prosdo.ru
добавить свой файл
1
Подготовка к занятиям, зачетам, экзаменам

Подготовка к экзаменационной сессии и сдача экзаменов и зачетов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены – долг каждого студента.

Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции либо слушал их невнимательно и не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал, который его товарищи усвоили серьезно, основательно и поэтапно в течение семестра. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом.
Мы предлагаем выделять два аспекта подготовки к экзаменам:









Подготовка к семинарским занятиям

Семинар - это практическое занятие по гуманитарной дисциплине, на котором студенты приобретают умения оформлять рефераты, учатся конспектировать первоисточники, устно излагать материал, а также защищать научные положения и выводы.

Предполагается, что студенты к каждому семинару делают доклады и активно участвуют в дискуссиях.



Этапы подготовки к семинару





  • Ознакомление с планом занятия. Важно понять, какие вопросы вам уже известны, а с чем вы встречаетесь впервые. Так будет легче готовиться, т.к. известно, что надо «брать» из прочитанного в дополнении к тому, что вы уже знаете.



  • Работа с конспектами лекций и учебными пособиями. Вы посмотрите, как изложены основные проблемы изучаемых вопросов. На основании этого вы выделите, источники, на которые будете ориентироваться при подготовке.





  • Изучение рекомендованной дополнительной литературы. Она позволит более полно понять поставленный вопрос, подобрать интересный пример. Также, если основной вопрос спросили не вас, то точно будет возможность дополнить отвечающего или осветить вопрос по вашему дополнительному материалу, что будет оценено как самостоятельный ответ.




  • Составление подробного плана устного выступления по вопросам и продумывание их содержания. Лучше подготовиться к семинару помогает сводный конспект. Работа над ним сводится к тому, что при чтении каждого источника вы отмечаете, какие части текста к какому пункту плана относятся. Материал группируется и уточняется по вопросам по мере более углубленного чтения. Записи материала можно делать на отдельных листках, которые потом группируются по вопросам плана семинара. Этот материал поможет при подготовке к зачету, экзамену.

Готовиться начинайте не за 1-2 дня, а сразу после окончания курса лекций (к первому семинару) и далее после только что проведенного семинара!!!

Подготовка к зачетам и экзаменам


Подготовка к экзаменационной сессии и сдача экзаменов и зачетов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены – долг каждого студента.

Основное в подготовке к сессии – это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто умеет хорошо повторять материал, который был прослушан на лекциях, законспектирован и закреплен на самостоятельных занятиях. Такое повторение предполагает обобщение, углубление, а в ряде случаев и расширение усвоенных за семестр знаний.
При подготовке к экзаменам необходимо помнить:

1. Готовиться к сессии надо с первых дней семестра: не пропускать лекций, работать над закреплением лекционного материала, выполнять все практические и лабораторные работы.


2. Приступать к повторению и обобщению материала необходимо задолго до сессии (примерно за месяц).

3.Джентельменский набор для сдачи экзаменов должен состоять из списка билетов, конспектов лекций, нескольких учебников и…чьих-то шпаргалок. Делите количество свободных до экзамена дней на количество билетов и начинайте подготовку.
Работа со списком экзаменационных вопросов:


  • Подготовку начинайте с поиска источников, в которых содержатся ответы на вопросы экзаменационного списка: конспектов, учебных и методических пособий и др.

  • В списке напротив каждого вопроса отмечайте номер страницы литературного источника, в котором содержится ответ на вопрос.

  • Рядом с выученным вопросом ставьте «+», если вопрос вызывает затруднения—«?» .Так вам будет легче ориентироваться.

  • Выбирайте в первую очередь самые трудные для себя вопросы, т.к. потом у вас не будет времени их подготовить. То, что знаете хорошо, повторите в самом конце подготовки.

  • Если любите писать шпаргалки - ПИШИТЕ НА ЗДОРОВЬЕ, есть вероятность, что в голове что-нибудь осядет

  • Для устного экзамена полезно проговорить ВСЛУХ все билеты. Убьете таким образом кучу зайцев: запомните лучше материал, научитесь формулировать свои мысли и почувствуете себя гораздо увереннее.

  • Не игнорируйте консультации по предмету накануне экзамена, т.к. сложные билеты всегда можно обсудить с преподавателем.

  • Повторять материал по второму кругу лучше не одному, а с одногруппниками - выше вероятность, что лучше усвоите трудные вопросы.

4. Готовиться к экзамену рекомендуется каждый день в одном и том же помещении и на одном и том же рабочем месте, т.к. в этом случае устанавливается ассоциативная взаимосвязь между окружающей обстановкой и процессом переработки информации. Это дает возможность в дальнейшем на экзамене воспроизводить все мельчайшие детали этой обстановки (что сделать довольно легко), а через установившиеся ассоциативные связи – саму информацию, которую требовалось запомнить непосредственно для экзамена. Возможны и другие искусственные приемы для запоминания, которых великое множество и которые должны быть в арсенале у каждого студента.


5. Начинать повторение следует с чтения конспектов. Прочитав внимательно материал по предмету, приступить к тщательному повторению по темам и разделам. На этом этапе повторения следует использовать учебник и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу. Нельзя ограничиваться при повторении только конспектами, ибо в них все записано весьма кратко, сжато, только самое основное. Вузовские же дисциплины надо усвоить достаточно широко с учетом всей программы курса. Это можно сделать только с помощью учебника и дополнительной литературы.

6. Повторяя материал по темам, надо добиваться его отчетливого усвоения.
Правила повторения материала:


  • про себя или вслух рассказывать материал;

  • ставить самому себе различные вопросы (и почаще) и отвечать на них, руководствуясь программой (применять самоконтроль);

  • делать дополнительные записи, схемы, помогающие обобщить материал, синтезировать его;

  • рассказывать повторенный и усвоенный материал своим товарищам, отвечать на их вопросы и критически оценивать изложенное;

  • повторяя и обобщая, записывать в блокнот все непонятное, всякие сомнения, вновь возникающие вопросы и обязательно выяснить их на консультациях.

Повторение, в основном, надо закончить за день до экзамена, чтобы повторенный и закрепленный материал „ отстоялся” в сознании и памяти. В этом случае останется некоторый резерв времени на доработку каких-либо упущений, а ответы на экзамене будут спокойнее, увереннее, без лишнего напряжения.
7. В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, придерживайся гигиенического режима, чередуй труд и отдых.


Управление временем в экзаменационный период

  • Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня:


8.30 —подъем

8.30-9.30
— утренний туалет, гимнастика, завтрак


9.30- 11.30 —подготовка

11.30-12.00—перерыв (можно поиграть в теннис или сделать гимнастику, выполнить хозяйственно-бытовые дела, проветрить помещение, выпить стакан сока, молока или чая)

12.00.-14.00—подготовка

14.00.-15.30 —обед, отдых (можно сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, либо поспать)

15.30.-18.30—подготовка

18.30.-20.00—ужин, отдых

20.00.-22.00—подготовка


  • Краткие паузы для отдыха устраивай через 50-55 минут интенсивной работы.

  • Старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, и контролировать каждый день выполнения работы, старайся немного перевыполнить план. Тогда у тебя всегда будет резерв времени.

  • В день, предшествующий экзамену, занимайся не более, чем до 19 часов.

  • Лучше до сна в этот день погулять где-нибудь в тихом месте (парк, лес), собраться с мыслями, но ни в коем случае не отвлекайся на посторонние дела.

  • Утром обязательно позавтракайте.

  • В период подготовки к экзаменам рекомендуется прием возбуждающих напитков (крепкий чай, кофе), но ни в коем случае нельзя применять различные фармакологические вещества (транквилизаторы и пр.).


Требования к экзаменационным оценкам

При определении требований к экзаменационным оценкам преподаватель руководствуется Инструктивным письмом, которое содержит ряд требований, не меняющихся практически все время существования высшей школы. Эти требования следующие (цит. по Инструктивному письму):
  • оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка « отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;


  • оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка « хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;

  • оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомых с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка « удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;

  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой знаний. Как правило, оценка « неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.


Что делать в день экзамена?

  • Главное - максимально сосредоточиться и войти в спокойное состояние , роль «наблюдателя» 

  • Проверьте зачетную книжку, ручку, возьмите несколько листов чистой бумаги для плана ответа (если у вас устный экзамен).
  • Обратите внимание на стиль одежды и внешний вид. Наиболее подходящий ситуации стиль – деловой с преобладанием спокойных неярких тонов. Также не экспериментируйте с парфюмерией и косметикой.


  •  Приходите на экзамен вовремя, тем более на письменный, и заранее выясните, где и когда он будет проходить.

  • Лучше отвечать в первой пятерке, хотя каким по счету идти решать вам


Что делать, если экзамен не сдан?

  • Не впадайте в отчаяние

  • Не обвинять преподавателя в несправедливой оценке вашего ответа.

  •  Попытайтесь понять, в чем крылась причина вашего неудачного ответа (плохо подготовились, не уложились в отведенное время или, может быть, неправильно повели себя на экзамене).

  •  Ставьте себе задачу не просто пересдать, а получить “отлично”. Чем выше планка, которую вы себе ставите, тем лучше результат.


Психология сдачи экзамена

Для большинства студентов экзамен оказывается серьезным испытанием, стрессовой ситуацией.
Что ожидает услышать и увидеть экзаменатор?

  • Информацию в объеме и форме, данной им по этому предмету

  • Четкий ответ


Что оценивает экзаменатор?

Умения:

  • выделять главное в вопросе,

  • раскладывать его на элементы и устанавливать связи между ними,

  • излагать точно и сжато материал с объяснениями и приведением примеров на языке слов, формул, образов,

  • применять логические приемы мышления (нужно анализировать данные, проводить аналогии, сравнивать явления, обобщать, классифицировать),

  • пользоваться источниками (лекциями, учебниками, справочниками и справочными пособиями),

  • отвечать на поставленный вопрос и ставить вопрос,

  • решать типовые и нестандартные задачи,

  • говорить на языке предмета, использовать терминологию дисциплины


Фразы, помогающие излагать содержание билета
—главным в данном вопросе, на мой взгляд, является...

— составляющими (элементами, компонентами)выступают...


—связь между частями осуществляется через...

—дефиницией (определением) данного понятия является…

— изменение компонента... влияет на состояние компонента и на всю систему в целом...

—особенностью является...

— процессы, которые происходят в системе, если рассмотреть их в плоскости..., таковы...

— учитывая…, можно выделить следующее…

— существенное дополнение вносит…

—это можно проиллюстрировать такими примерами…

— данное явление исследуется с помощью таких методов как:…

— анализируя данное понятие, можно выделить…





В процессе общения на экзамене проявляются коммуникативные умения, которые, как и интеллектуальные, влияют на оценку ответа.
Речевые умения (связанные с речевой деятельностью и речевыми средствами общения):


  • умение грамотно и ясно сформулировать свою мысль,

  • умение говорить выразительно (включающее выбор правильного тона разговора, точность логического ударения, точную интонацию)


Психологические умения


  • умение снять излишнее напряжение,

  • умение овладеть инициативой при ответе

  • умение сдерживать агрессивные реакции по отношению к экзаменатору (Запомните: спорить с преподавателем на экзамене, доказывая свою правоту, не надо. Экзаменатор всегда прав!!!)

  • умение взаимодействовать

  • навыки активного слушания


Правила грамотного поведения с экзаменатором


  • Излагайте основные мысли, приводите примеры

Для студента взаимодействие с педагогом длится около тридцати минут, а для экзаменатора это шесть-семь часов работы (если экзамен сдает группа). Поэтому для экзаменатора закон экономии сил начинает действовать уже после полутора часов работы. Следовательно, педагог положительно относится к тем, кто отвечает быстро и по существу.



  • Берите при ответе инициативу в свои руки

На начальном этапе экзаменатор предоставляет студенту возможность проявить инициативу в более или менее широких рамках.

Использование инициативы дает возможность студенту предложить свой вариант поведения (порядок рассмотрения вопросов) и удобную для себя форму изложения, позволя­ющую продемонстрировать сильные свои стороны.

Если студент не воспользуется предоставленной ему возможностью, то оказывается в ситуации, когда ему навязывается модель поведения и изложения материала. Педагог начинает задавать Вам наводящие вопросы, «вытягивать» ответ. Это сразу сигнализирует о вашей плохой подготовке и приводит к низкой оценке ваших знаний


  • Преподносите информацию уверенно и живо

Когда экзаменатор устает, ваше поведение должно стать более эмоциональным, форма изложения материала — более рельефной и т. д.
Средства воздействия на экзаменатора


положительные

отрицательные

  • уверенное поведение

  • укрупнение рисуемой картины, чтобы подчеркнуть ее значимость. Любую фразу можно произнести как малозначи­тельную - скороговоркой, но можно «развернуть» -произнести «вразрядку», медленнее);

  • изменение дистанции общения (сокращение прост­ранственной дистан-ции через разворот тела, позы, изменение уровня глаз, перемещение листа с подготовленным текстом);

  • аккуратный внешний вид

  • нервозность, «трясущиеся» руки и губы, дрожащий голос (это говорит экзаменатору о вашей неуверенности в ответе, т.е. плохой подготовке)

  • наглая и агрессивная манера поведения
  • демонстрация низкой значимости предмета


  • стремление вызвать жалость

  • сильные резкие запахи (не злоупотребляйте парфюмом)

  • неряшливый внешний вид





Как определить настроение экзаменатора ?



Дружелюбие, открытость, желание сотрудничать

Раскрытие руки ладонью вверх. Устойчивый и мягкий визуальный контакт

Интерес

Наклоненная набок голова


Раздумье, нерешительность

Рука у щеки


Процесс принятия решения


Почесывание подбородка


Поиск решения


Прищуривание глаз



Пауза (для размышления)


Манипуляции с очками (партнер медленно снимает очки и протирает стекла, даже если этого и не требуется)


Переживание недостатка информации



Манипуляции с предметами (прикусывание зубами кон­чика какого-либо предмета: дужки очков, карандаша, ручки)

Глубокая сосредоточенность, напряженное раздумье

Пощипывание переносицы с закрытыми глазами


Сомнение

Потрагивание, легкое поти­рание носа, а при этом ерзанье на стуле, поворот боком



Сомнение, обдумывание ответа собеседнику


Потирание за ухом или перед ухом пальцем, потирание глаз


Подозрение и сомнение



Руки скрещены на груди


Оборонительная реакция



Руки скрещены на груди



Критическая оценка


Опирается подбородком на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, осталь­ные пальцы ниже рта. Рука закрывает нижнюю часть лица, большой палец под­пирает подбородок

Властность, решительность


Сжатый кулак


Закрытость для общения



Пальцы сплетены в замок


Нежелание говорить


Поднятые брови, сомнение во взгляде


Открытость, свободное поведение


Расстегнутый пиджак, расстегнутый ворот

Стремление достичь более дружеских взаимоотношений


Сокращение дистанции общения



Желание сделать взаимоот­ношения более формальными



Увеличение дистанции общения


Недоумение, бессилие


Руки разведены в стороны, плечи приподняты. Руки в карманах, плечи приподняты


Желание закончить беседу



Ноги, все тело обращено к выходу. Поглядывание на часы. Поворот головы в сторону на 45°

Раздражение



Экзаменатор стоит, опер­шись на стол, сгорбившись, голова опущена, руки скре­щены на груди

Агрессивность


Бросание предметов на стол, резкие жесты



Унижение


Экзаменатор разговаривает, стоя, нависая над партнером