prosdo.ru 1 2 ... 5 6
1.Стили современного русского литературного языка.

Стиль-общепринятая разновидность языка, которая закреплена за какой-либо одной из значимых сфер социальной жизни и частично отличается от других разновидностей языка языковыми средствами. 3 стиля: более высокий(книжный)-(властолюбивый,воздействие), более низкий(разговорный)-(ворчун,повариха), нейтральный.
По трудам Ломоносова:1.Торжественный стиль.2.низкий стиль(крепостные)3.Нейтральный. научный (например, терминологическая лексика. Ее значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях); разговорный (отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность); официально-деловой (официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция)); публицистический (характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый)); художественный (художественная литература).
2.Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка.
Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых, традиционных реализаций языковой системы, которые отобраны и закреплены в процессе коммуникации.Языковое явление должно соответствовать системе языка; должно массово воспроизводиться; должно быть зафиксировано в словаре, справочнике.
- Императивные – строго обязательные нормы (катало´г, что – а не што)
- Диспозетивные – не строго обязательные нормы, предлагает варианты (тво´рог - творо´г, булочная – булошная)

По разделам делится на: фонетические нормы (ударение, произношение); словообразовательные + фразеология; грамматические + морфологические и синтаксические; стилистические (правильное построение словосочетания и предложения); орфографические (правила правописания слов); пунктуационные (знаки препинания) Варианты – разновидности одной и той же единицы имеющей одинаковые лексическое значение, но отличающиеся по форме и стилистически (очи – глаза). Варианты бывают как нормы, устаревающими, рекомендуемые, дополнительные (разговорные).Роль языковой нормы - для создания национального литературного языка. Без норм литер языка нет национального языка, без национального нет нации.


3.Речевое взаимодействие: основные единицы общения.
Речевое общение – мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Может проходить между многими. несколькими, двумя людьми. Форма речевого общения – реч поведение и реч деятельность. Они отличаются др от др своими результатами. Результат реч деятельности мысль и текст, а реч повед выступают отношения между людьми и эмоции.Единицы речевого общения: реч событие, реч ситуация и реч взаимодействие:

Дискурс –социально обусловленная организация системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени. : бытовой диалог, интервью. беседа, лекция, переговоры, т.е. речь погруженная в жизнь. Дискурс протекающий в контексте с реч ситуацией – речевое событие. (2 компонента – словесная речь и то, что ее сопровождает)Реч. ситуация - условия и обстановка в которой происходит реч общение между участниками, и их поведение. Она включает в себя как предмет речи, так и участников общения, и их хар-ки, взаимоотношения, время и место высказывания; помогает правильно понять смысл сообщения (рекомендация, просьба, угроза…); правила разговора (диалог с врачом, беседа в гостях) Классифицируются на: Канонические – время произнесения(говорящий) синхронно времени его восприятия(слушающий), т.е. определен момент речи, говорящие находятся в одном и том же месте видят одно и то же, конкретный адресат. Неканонические – время говорящего может не совпадать со временем слушающего (ситуация письма), высказывание может не иметь конкретного адресата (публичное выступление)Реч взаимодействие – явление связанное с речевой деятельностью. реч процесс начинается в коре головного мозга в двух его центрах: акустическом (помогает различать звуки речи и отличать их от др звуков) и двигательном (руководит органами речи). Реч деят носит социальный хар-р, для её осуществления нужно мин 2 человека (субъект (говорящий, пишуший) и адресат (слушающий, читающий)) Их взаимодействие осуществляется на вербальном (речевом) уровне, нужен предмет речи (то, о чем говорить), высказывание (сообщение. рецензия. Стороны реч общения: интерактивная (взаимодействие); куммуникативная (передача, прием, обмен информац); перцептивная (восприятие и понимание людьми др.др. осуществление обратной связи – реакция на сообщение)

4.Устная и письменная разновидность русского языка.
Речевое общение происходит в 2 х формах – устной и письменной. Основа письменной и устной речи – литературная речь. Нормы литер речи закрепляются в словарях, справочниках, учебниках, грамматиках. распространяет нормы школа, средства массовой информации.
Устная речь - это любая звучащая речь. Возникла раньше письма. Может передать богатство человеческих чувств, переживаний, настроений… Может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа}. Подгоовленная уст р. – отличается продуманностью. Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка.
Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система. Основная функция письменной речи - фиксация устной речи. Основное свойство - способность к длительному хранению информации. Использует книжный язык. Свойственны сложные синтаксические конструкции. Ориентирована на восприятие органами зрения.

5. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Устная и письменная речь должны быть:
1.Нормированными.
2.Коммуникативными (высказывание должно содержать не меньше и не больше информации, чем требуется; должно быть истинным, имеющим достаточные основания; соответствовать теме разговора и быть ясным, кратким и организованным).
3.Этическими (залог успешного речевого взаимодействия – такт, великодушие, одобрение, скромность, согласие, симпатия и искренность).

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа}. Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени - одно из главных свойств устной речи. Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений.

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи.

6.Функциональные стили современного русского языка: взаимодействие функциональных стилей.
.ф ст. – подсистема литер языка.
функциональные стили: 1) книжный выступают преимущественно в письменной речи
-научный – понятийная точность. (главными свойствами которого являются четкость и логичность изложения, а также отсутствие вы­ражения эмоций); учебники по специальности, монография, научная статья, аннотация, реферат, конспект, тезисы, курсовая работа, лекция, дипломная работа. стилистически окрашенные единицы: научная терминология -официально-деловой – точность, однозначность. (служит для передачи информа­ции в сфере управления. Офици­ально-деловой стиль используется в заявлениях, доверенностях, деловых письмах, приказах и законах. Для него даже в большей степени, чем для научного стиля, важны четкость и неэмоциональность изложения. Еще одно важное свойство официально-делового стиля – стандартность. Люди, составляющие заявле­ния, приказы или законы, обязаны следовать традиции и пи­сать так, как писали до них, так, как это принято); документы, деловые письма, отчеты, приказы, распоряжения, договоры, указы, деловые беседы. -публицистический – социальная оценочность. Он используется в тех случаях, когда необходимо не просто передать информацию, но и определенным образом воздействовать на мысли или чувства людей, заинтересовать их или в чем-либо убе­дить. Публицистический стиль – это стиль информационных или аналитических передач по телевидению и радио, стиль газет, стиль выступлений на собраниях. В отличие от научного и офи­циально-делового для публицистического стиля харак­терны выразительность и эмоциональность); парламентское выступление, репортажи, интервью, очерк, фельетон, дискуссионное выступление, информационная заметка. Стилистически окрашенные единицы: общественно-политическая лексика

- литературно-художественный – образность и эстетическая значимость. (может использовать средства любых стилей литературного языка, а при необходимости не только их, но и диалекты, жаргоны и просторечие. Основная функция языка художественной литературы – эстетическая); роман, повесть, рассказ, новелла, эссе, стихотворение, поэма, баллада.2) разговорный- сведение до миним заботы о форме выражения мыслей. свойственна главным образом устная форма речи (Это стиль, который используется при неофициальном бытовом, повседневном общении между людьми в заранее не подготовленной устной речи. Поэтому его характерные черты – это неполнота выражения и эмоциональность); беседы в семье, выяснение отношений, обсуждение планов, дружеское общение, анекдот. Стилистически окрашенные единицы:


разговорная и просторечная лексика.Нейтральные средства используются в различных сферах. Уместны в любой речи.

7. Научный стиль: специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.
Возникновение связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке стала создаваться научная терминология. Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона. В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.Научный стиль — сфера деятельности – наука; много речевых жанров: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт, Научная статья важный жанр. . Подстили- собственно-научный, научно-популярный, научно-справочный.

Черты: Точность научных текстах слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста. - ограничение на использование: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами (в частности, интернациональными); Абстрактность (экология), Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста; Объективность изложения. Ясность - предполагает понятность, доступность. Последовательностью обладает текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

Ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Отсутствие разговорной и просторечная лексика

8. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
Научный стиль отличается единством норм отбора и исследования языковых средств.
Все жанры научного стиля имеют номинативный строй повествования, сквозную логическую линию связи композиционных частей, выделенных в самостоятельные текстовые единицы.
Научный текст создаётся от общего к частному.
Любой научный текст композиционно имеет 2 части: описательную (обзорную), куда входит вступление и основную часть и заключение. Во вступлении обосновывается актуальность исследования, формулируются задачи, цели, методы и сам предмет исследования, излагается история исследования и предполагаются ожидаемые результаты. В описательной части даётся ход исследования. В основной части освещаются методика и техника исследования, а также достигнутый результат.
Для научного текста обязателен справочно-библиографический материал, который помещается в конце работы.
Учебно-научный подстиль имеет свои особенности:
1.предметно логическая последовательность;
2.постепенно развёртывающаяся манера изложения;
3.определённая сжатость материала, мотивированная тем, что с одной стороны, излагается только часть информации о предмете данной науки, а с другой, - именно эта часть является базовой. Примеры,доказательства, использование 2(докажите,рассмотрите) лица для заданий.
9. Официально-деловой стиль: сфера его функционирования, жанровое разнообразие.

Официально-деловой стиль —совокупность языковых средств, обслуживает сферу офиц-деловых отношений. Сфера функционирования – административно-правовая. — это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров( собственно оф-деловой, юридический, дипломатический); доминирующая функция – информативная, основная форма реализации – письменная, вид речи – монолог.Официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся: 1) сжатость, компактность изложения; 2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

3) использование терминологии, номенклатурных наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур; 4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в силу, в целях, и др.), сложных союзов (ввиду того что, в связи с тем что и др.), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если …; на том основании, что …; таким образом, что …; тот факт, что … и т. п.); 5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением; 6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования; 7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим; 8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств; 9) слабая индивидуализация стиля. В другой разновидности официально-делового стиля — обиходно-деловом стиле, как было уже сказано, находят свое отражение служебная переписка (деловое письмо, коммерческая корреспонденция), официальные деловые бумаги (справка, удостоверение, акт, протокол), частные деловые бумаги (заявление, доверенность, расписка, автобиография, счет и др.). Все они характеризуются известной стандартизацией, облегчающей их составление и использование и рассчитанной на экономию языковых средств, на устранение неоправданной информационной избыточности. Заявление,Справка, Сообщение,Закон,Деловое письмо,Расписка, Доверенность,Удостоверение,Счет, Автобиография,Отчет.



следующая страница >>