prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 13 14








Цуканова СП., Бетц Л.Л.
УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте де­тей старшего дошкольного возраста. II период обучения / СП. Цу­канова, Л.Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 184 с.


В пособии «Учим ребенка говорить и читать» представлена сис­тема коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Пособие содержит задачи коррекционного обучения, перспек­тивное планирование содержания обучения, конспекты фронталь­ных занятий по формированию звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте.

Пособие адресовано логопедам, воспитателям дошкольных уч­реждений, педагогам дополнительного образования, студентам и родителям.

Рецензенты:

Т.П. Артемьева, кандидат педагогических наук, доцент кафед­ры психопатологии и логопедии Института специального образования УрГПУ.

О.Р. Ворошнина, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной дошкольной педагогики и психоло­гии ПГПУ.

Л.Р. Лизунова, кандидат педагогических наук, главный мето­дист Научно-методического центра специального образова­ния ПОИПКРО.

© Цуканова СП., Бетц Л.Л., 2006, 2008

©Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2008


СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С НЕРЕЗКО

ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Второй период обучения

(Декабрь, январь, февраль, март)

Задачи второго периода обучения:


1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формиро­вание фонематического восприятия:

— уточнение правильного произношения звуков: к, къ, с, сь, х, хь, з, зь,б,бь, д, дь, г, гь, ш, ж, л, ль, р, рь;

— развитие артикуляционной моторики;

—различение этих звуков на слух;


  • дифференциация согласных звуков по твердости-мяг­кости: к-кь, с-сь, х-хь, з-зь, б-бь, д-дь, г-гь, л-ль,р-рь; по звонкости-глухости: с-з, п-б, т-д, к-г, ш-ж, по месту и способу образования: к-х, с-ш, з-ж, р-л;

  • формирование умения характеризовать звук;

  • выделение звуков из состава слова;

  • анализ и синтез слогов: обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных и слов типа уха, сани, мышка, пижама, клумба, составление звуко-слоговых схем;

  • преобразование слогов и слов;

  • формирование умения соотносить слово и схему;

  • закрепление навыков звукового анализа в решении кроссвордов и отгадывании ребусов.

Воспитание внимания к грамматическим формам слова, способам словообразования и формирование грамматиче­ских средств языка и навыков словообразования:

  • образование существительных предложного падежа единственного и множественного числа (в траве, о цве­тах);

  • образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа с предлогом без (без хобота, без окон);

— образование глаголов с разными приставками (забежал, выбежал);

  • согласование прилагательных с существительными в роде и числе (белый бант, белое платье);

  • образование падежных форм существительных и при­лагательных в форме множественного числа (шалов­ливые мышата, шаловливых мышат);

— согласование существительных с числительными (пять шаров, три дерева);

  • употребление глаголов мочь, класть, одеть, надеть;


  • образование относительных прилагательных (вишне­вый, шерстяной);

  • образование притяжательных прилагательных (коша­чий хвост, медвежья лапа);

  • образование существительных с суффиксами умень­шительно-ласкательного значения -ок, -ек, -ик (грибок, цветочек, кустик);

  • образование сравнительной степени прилагательных (вкуснее, красивее);

  • формирование умения подбирать родственные слова (мышь, мышата, мышиный);

  • образование сложных слов (самовар, коневод);

  • образование слов-антонимов (тихий громкий).

3. Работа над предложением. Составление предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам.

  • составление простых распространенных предложений без предлога;

  • составление простых распространенных предложений с предлогами к, с, со, за, из-за, без, под, из-под, над, ме­жду, перед;

  • выделение слов в предложении, определение их коли­чества;

  • составление рассказа по серии картин и опорным сло­вам;

  • развитие интонационной выразительности речи;

заучивание наизусть стихов, скороговорок, пословиц.

  1. Развитие просодической стороны речи.

  2. Обучение грамоте:

— знакомство с буквами: К, С, X, 3, В, Д, Г, Ш, Я, Ж, Л, Е, Ё, Р;

  • дифференциация а-я, о-ё, т-д, к-г, п-б, с-з, с-ш, ш-ж, з-ж, р-л;

  • звуко-буквенный анализ и синтез обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, од­носложных, двусложных и трехсложных слов и предложений из двух, трех, четырех слов с использовани­ем разрезной азбуки и печатания;

  • преобразование слогов и слов;
  • составление схемы предложения из четырех слов с предлогом, чтение схемы предложения;


  • формирование навыка чтения обратных, прямых, за­крытых слогов и слогов со стечением согласных, плав­ного слогового, сознательного чтения слов, предложе­ний, текстов;

  • формирование умения отвечать на вопросы о прочи­танном, ставить вопросы, пересказывать прочитан­ное;

  • развитие графических навыков;

Развитие психических процессов: слухового и зрительно­го восприятия, памяти, внимания, формирование мыс­лительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обоб­щения).

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(II период)


Тема

заня­тия

Кол-во занятий

Дикция. Интонацион­ная выразительность речи

Формирование фонематического

восприятия

1

2

3

4

ДЕКАБРЬ

2 неделя

Звуки к, кь.

2

Восклицательная инто­нация в стихотворении.


Выделение звуков к,кь из состава слова.

Дифференциация звуков к-кь.

Звуко-слоговой анализ слова кап.

Звуковой анализ слов типа мак.

Буквы К, к.

2







3 неделя

Звуки с, сь.

2

Работа над дикцией: Словно в сказке, как во сне, падает на землю снег.

Выделение звуков с, сь из состава слова.

Дифференциация звуков с-сь

Звуко-слоговой анализ слов сани, Сима, сваи.

Буквы С, с.

2







4 неделя

Звуки х, хь.

1

Интонация перечисле­ния: Художник Хрюша нарисовал петуха, хо­мяка, муху.

Выделение звуков х, хь из состава слова.

Дифференциация звуков х-хь.


Анализ слогов ха, хи.

Звуко-слоговой анализ слов типа мох, уха.


Буквы X, х.

2

Восклицательная и по­вествовательная инто­нация при чтении тек­ста.






ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(II период)

Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение)

Лексико-грамматический строй речи

5

6

ДЕКАБРЬ

2 неделя




Предлог к.

Схема предложения с предлогом к.

Образование существительных с суффи­ксами -ок-, -ек-, -ик-.

Составление из букв разрезной азбуки слогов

типа ка и дополнение их до целого слова.

Ребусы кони, окно.

Чтение.

Письмо слогов типа ак, ка; слов типа кит.


3 неделя





Согласование прилагательных и сущест­вительных в роде и числе.

Родственные слова (снег).

Деформированные предложения.

Образование сложных слов.

Составление из букв разрезной азбуки слогов типа са, слов типа сук.

Преобразование слов сук — сок сом.

Ребусы носок, аист.

Чтение. Кроссворд.

Письмо слогов типа са.

Предлоги с, со.

4 неделя




Предложный падеж имен существитель­ных в форме множественного числа.

Составление из букв разрезной азбуки слогов типа ох, ха и дополнение их до целого слова. Письмо слогов типа ха, слов типа ухо, муха.

Ребусы уха, духи.

Чтение.



Родственные слова к слову хвастун.



Тема

заня­тия

Кол-во занятий

Дикция. Интонационная выразительность речи

Формирование фонематического

восприятия


1

2

3

4

Звуки к,кь — x, хь.

Буквы к-х.

2




Дифференциация звуков к, кь — х, хь.

ЯНВАРЬ

2 неделя

Звуки з, зь.

1

Работа над дикцией: Зои-ного зайку зовут Зазнай­ка.

Выделение звуков з, зь из состава слова.

Дифференциация звуков з, зь

Соотнесение слова и схемы.

Звуко-слоговой анализ слова коза.

Буквы З, з.

2







Звуки с, сь — з, зь.

Буквы с-з.

1

Заучивание стихотворения И. Кузьмина.

Дифференциация звуков с, сь — з, зь.


3 неделя

Звуки б, бь.

1

Работа над дикцией: Бе­лые бараны били в бара­баны.

Выделение звуков б, бь из состава слова.

Дифференциация звуков б-бь.

Звуко-слоговой анализ слов бусы, бант.

Буквы Б, б.

2

Повествовательная, вос­клицательная, интонация при чтении текста.




Звуки п, пь -б,бь.

Буквы п-б.

1




Дифференциация звуков п, пь — б, бь.



Обучение грамоте (работа с разрезной аз­букой, письмо, чтение)

Лексико-грамматический строй речи

5

6

Чтение и письмо слов с пропущенными буквами типа мак, мухи.

Составление предложения по схеме.

Родительный падеж существительных единственного числа с предлогом без.


Притяжательные прилагательные.

Согласование прилагательных и сущест­вительных.


ЯНВАРЬ

2 неделя




Родственные слова (коза).

Составление из букв разрезной азбуки слогов типа за, зво и дополнение их до целого слова.

Письмо слов типа коза, звон.

Правописание безударных гласных (коза).

Ребусы ваза, зима.

Чттение.

Предлоги за, из-за.

Дифференциация букв с-ш.

Слова с пропущенной буквой.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Чтение.




3 неделя




Образование относительных прилага­тельных.

Предлог без.

Согласование прилагательного белый с существительными.

Глагол бежать с разными приставками.

Составление из букв разрезной азбуки слов

бусы, бант, кабина.

Письмо слов типа Бобик, кубики, изба.

Ребусы кабан.

Чтение.



Дифференциация букв п-б.

Слова с пропущенной буквой.

Правописание, парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Чтение.


Работа над деформированными предло­жениями.



следующая страница >>