prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7
1. Предмет, структура и функции экономической теории.

Э,Т. — дисциплина экономической науки. Предмет Э.Т. - рациональное поведение Э. Субъектов при использовании ими ограниченных ресурсов, кот. Различным способом м.б. Применены в хоз. деятельности и распределены между конкурирующими целями. Функции Э.Т.: Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население). Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование). Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития. Она состоит из общих основ экономической теории, микро- и макроэкономики и интерэкономики (мировой экономики). В общих основах экономической теории дается характеристика понятия общества и экономики, материального производства как основы жизни человеческого общества; обосновывается необходимость изучения законов и закономерностей развития общественного производства, раскрываются предмет и объект экономической теории, показывается исторический процесс развития данной науки. Микроэкономика (от гр. микро— маленький) объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей. Интерэкономика (мировая экономика) рассматривает экономические отношения в мировом сообществе. Она изучает объективные предпосылки развития связей в мировом сообществе, процессы международной экономической интеграции, современные экономические структуры в международных отношениях, противоречия интересов субъектов мирового сообщества, мировой рынок и механизм его функционирования, формы международных экономических отношений, экономические аспекты глобальных проблем. Важнейшими категориями здесь являются экспорт и импорт, торговый и платежный баланс, тарифы, квоты, валютные курсы.

2. Альтернативные изжержки. Закон убывающей доходности.

Альтернативные издержки – это издержки упущенных возможностей. Они измеряются величиной той продукции, от которой мы отказываемся с целью увеличения производства другой продукции. Предельные А.И.-дополнительные издержки по выпуску дополнительного прироста продукции. Закон убывающей доходности — экономический закон, гласящий, что сверх определённых значений факторов производства (земля, труд, капитал) увеличение одного из этих факторов не обеспечивает эквивалентный прирост дохода, то есть доход растёт медленнее, чем фактор. Закон убывающей доходности определяет взаимосвязи между затратами в производстве и выпуском продукции. Иначе говоря, закон убывающей доходности отражает связь между выпуском дополнительной продукции и изменением одного фактора производства при неизменном объёме других факторов.


3. Закон спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса.

Спрос – это такая потребность в данном благе, за удовлетворение которой покупатель готов уплатить существующую на рынке цену на это благо, располагая соответствующей суммой денежного дохода. Функциональная зависимость между величиной спроса на данный товар и уровнем рыночной цены называется законом спроса. Факторы влияющие на спрос: коллическтво потребителей; уровень доходов потребителей; вкусы потребителей; ценновые ожидания потребителей; изменение цен на субституты и взаимодополняемые товары.

4. Эластичность спроса по цене.

Элластичность-реакция Э.субъектов на изменение условий хозяйственной среды. Элостичность спроса по цене — отражает реакцию покупателей на относительные изменения цены на данный товар. Факторы, определяющие степень эластичности спроса на какой-либо товар: 1.Количество заменителей данного товара. Чем больше заменителей, тем выше эластичность спроса. 2.Удельный вес расходов, связанных с приобретением данного товара, в доходе потребителя. Чем больше место занимают эти расходы в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса. 3.Характер товара. Спрос на предметы первой необходимости менее эластичен, чем на предметы роскоши. 4.Устойчивость привычки потреблять данный товар. Чем прочнее эта привычка, тем больше времени требуется на то, чтобы заменить потребление другим товаром, и тем менее эластичен спрос. 5.Уровень цены. При высоких ценах реакция покупателя на изменение цены более высокая, чем при низких ценах.
5. Перекрестная эластичность и эластичность спроса по доходу.

Перекрестная Э — отражает реакцию покупателей данного товара на относительные изменения цены, на его заменители либо взаимодополнительные товары. Э. спроса по доходу — отражает реакцию покупателей данного товара на относительные изменения его дохода (в %).
6. Закон предложения. Факторы, влияющие на изменение предложения.

Под предложением понимаются намерения продавца поставлять различные объемы продукции с целью ее реализации на рынке в зависимости от разных уровней цены. акон предложения отражает прямую функциональную зависимость между изменением величины поставок и изменением цены. Факторы: изменение качества и цен ресурсов, используемых в процессе производства, применение ресурсосберегающих технологий, осуществление мероприятий, направленных на повышение роста производительности, изменение в системе налогообложения предпринимателей, ожидание предпринимателей, предоставление государственных дотаций, изменение форм и методов государственного контроля и т. п.

7. Эластичность предложения.

Э. предложения — отражает раекцию поставщиков на относительное изменение цены. Э.П. зависит от: особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен); временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке); зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

8. Цена рыночного равновесия. Высокие и низкие цены.

Цена рыночного равновесия - цена, при которой намерение покупать в прежних объемах совпадают с намерением продавать в прежних объемах. Признак ЦРР: динамика поставок оптовой и розничной совпадает с динамикой продаж. Высокая цена — цена, при которой намерения поставлять продукцию превышают намерения покупать, что приводит к формированию сверхнормальных запасов нереализованной продукции. Низкая цена — цена, при которой намерения покупать превышают намерения поставлять продукцию, это приводит к возникновению дефицита продукции. Устранение высоких цен осуществляется по средствам конкуренции между поставщиками за доступ к потреблению, а устрание низких цен — по средствам конкуренции между потребителями за доступ к поставщику.
9. Регулируемые цены.

Регулируемые цены — государственное вмешательство в ценообразование, осуществляется с целью поддержание наименее обеспеченных слоев населения, а также отечественных производителей, в целях национальной безопасности и снятия социальной напряженности. Способы гос регулирования цен: 1.контроль над уровнем затрат, образующих себестоимость выпускаемой продукции; 2.контроль за уровнем рентабильности(норматив прибыли, которые закладываются в цену единицы изделия); 3.установление максимальной цены. Максимальная цена — цена, кот устанавливается на товары и услуги первой необходимости с целью поддержания наимение обеспеченнных слоев населения. Следствия этого — товарный дефицит. Способы его урегулирования: 1.очередь; 2.нормирование дефицитной продукции; 3.социальная поддержка наименее обеспеченных слоев насаления(денежные субсидии); 4.установление минимальных цен. Минимальная цена — цена, которая устанавливается на отечественные товары.

23. Совокупный спрос и факторы его определяющие.

К неценовым факторам совокупного спроса относят изменения:

а) в потребительских расходах. Например, если происходит резкое сокращение реальной стоимости материальных активов населения, то возрастают его сбережения, а совокупный спрос сокращается. б) в инвестиционных расходах. относят изменения процентной ставки, ожидание прибылей от инвестиций, налогообложение предприятий, открытие новых технологий, уровень загрузки производственных мощностей. в) в государственных расходах.

С точки зрения совокупного спроса зависимость между реальным ВНП и средним уровнем цен обратная. Снижение среднего уровня цен приводит к росту покупательной способности денег и возможности расширения покупок продукции, входящей в состав ВНП. При снижении цен происходит снижение процентной ставки по банковским кредитам (эффект процентной ставки), что стимулирует предпринимателей к расширению инвестиционных расходов, а домашние хозяйства могут в большей степени использовать кредиты на потребительские цели. Снижение уровня цен на национальную продукцию делает отечественные товары более дешевыми по сравнению с импортными, что стимулирует расширение спроса на них (эффект импортных покупок).В случае роста среднего уровня цен наблюдаются противоположные явления при неизменных номинальных доходах падает покупательная способность денег, растет процентная ставка, импортные товары дешевеют относительно отечественных и снижается потребительский, инвестиционный спрос, государственные расходы.

10. Имущество и финансовые ресурсы предприятия.

Основной признак предприятия – наличие в его собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества. Имущество предприятия две основные группы:1.основные средства 2.оборотные средства. Основные фонды – это материально-вещественные ценности, действующие в неизменной натуральной форме в течение длительного периода времени и утрачивающие свою стоимость по частям. Производственные основные фонды функционируют в сфере материального производства, неоднократно участвуют в процессе производства, изнашиваются постепенно, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт по частям по мере использования. Пополняются они за счет капитальных вложений. Непроизводственные основные фонды – жилые дома, детские и спортивные учреждения, другие объекты культурно-бытового обслуживания трудящихся, которые находятся на балансе предприятия. Финансовые ресурсы предприятия – это денежные доходы и поступления, которые находятся в распоряжении предприятия. Они предназначены для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми и другими организациями. Они служат для осуществления затрат по расширенному воспроизводству, а также используются для экономического стимулирования работников предприятия. Источниками формирования финансовых ресурсов являются собственные средства предприятия и привлеченные им из разных источников. Финансовые ресурсы предприятия:Образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств(Доходы:прибыль от основной деятельности; прибыль от финансовых операций. Поступления:амортизационные отчисления; выручка от реализации выбывшего имущества; Продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг; Кредитные инвестиции.)

22. основные макроэкономические показатели.

Национальное богатство отражает ресурсы, накопленные предыдущими поколениями.

Вместо обширного перечня конечной продукции, производимой в экономике в течение года, используют агрегированную стоимость всех благ и услуг, выпущенных за этот период. Такая агрегированная стоимость называется валовым национальным продуктом. Чистый национальный продукт – валовой национальный продукт за вычетом той его части, которая используется для замены изношенных средств производства (амортизационные отчисления). ЧНП показывает, сколько общество готово потребить, не ухудшая производственных возможностей последующих лет. Национальный доход – суммарный доход поставщиков ресурсов (земли, сырья, капиталов, рабочей силы и т.д.), на базе которых создан годовой продукт, определяемый путем исключения из величины чистого национального продукта косвенных налогов на предпринимателей. Личный доход населения характеризует не заработанный, а полученный доход на различные факторы производства. ЛД является той частью НД, которая остается после удаления из него нераспределенных прибылей и суммы прямых налогов на предпринимателей. После удаления из ЛД суммы прямых налогов на население остается личный доход населения, остающийся в его распоряжении (ЛДР). Отношение номинального макроэкономического показателя (в текущих ценах) к реальному (в фиксированных ценах), умноженное на 100 является дефлятором. Дефлятор выступает мерой среднего роста цен в стране на все блага и услуги, входящие в состав ВНП. Дефлятор служит одновременно основой расчета инфляции в данной стране за данный период.
21. ВНП и способы его подсчета

Вместо обширного перечня конечной продукции, производимой в экономике в течение года, используют агрегированную стоимость всех благ и услуг, выпущенных за этот период- валовый национальный продукт. ВНП обладает определенными недостатками. В нем не отражаются:

- операции, носящие нерыночный характер (ремонт собственного дома собственными силами его владельца, неоплачиваемая научная статья);- свободное от работы время населения;- изменение качества производимой продукции;- загрязнение окружающей среды;


- пропорции распределения ВНП между различными социальными группами;- размеры теневой экономической деятельности.Существуют различные способы расчёта его величины, что можно проиллюстрировать на нижеследующем примере.

Предположим, что экономика страны представлена тремя группами отраслей:

1. Отрасли, производящие сырьё, полуфабрикаты, энергию, материалы. Стоимость годового объёма выпуска обозначим буквой S; 2. Отрасли, производящие потребительские блага. Стоимость годового объёма выпуска обозначим буквой С; 3. Отрасли, производящие инвестиционные товары. Стоимость годового объёма выпуска обозначим буквой I.

Предположим, что во всех трёх группах отраслей для годового выпуска объёма продукции требуются соответствующие затраты сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов S1, S2, S3. Причем S = S1 + S2 + S3. Рассчитаем добавленную стоимость по трем группам отраслей (т.е. разницу между стоимостью продукции, произведенной каждой группой отраслей и стоимостью потребленных сырья, материалов и т.п. в каждой группе отраслей). V1= S-S1; V2 = С - S2; V3 = I – S3. Просуммируем добавленную стоимость по всему народному хозяйству, т.е. рассчитаем ВНП (V).

V = V1 + V2 + V3 = S – S1 + С - S2 + I – S3 = С + I

Из этого примера видно, что ВНП отражает стоимость конечной продукции потребительского и инвестиционного назначения, произведенной и потребленной в народном хозяйстве в течение года.


следующая страница >>