prosdo.ru 1 2 3 4
1.5.1.Скоростное конспектирование


Свобода и романтика первого года студенческой жизни омрачена одним обстоятельством - необходимостью записывать лекции. После школьных уроков, на которых учитель диктует размеренно и не торопясь, институтская лекция повергает вчерашнего школьника в ступор.
Что делать? Только слушать и стараться понять?


Записывать все, вплоть до анекдотов и забавных историй, рассказанных лектором? Скорость изложения материала лектором превышает скорость конспектирования более чем в 10 раз. Следовательно, аудитория призывает снизить темп. Если лектор уступает и переходит на чтение в темпе записи материала, это сопровождается огромными потерями информативной емкости лекции (почти в 10 раз), а лекция превращается в диктант, что неприемлемо с точки зрения качества учебного процесса.

Как же разрешить значительное и труднопреодолимое противоречие: существенная разница между скоростью устной речи (лектора в аудитории) и скоростью записи?

Выход существует! Это овладение приемами скоростного конспектирования.

Использование же рекомендуемых приемов, ускоренного конспектирования, позволяет повысить скорость записи в 7-10 раз.







Методы и приемы скоростного конспектирования




Наименование способа

Содержание способа и примеры применения

1.

Сокращения слов и словосочетаний





а) Обозначение некоторых часто употребляемых слов и словосочетаний начальными или начальными и конечными буквами

  1. м. б. — может быть;

  2. д. — должен;

  3. т. е. — то есть;

  4. т. к. — так как;

  5. т. д. — так далее;

7. т. п. — тому подобное;

8. и др. — и другие;

  1. и пр. — и прочие;

  2. р-м — рассмотрим;

  3. п-м — получим;

  4. с-т — существует.







б)Сжимание слова путем недописывания гласных как малоинформативных знаков, «письмо без гласных».

«Кто послал тебе письмо без гласных?» можно заменить вполне однозначно читаемым, но труднопроизносимым «кт псл тб псм бз глснх?». Ряд согласных, несет больше информации, чем гласные (это характерно для арабских, армянского и других языков). Ярким примером является армянская фамилия Мкртчян.

Можно использовать смешанный прием — сохранять гласные лишь в окончаниях (например, трбвния, тргвля, зрбтная плта и т. п.).





в) Сокращения слов

путем перерыва в

начертании на


гласной букве




отмена частной собственности — отм ча сбствти;

несвоевременная выплата заработной платы — нсврмая вы зрбтной плты.




г) пропуски букв и обозначение пропущенных букв дефисом

работа — р-та;


философия — ф-ия;

менеджмент — м-нт;

маркетинг — м-нг;

коммерция — к-ция и т. п.






д) Сокращение слова путем обозначения частей слов в начале и в конце несколькими буквами



конференция — кф,

комиссия — кия,

количество — клво.






е)Сокращенное обозначение часто встречающихся местоимений и союзов


который — крый

чтобы — чбы



2.

кванторизация

Идея кванторизации означает перевертывание букв






1) квантор общности: - каждый, всякий (пер-тая нач-ая буква нем слова alle - «все»)-

2)квантор существования -существует (пер-тая нач-ая буква нем слова existieren - «существовать»).
Ь или q - рассмотрим;

-получим
- построим;

- пусть, от англ. let «пусть» и т.

Применение кванторов зависит от характера текста: технического, экономического, общественно-политического, математического, естественнонаучного и т д. Например, в экономических текстах могут применяться такие кванторы: - управлять,



- контролировать

q
-резервировать,

Ь
- руководить,



3.

Словообразование с помощь суффиксов и окончаний








Если к сокращению необходимо добавить приставку или суффикс, чтобы не тратить много времени, можно воспользоваться приемом, применяемым в стенографии. Для типовых концовок слова можно применять простые обозначения. Например:

~- «ение» или «ание»,

 «ическии».

- существует

~ - существование

соц. - социальный,

соц1- социалистический

Часто для конспектирования достаточно использовать не конкретное окончание, а какой-то признак речи существительного, глагола, причастия.

~ - признак существительного

1 прилагательного

г - глагола

- активного причастия («ущий»,«ающий»)

ر - пассивного причастия («ованный», «еванный»),

Тогда, например, ~ -существование

г -существует

- существующий,

ر- существенный.


4.

Сокращения (аббревиатуры) как заменители слов и словосочетаний


4.1.

Аббревиация


В настоящее время получили официальное признание, т. е. практически стандартизированы, следующие виды сокращений при аббревиации:

1) сокращения слов, обозначающих населенные пункты (г. — город, обл. — область);


2) названия месяцев и даты;

3) телеграфные графические сокращения (тчк, зпт -одновременно, пример письма без гласных);

4) условные обозначения величин и единиц измерений (Ом, В, км, см);

5) сокращения, принятые в планово-учетной документации (Госбанк, квит. №, расч. счет);

6) традиционные текстовые сокращения, принятые во всех разновидностях письма (т. д., т. п., с. г., см., напр ,

пр., др.);

7) официальные наименования организаций, учреждений, предприятий, их подразделений (СМ, АН, хозчасть, главк, финотдел и т. п.);

8) названия некоторых материалов (кожимит, лавсан и т. п );

9) названия изделий, машин и приборов (мопед, РЭС, РЛС, запчасть и т. п.);

10) названия документов (ГОСТ, ОСТ, ОРМ, ТУ, ТЗ, госзаказ и т. п.);

11) наименование должностей, ученых званий и степеней (акад., член-корр., проф , доц., д-р экон. наук, ст. науч. сотр., зав., зам., и о.);


4.2.



следующая страница >>