prosdo.ru 1
Физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движения под текст стихотворений.

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо,

2 - и. п., 3 - поворот головы налево, 4 - и. п., 5 - плавно наклонить

голову назад, б - и. п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И. п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак,

2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опус¬тить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища.

И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

4. Упражнения для мобилизации внимания.

И. п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-4 хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 - медленный.

Минуты здоровья в режиме начальной школы

Вариант 1.

1.Растереть ладонь о ладонь до появления тепла. Помассировать пальцы. Согретыми ладонями растереть ушные раковины. Затем более тщательно пальцами промассироватъ их миллиметр за миллиметром. После этого указательные пальцы вставить в ушные

отверстия и повибрироватьими, как бы освобождая от воды.

2. Написать в воздухе носом и подбородком цифры от 1 до10 или буквы. Делать это с максимальными поворотами головы (цифры или буквы должны получаться высокими и широкими). Можно рисовать в воздухе предметы, фигуры животных, "писать" добрые слова.


3. Божественная поза. Сидя или стоя, руки опущены. Заведя руки за спину, соединить их ладонями вместе. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти как можно выше, так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Удерживать 20-30 секунд. Затем медленно вернуться в исходное положение.

4. Принять удобную позу и выполнить дыхательное упражнение, удлиняя выдох с помощью звука "у-У-У"- Сделайте энергичный выдох. Повторите 3-4 раза.

5. Расскажите стихи руками. "Две мартышки" (см.: Расскажи стихи руками.М.: Север, 1992.)

Вариант 2.

1.Массаж лица "Летели утки...".

Летели утки над лесной опушкой,

(Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 6 раз).

Задели ели самую верхушку,

(Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 6 раз).

И долго елка ветками качала...

(Указательными пальцами слегка помассировать по кругу от себя).

Отдохнули и начали сначала.

(То же в другую сторону в такт речевки).

2.Дыхательные упражнения:

повороты головы налево и направо; на каждый поворот - шум¬ный короткий вдох носом;

повороты туловища налево и направо, при каждом повороте "яростно'' нюхайте воздух.

3.Наклоны головы к плечам: энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться плеча ухом (10-12 раз).

4."Наказалка". Перешагивая на месте с ноги на ногу, делать резкие махи расслабленной ногой назад, сгибая ногу в колене. Стараться выполнить хлесткие удары по ягодице (6 раз).

5.Гимнастика для глаз.

Закрыть глаза согнутыми ладонями и в этом "темном домике" делать движения глазными яблоками вверх-вниз, влево-вправо, круговые движения.
Вариант 3. (Сидя за столами.)

1.Божественная поза (см. вариант 1).

2. Потанцевать (сплясать), не вставая, вальс, русский перепляс, "Ламбаду", "Барыню", танго.

3. Упражнения на профилактику плоскостопия: поочередное поднимание носков и пяток (8 раз); поочередное разведение носков и пяток (8 раз); движения, напоминающие захват пальцами ног песка на пляже.
Вариант 4.

1. Быстро потереть друг о друга пальцами ладони - 5 секунд.

2. Быстро потереть разогретыми теплыми пальцами щеки вверх-вниз - 5 секунд.

3. Расскажи стихи руками. "Пять малышей" (см.: Расскажи стихи руками.М.: Север, 1992).

4. Перекручивание рук: вытянуть руки перед собой, перекрестить, повернув ладони навстречу друг другу, и переплести пальцы рук. Переплетенные руки перекинуть, не разжимая пальцев, от себя вниз к полу. Поменять местами положение рук и повторить (4 раза).

5. "Восточный танец". Переплести руки над головой. Сохраняя вертикальное положение головы, перемещать голову влево-вправо в плоскости плечевого пояса (6-8 раз). Варианты: по 2 раза в каждую сторону, по 3 раза в каждую сторону.
Вариант 5.

1. Оздоровительный массаж всего тела:

Чтобы не зевать от скуки,

Встали и потерли руки,

А затем ладошкой в лоб -

Хлоп-хлоп-хлоп.

Щеки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем.

Ну-ка, дружно, не зевать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо

Переходим на загривок.

А теперь уже, гляди.

Добрались и до груди.

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

Постучим и тут.и там,

И немного по бокам.

Не скучать и не лениться!

Перешли на поясницу,

Чуть нагнулись, ровно дышим,

Хлопаем как можно выше. (Выполняются быстрые частые хлопки на соответствующие слова.)

2. Упражнения сидя за столами.

Поднять ноги, согнутые в коленях, держать, опускать (4 раза).

"Веселые ножки" - выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул; другой ногой... (4 раза).


3. Гимнастика для глаз:

медленно вращать глазами по кругу слева направо и обратно (3-5 раз); смотреть вверх-вниз, влево-вправо; закрыть глаза, открыв, часто-часто поморгать.
Вариант 6.

1. Выполнение упражнений для глаз по схеме (приложение 1):

вверх-вниз (2-3 раза);

влево-вправо (2-3 раза);

по большому овалу (по часовой стрелке) - 2 раза;

по внутреннему (против часовой стрелки) - 2 раза;

по кругам (упражнение "восьмерка") - 2 раза.

Для удержания интереса у детей можно применить указку, на конце которой крепится небольшая игрушка (бабочка, самолет, птички и т. п.).

2. Педагог произносит слова, дети выполняют упражнения, задания:

Подул сильный ветер (дети размахивают поднятыми вверх руками, произносят: ими).

Сверкнула молния (резко выбрасывают кулаки вверх и разжимают пальцы).

Грянул гром (хлопают в ладоши, топают ногами).

Пошел крупный дождь (часто-часто громко стучат пальцами по столу).

Дождь затихал, затихал и затих (реже стучат пальцами по столу).

Выглянуло солнце (показывают руками большое круглое солнце).

Дети улыбаются.

Солнцу рада детвора (бодро маршируют на месте).

В добрый час - физкультура!
Вариант 7.

1."Молоточек".

Катя ... играет с одним молотком.

С одним молотком, с одним молотком.

(Ударять кулаком правой руки по столу).

Катя ... играет с двумя молотками,

С двумя молотками, с двумя молотками.

(Ударять двумя руками).

Катя... играет с тремя молотками,

С тремя молотками, с тремя молотками.

(Ударять двумя кулаками и топать одной ногой).

Катя... играет с четырьмя молотками.

С четырьмя молотками, с четырьмя молотками.

(Ударять двумя кулаками и топать двумя ногами).

Катя ... играет с пятью молотками,

С пятью молотками, с пятью молотками.

(Ударять двумя кулаками, топать двумя ногами и кивать головой).

2. Массаж ушей:

загнуть уши вперед (4 раза); прижать ушные раковины к голове, затем отпустить; потянуть мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза); указательным пальцем освободить слуховые отвороты "от воды".