prosdo.ru
добавить свой файл
1
Министерство образования и науки Российской Федерации


ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Биолого-химический факультет

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

Подготовила

студентка 5 курса 2 группы

Мокеева Светлана.

Иваново 2012

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КЛАССЕ
Практика была пройдена в одиннадцатом «В» классе лицея № 22. В состав данного класса входит 27 учащихся, из них девочек – 17, мальчиков – 10. Возраст учащихся варьирует от 18 до 16 лет. В данном составе коллектив класса сформировался в начале этого учебного года. К основной массе учащихся, сформированной в 10 классе, были добавлены три новые ученицы.

Список учащихся 11 «В» класса



Ф.И.



Ф.И.

1

Аджиев Георгий

15

Канаева Мария

2

 Алексеева Анастасия

16

Клюева Дарья

2

Анохина Валерия

17

Колесов Александр

4

Анохина Варвара

18

Куракина Татьяна

5

Апинян Кристина

19

Лапшин Иван

6


Балашов Александр

20

 Леонтьева Юлия

7

 Банникова Влада

21

Рассохина Елена

8

Быстров Илья

22

Рогожина Евгения

9

Вальков Юрий

23

Рочев Евгений

10

Вдовин Александр

24

Синельщикова Дарья

11

Воробьев Алексей

25

Сорокина Марина

12

Гамзина Фаина

26

Шашкова Екатерина

13

Голубева Светлана

27

Шумаков Григорий

14

Дьякова Мария








Сами учащиеся оценивают свой класс положительно. Ими приводятся такие определения как «дружный», «хороший», «спокойный», отмечая при этом, что в некоторых ситуациях могут вести себя недостаточно корректно и дисциплинировано. Класс в целом малоконфликтный.

Учителя также положительно оценивают данный класс, при этом выделяют ряд отстающих и наиболее успешных учеников, отмечая его сплоченность, достаточно высокий уровень воспитанности учащихся, а также некоторую инфантильность в принятии решений.


ОБЩЕСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
В классе царит достаточно хорошая психологическая атмосфера. Отношения учащихся друг к другу и к преподавателям в большей степени уважительные. С классным руководителем у учеников сложились также близкие и доверительные отношения. Классные руководитель оказывает учащимся поддержку во всех сферах жизни и помогает выстраивать отношения с другими преподавателями.

По отношению к учебе коллектив класса можно разделить на две неравные группы. В одну из них входят учащиеся, который четко понимают, зачем им необходимо получение определенных знаний и для чего эти знания пригодятся в дальнейшем. Данные ученики активно и ответственно подходят к учебе, а также к предстоящим им в мае выпускным экзаменам и поступлению в ВУЗы. Другая часть класса, насчитывающая около семи человек, не проявляет к учебе интереса и не связывает свое будущее с получением какого-либо конкретного высшего образования. Показательными в этом плане могут являться слова одного из учащихся данного класса: «Мне все равно куда поступать, лишь бы поступить».

По отношению к окружающему миру, каким-либо социальным и политическим событиям учащиеся данного класса занимают активную позицию, живо реагируют на произошедшие в обществе события.

Ученики принимают активное участие в жизни школы, проявляют инициативу при подготовке различных внеучебных мероприятий, например, фотовыставки, поздравительной стенгазеты ко Дню учителя. Двое учащихся класса входят в совет лицея. Один из них до середины сентября этого года являлся президентом совета и покинул данный пост только по причине нехватки свободного времени в связи с подготовкой к предстоящим экзаменам.

Класс в целом состоит из учеников с достаточно высоким уровнем воспитанности. Однако можно выделить пятерых учащихся с более низким, чем у их одноклассников уровнем воспитанности. Это проявляется в том, что данные ученики не стесняются на уроках открыто заниматься не связанными с темой занятия делами, в частности играть в игры на планшетных компьютерах и мобильных телефонах. Наиболее ярко культура поведения и общения учеников проявляется на переменах и при внеклассной работе, чему в большей мере способствует неформальная обстановка.


Интересы класса составляют спорт, музыка, компьютерные технологии, которые в ряде случаев являются более значимыми, чем учебная деятельность. В состав класса входят учащиеся, как профессионально занимающиеся баскетболом и выступающие за ивановскую команду «Энергия», так и уже сейчас профессионально занимающиеся компьютерными технологиями. Также одним из основных интересов учащихся является подготовка к предстоящим экзаменам и все, что с этим связано.

НЕОФИЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КЛАССА

Неофициальная структура класса выявлялась с помощью социометрического тестирования. Данное социометрическое исследование проводилось по следующим критериям: учебная и внеучебная деятельность. Для изучения неофициальной структуры класса была составлена социометрическая анкета, целью первого блока вопросов которой являлось выявление особенностей выбора учащимися друг друга при учебной деятельности, второго и третьего – при внеучебной деятельности.

По результатам обработки первого блока вопросов неофициальными лидерами данного класса являются № 26 – Шашкова Катя, № 24 – Синельщикова Дарья. Данные ученицы являются достаточно успешными в учебе, отзывчивыми, достаточно общительными, доброжелательными, входят при этом в открытую достаточно устойчивую референтную группировку, где являются устойчивыми лидерами, что обуславливает и лидерство в классе в целом в учебной деятельности. К данной группировке относятся четверо учащихся, являющихся успешными в учебе. Кроме вышеупомянутых лидеров туда входят также Лапшин Ваня – № 19 и Аджиев Егор –№ 1. Данная группировка характеризуется блуждающими и взаимными парными связями и является открытой. Это доказывается тем фактом, что к ней в определенные моменты времени примыкают члены другой группы – Анохина Варя (№ 4), Рогожина Женя (№ 22), с которыми у лидеров группы поддерживается дружеская связь.

Аутсайдеров также несколько: № 2 – Алексеева Настя, № 6 – Балашов Саша, № 7 – Банникова Влада, № 8 – Быстров Илья, № 10 – Вдовин Саша, № 13 – Голубева Света, №16 – Клюева Даша , № 17 – Колесов Саша, № 20 – Леонтьева Юля, № 21– Расохина Лена, № - 23 – Рочев Женя. При этом данных учеников можно разделить на две неравные части. К одной из них относятся Голубева Света и Рассохина Лена. Эти ученицы являются хорошо успевающими по всем предметам. Но в то же время Сета необщительная, замкнутая, индивидуалистка, с яркими интравертивными чертами характера, не входит не в одну из группировок класса, стараясь поддерживать со всеми одноклассниками доброжелательные отношения. Лена активна в учебе и общественной жизни школы, являлась какое-то время старостой класса. При этом ее недолюбливает часть одноклассников из-за таких черт характера как излишняя требовательность к окружающим, чересчур активное отстаивание своих прав и неумение признавать ошибки. Однако несмотря на это, Лена является устойчивым лидером второй по успеваемости из группировок класса.


К данной группировке относятся также Канаева Маша (№ 15), Сорокина Марина (№ 25), Анохина Варя (№ 4), Рогожина Женя (№ 22). Данная группировка является достаточно закрытой и устойчивой.

Другая часть аутсайдеров – Клюева Даша, Рочев Женя – объединены в закрытую группировку. Положительные ответы в их сторону идут в основном от членов данной группы. Эта группировка включает в себя одних из наиболее отстающих учеников класса, отличающихся также более низким, чем у остальной части класса, уровнем воспитанности. Данная группировка включает в себя также Воробьева Лешу (№ 11)является достаточно закрытой и устойчивой. Устойчивый лидер группы – Женя Рочев.

Отдельно следует упомянуть Алексееву Настю, Банникову Владу и Леонтьеву Юля. Данные ученицы входит в состав класса только с сентября 2012 года, являются игроками команды «Энергия» и большую часть времени проводят на соревнованиях. Можно сказать, что фактически учащиеся класса еще плохо знакомы с ними. В связи с высокой занятостью в спортивной деятельности девушки являются самыми отстающими в учебе. Все это обуславливает их низкий социометрический статус и объединение в отдельную на настоящий момент времени достаточно закрытую группировку без ярко выраженного лидера.

Остальные аутсайдеры не входят в какую-либо группировку и являются также отстающими по ряду учебных дисциплин.

Хотя между всеми учащимися класса, как входящими, так и не в состав группировок, поддерживаются ровные, достаточно доброжелательные отношения, члены первых двух по успеваемости группировок класса большую часть времени общаются между собой, нежели с отстающими одноклассниками.

Для данного блока вопросов были рассчитаны такие социометрические индексы как индекс групповой сплоченности, индекс референтности, индекс интегративности. Индекс групповой сплоченности равен 0,47, что характеризует сплоченность класса в данном виде деятельности как достаточно высокую. Индекс референтности составляет 0,38. Индекс интегративности равен 0,1, что показывает небольшое количество изолированных психологически учащихся.


По результатам обработки второго блока вопросов неофициальными лидерами данного класса являются № 4 – Анохина Варя и № 15 – Канаева Маша. Данные ученицы являются общительными, доброжелательными, ответственными, эмоциональными и открытыми, экстравертами, предположительно обладают сангвиническим типом темперамента. Анохина Варя – устойчивый лидер при неформальных видах деятельности.

Аутсайдерами являются № 2 – Алексеева Настя, № 6 – Балашов Саша, № 8 – Быстров Илья, № 10 – Вдовин Саша, № 13 – Голубева Света, № 14 – Дьякова Маша, № 17 – Колесов Саша. Голубева Света и Дьякова Маша достаточно замкнуты и предпочитают общаться с одноклассниками преимущественно на учебные темы. Маша также является интровертом.

По данному блоку вопросов можно выделить те же группировки, что и по предыдущему. Кроме успеваемости их членов объединяют также общие интересы, дружеские отношения и схожесть характеров. В группе Синельщиковой и Шашковой одним из таких интересов является наука, в группе Рассохиной – различные направления современного искусства, в группе Рочева – увлечение компьютерными играми.

Для данного блока вопросов были также рассчитаны такие социометрические индексы как индекс групповой сплоченности, индекс референтности, индекс интегративности. Индекс групповой сплоченности равен 0,86, что характеризует сплоченность класса в данном виде деятельности как достаточно высокую. Индекс референтности составляет 0,33. Индекс интегративности равен 0,14, что показывает небольшое количество изолированных психологически учащихся.

Сравнивая показатели по всем блокам вопросов, можно сказать, что степень сплоченности учащихся выше при неформальных видах деятельности. Индекс референтности чуть выше при учебной деятельности, что объясняется наличием потребности в правильных ответах и образцах мышления во время учебы. Индекс интегративности примерно одинаков для всех блоков вопросов, т.е. в целом в классе изолировано психологически небольшое количество учащихся.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КЛАССА

Как уже говорилось ранее, в классе царит достаточно хорошая психологическая атмосфера. Отношения учащихся друг к другу и к преподавателям в большей степени уважительные. С классным руководителем у учеников сложились также близкие и доверительные отношения. Наиболее ярко себя проявляют в коллективе класса лидеры группировок, а также лидеры во внеучебной сфере. Несколько отдаленно от основной части класса держатся новые ученицы. Поначалу остальные учащиеся данного класса относились к ним настороженно и с некоторой неприязнью, вызванной необходимостью более подробного объяснения учебного материала. Но в последующее время остальные ученики нашли в этом для себя положительные моменты. При этом отношение всех учащихся в целом друг к другу доброжелательное. Аутсайдеры в среде класса ярко не выделяются, кроме группировки Рочева, которая может играть во время уроков в компьютерные игры. Однако в то же время члены данной группировки не отвлекают во время занятий остальных учащихся, во внеучебное время положительно относятся ко всем своим одноклассникам, активно принимают участие в общественной жизни школы.

В настоящее время среди учащихся класса не наблюдается конфликтов, т.к. в 2011 году класс был сформирован заново и ученики, провоцировавшие конфликты, переведены в другие классы.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА