prosdo.ru
добавить свой файл
  1 ... 10 11 12 13 14

Тема: буквы Р, р.

Цель: закрепить звуки [р], [рь]; познакомить с их графи­ческим Обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зритель­ное восприятие.

Оборудование: кассы букв, альбом 2.

Ход занятия

1. Организационный момент.

— Замените первый звук в слове на звук [р].

Тома — Рома мак — ... пыжик — ... пугать — ...
козы — ... кот — ... танец — ... хобот — ...

мука — ... нога — ... забота —... мычать — ...

2. Повторение характеристики звуков [р], [рь].

— Расскажите о звуках [р], [рь].

3. Знакомство с буквами Р, р (с. 60).


  • Посмотрите на буквы в голубой рамочке. Похожи ли эти буквы?

  • Сколько элементов у буквы Р? Какие это элементы?

  • Прочитайте буквы.

  • Посмотрите, как построена буква Р пальчиками рук. Постройте ее так же.

  • Посмотрите на робота в левом верхнем углу страницы.

Робот боком к детям встал.

Букву Р нам показал.

  • На что еще похожа буква Р? Чем эти предметы напо­минают букву Р?

  • В каком домике живет буква Р? Почему?

4. Звуко-буквенный анализ.

— Продолжаем космическую игру. На какую планету мы прилетели на прошлом занятии? Друзья Юпика Рэкси и Ри­кси показали нам свою самую большую планету.

  • Наш экипаж готов продолжить свое путешествие. За­правим баки-кассы топливом — буквой Р.

  • Внимание! Внимание! Говорит пульт управления. Со­общение о готовности к взлету. Составим в кассе предложе­ние: «Ракета на старте».

Дети составляют в кассе предложение и читают его.


— Пять, четыре, три, два, один... Ура! Летим!

Поднимается ракета,

Чертит небо ярким светом.

5. Физминутка.

«Большая желтая луна» (см. конспект № 61).

6. Чтение.

Идет спокойно наш полет.

Нас впереди планета ждет.

— Отгадайте название планеты по верхним половинкам букв. (Сатурн.) Наш корабль (ракету) зажали кольца Са­турна. На планете видим флаг. На нем написано начало слов. Отгадаем слова и прорвемся через кольца Сатурна.

Дети читают слоги и дополняют их до целого слова.

Наша ракета мчится вперед. Какая планета в гости нас ждет?


  • Отгадайте название планеты по «рассыпанным» бук­вам. (Марс.)

  • Дается команда: «Включить контакт». Контакта нет. Гигантская пылевая буря разыгралась на Марсе. Идут толь­ко отдельные слова. Прочитайте слова и объясните их значе­ние. (Орбита, Гагарин, старт, космодром.) Летим дальше.

Вот планета перед нами,

Покрыта белыми облаками.

  • Узнайте название планеты, поставив буквы по разме­ру, начиная с самой большой. (Венера.)

  • Прочитайте предложение шепотом.

А сейчас экипажу нашему нужно

Прочитать предложение громко и дружно.

— Выходим на связь с планетой Венера. Нам сообщают, что на планете сильная жара. Там так жарко, что пирог мо­жно испечь за несколько секунд, даже без духовки. Обле­тим горячую планету.

Летим вперед, летим вперед!

Последняя планета ждет.

— Отгадайте ее название, поставив буквы в порядке, ука­занном цифрами. (Земля.) Идем к Земле. Расшифруем ко­ординаты посадки корабля.

Дети отгадывают ребусы: народ, ворота, пирог.

7. Итог занятия.

— Дополните стихотворение отгаданными словами.

Едва мы угадали слова коды,

Раскрылись вдруг небесные ... (ворота).


И подошел к концу космический полет.

И приземлился дружный наш ... (народ).

Перешагнем мы домашний порог,

Дома нас ждет очень вкусный ... (пирог).
ЗАНЯТИЕ №101

Тема: буквы Р, р (закрепление).

Цель: закрепить звуки [р], [рь]; буквы Р,р; формировать на­вык письма слогов и слов с буквами Р, р; уточнить употреб­ление предлога перед; упражнять в согласовании числи­тельных и существительных, в подборе родственных слов.

Оборудование: карточки с буквами, тетради, ручки, альбом 2.

Ход занятия

1. Организационный момент.

У детей карточки с буквами слов: Белка и Стрелка. На обратной стороне карточек цифры от 1 до 12. На доске написано: 1, 2, 3, 4, 5 и 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.

— Первыми в космос на ракете полетели собаки. Клички этих собак мы сейчас отгадаем. Посмотрите, какие цифры у вас на карточках. Закройте цифры на доске своей карточ­кой с такой же цифрой.

Дети ставят карточки на доску и читают слова: Белка и Стрелка.

— В кличках собак часто встречаются звуки [р], [рь]: Барбос, Шарик, Мухтар, Рэкс. Как вы думаете, почему?

2. Письмо.

а) Письмо букв Р, р.

б) Письмо слогов.

— Я назову слова, называющие действия собаки. Назови­те слог с буквой Р из каждого слова. Напишите этот слог в тетради:

роет охраняет

рычит берет (след)

стережет рявкает

в) Письмо слов.

— Отгадайте клички собак, в которых есть звуки [р], [рь]:Напишите эти слова.

д) Письмо предложения с комментированием: «Мухтар бе­рет след».


  1. Физминутка «Собака» (см. конспект М 66).

  2. Формирование грамматического строя речи (с. 61).

а) Упражнение в употреблении предлога перед.

  • Посмотрите на гнома в левом верхнем углу страницы. У гнома есть собаки. Зовут их Трезор и Шарик. Гуляя, гном всегда идет перед Трезором или перед Шариком. Как зовут этого гнома?

  • Слово перед — предлог. Его говорят тогда, когда один предмет предшествует другому предмету. Посмотрите на картинки. Собаки играют. Шарик бежит перед Трезором. Кто первый? Кто второй?

  • Посмотрите на пограничника с собакой. Это овчарка — отличная служебная собака. Она несет службу на грани­це. Ее обучали в специальной собачьей школе.

  • Рассмотрите схему предложения. Какой предлог в предложении? Сколько слов в предложении? Составьте предложение по схеме, используя картинку, о погранични­ке и собаке.

Логопед делает вывод: «Перед предлог, стоит отдельно от других слов».

б) Упражнение в согласовании числительных и существи­тельных.

  • А какой цирк без собак, забавных и умных! Что умеют делать в цирке дрессированные собаки? Посмотрите на кар­тинку. Собачка решает задачу. Но так как говорить не уме­ет, ответ дает лаем. Вы видели в цирке таких собачек?

  • Назовите нарисованные предметы. Цифрами указано количество предметов. Назовите, сколько их?

Дети упражняются в согласовании числительных и существи­тельных.

5. Итог занятия.

  • Что умеют делать собаки?

  • Почему собаку называют другом человека?

  • Подберите родственные слова к слову друг.


ЗАНЯТИЕ № 102

Тема: звуки [р], [рь] — [л], [ль], буквы Р — Л.


Цель: учить дифференцировать звуки [р], [рь] — [л], [ль] на слух и в произношении и буквы Р Л при чтении и на письме; развивать дикцию, учить передавать интонацию.

Оборудование: тетради, ручки, альбом 2.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Один много».

ремень — ремней воробей — ...

ружье — ... доктор —...

рот — ... перо — ...

дерево — ... сторож — ...

помидор — ... ведро — ...

фонарь — ... рог — ...

2. Сравнение звуков [р], [рь] [л], [ль] (с. 62).


  • Ракета летит: Р-р-р! Рь-рь-рь! Расскажите, какие это звуки?

  • Летят самолеты. Как гудит большой самолет? Как гу­дит маленький самолет? Расскажите, какие это звуки?

— Юпик предлагает сравнить звуки [р],[рь] [л], [ль].

Дети сравнивают произношение звуков по схеме анализа арти­куляции звуков.

3. Дифференциация звуков [р], [рь] [л], [ль] на слух ив произношении.

а) Выделение звуков из состава слова.

— Чтобы отправиться путешествовать, проверим, какие вы внимательные. Услышите в слове звуки [р] ([рь]) — изобразите мотор (вращательные движения руками перед грудью) и произнесите [р] ([рь]), а услышите звуки [л] ([ль]) — разведите руки в стороны, изображая крылья са­молета, и произнесите [л] ([ль]).

— Мы составили маршрут путешествия. Плотно упако­вали рюкзаки. Взяли фотоаппарат, бинокль. Поехали в аэ­ропорт. Купили билеты. Поднялись по трапу в салон само­лета, заняли свои места и полетели.

Дети имитируют движения походу рассказа логопеда.

б) Дифференциация звуков [р], [рь] [л], [ль] в слогах.


Путешествуем с друзьями

Над таежными лесами ...

— Какие деревья мы видим в таежном лесу? (Хвойные: сосна, ель, кедр, пихта.)

Пролетая над лесами,

Мы сыграем в «ЭХО».

Слоги дружно повторим,

Чисто, без помехи.

ла—ра—ра — ла

ро ло ро ло

ру — ло — ру — ло

в) Дифференциация звуков [р], [рь] [л], [ль] в словах.

Пролетаем мы с друзьями

Над большими городами ...

— В городе на площади Р — Л идет народное гулянье с играми и плясками, это — веселый карнавал. На карнавал пришли герои сказок, в именах которых есть звуки [р], [рь], [л], [ль]. Назовите их.


  • После карнавала на площади Р Л начнется празд­ничное шествие по улицам города: Р и Л.

  • Прислушайтесь к именам героев. Кто из героев пойдет по улице Р? Кто пойдет по улице Л? А кто останется веселиться на площади Р Л?

4. Физминутка.

Карнавальные танцы под веселую музыку.

5. Дифференциация Р Л при чтении и на письме (с. 63).

а) Пролетаем с друзьями

Над высокими горами...

На первой горе прочитайте слова и замените букву Л на Р. Какое слово получится?

  • На второй горе в словах есть буква Р и Л. Произнеси­те каждое слово отчетливо три раза.

  • На третьей горе в словах пропущены буквы Р и Л. Вставьте их в слова. Какие это слова?

б) Пролетаем мы с друзьями
Над широкою рекой ...

— Плавно, спокойно река несет свои воды. Подул ветерок и на реке появились мелкие волны — рябь. Прочитайте предложение о реке. Произнесите его отчетливо: шепотом, громко, с восторгом, с удивлением.


в) Письмо предложений: Река текла. Рябина росла.

6. Итог занятия.

Славно мы летали с вами

Над лесами, городами,

Над горами, над рекой...

И вернулись мы домой.


  • А над входом вас ожидает ребус. Отгадайте его.

  • Когда говорят браво?

  • Вы хорошо потрудились, научились различать звуки [р], [рь] [л], [ль]. Молодцы! Браво!

Приложение 1.

Памятка звуко-слогового анализа

  1. Произнеси слово вслух.

  2. Раздели слово на слоги. Составь слоговую схему. Прочи­тай её.

  1. Произнеси первый слог. Определи количество звуков в слоге. Назови каждый звук в слоге. Охарактеризуй каж­дый звук и обозначь его фишкой. Прочитай слог по схе­ме.

  2. Аналогично проанализируй другие слоги.

  3. Прочитай слово по схеме.

6. «Позови» слово. Найди ударный гласный звук. Поставь знак ударения над ударным гласным.
Приложение 2

Памятка списывания предложения

  1. Прочитай предложение.

  2. Повтори предложение по памяти.

  3. Произнеси первое слово по слогам.

  4. Запиши его по слогам, проговаривая каждый звук.

  5. Прочитай написанное слово по слогам, проставляя точки под гласными буквами.

  6. Пропусти место после слова.

  1. Аналогично проведи работу с остальными словами.

  2. Прочитай написанное предложение.

  3. Соотнеси каждое слово написанного предложения с об­разцом.



Список использованной литературы

  1. Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. — М.: Знание, 1987.
  2. Власова Т.М. Фонетическая ритмика/ Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. — М.: Учебная литература, 1997.


3. Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома : ребусы от А до Я / В.В. Волина. — М.: АСТ-Пресс, 1996.

4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение / В.В. Волина. — М. : Просвещение, 1991.

5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. — М.: Просвещение, 1985.

6. Климанова Л.Ф. АБВГДейка / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.— М.: Просвещение, 1995.

7. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием / В.В, Коноваленко, СВ. Ко­новаленко. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

8. Речь. Речь. Речь / под ред. Т.А. Ладыженской. — М. : Педагогика, 1983.

9. Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение / И.С. Лопухина. — СПб.: Кристалл, 1997.

  1. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика / Л.П. Савина. — М. : Родничок,1999.

  2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов. — М.: Владос, 1994.

  1. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи / Т.А. Ткаченко. — СПб.: Детство-Пресс, 1999.

  2. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразви­тием / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. — М. : Гном-Пресс, 1999.

  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произноше­ния / М.Ф. Фомичева. — М.: Просвещение, 1989.

15. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. — СПб.: Лань, 1996.

16. Эльконин Д.Б. Букварь / Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1995.

Содержание

Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи …………………..3

Перспективное планирование содержания коррекционного обучения (II период)..5

ЗАНЯТИЕ М 47

Тема: звуки [к], [кь] 17




<< предыдущая страница   следующая страница >>