prosdo.ru
добавить свой файл
1
ИНСТИТУТ СТРАН ВОСТОКА И АФРИКИ


ЧАСТНОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. ХАРЬКОВ»

Кафедра международных экономических отношений


и международной информации


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

самостоятельной работы студентов

дневной формы обучения
по дисциплине:

«Конкуренция на мировых товарных рынках»
специальность:

7.03020103 «Международные экономические отношения»
Симферополь – 2012

Автор-составитель, к.п.н., доцент О.В. Коломиец

Утверждена

на заседании кафедры МЭО и МИ

«__» __________ 2012 г.

Протокол №

Зав. кафедрой, доцент _________

О.В. Бойченко

1. Цель и задачи изучения учебной дисциплины

Дисциплина «Конкуренция на мировых товарных рынках» имеет важное значение в системе подготовки экономиста-международника.

Дисциплина изучается студентами специальности «Международные экономические отношения» в 9 семестре в объёме 108 часов, в том числе 54ч. аудиторных занятий (из них 30 ч. - лекции, 10 ч. – семинарские занятия, 10 ч. - индивидуальные занятия) и 54 ч. – самостоятельных работ. Форма отчётности – модульный контроль (4 ч.) .

Курс связан с рядом дисциплин кафедры МЭО и МИ: «Международные экономические отношения», «Мировая экономика», «Международная экономика», «Внешнеэкономические связи», «Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия» и др.

Цель изучения – развитие теоретических и практических навыков, связанных с анализом современных мировых товарных рынков.

Целевая направленность обуславливает постановку и решение следующих задач, направленных на изучение:
  • сущности понятия «конкуренция», её форм и методов;


  • теории конкурентных преимуществ М.Портера;

  • понятия «мировой рынок», его структуры и видов;

  • содержание понятия «конъюнктура», её уровней, видов и факторов формирования;

  • основных методов исследования и прогнозирования конъюнктуры мирового рынка;

  • вопросов ценообразования на мировых товарных рынках;

  • тенденций в международном обмене товарами;

  • тенденций роста, структурных изменений и динамики цен на ведущих мировых товарных рынках.

В результате освоения дисциплины «Конкуренция на мировых товарных рынках» студент должен знать:

  • сущность понятий «конкуренция», «конъюнктура», «мировой товарный рынок» и их характеристики;

  • теорию конкурентных преимуществ;

  • методы исследования и прогнозирования конъюнктуры мирового рынка;

  • особенности ценообразования на мировых товарных рынках;

  • тенденции роста, структурных изменений и динамики цен ведущих мировых товарных рынков.

Студент должен уметь:

  • анализировать состояние различных сегментов мировых товарных рынков;

  • применять теоретические знания к реалиям развития мировых товарных рынков;

  • собирать и анализировать первичную информацию по товарным рынкам, делать аналитические обзоры.


Распределение времени, отводимого на самостоятельную работу студентов, форма контроля, отчетности

1

Тема 1. Конкуренция как экономический процесс.

1. Формы и методы конкуренции.

2. Недобросовестная конкуренция.

3

Конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий

2


Тема 2. Международная конкурентоспособность государств.

1. М. Портер «Конкурентное преимущество наций».

2. Международная конкурентоспособность Японии.

4

Конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий

3

Тема 3. Мировые товарные рынки: структура и классификация.

1. Критерии признания торговли международной.

2. Виды товаров.

4

Конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий

4

Тема 4. Общехозяйственная конъюнктура. Показатели конъюнктуры.

1. Виды конъюнктуры.

2. «Циклы Кондратьева».

3

Конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий

5

Тема 5. Исследование и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка.

1. Методы прогнозирования.

2. Источники изучения конъюнктуры.

3

Конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий

6

Тема 6. Ценообразование на мировых товарных рынках.

1. Понятие «цена», его содержание.

2. Типы рынков.

4

Конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий

7

Тема 7. Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен.


1. Цены: справочные, прейскурантные, биржевые, каталогов, торгов, аукционов, предложений, фактических соглашений, расчетов.


4

Конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий

8

Тема 8. Международный обмен товарами.

1. Показатель динамики мировой торговли.

2. Электронная торговля: показатели

4

Конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий

9

Тема 9. Мировые рынки товаров: тенденции роста и структурные изменения.

1. Особенности территориальной структуры международной торговли товарами.

2. Внешняя торговля.

3. Географическая структура торговли.

4

Конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий

10

Тема 10. Мировой рынок продовольственных товаров.

1. «Зеленая революция».

2. Динамика мировых цен на продовольственные товары.

4

Конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий

11

Тема 11. Мировой рынок сырья.

1. Динамика мировых цен на сырьевые товары.

2. Производительность сырья

4

Конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий

12

Тема 12. Мировой рынок энергоносителей.


1. Динамика мировых цен на энергоносители.

2. Производители и потребители энергоносителей


4

Конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий

13

Тема 13. Мировой рынок готовых изделий и полуфабрикатов.

1. Динамика мировых цен на готовую продукцию (по отраслям)

2. Производители (по отраслям)

4

Конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий

14

Тема 14. Интересы Украины в различных странах мира.

1. Евроатлантическая интеграция Украины.

2. Украина в ВТО.

3. Товарная структура внешней торговли Украины.

4

Конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий

Итого:

54





Методические указания к самостоятельной работе.

Пояснительная записка.

Общий объем самостоятельной работы по дисциплине «Конкуренция мировых товарных рынков» составляет 54 часа.

Цель самостоятельной работы – расширение и углубление знаний и умений студентов по основным разделам программного материала, совершенствование навыков использование разнообразной информации.
Методические указания.
Самостоятельная работа №1. – 3ч.

Тема 1. Конкуренция как экономический процесс.

Вопросы:

  1. Формы и методы конкуренции.

  2. Недобросовестная конкуренция.

Методические указания: На основе изучения предложенной литературы дать ответы на оба вопроса, обратив внимание на их структуризацию.


Форма отчетности: конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа №2. – 4ч.

Тема 2. Международная конкурентоспособность государств.

Вопросы:


  1. М. Портер. «Конкурентные преимущества наций».

  2. Международная конкурентоспособность Японии.

Методические указания: Изучить основные положения лекции по теме 2, а затем ознакомиться с содержанием труда М. Партера «Конкуренция». Сделать выписки наиболее ярких мест. При изучении второго вопроса дать характеристику международной конкурентоспособности Япония.

Форма отчетности: конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа №3. – 4ч.

Тема 3. Мировой рынок; его структура.

Вопросы:

  1. Критерии признания торговли международной.

  2. Виды товаров.

Методические указания: Изучить предложенную литературу и законспектировать соответствующие разделы.

Форма отчетности: конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа №4. – 3ч.

Тема 4. Конъюнктура мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы.

Вопросы:

  1. Виды конъюнктуры.

  2. «Циклы Кондратьева»

Методические указания: Изучить предложенную литературу и законспектировать соответствующие разделы.

Форма отчетности: конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа №5. – 3ч.

Тема 5. Исследование и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка.

Вопросы:

  1. Методы прогнозирования

  2. Источники издания конъюнктуры

Методические указания: С помощью литературы изучить содержание вопросов. Изучить метод прогнозирования. В библиотеке ознакомиться с источниками изучения конъюнктуры (учебники, монография, периодика), выписать их библиографические данные. Составить список интернет-сайтов, где можно получить соответствующую информацию.

Форма отчетности: конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа №6. – 4ч.

Тема 6. Ценообразование на мировых товарных рынках.

Вопросы:


  1. Понятие «цена», его содержание

  2. Типы рынков

Методические указания: Изучить предложенную литературу и законспектировать соответствующие разделы.

Форма отчетности: конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа №7. – 4ч.

Тема 7. Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен.

Вопросы:

1. Цены: справочные, прейскурантные, биржевые, каталогов, торгов, аукционов, предложений, фактических соглашений, расчетов.

Методические указания: Используя библиографию и список интернет-сайтов, составленные в ходе выполнения самостоятельной работы №5, собрать и проанализировать данные об уровне цен по основным товарам мирового рынка, группируя данные по группам товаров (сырье, продовольствие и т.п.) и видам. Результаты работы представить виде таблицы.


Группы и виды товаров

Ценовые характеристики



























Форма отчетности: конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа №8. – 4ч.

Тема 8. Международный обмен товарами.

Вопросы:

1. Показатель динамики мировой торговли.

2. Электронная торговля: показатели

Методические указания: Изучить предложенную литературу, используя не только учебники, монографии, но и материалы БИКИ, журналы МЭ и МО. Дать ответы на поставленные вопросы в конспекте.

Форма отчетности: конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа №9. – 4ч.

Тема 9. Мировые рынки товаров: тенденции роста и структурные изменения.

Вопросы:

1. Особенности территориальной структуры международной торговли товарами.

2. Внешняя торговля.

3. Географическая структура торговли.

Методические указания: Собрать статистические данные по указанным вопросам, используя предложенную литературу. Составить список библиографии. Результаты проанализировать, сделать выводы.

Форма отчетности: конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа №10. – 4ч.

Тема 10. Мировой рынок продовольственных товаров.

Вопросы:

1. «Зеленая революция».

2. Динамика мировых цен на продовольственные товары.

Методические указания: Собрать статистические данные по указанным вопросам, используя предложенную литературу. Составить список библиографии. Результаты проанализировать, сделать выводы.

Форма отчетности: конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий.

Самостоятельная работа №11. – 4ч.

Тема 11. Мировой рынок сырья.

Вопросы:

1. Динамика мировых цен на сырьевые товары.

2. Производительность сырья

Методические указания: Собрать статистические данные по указанным вопросам, используя предложенную литературу. Составить список библиографии. Результаты проанализировать, сделать выводы.

Форма отчетности: таблицы, конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа №12. – 4ч.

Тема 12. Мировой рынок энергоносителей.

Вопросы:

1. Динамика мировых цен на энергоносители.

2. Производители и потребители энергоносителей

Методические указания: Собрать статистические данные по указанным вопросам, используя предложенную литературу. Составить список библиографии. Результаты проанализировать, сделать выводы.

Форма отчетности: таблицы, конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа №13. – 4ч.

Тема 13. Мировой рынок готовых изделий и полуфабрикатов.

Вопросы:

1. Динамика мировых цен на готовую продукцию (по отраслям)

2. Производители (по отраслям)

Методические указания: Собрать статистические данные по указанным вопросам, используя предложенную литературу. Составить список библиографии. Результаты проанализировать, сделать выводы.

Форма отчетности: таблицы, конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа №14. – 4ч.

Тема 13. Интересы Украины в различных странах мира.

Вопросы:

1. Евроатлантическая интеграция Украины.

2. Украина в ВТО.

3. Товарная структура внешней торговли Украины.


Методические указания: Собрать статистические данные по указанным вопросам, используя предложенную литературу. Составить список библиографии. Результаты проанализировать, сделать выводы.

Форма отчетности: таблицы, конспект, реферат, ответы на сем. занятиях, выполнение индивидуальных заданий.
Вопросы модульного контроля.


  1. Понятие «конъюнктуры». Уровни и виды конъюнктуры.

  2. Конъюнктурообразующие факторы и их классификация.

  3. Принципы исследования конъюнктуры

  4. Методы исследования конъюнктуры.

  5. Методы прогнозирования конъюнктуры.

  6. Источники, используемые при анализе конъюнктуры.

  7. Понятие о конъюнктуре товарного рынка.

  8. Показатели конъюнктуры товарного рынка.

  9. Ценообразующие факторы в международной торговле.

  10. Специфика ценообразования на разных типах мировых товарных рынков.

  11. Влияние государства на ценообразование.

  12. Множественность цен в международной торговле.

  13. Понятие о конкуренции.

  14. Формы и методы конкуренции.

  15. Правила конкуренции.

  16. Мировой товарный рынок: структура, классификация.

  17. «Циклы Кондратьева»

  18. Мировая цены: понятие, виды, особенности формирования.

  19. Виды внешнеторговых цен.

  20. Ценовые скидки, их виды.

  21. Тенденции развития международной торговли.

  22. Международная торговля и глобализация.

  23. Показатели экономической конъюнктуры международной торговли.

  24. Динамика и масштабы международной торговли.

  25. Изменения в товарной структуре международной торговли.

  26. Изменения в географической структуре международной торговли.

  27. Экономическая конъюнктура мирового рынка продовольствия.

  28. Экономическая конъюнктура мирового рынка сырьевых товаров.

  29. Экономическая конъюнктура мирового рынка энергоносителей.


  30. Экономическая конъюнктура мирового рынка готовых изделий и полуфабрикатов.

  31. Экономическая конъюнктура мирового рынка услуг.

  32. Тенденции развития рынка прямых зарубежных инвестиций.

  33. Инвестиционная привлекательность страны.

  34. Экономическая конъюнктура мирового рынка технологий.

  35. Особенности исследования конъюнктуры рынков машин и оборудования.

  36. Особенности исследования конъюнктуры рынков сырья.

  37. Специфика конъюнктурных исследований рынка комплексных предприятий.

  38. Особенности конъюнктурных исследований товарно-сырьевых бирж.

  39. Особенности спроса и предложения предметов потребления.

  40. Характерные особенности спроса и предложения товаров производственно-технического назначения.

  41. Международная экономическая интеграция и интересы Украины в странах: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания.

  42. Международная экономическая интеграция и интересы Украины в странах: Канада, Италия, Россия, Китай, Польша.

  43. Международная экономическая интеграция и интересы Украины в странах: Латинская Америка, Индия, страны Балтии, ГУАМ, новые индустриальные страны.

  44. Особенности рынка научно-технической продукции.

  45. Внутренний товарооборот и внешняя торговля – как показатели конъюнктуры.

  46. Динамика вкладов в основной капитал и кредитно-денежная сфера - как показатели конъюнктуры.

  47. Анализ конъюнктуры (производство и потребление, концентрация производства и фирменная структура товарного рынка, движение цен).

  48. Основные аспекты изучения внешнеторговых рынков.

  49. Мировая рыночная инфраструктура.

  50. Международные товарные биржи, картели.

  51. Международные товарные аукционы.

  52. Международные товарные ярмарки, выставки.
  53. Международная экономическая интеграция.


  54. Условия формирования конъюнктуры.

  55. Общехозяйственная конъюнктура.

  56. Этапы исследования экономической конъюнктуры.

  57. Экономико-аналитический, экономико-математический и эконометрический методы прогнозирования конъюнктуры.

  58. Конъюнктурные исследования в рамках маркетинга.

  59. Установление цен.

  60. Украина во Всемирной торговой организации.

  61. Электронная торговля

  62. Основные тенденции развития мирового рынка продовольствия

  63. Динамика цен мирового рынка продовольствия

  64. Крупнейшие производители продовольствия.

  65. Основные тенденции развития мирового рынка сырья

  66. Динамика цен мирового рынка сырья

  67. Крупнейшие производители сырья

  68. Тенденции развития мирового рынка энергоносителей

  69. Динамика цен мирового рынка энергоносителей

  70. Крупнейшие производители и потребители энергоносителей

  71. Тенденции развития мирового рынка готовой продукции и полуфабрикатов

  72. Динамика цен на готовую продукцию

  73. Основные производители готовой продукции

  74. Общая динамика мирового товарного экспорта

  75. Характеристика основных показателей развития международной торговли.


Литература

Основная литература:

1. Кучеренко В.Р. Основы Экономической конъюнктуры: учебное пособие / Кучеренко В.Р. - К.: Центр учебной литературы, 2004. - 224 с.

2. Пазуха М.Д. Кон’юнктура світових товарних ринків: навчальний посібник / Пазуха М.Д. – К.: ЦУЛ, 2008. – 272 с.

Дополнительная литература:

  1. Экономика: учебник /Под ред. А.С. Булатова – М.: Юристъ, 1999. – 896 с.

  2. Управління міжнародною конкурентоспроможністю підприємства (організації): навчальний посібник / [За ред. Сіваченко І.Ю.] – К.: ЦУЛ, 2003. – 186 с.

Периодические издания:

1. Бюллетень иностранной коммерческой информации

2. Мировая экономика и международные отношения

3. Экономика Украины

4. Актуальні проблеми економіки