prosdo.ru 1
06.02.2013


Свт. Иоанн Златоуст

Второе слово о священстве.

Священство – деятельное исполнение заповеди о любви к Богу: пример ап.Петра «Любишь Меня? – Паси овец Моих». Пастырство – прежде всего не желание другим доставить пользу, а любовь ко Христу.

Парралели с пастухом:

1) Пастухов овец волк не трогает, а только стадо; а в пастырском служении лукавый и овец и пастыря хочет умертвить.

2) Кроме того овца не препятствует врачеванию, а люди не готовы спокойно воспринимать духовное лечение.

3) Болезни овец видно сразу извне; а духовную болезнь сам человек должен сам открыть, нельзя исправлять человека по принуждению. Священник имеет дело со свободной волей человека, которую он не может переломить даже из самых благих пожеланий.

Сложно определить лекарство - наказание за грех, чтобы пытаясь поднять падшего, еще больше не ударить его. Сильных мира сего исправить не возможно сразу, не потому, что мы деньги с них хотим вытащить, просто это такие люди, они «мало помалу отклоняются от грехов своих». Т.е. к каждому человеку нужен особый подход – нельзя выбирать для себя некоторый «имидж», клеше, стиль (строгого батюшки или либерала и т.д.) и в рамках этого действовать. Этим отличались старцы – к ним шли все сословия, к каждому.

Важная пастырская задача по мысли свт. Иоанна – возвращение в лоно Церкви заблудших: ушедших в раскол, в ересь или в тяжкие грехи.

3-е слово о священстве.

Закон Божественный удалил женщин от этого служения, а они стараются вторгнуться туда, ... поскольку они не могут сами служить, то пытаются манипулировать и руководить священниками, ... пословица кверху дном сбывается.

Много есть иного, чего нужно иметь священнику – у него душа должна быть свободной от стремления к священству, если он будет иметь пристрастное расположение к этому, то когда рукоположится начнет ломать дрова. Т.е. нельзя добиваться и затем держаться священства вопреки всему: если ты понимаешь, что для того, чтобы остаться священником нужно будет поступиться совестью, то лучше остаться с чистой совестью, но прекратить служить. Итак, главное – спасение собственной души, а священство – на 2-м плане.


Главная тема 3-го послания – о невероятной высоте служения. Большинство пастырских проблем из-за диссонанса высоты служения и греховности священника.

Священник долго молится не столько, чтобы Дух сошел на Дары, а для того, чтобы он распространился на верных.

Подвижничество для священника – не достаточное условия. Терпеть клевету, быть постоянно под ударом человеческого мнения. У священника не получается скрыть свои даже мелкие грехи. Грехи мирян мешают только им, а если священник грешит, то ленивых это сделает еще более нерадивыми, а подвижников заставит гордиться, т.к. священник в глазах людей – эталон праведности.

Мнение о.Андрея за 15 лет опыта ошибок – священнику лучше не общаться лично с прихожанами вне храма, никого в дом не пускать; т.к. людей пустишь в личное пространство, а они потом всем расскажут и будут смущаться. Люди придут в гости, будут вести благочестивые беседы, а сами будут прощупывать твое благочестие. Священнику можно общаться только с другими священниками, иногда с нецерковными родственниками и со сверхадекватными прихожанами, которые не искушаются поведением священника – их мало. Большинство людей искушаются даже тем, чего нет.

Священник, как отроки в печи: люди найдут в пастыре маленький грех и это заслонит все добродетели. Златоуст указывает на то, что священник – человек, а люди хотят видеть ангела. Люди порой уважают и боятся священника, а потом, когда он попадет в некоторые проблемные ситуации люди его «гнобят». Итак, у священника должна быть искушенность и житейская мудрость.

«На священника сыплется так много порицаний, как число подчиненных».

Свт. Иоанн говорит, о придирчивости прихожан: «За один разговор свой он подвергается такому множеству нареканий, что часто, обремененный их тяжестью, падает от уныния: его судят и за взгляд; самые простые действия его многие строго разбирают, примечая и тон голоса, и положение лица, и меру смеха. С таким-то, говорят, он громко смеялся, обращался с веселым лицом и разговаривал возвышенным голосом, а со мной мало и небрежно. И если в многолюдном собрании он обращает глаза во время разговора не во все стороны, то также считают это обидой для себя».


Священник должен переносить невежество людей, не призирая их, но и не потакая им.

Это все не значит, что священнику не надо работать над своей духовной жизнью, грешить на прополую и оправдывать себя придирчивостью прихожан. Но надо также иметь и это в виду.

13.02.2013

4 слово о священстве

Нерадивый пастырь не имеет оправдания, если он 1) сам искал сана или 2) его рукоположили «за послушание». Т.е. эти причины не оправдывают его последующую нерадивость. Пример Саула: он не искал царства, принял его «за послушание», но стал Богопротивным царем и был наказан Богом; и то, что он не по собственному желанию принял это служение – его не оправдало.

У священника два оружия: личный пример и слово. Дар слова не дается с рукоположением, его необходимо развивать. Ибо и апостол Павел проповедовал словом, хотя у него и были дары св. Духа; а у нас их меньше, следовательно для нас слово – очень важно. Златоуст говорит, что существует неверное мнение по поводу того, что самое лучшее орудие священника – «святая простота», этим пастыри оправдывают свое невежество. Но это не верно. Апостол Павел называл себя невеждой в том смысле, что он не ритор в светском смысле слова того времени, а ритор в то время – это человек развлекающий толпу (даже Златоуст говорит: «что вы приходите на проповедь для того, чтобы развлечься красивыми речами; а не за духовной пользы?») «Я невежда в слове, но не невежда в познании ... и могу дать отчет о своем уповании». Священник должен уметь дать отчет о своем уповании, изложить свою веру. Неученый пастырь может легко впасть в ересь.

5 слово

Священник должен относиться к пастве, как отец к малолетним детям (не значит – смотреть свысока): не огорчаться на порицания; не призирать за невежество и т.д.

Сила слова не дается от природы, но для этого нужно много работать. Чем мощнее проповедник – тем больше он должен над собой работать, т.к. слушатели привыкли к уровню. «Слушатели судят о проповеди не по содержанию, а по мнению о проповедующем».

6 слово

Нельзя призирать людей не совсем адекватных, которые обвиняют его во всякой ерунде. Нужно и перед таким человеком объясниться.

Надо аккуратно относиться к почестям, особенно со стороны женщин. Не ходить освещать квартиру к одиноким женщинам – брать с собой диакона или алтарника. Надо презирать похвалы!!! Нельзя радоваться из-за похвал.

Нельзя прилеплять к себе «духовных чад», всегда надо держать дистанцию: «Если услышишь, что Арсений там-то и там-то – иди в другую сторону» - сказал прп. Арсений Молчальник женщине, которая имела к нему душевное влечение.