prosdo.ru 1 2 ... 10 11


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

ФЕДЕРАЦИЯ АЛЬПИНИЗМА РОССИИ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АЛЬПИНИСТОВ


Утверждены Правлением ФАР
(протокол № от мая 2007 г.)

Москва, 2007 г.


Правление Федерации альпинизма России отмечает, что за основу учебной программы для подготовки альпинистов различной квалификации взята Единая классическая система обучения альпинистов, составленная учебно-методической комиссией Федерацией альпинизма СССР под руководством заслуженного тренера РСФСР И.Б. Кудинова.

В подготовке данной программы принимали участие известные тренеры и мастера спорта И.А. Мартынов, П.П. Захаров, А.И. Мартынов, Ю.И. Порохня.

Выполнение настоящей программы обязательно для всех альпинистских мероприятий (спортивных секций, коллективов физкультуры, спортивных и альпинистских клубов, альпинистских учебно-спортивных баз, передвижных временных лагерей, сборов по подготовке к участию в соревнованиях, круглогодичных мероприятиях), начиная с 2007 г.

Введение.
Целью настоящей программы является:


  • интенсификация и повышение качества учебного процесса;

  • перенесение части учебного материала (теоретического и практического) на занятия подготовительного периода;

  • предоставление права руководителям альпинистских мероприятий изменять сроки и объем учебного материала в соответствии с фактическими знаниями и умением альпинистов;

  • приведение программы в соответствии с современными техническими требованиями, правилами проведения альпмероприятий и разрядными требованиями.


Выполнение приведенных ниже учебных планов и программ является обязательным для всех альпинистских мероприятий.

Квалификационные уровни как критерии подготовленности.

Важнейшим принципом, которым руководствовались авторы при составлении программы, является переход от объема выполненной учебно-тренировочной работы (в рамках этапа обучения) к критерию качества подготовки, определенной категории трудности, что, по существу, и определяет истинную квалификацию альпиниста. Поэтому процесс воспитания и обучения альпиниста следует рассматривать как отдельные уровни квалификации, характеризующиеся комплексной и законченной подготовленностью к преодолению определенных трудностей и сложностей соответствующих восхождений. Каждая ступень обучения характеризуется обязательным объемом знаний и умений, как определяемых самим восхождением, так и имеющих прикладной характер. Эти ступени обучения различаются, прежде всего, задачами обучения или совершенствования, обеспечивающими достижение уровней квалификации с указанными в прилагаемых таблицах знаниями и умениями. В настоящее время ступени обучения могут быть увязаны с выполнением определенных разрядных требований.


Квалификационные уровни определяются разрядными требованиями в альпинизме и подразделяются на:


  • начальную подготовку (выполнение требований для получения значка «Альпинист России» и выполнения норм 3-го спортивного разряда по альпинизму), подготовку к совершению восхождения 3-ей категории сложности;

  • спортивную подготовку (выполнение норм 2-го спортивного разряда по альпинизму), подготовку к совершению восхождения 4-й категории сложности;

  • спортивное совершенствование (выполнение норм 1-го спортивного разряда по альпинизму), подготовку к совершению восхождения 5А категории сложности;

  • спортивное мастерство (выполнения норм КМС и МС по альпинизму), подготовку к совершению восхождения 5Б и 6-й категорий сложности.


Программа подготовки альпинистов и требования

Начальная подготовка

(выполнение норм на значок «Альпинист России»)


Совершаемые восхождения: 1Б категории сложности (с инструктором)

Знать

Уметь

  • особенности альпинизма как вида спорта;

  • особенности и опасности горной природы и рельефа гор;

  • основные правила обеспечения безопасности в горах, правила поведения человека в горах;

  • признаки погоды;

  • основы ориентирования в горах;

  • правила оказания доврачебной помощи во время походов в горах;

  • табельное снаряжение альпиниста, применение и уход за ним.

  • оценить трудности и опасности маршрута на горном рельефе 1 категории сложности;

  • передвигаться по осыпям и травянистым склонам;
  • передвигаться по скалам 1 - 3 категорий сложности с верхней страховкой, по перилам с перестежкой, в связке;


  • передвигаться по снежным склонам, вытаптывать ступени, задержаться при проскальзывании;

  • организовать бивуак на травянистом склоне, на морене, на осыпи;

  • передвигаться в кошках по льду, вырубать ступени, производить самозадержание при срывах;

  • передвигаться по закрытому леднику в связках;

  • переправиться по налаженной инструкторским составом переправе через горную реку;

  • переносить легкопострадавшего при помощи простейших средств.


Начальная подготовка

(выполнение норм 3 спортивного разряда по альпинизму)


Совершаемые восхождения: 1Б, 2А, 2А и 2Б – все восхождения с инструктором

Знать

Уметь

  • меры безопасности при выполнении приемов альпинистской техники;

  • основы ориентирования в горах, правила оформления маршрутной документации, схемы по системе UIAA;

  • правила оказания доврачебной медицинской помощи;

  • правила организации и проведения учебно-тренировочных восхождений 1 – 2 категорий сложности;

  • формы горного рельефа, природу их образования;

  • тактику восхождения в общих чертах;

  • меры по охране окружающей среды в горах.




  • уверенно и надежно передвигаться по скальному рельефу 1 – 2 категорий сложности в связках и первым в связке на отдельных участках 3 категории сложности;

  • уверенно и четко организовать самостраховку, используя выступы и забитые крючья;

  • налаживать перила и четко их использовать для передвижения;
  • организовать комбинированную страховку, выполнять приемы страховки на страховочном стенде или на специально оборудованном пункте страховки,


  • передвигаться по крутым снежным склонам, организуя страховку и самостраховку;

  • проводить самозадержание и задержание партнера при срывах на снегу и льду, обеспечивать безопасность личную и партнеров, находящихся во взаимодействии;

  • передвигаться в кошках по различному ледовому рельефу с организацией страховки;

  • передвигаться по закрытому леднику, применять приемы подъема в случае падения в ледниковую трещину;

  • определять характер травмы и организовывать простейшую транспортировку пострадавшего.


Спортивная подготовка

(начальный этап)


Совершаемые восхождения: 2А, 2Б, 3А, 3А, 3Б – все восхождения с инструктором

Знать

Уметь

  • правила соревнований, классификацию маршрутов, правила организации и проведения восхождений;

  • альпинистскую характеристику данного района;

  • правила проведения радиообмена и сигнализации;

  • меры по охране окружающей среды в горах;

  • краткую историю развития альпинизма и его современное состояние;

  • правила организации и проведения восхождений отделениями разрядников, основы тактической подготовки, правила составления тактических планов, порядок оформления маршрутной документации;

  • основы динамической страховки.




  • уверенно и четко работать в связке на скальном рельефе 3 категории сложности;

  • преодолевать первым в связке отдельные участки скального рельефа 4 категории сложности;

  • организовывать взаимодействие связок;
  • организовывать страховочную цепь, место страховки, забивать крючья;


  • организовывать место для спуска или подъема пострадавшего, применять приемы транспортировки на сложном скальном рельефе;

  • проводить приемы задержания сорвавшегося на страховочном стенде или на специально оборудованном пункте страховки,

  • преодолевать различные снежные склоны в связке, организовывать страховку, производить самозадержание при срыве;

  • преодолевать различные формы ледового рельефа в связке, применяя современное снаряжение, организовывать страховку, работать в связке;

  • организовывать различные виды спуска по веревке;

  • организовывать систему подъема из ледниковой трещины, применять приемы подъема пострадавшего из трещин.


Спортивная подготовка

(выполнение норм 2-го спортивного разряда по альпинизму)


Совершаемые восхождения: 2Б, 3А, 3Б и 3Б(зачётное) – все восхождения под контролем инструктора

Знать

Уметь

  • основы организации и тактики проведения восхождений, составления тактических планов, правила решения тактических задач;

  • правила соревнований, классификацию маршрутов, организацию и проведение восхождений;

  • анализ происшествий в горах;

  • причины возникновения лавинной опасности в горах;

  • организацию поиска в лавинах;

  • меры безопасности на всех видах горного рельефа;

  • права и обязанности руководителя спортивной группы;

  • обзор лучших восхождений в РФ и за рубежом за прошедший сезон;

  • предотвращение возникновения и преодоления аварийных ситуаций.


  • применять меры безопасности на всех видах горного рельефа;


  • выбирать и оценивать маршрут;

  • работать в связке первым на различном горном рельефе;

  • преодолевать отдельные участки сложного ледового рельефа, применяя современное снаряжение;

  • передвигаться по сложному снежному рельефу в связках, организовывать страховку и задержание при срыве;

  • вести поиск в лавинах, организовывать транспортировку пострадавшего на ледово-снежном рельефе;

  • вязать носилки-волокуши из подручных средств;

  • организовывать приемы задержания сорвавшегося, фиксацию веревки после срыва, подход к пострадавшему в одиночку;

  • использовать ИТО и приемы работы с двойной веревкой на сложном скальном рельефе;

  • организовывать и проводить спуски по веревке с пересадками;

  • разрабатывать и отстаивать тактические планы восхождений, составлять схемы маршрутов по символике UIAA;

  • оказывать доврачебную помощь пострадавшему, организовывать и проводить транспортировку пострадавшего на сложном скальном рельефе при помощи подручных средств силами малой группы;

  • анализировать ожидаемые и возникающие источники объективной и субъективной опасности;

  • обеспечивать безопасность личную и партнеров, находящихся во взаимодействии.


Спортивное совершенствование

(выполнение норм 1-го спортивного разряда по альпинизму)


Совершаемые восхождения: муж.: 5А – 2; 4Бд – 1; 4Ад – 1. жен.: 5А – 2.

Знать

Уметь
  • правила соревнований, классификацию маршрутов, правила организации и проведения восхождений;


  • принципы формирования спортивной группы и ее деятельности;

  • права и обязанности руководителя спортивной группы;

  • порядок подготовки группы к восхождению: психологический, физический, технический, тактический аспекты;

  • порядок оформления маршрутных документов, составление тактических планов;

  • особенности тактики восхождений: стенных, траверсов, технических, высотных, зимних;

  • порядок анализа происшествий в горах;

  • организацию спасательных работ силами малой группы;

  • специальное снаряжение для осуществления спортивных восхождений;

  • порядок анализа работы спортивной группы;

  • параметры, контролируемые на этапах восхождения;

  • принципы организации безопасной деятельности в горах.

  • самостоятельно принимать решения;

  • анализировать работу свою и товарищей;

  • руководить группой на спортивном восхождении;

  • совершать восхождения в двойке;

  • работать первым на маршрутах восхождений 4-5 категорий сложности;

  • использовать современное снаряжение для страховки и преодоления сложнейшего рельефа – участки 4-5 категорий сложности;

  • оказывать первую доврачебную помощь;

  • организовывать транспортировку пострадавшего силами малой группы;

  • организовывать и проводить сеансы связи во время спортивных восхождений;

  • сдать зачеты по технике альпинизма и страховке перед выходом на первое восхождение 5А категории сложности;

  • обеспечивать безопасность личную и групповую.



Спортивное мастерство


Совершаемые восхождения: по нормам КМС и МС РФ по альпинизму

Знать


Уметь

  • правила соревнований, классификацию маршрутов, правила организации и проведения восхождений;

  • анализ происшествий в горах;

  • альпинистский обзор района восхождений, особенности тактики восхождений в районе, составления тактических планов восхождений;

  • принципы организации спортивных команд для участия в соревнованиях по альпинизму;

  • основы психологии безопасной альпинистской деятельности;

  • принципы обеспечения безопасности в альпинизме;

  • правила составления отчета о совершенных восхождениях в рамках соревнований;

  • состояние физкультуры и спорта в РФ и место альпинизма в структуре спорта;

  • обзор лучших восхождений в РФ и за рубежом, особенности тактических приемов, применяемых во время этих восхождений;

  • способы разрешения типовых опасных и аварийных ситуаций, опасные участки маршрута;

  • об опасностях перехода от сложного рельефа к простому и от одних форм рельефа к другим.




  • работать в спортивной группе и команде в любой роли;

  • обеспечивать безопасность личную и командную в любых условиях восхождения;

  • прогнозировать условия работы на маршруте и принимать решения;

  • применять на практике комплекс тактических приемов для обеспечения восхождения;

  • критически оценивать работу свою и команды, своевременно ее корректировать;

  • организовывать все необходимые виды страховки на сложнейших маршрутах восхождений;

  • организовывать работу связок и оказывать помощь напарнику в случае его срыва;

  • организовывать и проводить работу спасательного отряда или транспортировку пострадавшего силами малой группы;
  • осуществлять транспортировку пострадавшего в одиночку подручными средствами;


  • закончить специализированный сбор и получить жетон «Спасение в горах»;

  • совершать восхождения 5Б категории сложности для выполнения норм КМС по альпинизму;

  • принимать участие в соревнованиях по альпинизму.


Организация и планирование учебно-тренировочных занятий.

Организация занятий.
Подготовка альпинистов до выезда в горы проводится в коллективах физкультуры, клубах, секциях и Федерациях альпинизма.

К занятиям альпинизмом допускаются мужчины и женщины не моложе 14 лет, допущенные врачом. Участники от 14 до 16 лет допускаются к восхождению под руководством инструктора, проводившего с ними предсезонную физическую и специальную физическую подготовку и при наличии письменного согласия родителей.

Занятия альпинизмом проводятся круглогодично и, как правило, подразделяются на подготовительный период (до выезда в горы) и основной период (непосредственно в горах). Для последовательного и планомерного обучения прием в секцию новичков производится в начале подготовительного периода, т.е. осенью.

В секциях, расположенных близко к горам, занятия проводятся в течение всего года. Содержание занятий в таких секциях определяется условиями близлежащих высокогорных районов, они проводятся в соответствии с данной программой.

Распределение занимающихся по учебным группам в секции устанавливается в соответствии с общим количеством занимающихся, их спортивной подготовленностью и имеющейся материальной базой. Спортивная подготовленность определяется квалификационным уровнем альпиниста. Количество занимающихся, приходящееся на одного тренера, не должно превышать 10-12 человек. Тренерский состав желательно подбирать таким образом, чтобы тренер (инструктор-методист) проводил постоянно работу с одной группой в подготовительный и основной период непосредственно в горах.

Особое внимание следует уделять вопросам безопасности и воспитательной работы с занимающимися.

Планирование занятий.
Учебно-тренировочный процесс планируется отдельно для подготовительного и основного периодов подготовки альпинистов.

В средней полосе России он длится 10-11 месяцев в зависимости от местных климатических условий. В ходе первого этапа (сентябрь – ноябрь) основное внимание уделяется повышению уровня всесторонней физической подготовленности, спортивной работоспособности и укреплению здоровья. На этом этапе занимающиеся тренируются и участвуют в соревнованиях по другим видам спорта (скалолазание, спортивное ориентирование на местности, кроссы и т.д.), участвуют в контрольных соревнованиях по физической подготовленности.

Во время зимнего этапа подготовки основное внимание уделяется дальнейшему повышению всесторонней физической подготовки, закаливанию организма, а также тренировкам и участию в соревнованиях по другим, в основном – по зимним, видам спорта.

В горных районах следует по возможности продолжать тренировку по скалолазанию, организации страховки, хождению по различным видам горного рельефа, совершать учебно-тренировочные походы и восхождения.

Весной главная задача – повышение специальной физической подготовленности, дальнейшее развитие общей и специальной выносливости, быстроты, силы, ловкости и других физических качеств, совершенствование навыков, помогающих овладению техникой альпинизма, теоретическая и практическая подготовка, тренировка в скалолазании, участие в туристических походах и соревнованиях по спортивному ориентированию и т.д.

Вся учебно-тренировочная работа на альпинистских базах, во время учебно-тренировочных сборов и при проведении других альпинистских мероприятий в течение основного периода подготовки проводятся в соответствии с календарными планами, которые должны учитывать непосредственные условия, обстановку высокогорного района и подготовленности альпинистов. Календарные планы утверждаются на местах руководителями альпинистских мероприятий. Основой для составления календарного плана должен служить учебный план «Единой системы обучения в альпинизме» для каждого контингента занимающихся, с учетом их квалификационного уровня. Общее руководство и контроль за выполнение календарного плана осуществляется заместителем начальника альпинистского мероприятия по учебно-спортивной работе. Выход группы на учебно-тренировочные, учебные и спортивные восхождения разрешается выпускающим тренером в соответствии с «Правилами соревнований и совершения восхождений».


Результаты учебно-тренировочной работы во время подготовительного периода заносятся ответственным в секции за подготовку (тренером, инструктором, преподавателем по альпинизму) в «зачетную карточку» и заверяются организацией, осуществляющей подготовку альпиниста.

Правом участия в альпинистском мероприятии (получения путевок в альпинистский лагерь, включением в состав участников сбора и т.п.) пользуются спортсмены, активно участвующие в работе секции, участвующие в отборочных соревнованиях и успешно освоившие программу соответствующего квалификационного уровня.

Распределение часовой нагрузки в подготовительный период должно соответствовать нормам, принятым во всех видах спорта:


  1. Начальная подготовка: 6 часов в неделю в 1-ый год, 9 часов в неделю во 2-ой год.

  2. Спортивная подготовка: 12-18 часов в неделю.

  3. Спортивное совершенствование: 24-28 часов в неделю.

  4. Спортивное мастерство: 32 часа в неделю.

В противном случае невозможно говорить о возрастании подготовленности: занятия 2-3 раза в неделю на этапах СС и СМ позволяют лишь поддерживать набранный уровень, но не дают роста.

Основы дифференцированного обучения.
Каждый приезда в горы для альпиниста начинается с собеседования, сдачи нормативов по физической подготовленности и зачетов по технике альпинизма. На этих зачетах альпинист должен показать свою всестороннюю подготовленность, и по их результатам определяется квалификационный уровень спортсмена. Индивидуальный квалификационный уровень учитывается при формировании подразделений (отделения или спортивной группы).

Тренерский совет альпинистского мероприятия имеет право корректировать и изменять настоящую программу для отдельных альпинистов или групп в зависимости от их квалификационного уровня. За счет интенсификации учебно-тренировочных занятий, в зависимости от индивидуальной подготовленности альпиниста, тренерский совет мероприятия имеет право разрешать отдельным альпинистам или группе совершать дополнительные восхождения в соответствии с их квалификационным уровнем.


Например: при начальной подготовке альпинистам, имеющим разряд по скалолазанию и обнаружившим хорошую подготовку по скальной технике, тренерский совет может сократить на несколько часов занятия по теме «Передвижение по скалам».

Любые изменения в программе должны быть обоснованы, оформлены соответствующими протоколами, решением тренерского совета и распоряжение по альпинистскому мероприятию.

Например: командир отделения считает возможным сократить на несколько часов занятия по скальной технике для своего отделения. В протоколе сдачи зачета по этой теме должны стоять отличные оценки, и командир отделения должен сделать представление командиру отряда, который, в свою очередь, должен доложить свои соображения по этому поводу тренерскому совету. Тренерский совет принимает решение, и на основании протокола тренерского совета старший тренер мероприятия (начальник учебной части) в своем распоряжении отражает решение тренерского совета и составляет новую, сокращенную программу, по которой должна работать данная группа.
Пояснения к вышесказанному:


  1. Во время тренировочного цикла можно совершить (в конце его) тренировочное восхождение.

  2. Восхождение наиболее подготовленных начинающих альпинистов может совершаться не ранее, чем на 7-8 день пребывания новичка в горах.
  3. Дополнительные восхождения новичков на маршруты 1-й и 2-й категорий сложности могут совершаться под руководством инструктора со стажером (10 участников), причем на вершину 1 категории сложности совершаются массовые учебные восхождения, т.е. всеми участниками отряда, допущенными к дополнительному восхождению. На вершину категории 2А восхождения совершаются одним отделением с инструктором, в помощь которому могут быть выделены стажер или командир отряда – в качестве сопровождающего. Если отделения имеют неполный состав, то количество участников в двух отделениях, совершающих дополнительное восхождение, не должно превышать 12 человек.


  4. В одном отряде могут быть учебные отделения различного уровня подготовленности, т.к. их тренировочный цикл практически совпадает, а на восхождения они могут идти отдельно, по отделениям. При этом учебно-календарный план составляется отдельно на каждую группу определенного квалификационного уровня.

  5. Не рекомендуется выполнять нормы 2 разряда с 3-го за один год. За 1 смену не происходит усвоение умений, полученных на восхождениях. Реально люди не подготовлены к дальнейшему росту, и аварийность в таких ускоренных группах возрастает.

Требования и нормы подготовки альпинистов.





    1. Начальная подготовка.

Возраст участников – не моложе 14 лет.

Начальная подготовка подразделяется на два этапа:

  • выполнение норм на значок «Альпинист России;

  • выполнение норм 3-го спортивного разряда по альпинизму.

Первый этап начальной подготовки предъявляет следующие требования к желающим заниматься по этой программе:

  1. Пройти общефизическую и специальную подготовку до выезда в горы и сдать контрольные нормативы по физической подготовке.

  2. Иметь рекомендацию тренера (инструктора, преподавателя) по альпинизму, проводившего предварительную подготовку, и врачебно-физкультурную карту установленного образца, заверенную в медицинском учреждении.

  3. Подтвердить в горах на контрольных испытаниях физическую подготовленность и пройти полный курс учебно-тренировочных занятий по теоретическому и практическому разделам начальной подготовки.

  4. Осуществить перевальный поход через перевалы 1а и 1б – категорий сложности и совершить восхождение на вершину 1-й категории сложности.


Задачи альпинистского мероприятия:
  • путем непосредственного знакомства с обстановкой высокогорья дать начинающему альпинисту представление о реальных условиях занятий альпинизмом, о характере преодолеваемых препятствий и способах их преодоления, о требованиях к поведению человека в этих условиях;


  • помочь начинающему альпинисту сознательно оценить свои способности и возможности и самому решить вопрос о целесообразности продолжения занятия альпинизмом.



Учебный план для начальной подготовки для сдачи норм на получение значка «Альпинист России» (1-й год обучения).

Содержание занятий в подготовительный и основной периоды.





п/п


Содержание занятий (наименование темы) до выезда в горы

Количество часов


теория

прак-тика

всего

1

2

3

4

5

1.1.1.

Физическая культура и спорт в Российской Федерации

2

-

2

1.1.2.

Краткая характеристика альпинизма и требования к альпинистской подготовке

2

-

2

1.1.3.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических нагрузок на организм спортсмена

2

-

2

1.1.4.


Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена

1

-

1

1.1.5.

Оказание первой доврачебной медицинской помощи при травмах и заболеваниях

1

1

2

1.1.6.

Начальные сведения об основах техники альпинизма

2

-

2

1.1.7.

Изучение средств и приемов страховки, применяемых в альпинизме

2

8

10

1.1.8.

Освоение основных приемов техники передвижения по скалам

3

27

30

1.1.9.

Организация и режим походов, передвижение по травянистым склонам, переправы через горные реки, устройство бивуаков

4

28

32

1.1.10.

Общая физическая подготовка

-

160

160

1.1.11.

Специальная физическая подготовка

-

40

40

1.1.12.


Зачеты и выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке

1

10

11
Всего часов: 18 276 294




п/п



Содержание занятий в горах

Количество часов


теория

прак-тика

всего

1

2

3

4

5

1.1.13.

Приезд, размещение, оформление документов

Особенности альпинизма как вида спорта

Табельное снаряжение и экипировка


1

1


-

1


1

2

1.1.14.

Формы горного рельефа

Опасности в горах и меры предосторожности, применяемые в альпинизме

Сдача физнормативов

Способы и приемы страховки

1

1
-

-

-

-
2

3

1

1
2

3

1.1.15.

Медицинский осмотр

Организация и назначение спасательной службы в горах


Первая доврачебная помощь пострадавшему и транспортировка

Передвижение по скалам и страховка


-

1
2
-

-

1
5

-

1
3
5

1.1.16.

Подготовка и проведение учебно-тренировочных походов и восхождений на значок «Альпинист РФ»

Передвижение по тропам, травянистым склонам, осыпям.

Переправа через горные реки

Организация бивуака

2
-

-

-

-
3

3

2

2
3

3

2

1.1.17.

Географический обзор района

Передвижение по льду и страховка

Передвижение по снегу и страховка

1

-

-

-

5

3

1

5

3

1.1.18.

Охрана окружающей среды

Передвижение по скалам и страховка

Способы и приемы страховки

1

-

-

-

3

2

1

3

2

1.1.19.

Собеседование по программе подготовки альпинистов

Передвижение по льду и страховка

Передвижение по снегу и страховка

1

-

-

-

4

3

1

4

3

1.1.20.


Совершить перевальный поход через перевалы 1А и 1Б категории сложности

Разбор учебно-тренировочных занятий и выходов в высокогорную зону

Подготовка к выходу в высокогорную зону для восхождения на вершину 1Б категории сложности



1
-

10
4
4

10
5
4

1.1.21.

Восхождение на вершину категории 1Б категории сложности

Передвижение по скалам и страховка (в процессе восхождения)

-


8

4

-

8

4

1.1.22.

Сдача снаряжения

Вручение значка «Альпинист РФ»

Отъезд участников










Всего часов: 13 70 83
Общее количество учебных часов: 377


Программа начальной подготовки альпинистов для выполнения норм на значок «Альпинист России» (1-й год обучения).
Содержание занятий до выезда в горы.



следующая страница >>