prosdo.ru 1 2 ... 50 51
Сканирование: Юрий Фигатнер | Правка, форматирование: Янко Слава 

Умберто Эko
Отсутствующая структура


Введение в семиологию
ББК 87.4

Э. 40

У. ЭКО. «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». — ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 432 с.

Перевод книги — А. Г. Погоняйло и В. Г. Резник

Редактор — М. Г. Ермакова

© 1968 Casa Ed. Valentino Bompiani & С. Sp.a

Via Pisacane, 26 - Milano.
Умберто Эко известен в России, прежде всего как автор двух романов: "Имя Розы" и "Маятник Фуко". Специальные работы философа и ученого широкому российскому чи­тателю до последнего времени были недоступны. Как с ученым читающую публику по­знакомил с У. Эко Ю. М. Лотман. обрисовав в общих чертах в послесловии к роману "Имя Розы " его семиотическую концепцию. Обстоятельства сложились так. что мы все еще плохо знакомы с деятельностью одного из самых крупных представителей миро­вой семиотики, тем более достойного внимания, что У. Эко никогда не замыкался в узких границах специальных исследований. Он всегда, и едва ли не в первую очередь, фило­соф и искусствовед с самыми широкими интересами. Общие проблемы семиотики, раз­граничение и определение взаимоотношений семиотики и феноменологии, семиотики и психоанализа и т. д. трактуются в предлагаемой книге на материале архитектуры. кино. современной живописи, музыки, рекламы и пр.

Книга, несомненно, полезна и чистым теоретикам и тем, кто на практике имеет дело со средствами массовой информации.

Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета "Translation Project" при поддержке Регионального издательского центра Института "Открытое общество" (OSI — Budapest) и Института "Открытое общество. Фонд Содействия." (OSIAF — Moscow)

Э 1403000000-001

У 34-03-98

ISBN 5-86708-114-1 © ТОО ТК "Петрополис", 1998 г.

© А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник, 1998 г.

Предисловие 7

1. Размышления 1980 7

2. Размышления 1971/1972 14

Введение 22

A. Сигнал и смысл (Общесемиологические понятия) 24

1. Мир сигнала 25

I. Знаковые системы 25

II. Коммуникативная модель 26

III. Информация 28


IV. Код 31


2. Мир смысла 33

I. Значение "значения". Денотация и коннотация 33

II. Коды и лексикоды* 38

III. Структура как система, держащаяся внутренней связью 40

IV. Структура как теоретическая модель 41

V. Семиология источника 45

VI. Коды и их модификации 46

VII. Сообщение как источник и семиологическая информация 48

3. Эстетическое сообщение 50

I. Неоднозначное и авторефлексивное сообщение 50

II. Идиолект произведения искусства 54

III. Кодифицируемость уровней 56

IV. "Открытая" логика означающих 59

4. Побудительное сообщение 61

I. Античная риторика и риторика современная 61

II. Риторика: между избыточностью и информацией 63

III. Риторика как хранилище устоявшихся формул 65

5. Риторика и идеология 67

I. Идеология и код 67

II. Взаимоотношения риторики и идеологии 68

Б. Дискретное видение (Семиология визуальных сообщений) 76

1. Визуальные коды 76

I. Обоснование подхода 76

II. Иконический знак 78

III. Возможность кодификации иконических знаков 84

2. Миф двойного членения 89

3. Артикуляция визуальных кодов 92

I. Фигуры, знаки, семы 92

II. Коды: анализ и синтез 94

III. Иконическая сема 95

4. Некоторые пояснения : кино и современная живопись 99


I. Кинематографический код 99

II. От нефигуративности к новой изобразительности 105

5. Некоторые пояснения: реклама 107

I. Соображения общего порядка 107

II. Риторические коды 108

III. Регистры и уровни рекламных кодов 110

IV. Примеры анализа рекламных сообщений 113

V. Заключение 122

В. Функция и знак (Семиология архитектуры) 123

1. Архитектура и коммуникация 123

I. Семиология и архитектура 123

II. Архитектура как коммуникация 124

III. Стимул и коммуникация 125

2. Знак в архитектуре 126

I. Характеристики архитектурного знака 126

II. Денотация в архитектуре 128

III. Коннотация в архитектуре 130

3. Коммуникация в архитектуре и история 131

I. Первичные и вторичные функции 131

II. Архитектурные означаемые и история 133

III. Потребление и воспроизводство форм 134

4. Архитектурные коды 137

I. Что такое код в архитектуре 137

II. Классификация архитектурных кодов 139

5. Архитектура: вид массовой коммуникации? 141

I. Риторика в архитектуре 141

II. Информация в архитектуре 142

6.Внешние коды 143

I. Архитектура обходится без собственных кодов 143

II. Антропологические коды 145

III. Заключение 151

Г. Отсутствующая структура (Эпистемология структурных моделей) 154

1. Структуры, структура и структурализм 154

I. Понятие "структуры" в истории мысли 154

II. Уроки Аристотеля: теория структуры как конкретной формы и как формальной модели 156

2. Сомнение первое: объект или модель? 157

I. Структурная модель как система различий, приложимая к разным феноменам 157


II. Структурализм и генетический структурализм 159

III. Структурализм и структуралисты 160

IV. Структурализм и феноменология 162

V. Структурализм и критика 163

VI. Художественное произведение как структура и как возможность 167

3. Второе сомнение: онтологическая реальность или оперативная модель? 171

I. Структура как оперативная модель 171

II. Методология Леви-Строса: от оперативной модели к объективной структуре 172

III. Философия Леви-Строса: неизменные законы Духа 176

4. Структурное и серийное мышление 180

I. Структура и "серия" 180

II. Леви-Строс как критик современного искусства 183

III. Возможность порождающих структур 186

IV. Призрачные константы 188

V. Структура как константа и история как процесс 190

5. Структура и отсутствие 192

I. Саморазрушение Структуры 192

II. Лакан: логика Другого 193

III. Лакан: структура детерминации 195

IV. Лакан: последствия для "новой критики" 196

V. Лакан: лик Отсутствия 199

VI. Лакан и Хайдеггер 201

VII. Отмена структурализма (Деррида и Фуко) 203

VIII. O последнем прибежище Отсутствия... 207

IX. ... И о том, как с ним быть 209

6. Методы семиологии 213

I. Оперативная фикция 213

II. Структура и процесс 214

III. Языковые универсалии 216

IV. Фактор психолингвистики 218

V. Произвольность кодов и временный характер струк­турной модели 219

VI. Эпистемологический генезис структуры 221

VII. Действовать так, как если бы Структуры не было 223

Д. Граница семиологии 224


1. Систематизирующаяся система 224

I. Семиология и семиотики 224

II. По поводу возможной каталогизации 226

2. Семиотики 227

1. Коды, считающиеся "естественными" 227

II. Паралингвистика 228

III. Кинезика и проссемика 229

IV. Музыкальные коды 231

V. Формализованные языки 231

VI. Письменные языки, неизвестные азбуки, секретные коды 232

VII Естественные языки 232

VIII. Визуальные коммуникации 232

IX. Семантика 233

X. Структура сюжета 234

XI. Культурные коды 234

XII. Эстетические коды и сообщения 235

XIII. Массовые коммуникации 236

XIV. Риторические и идеологические коды 237

3. Границы семиологии и горизонты практики 238

Примечания 241

Именной указатель 241





следующая страница >>