prosdo.ru 1
Эмоции. Основные функции и виды эмоций.


Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя " и направляя ее.

Функции эмоций.

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.


Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию... Мы получаем предупреждение».

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.


Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.

Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Виды эмоций.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.


Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.

Влияние эмоций на человека


Эмоции влияют на людей разными путями. Одна и та же эмоция неодинаково переживается разными людьми, а также определенным человеком в разных ситуациях. Эмоции могут влиять на все системы индивида, субъекта в целом.

Эмоции и восприятие. Давно известно, что эмоция, как й другие мотивационные состояния, влияет на восприятие. Радостная человек воспринимает мир с оптимизмом. Тот, кто страдает, грустит, интерпретирует замечания других как критические.

Эмоции и познавательные процессы. Эмоции влияют на память, мышление и воображение человека. Эффект "суженого зрения" восприятия имеет свой аналог в познавательной сфере. Испуганно человеку трудно оценить альтернативные решения. В разгневаности человека появляются лишь "сердито мнения. В состоянии повышенного интереса или возбуждения отдельные субъекты бывают настолько увлечены, что не способны к обучению и деятельности.

Эмоции и действия. Эмоции или комплексы эмоций, которые испытывает человек в определенное время, влияют на ее учебу, игру, труд. Когда она реально заинтересована в предмете, то имеет желание изучить его глубоко. Чувствуя отвращение к какому-либо предмету, она пытается его избежать.

Эмоции и сознание. Утверждения о том, что эмоция может рассматриваться как отдельное или особое состояние сознания, не является новым. Выдающийся английский ученый Г. Спенсер описал "центральные" эмоции так: "Центральные" эмоции - их начало и окончание во времени сравнительно не определены и не имеют четкой локализации в пространстве. Они не ограничены предыдущими и следующими состояниями сознания с какой определенностью, и нет границ между ними и существующими с ними состояниями сознания "Идея Спенсера не имела значительного влияния на его современников и лишь в начале 60-х годов XX века переменными состояниями сознания начали интересоваться ученые, не рассматривая эмоции как переменные состояния сознания, они, впрочем, нередко включали в своих описаний определенные эмоции.


Эмоциональные состояния и в повседневной жизни часто рассматриваются как переменные состояния или, точнее, как специфические или особые состояния сознания. Человек, совершила какую-то неуместность, часто объясняет свое поведение словами: "я не помню себя, я потеряла самообладание.

Человек, который пережил сильные эмоции, осознает, что эмоциональное переживание - это необычный состояние сознания. Идея различных состояний сознания известна от античных времен. А в середине XIX в. биологи доказали, что каждая отдельное полушарие головного мозга контролирует отдельную сферу сознания. Распределение полушарий создает две независимые сферы сознания в пределах одного черепа, одного организма.

В XVIII ст. Р. Бэкон определил два пути приобретения знаний: через доказательность и через опыт. Один из них способов, который доминирует в современном мышлении, описывается как логический и рациональный. Второй - как познание интуитивное, невербализованое, или "рецептивное". Особые состояния сознания, которые возникают благодаря специфической интереса, радости или их определенной комбинации, и направляют интуитивное, невербальные (рецептивное) познания. Определенные эмоциональные состояния организуют аналитические, критические, логичные, рациональные процессы. Таким образом, эмоция как процесс постоянно взаимодействует с процессами, которые характеризуют другие состояния сознания, и взаимосвязи между эмоциями и разумом многочисленны.

Эмоции, чувства и развитие личности. Анализируя соотношение эмоций и развития личности, следует учитывать два фактора. Первый - это генетические задатки субъекта в сфере эмоций. Генетический склад индивида играет важную роль в приобретении эмоциональных черт (или порогов различных эмоций). Второй фактор - личный опыт индивида, принадлежащего к эмоциональной сферы, особенно специализированные способы выражения эмоций и обусловлена эмоциями поведение.

Чувство способствуют выделение предметов, отвечающих потребностям личности и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Субъективно чувства выступают для человека показателем того, как происходит процесс удовлетворения ее потребностей. Позитивные эмоциональные состояния (удовлетворение, удивление и т.п.), возникающих в процессе общения и деятельности, свидетельствуют о желаемом индивидом ход процесса удовлетворения потребностей. Неудовольствие потребностей сопровождается отрицательными эмоциями (стыд, гнев, страх и т.п.).


В психологии сложилось представление, согласно которому эмоциональное состояние определяется качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности удовлетворения ее. Этот взгляд на природу и происхождение эмоций получил название информационной концепции эмоций.

Сознавая или не сознавая, человек сопоставляет информацию о том, что необходимо для удовлетворения потребности, с тем, что он имеет в момент ее возникновения. Если субъективная вероятность удовлетворения большая, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются более или менее осознанной субъектом реальной или ПОДРАЗУМЕВАЕМЫМИ невозможностью удовлетворения потребности или уменьшением вероятности ее удовлетворения по сравнению с предыдущим прогнозом.

Информационная концепция эмоций, несомненно, является доказательной, хотя, пожалуй, не объясняет всей разнообразной и богатой эмоциональной сферы личности. Далеко не все эмоции укладываются в эту схему. Например строй, эмоция удивления не может быть отнесена ни к положительным, ни до отрицательных эмоциональных состояний.

Важной характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Переживания, которые возникли у человека, выступают в роли сигналов, которые информируют его о ходе процесса удовлетворения потребностей, на который разновидность препятствий она наталкивается, на что следует обратить внимание, над чем необходимо задуматься, что нужно изменить. Эмоция сигнализирует о благополучный или неблагополучных развитие событий, о большей или меньшую определенность состояния субъекта в системе его предметных и межличностных взаимоотношений и обеспечивает тем самым регулирование, коррекцию его поведения в условиях общения и деятельности.

Чувства - одна из специфических форм отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления действительности, то в чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями до предметов и явлений действительности, познаются и превращаются ним.

Эмоции и чувства возникают в процессе взаимодействия личности с внешним миром. Эмоции и чувства - это разнообразные переживания человека, в которых отражаются его жизненные отношения с внешним миром и отношения с другими людьми. Своеобразие отражения заключается в том, что и как в переживаниях отражается. Эмоции и чувства представляют определенный процесс, который происходит во времени, и в то же время психическое состояние личности. В этом состоянии мы указываем, говоря о том или ином человеке, что она спокойная, взволнована, потрясений, смущенные, веселая, угнетена т.д. Чувство выступает и как свойство человека, что проявляется в ее более или менее устойчивом положительном или отрицательном отношении определенных объектов, людей, сфере деятельности. Эмоции и чувства имеют большое значение в жизни человека.