностью реализации своей правоспособности своими собст­венными действиями.

Правоспособность и дееспособность юридического лица, как участ­ника гражданского оборота, отличаются от правоспособности и дееспо­собности физических лиц (граждан). Для физических лиц дееспособность возникает лишь с достижением определенного возраста (так согласно п.1 ст.21 ГК РФ полная дееспособность, то есть способность приобретать и осуществлять любые допускаемые законом имущественные и личные не­имущественные права, принимать на себя любые обязанности, наступает в момент совершеннолетия — при достижении 18-летнего возраста), а в неко­торых случаях в силу закона зависит и от состояния здоровья гражданина (ограниченная дееспособность). Для граждан правоспособность возникает в момент их рождения и прекращается их смертью (п.2.ст.17 ГК РФ). Та­ким образом, для физических лиц (граждан) характерным является приоб-ретение правоспособности, и дееспособности в разные моменты времени.


Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно в момент его государственной регистрации. Согласно п.3.ст749 ГК РФ «правоспособность юридического лица возникает в мо­мент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации». Согласно п.2.ст.51 ГК РФ «юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юри­дических лиц», то есть днем создания юридического лица считается день внесения записи в государственный реестр. В соответствии с указанием нормы п.8 ст.63 ГК РФ «ликвидация юридического лица считается завер­шенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц». Это позволяет считать моментом ликвидации юридического лица день внесе­ния соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, для юридических лиц характерным является одно-мрсменное возникновение и одновременное прекращение правоспособно­сти и дееспособности.

В отличие от правоспособности физических лиц, которая всегда яв­ляется общей, поскольку гражданин обладает признанной законом воз-

можностью иметь любые имущественные и личные неимущественные права, правоспособность юридических лиц может быть как общей (уни­версальной), дающей им возможность принимать участие в любых граж­данских правоотношениях, так и .специальной (ограниченной), позволяю­щей им принимать участие только в ограниченной области правоотноше­ний, поскольку в силу п.1. ст.49 ГК РФ «юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, предусмот­ренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой дея­тельностью обязанности». ,Таким образом, правоспособность юридическо-го лица может быть охарактеризована как ограниченная (целевая), по-скольку должна соответствовать предусмотренным в его учредительных документах целям. Данное ограничение возникает в силу того, что юриди­ческие лица обычно создаются для достижения конкретных целей, опреде­ляемых учредителями, и их универсальная правоспособность находилась бы в противоречии с этими целями.


Однако для рыночной экономики целевая правоспособность юриди­ческих лиц, особенно коммерческих организаций, может отрицательно сказаться на их способности быстро приспосабливаться к изменениям ры­ночной деятельности. В этом случае учредители (участники) юридическо­го лица при наличии интереса в изменении характера деятельности орга­низации обязаны по определенным процедурам вносить изменения в учре­дительные документы юридического лица и регистрировать эти измене­ния. Обычно принятые способы преодоления такой ситуации путем закре­пления в учредительных документах длинного перечня различных видов деятельности или формулирования целей деятельности общим образом не дают полной гарантии для успешного с точки зрения учредителей (участ­ников) изменения деятельности.

Для более полного учета интересов, лежащих в основании создания юридических лиц, законодатель в п. 1.ст.49 ГК РФ закрепил за коммерче­скими организациями, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, право иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, что, несомненно, свидетельствует о возможности наличия общей (универсальной) правоспо­собности и у коммерческих организаций. Отсутствие общей (универсаль­ной) правоспособности у унитарных предприятий связано с тем, что эти организации сами не являются собственниками своего имущества, а соз­даются собственниками их имущества для достижения строго определен­ных учредителями (собственниками) целей. Фактическое существование юридических лиц, которым закон отказывает в общей правоспособности, связано с определенной областью их деятельности, которая допускается

только по получении специального разрешения (лицензии) публичной вла­сти на осуществление такой деятельности. П. 1.ст.49 ГК РФ прямо устанав­ливает, что «отдельными видами деятельности, перечень которых опреде­лен законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)". Такими областями деятельности для юридических лиц являются, например, банковская или страховая дея­тельность.


Осуществление отдельных видов деятельности, перечисленных в фе­деральных законах, для которых требуется специальное разрешение госу­дарства (лицензия), возможно юридическим лицом только с момента вы­дачи (получения) и до истечения срока действия лицензии. Поэтому отсут­ствие упоминания о такой цели деятельности в учредительных документах юридического лица не может быть основанием для отказа в выдаче лицен­зии на данный вид деятельности. Само государственное лицензирование отдельных видов деятельности означает ограничение общей правоспособ-ности коммерческих организаций, поскольку запрещает юридическим ли­цам, не имеющим соответствующей лицензии на осуществление опреде­ленной деятельности, заниматься такой деятельностью.

В случае, если учредители коммерческой организации устанавлива­ют конкретный (исчерпывающий) список видов деятельности, которыми должна заниматься создаваемая ими организация, или прямо исключают для него осуществление отдельных видов деятельности, то такое ограни­чение правоспособности коммерческой организации имеет силу и для третьих лиц, например, для контрагентов этой организации, но лишь толь­ко в случае, если последние знали или должны были знать о таком ограни­чении. В этом случае (ст. 173 ГК РФ) «сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченны­ми в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имею­щим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана недействительной по иску этого юридического лица, его учреди­теля (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что дру­гая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незакон­ности». Иными словами коммерческая организация должна оповещать своих контрагентов об имеющихся у нее ограничениях правоспособности.

Юридические лица, имеющие целевую правоспособность по прямо­му указанию закона (банки, страховые компании, некоммерческие органи­зации и унитарные предприятия), должны совершать лишь такие действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (сделки), которые соответствуют установленным ус­тавными документами целям деятельности. Такие организации с целевой


правоспособностью по прямому указанию закона не обязаны прямо опо-вещать об этом своих контрагентов по сделкам, так как законодатель пред­полагает знание ими законодательства. Согласно ст. 168 ГК сделки, выхо­дящие за пределы целевой правоспособности. являются сделками, не соот­ветствующими требованиям закона или иных правовых актов, и в силу этого .ничтожны, вне зависимости от того, знали ли они об этих ограниче­ниях правоспособности или нет.

СОЗДАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Порядок государственной регистрации юридических лиц существен­но изменен с 01 июля 2002 года. Согласно п.1 ст.51 ГК РФ (в редакции, введенной федеральным законом от 21 марта 2002 года № 31 -ФЗ) «юри­дическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государствен­ной регистрации юридических лиц».

Регулирование отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликви­дации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ве­дении единого государственного реестра юридических лиц, осуществляет­ся с 01 июля 2002года в Российской Федерации на основании федерально­го закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регист­рации юридических лиц». Согласно ст. 1 ФЗ «О государственной регистра­ции юридических лиц» «государственная регистрация юридических лиц (далее государственная регистрация) - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвида­ции юридических лиц, а также сведений о юридических лицах в соответст­вии с настоящим федеральным законом».

Применяемое законодательство о государственной регистрации со­стоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, федерального за-кона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и из­даваемых в соответствии с ними нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации.


Согласно ст.2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Феде­ральным законом «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 года № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнитель­ной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических

о

лиц» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осущест-

вляющим начиная с 01 июля 2002 года государственную регистрацию юриди-

еских лиц.

Таким образом, уточнено и конкретизировано данное в ст. 51 ГК РФ понятие уполномоченного государственного органа, осуществляющего го­сударственную регистрацию юридических лиц.

Поскольку согласно п.1 ст.51 ГК РФ "данные государственной реги-страции юридических лиц включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления», законодатель счел необходимым в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» указать особо:

• на принципы ведения государственного реестра,

• на содержащиеся в государственном реестре сведения и докумен­ты о юридическом лице,

• на порядок представления и объем предоставляемых сведений о юридическом лице.

В основу ведения государственного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц положены еди-ный принцип, единый метод и форма его ведения, что обеспечивает един­ство и сопоставимость указанных в нем сведений.

Государственному реестру юридических лиц присвоен законода­тельно статус федерального информационного ресурса (ст.4 ФЗ «О госу­дарственной регистрации юридических лиц").




следующая страница >>