prosdo.ru 1
ЗАНЯТИЕ № 4-5


ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С НИМ


  1. Определение понятия «учебник».

  2. Из истории создания учебника по литературе (сообщение студента на 5-7 мин.).

  3. Основные виды учебников по литературе.

  4. Функции учебника.

  5. Требования к учебнику.

  6. Анализ структуры и содержания учебников-хрестоматий по литературе для 5-8 классов.




  1. Анализ структуры и содержания учебников по литературе для 9-11 классов и рецензирование разделов из этих учебников.*

  2. Методика работы с учебником литературы в процессе обучения литературе. *


Задания:

  1. Ознакомьтесь с содержанием статьи из монографии Беспалько В.П. «Учебник. Теория создания и применения» и запишите рабочее определение учебника:

«К определению этого понятия (понятия «учебник») обращались многие авторитетные авторы…Многочисленные авторы в общем сходились в одном: учебник – это специальная книга для обучения некоторой деятельности. В чем же состоит специфика этой книги и почему любую книгу нельзя называть учебником? На этот вопрос почти все авторы дают один ответ: только такую книгу можно назвать учебником, в которой, кроме содержания обучения, запрограммирован еще и учебный процесс, ведущий к усвоению этого содержания учащимися. Приведенное определение и является нашим рабочим определением учебника. В нем все сказано: Учебник – это книга, в которой излагается некоторое содержание обучения (учебный предмет) и задания учащемуся для активного изучения предмета. В этом определении нет одного – учебник должен создаваться соответственно заданной цели обучения. Это очень важный признак в отнесении той или иной книги к категории учебника. Ведь по любой, даже очень плохо написанной книге учащийся может учиться, если он умеет читать. Однако результат обучения по такой книге будет непредсказуем и строить обучение по ней все равно, что носить воду в решете. Не потому ли школу лихорадит эпидемия неуспеваемости школьников, а вузы производят на свет «высокообразованных» недоучек – их учащимся приходится учиться по книгам, которые не преследуют никакой четко выраженной цели обучения. Автор вовсе не отрицает важность обычной книги и возможность ее использования в учебном процессе. Книга – это надежное средство сохранения общечеловеческого опыта.


книга – это информационная модель определенного человеческого опыта. Понятно, почему информационная модель: в книге хранится не сам опыт, а лишь его описание. А почему модель? Потому что в книге хранятся не объекты, операции и продукты этого опыта, а лишь их описания различного вида: графические, словесные, символические и др.. Словом, сам человеческий опыт – это оригинал, а книга – его отображение в виде соответствующей информации.

Понятно, что и учебник – это информационная модель определенного опыта, однако модель эта не простая, одномерная, а комплексная, как бы двухмерная: в учебнике моделируется не только тот конкретный опыт, которому обучают (предмет), но и определенный педагогический опыт (процесс обучения).

В педагогической науке давно известно, что любой процесс обучения совершается в рамках соответствующей педагогической системы. Под педагогической системой понимают вполне определенную совокупность целесообразно взаимодействующих педагогических объектов, факторов и условий, называемых элементами системы. Педагогический опыт отображается в конструкции педагогической системы. Следовательно, учебник – это также информационная модель определенной педагогической системы. Чем более совершенная педагогическая система отображена в учебнике, тем выше эффективность учебника.»


  1. Дайте краткую письменную характеристику основным видам учебника: учебная книга (учебник), учебник-хрестоматия, учебник-практикум, интегральная учебная книга (воспользуйтесь статьей Т.А. Калгановой).

  2. Ознакомьтесь с основными функциями учебника, изучив с. 59-61 монографии Д.Д.Зуева «Школьный учебник».

  3. Проанализируйте учебную хрестоматию по литературе для 7 класса (в 2-х частях) (к программе под ред. В.Я. Коровиной). Данные книги есть на кафедре

Вопросы для анализа:

  • кто авторы учебника-хрестоматии?
  • в какой степени учебник-хрестоматия реализует концепцию программы?


  • каковы принципы построения учебника-хрестоматии?

  • каковы разделы и подразделы учебника-хрестоматии, их содержание и структура?

  • как представлены в учебнике-хрестоматии художественные тексты (если в сокращении, то насколько удачно отобран отрывок)?

  • каков характер комментариев к помещенным в учебнике-хрестоматии художественным текстам?

  • как представлен теоретико-литературный материал?

  • каков характер вопросов и заданий к текстам? помогают ли они уяснению идейно-художественного содержания произведений, активизируют ли читательское воображение, эмоции, мышление, память?

  • соответствуют ли язык и стиль изложения материала учебника-хрестоматии возрастным особенностям учащихся?

  • насколько удачно иллюстрирована учебная хрестоматия? какова роль иллюстративного материала в учебнике-хрестоматии?

  • что собой представляет справочный аппарат учебника-хрестоматии?

  • как вы оцениваете уровень статей и методического аппарата анализируемого учебника-хрестоматии? насколько учебник способствует формированию знаний, умений, навыков, аналитических, читательских и литературно-творческих способностей, развитию речи учащихся, организации их самостоятельной деятельности, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей и т.д.?

Результаты проведенной работы оформите письменно.

  1. Проведите сравнительный анализ схожих разделов учебников для 10 или 11 классов (по указанию преподавателя), обращая внимание на их содержание, структуру и методический аппарат. Результаты проведенной работы оформите письменно.*

  2. Подготовьтесь к аудиторной письменной работе: продумайте вопрос о том, что вас устраивает в современных учебниках литературы, что не устраивает.*


*Задания, отмеченные звездочкой, выполняются после занятия №4.

Материалы к занятию:


1. Перечень школьных учебников по литературе

к программе под ред. Т. Ф. Курдюмовой

1. Литература. 5 кл.Учебник-хрестоматия. ./ Авт.-сост.Т.Ф. Курдюмова.

2. Литература.6 кл. Учебник-хрестоматия. / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.

3. Литература.7 кл. Учебник-хрестоматия. / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.

4. Литература.8 кл. Учебник-хрестоматия. / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.

5. Литература. 9 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч. / Авт.-сост.. Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина и др. / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой.

6. Литература. 10 кл. Учебник / Авт. Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина, Н.А.Демидова, Е.Н. Колокольцев / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой.

7. Русская литература ХХ века. 11 кл. Учебник. В 2 ч./ Авт. Л.А. Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е.П. Пронина / Под ред. В.П.Журавлева.
к программе под ред. А.Г. Кутузова

1. В мире литературы. 5 кл.Учебник-хрестоматия /Авт.-сост.А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.

2. В мире литературы.6 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост.А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.

3. В мире литературы.7 кл.Учебник-хрестоматия / Авт.-сост.А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.

4. В мире литературы.8 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост.А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.

5. В мире литературы. 9 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.

6. В мире литературы. 10 кл. Учебник для школ гуманитарного профилдя / А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.

7. В мире литературы. 10 кл. Учебник. / А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.

8. В мире литературы. 11 кл. Учебник / А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.

9. В мире литературы. 11 кл. Учебник для школ гуманитарного профиля / А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.

к программе под ред.Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого


1. Литература. Начальный курс.5 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч./ Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова.

2. Литература. Начальный курс.6 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч./ Авт.-сост. О.М. Хренова, М.А. Снежневская.

3. Литература. Начальный курс.7 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч./ Под ред. Г.И. Беленького.

4. Литература. Начальный курс.8 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч./ Под ред. Г.И. Беленького.

5. Литература. Начальный курс.9 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч./ Под ред. Г.И. Беленького.

6. Литература. Русская классика. 9 кл. Учебник-практикум / Под ред. Г.И. Беленького.

7. Русская литература ХIХ века. 10 кл. В 2 ч. / Под ред. Г.Н. Ионина.

8. Русская литература ХIХ века. 10 кл. Учебник-практикум / Под ред. Ю.И. Лысого.

9. Русская литература ХХ века. 11 кл. Учебник-практикум / Под ред. Ю.И. Лысого.
к программе под ред. В.Г.Маранцмана

1. Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия / Под ред. В.Г. Маранцмана.

2. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия / Под ред. В.Г. Маранцмана.

3. Литература. 7 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост. В.Г. Маранцмана.

4. Литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост. В.Г. Маранцмана.

5. Литература. 9 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост. В.Г. Маранцмана.

6.Литература. 10 кл.Учебник . В 2 ч. / Под ред.В.Г.Маранцмана.

7. Литература.11 кл. Учебник. В 2 ч.// Под ред. В.Г.Маранцмана.
к программе под ред. В.Я. Коровиной

1. Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

2. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост.В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

3. Литература. 7 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост. В.Я.Коровина.

4. Литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин.

5. Литература. 9 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский / Под ред.В.Я.Коровиной.


6. Русская литература ХIХ века. 10 кл. Учебник. В 2 ч./ В.И. Коровин

7. Русская литература ХХ века. 11 кл. Учебник. В 2 ч./ Под ред. В.П.Журавлева.
к программе Г.С. Меркина и С.А.Зинина .

1. Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост. Г.С. Меркин.

2. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост. Г.С. Меркин.

3. Литература. 7 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост. Г.С. Меркин.

4. Литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост. Г.С. Меркин.

5. Литература. 9 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост. Г.С. Меркин.

6. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература ХIХ века. 10 кл. Учебник. В 2 ч.

7. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.11 кл. Учебник. В 2 ч.
к программе под ред. М. Б. Ладыгина (для школ и классов с углубленным изучением литературы)

1. Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч./ Авт.-сост. М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина.

2. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост. М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина.

3. Литература. 7 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост. М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина.

4. Литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия./ Авт.-сост. М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина.

5. Литература. 9 кл. Учебник-хрестоматия / Авт.-сост. М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина.
к программе под ред. М.В. Черкезовой (для национальных школ)

1. Русская литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия / Под ред. М.В. Черкезовой.

2. Русская литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия / Под ред. М.В. Черкезовой.

3. Русская литература. 7 кл. Учебник-хрестоматия / Под ред. М.В. Черкезовой.

4. Русская литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия / Под ред. М.В. Черкезовой.

5. Русская литература. 9 кл. Учебник-хрестоматия / Под ред. М.В. Черкезовой.

6. Русская литература. 10 кл. Учебник-хрестоматия / Под ред. М.В. Черкезовой.


7. Русская литература. 10 кл. Учебник для классов гуманитарного профиля / М.В. Черкезова и др.

8. Русская литература. 11 кл. Учебник-хрестоматия / Под ред. М.В. Черкезовой.

9. Русская литература. 11 кл. Учебник для классов гуманитарного профиля / М.В. Черкезова и др.
Школьные учебники, не относящиеся к какой-либо указанной выше программе


  1. Русская литература ХIХ века. 9 кл. Учебник // Под ред. С.А.Громова

  2. Фогельсон И.А. Литература учит. 9 кл. Учебная книга.

  3. Архангельский А.Н., Лебедев Ю.В. Русская литература ХIХ века.10 кл. Учебник. В 2 ч.

  4. Басовская Е.Н. Русская литература. 10 кл. В 2 ч.Учебник.

  5. Качурин М.Г. Русская литература ХIХ века. 10 кл. В 2 ч.

  6. Лебедев Ю.В. Русская литература ХIХ века. 10 кл. Учебник. В 2 ч.

  7. Русская литература ХIХ века. 10 кл. Учебник // Под ред. С.А.Громова

  8. Фогельсон И.А. Литература учит. 10 кл. Учебная книга.

  9. Агеносов В.В. Русская литература ХХ века. 11 кл. В 2 ч.



Литература

  1. Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983.

  2. Беленький Г.И. Какой быть учебной книге по литературе? // Педагогика. 1998. № 2. С. 38-42.

  3. Калганова Т.А. Школьные учебники по литературе // Литература (приложение к газете «1 сентября»). 1999. № 29. С. 3.

  4. Фогельсон И.А. Интегральная учебная книга по литературе в старших классах // Литература в школе. 1991. № 2. С. 83-87.