prosdo.ru
добавить свой файл
1
Тема 1. Теоретические концепции стоимости и цены товара.

2. Краткий обзор основных теорий стоимости, цены и ценообразования (окончание).

3. Функции цены.
Интегрированные теории стоимости
1.Неоклассический синтез

Активная критика конкурирующих концепций говорит о том, что многим давно стала очевидной принципиальная неудовлетворительность традиционных подходов к решению проблемы стоимости. Наличие двух, причём антагонистических, взаимно исключающих друг друга теорий стоимости является бесспорным свидетельством нерешённости проблемы стоимости в целом.

Выход из создавшейся ситуации стали искать на пути объединения существующих теорий. Одним из первых осознал порочность противопоставления теорий стоимости А. Маршалл. Предпринятую им попытку объединения объективного и субъективного подходов к решению проблемы стоимости иногда называют неоклассическим синтезом. Маршалл поставил себе цель «деидеологизировать» экономическую теорию. Поэтому его мало интересовали вопросы, связанные с субстанциональной основой стоимости.

Маршалл представил реальные издержки производства как сумму «страданий» рабочих и «ожидания» капиталистов. (Тем самым он встал на позиции субъективного варианта теории издержек производства). Сумма денег, которую необходимо затратить, чтобы вызвать эти «страдания» рабочих и «жертвы» капиталистов, представляет собой издержки производства в денежном выражении. Однако Маршалл признал издержки производства определяющими не для стоимости, а только для «цены предложения» — цены, обеспечивающей производителю «нормальную» прибыль. Зависимость цены предложения от объёма продаж в графическом виде — кривая предложения.

В объяснении механизма и закономерностей потребительского спроса Маршалл опирался на другую теорию стоимости — субъективную. Из неё следует, что в основе «цены спроса» лежит предельная полезность товара для покупателя. Графическим отражением закона убывающей полезности является кривая спроса.


Цена товара определяется соотношением двух сил — предложения (в форме цены предложения) и спроса (цены спроса).
Критика концепции А. Маршалла
1) Отсутствие подлинного синтеза. Толковые словари определяют синтез как соединение различных элементов объекта в единое целое (систему). Однако единого целого не получилось. Было осуществлено механическое объединение двух теорий стоимости, Маршалл парадоксальным образом вообще «потерял» стоимость — как субстанцию, лежащую в основе обменного отношения товаров. Как правило, термин «стоимость» он употреблял как синоним цены, а «нормальная стоимость» — как обозначение равновесной цены.

2) Элиминация (исключение) категории «стоимость». Неоклассический подход развивался в русле весьма влиятельной в конце ХIХ – начале ХХ века философии позитивизма, в рамках которой из науки следует изгонять «метафизические», то есть несводимые к опытным данным понятия. Таковым была объявлена и «стоимость», – вместе с «силой», «материей», «атомом», и др. Таким образом, Маршалл ушёл от решения проблемы стоимости, он, по сути, отказался её решать, сосредоточившись вместо этого на анализе факторов, влияющих на формирование цены. Он считал, что стоимость выражает обменное отношение двух товаров и определяется спросом и предложением. Результатом такого стремления стало смещение главного научного интереса с субстанции стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения и формирования цены. Современная западная экономическая наука в полной мере унаследовала прагматическую традицию, заложенную Маршаллом. В рамках общего равновесного анализа была окончательно признана тождественность стоимости и равновесной цены. При элиминация категории стоимость отсутствует возможность теоретического рассмотрения проблемы разграничения добросовестного информирования и информационной манипуляции. В настоящее время известно, что при построении любой научной теории не только можно, но даже нужно использовать идеальные теоретические конструкты.


3) Несопоставимость факторов, определяющих спрос и предложение.

Суть неоклассического синтеза, осуществлённого Маршаллом, заключается в объединении двух теорий стоимости, одна из которых (теория издержек производства) объясняет величину и характер изменения цены предложения товара, а вторая (субъективная теория) — цены спроса. Однако, со стороны предложения выступают вполне осязаемые, менее изменяемые, имеющие стоимостное измерение, затраты предприятия, включая всевозможные налоги, плюс предпринимательский доход. В тоже время со стороны спроса выступают субъективно-психологические, более изменяемые, безразмерные (не стоимостные) оценки полезности товара, его качества, дефицитности, престижности плюс факторы, относящиеся не к товару, а к субъекту такие, как внушаемость, подверженность шопингу.

4) Доминирующая роль факторов предложения. Перечисленные выше факторы, выступающие со стороны спроса, во многом формируются рекламой, т.е. стороной предложения. В современной экономике на стороне предложения стоят мощные транснациональные компании и торговые сети, фактически формирующие стиль жизни большинства населения, а на стороне спроса – отдельные индивидуумы в лучшем случае объединенные в союзы потребителей, влияние которых на сторону предложения едва ощутимо. Таким образом, нельзя говорить о равновесии сил спроса и предложения. Практика свидетельствует о явной доминанте последних.

Таким образом, цену равновесия (естественную цену) лежащую на пересечении кривых спроса и предложения надо рассматривать как чистую абстракцию, имеющую весьма отдаленное отношение к реальному механизму рыночного ценообразования. Подтверждением этому может послужить анализ движения мировых цен на сырую нефть во время финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов. Цены на сырую нефть с середины 2008 г. до начала 2009 г. упали в 4 раза, (со 160 долл./бар. до 40 долл./бар.), в то время как мировой спрос, мировое потребление и мировое предложение нефти практически не изменились.

2. Синтетическая теория стоимости

Стоимость носит общественный (социальный) характер, проявляясь только в отношениях между людьми. Эти общественные отношения возникают после того, как благо становится товаром и поступает в сферу обмена. В обмене участвуют две стороны — производитель и потребитель, и этот очевидный факт должен быть исходным при анализе. Несмотря на это, разработчики теорий стоимости, возникших на базе классической политэкономии — трудовой и издержек производства, при анализе проблемы стоимости сосредоточили свои усилия в основном на процессе производства, то есть на стороне производителя. Напротив, для субъективной школы характерен «перекос» в сторону потребителя. Поэтому все эти концепции, несмотря на принципиальное различие их исходных постулатов и результатов, объединяет несомненная односторонность подхода.

Очевидно, необходимо выйти за пределы порочного круга ложных альтернатив. Выше было обосновано предположение, что решение проблемы стоимости следует искать на пути интеграции всех существующих концепций и создании синтетической теории. Подобная формулировка задачи не является новой. В числе сторонников синтетического подхода к решению проблемы стоимости, кроме А. Маршалла, можно указать Э. Бернштейна, М.И. Туган-Баранов­ского и др. Во времена позднего СССР у этой идеи появились сторонники даже среди советских экономистов. Поэтому представление о стоимости как результате взаимодействия ценности и затрат следует рассматривать в качестве естественного и логичного продолжения научного анализа проблемы.

Политэкономические теории XIX века видели субстанцию стоимости, то есть единую основу, позволяющую приравнивать товары в процессе обмена, в каком-то одном показателе — затратах труда, затратах всей совокупности факторов производства или в ценности товара. Однако очевидно, что с количественной стороны товар характеризуется не одним, а двумя показателями — ценностью (потребительской или обменной) и объёмом затрат факторов производства. По этой причине ценность и затраты факторов производства, взятые по отдельности, в отрыве один от другого, не могут определять количественную меру товара в обменном отношении. Для возможности сопоставления разных товаров необходимо сплавить воедино ценность и затраты факторов производства в экономическом показателе, который и называется стоимостью. Она воплощает в себе диалектическое единство всех трёх исходных категорий — предмета (в виде товара), потребности (в виде ценности) и факторов производства. Таким образом, чтобы выступить в роли количественной меры товара, стоимость должна представлять собой результат соизмерения ценности товара и затрат факторов производства.


Однако кажется, что формированию стоимости препятствует взаимная независимость сторон (субъектов) обменного процесса. Она проявляется, в частности, в отсутствии прямой связи между оценкой ценности товара потребителем и издержками его производства. Действительно, потребителя не интересуют издержки производителя, а последний может только догадываться об истинной ценности его товара для покупателя. Наличие очевидного информационного «барьера» исключает возможность непосредственного взаимодействия ценности товара, оцениваемой потребителем, и затрат, осуществлённых производителем, с образованием единой стоимости. Поэтому в рамках принятого постулата любые попытки обнаружить одну стоимость, одинаковую по величине для обоих субъектов, будут заведомо обречены на неудачу.
Этот вывод заставляет искать свою пару ценность-затраты, а следовательно, и стоимость, на обеих сторонах процесса обмена — и у производителя, и у потребителя. У обоих(!) субъектов обменного процесса необходимо выявить затраты принадлежащих им факторов производства, которые в сочетании с ценностью чужого товара формируют индивидуальную стоимость субъекта. Таким образом, мы должны получить две стоимости — производителя (продавца) Спроизв и потребителя (покупателя) Спотр. Цена же в этом случае должна рассматриваться как количественное выражение компромисса между производителем и потребителем, каждый из которых ориентируется на свою величину стоимости.
Стоимость как общественная и индивидуальная категория

Субъект формирует стоимость на основе не общественных (признанных рынком) и абстрактных, а индивидуальных и конкретных (входящих в калькуляцию себестоимости его товара) затрат факторов производства. С этой точки зрения стоимость представляет собой не «общественное отношение», а сугубо индивидуальную категорию.

Иное положение с ценой. Успешное завершение обмена и установление цены означает признание осуществлённых субъектом затрат со стороны общества. Без этого признания обмен не осуществится и обменное отношение (выраженное в цене) не возникнет. Поэтому, в отличие от стоимости, величина цены определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами факторов производства, потребными для производства товара. В синтетической концепции не стоимость, а цена представляет собой общественное отношение (в понимании трудовой теории).

3. Информационная теория стоимости
Информационный подход к стоимости предлагался в работах:


  • Вальтух К. Информационная теория стоимости и законы неравновесной экономики. М., 2001.

  • Юнь О.М. Информационные регуляторы поведения. Глобалистика. Энциклопедия. М.: ЦНПП «ДИАЛОГ, ОАО Издательство «Радуга», 2003

  • Юнь О.М. Производство и логика: информационные основы развития. М.: Издательский дом "Новый век", 2001

  • Белл Д. Социальные рамки информационного общества.

  • Луценко Е.В. Информационный анализ процесса труда и гипотезы об информационной природе стоимости и времени.

Признавая, что трудовая теория стоимости является недостаточно универсальной, сторонники информационного похода пытаются расширить ее, найдя общие точки соприкосновения объективных теорий стоимости и неоклассической концепции (связывающей цену с редкостью блага). В качестве исходных выдвигаются следующие тезисы.

1) В системном представлении экономика выглядит как сеть триединых потоков вещества, энергии и информации.

2) Человеческий труд в системе «человек-природа» всегда сопровождается рассеиванием энергии, что означает повышение энтропии и снижение информационной характеристики системы. В то же время человеческая деятельность сопровождается созданием и передачей информации. Накапливая информацию, человеческое общество реализует обратный процесс снижения неопределенности характеристик системы (энтропии) и повышает организованность материи. Таким образом, трудовую деятельность человека можно охарактеризовать как комплексный информционно-энергетический процесс. Труд как овеществление мышления – есть увеличение количества информации в предметах труда, то естьовеществление информации.

3) Природные объекты тоже могут быть квантифицированы на основе информации: как в аспекте их сложности (в этом случае мы вычисляем информацию, разделяя интересующий нас объект на элементарные составные части), так и в аспекте редкости (в этом случае сам объект становится элементом более общей системы, в которой вычисляется количество информации, соответствующее его относительной редкости).


Информационный квант квант (минимальное количество, элемент, операция, размерная единица, монада) информационного события (любого сообщения, сведения, осведомления,  познания), воспринимаемый, производимый и передаваемый, с помощью различных специальных средств связи и сигналов (знаков, кодов, алгоритмов, символов–образов), несущих смысловую нагрузку и обозначающих содержания, полученные в процессе приспособления интеллектуальной системы к внешнему миру, хранимый на всевозможных материальных носителях.

Из двух предыдущих тезисов следует, что в основе стоимости и как результата труда, и как редкости той или иной вещи объективно может быть положена информация. В рамках данного подхода стоимость определяется как информационная мера ценности объекта.

Цена – это субъективное преломление стоимости через идеальный мир человека, в котором происходит отнесение свойств объекта к совокупности идеальных объектов сознания конкретных индивидов, вступающих в сделку. При этом, чем точнее субъективные модели продавца и покупателя соответствуют предметной области, в которой происходит оценивание, то есть квантификация стоимости, – тем точнее цена соответствует стоимости. Т. е. ценообразование – это квантификация стоимости.
Общие выводы после обзора теорий

Таким образом, «стоимость» есть теоретический конструкт, а не эмпирическое обобщение. Как понятие идеальное, стоимость непосредственному наблюдению не подлежит. Однако, используя это понятие, можно построить теорию, которая поможет понять какие-то важные свойства реальности, и дать более богатое описание реальных процессов, не «улавливаемое» в рамках иных идеализаций. Если этот результат есть – правомерность использования категории не может ставиться под сомнение, – даже если в настоящий момент мы и не представляем физической (психологической, информационной…) природы используемого понятия.


При этом многие выводы самой абстрактной теории вполне могут быть проверены эмпирически. В нашем случае важную проверочную процедуру предложил (и реализовал) К.Вальтух, показавший на основе модели межотраслевого баланса (МОБ), с опорой на огромную статистическую базу, что закон стоимости в реальных экономических системах[22] действительно выполняется. В свою очередь заметим, что сама методика МОБ, получившая всемирное признание, и, бесспорно, отражающая реальные взаимосвязи в экономических системах, априори предполагает объективность межотраслевых коэффициентов, что само по себе есть аргумент в пользу объективной трактовки стоимости (действительно, если межотраслевые коэффициенты есть просто отражение игры рыночной стихии, то почему они устойчивы?).

Существуют и другие аргументы в пользу того, что понятие «стоимость» действительно отражает фундаментальные свойства человеческого поведения: речь идет об известном каждому из собственного опыта (и фиксируемых в работах экономистов институциональной школы, социологов, и др.) понятии «справедливой цены»: если бы у человека не было априорной интуиции того, что цена (явление субъективное) есть проявление какого-то объективного свойства вещей (то есть – стоимости), то откуда взяться суждению о степени справедливости цен? Ведь с рыночно–либеральной точки зрения любая цена «справедлива».
С учетом современной практики цену надо рассматривать как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов:

Ц=f (a, b, d), где

a – факторы спроса,

b - факторы предложения,

d - факторы денежного обращения.

Цена – денежное выражение стоимости, находящееся под влиянием факторов спроса, предложения и денег.

Цена – это всегда результат процесса сбалансирования множества различных факторов ценообразования.

Равновесная цена - количественное выражение достигнутого компромисса между производителем и потребителем, каждый из которых ориентируется на свою величину стоимости.

Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары.

Ценообразование имеет две взаимосвязанной стороны:


  • Субъективную

  • Объективную

Субъективный аспект ценообразования выражается в том, что окончательное решение о назначении цены принимается конкретным продавцом товара. Ценообразование здесь рассматривается как целенаправленная деятельность продавца товара по созданию системы установления и управления ценами. Данная деятельность рассматривается с точки зрения процессного подхода, т.е. определяется перечень этапов ценообразования.

Важнейшими элементами системы ценообразования являются:

  • Методология и принципы ценообразования

  • Ценовая политика

  • Ценовая стратегия и тактика

  • Методы ценообразования.

Объективность ценообразования обусловлена тем, что целью любой деятельности по установлению цен является поиск равновесной цены, удовлетворяющей интересам как продавца, так и покупателя. Равновесная цена – результат действия объективных экономических законов спроса и предложения, денежного обращения и т.д. Таким образом, для успешного ценообразования необходимо опираться на объективную информацию о рыночной ситуации. С другой стороны, цены, «выпущенные в жизнь», начинают в свою очередь оказывать влияние на сложившийся спрос и предложение. Не смотря на то, что каждый продавец устанавливал свои цены индивидуально, пройдя проверку рынком, его цены становятся элементами общей системы цен в экономике. Необъективный уровень цен не проходит проверку рынком и должен меняться.
В зависимости от субъекта ценообразования традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: централизованное, командное (государственное) ценообразование и рыночное ценообразование.

В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативной сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.


Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.

Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

3. Функции цены

Функции цены являются внешним проявлением ее внутреннего содержания. Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических категорий и взаимосвязь с этими категориями.

В экономической литературе традиционно выделяют следующие функции цен:


  1. учетно-измерительная;

  2. регулирующая (или балансирования спроса и предложения);

  3. стимулирующая;

  4. распределительная и перераспределительная;

  5. социальная

Некоторые авторы выделяют более широкий перечень функций цен.

1. Учетно-измерительная функция связана с сущностью цены как денежного эквивалента товара. Учетно-измерительная функция отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности.


Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность,


  • определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных),

  • сопоставить различные товары и услуги,

  • организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар,

  • организовать стоимостной учет самых разнообразных хозяйственных процессов, измерение их результатов.

Цена является носителем важнейшей экономической информации и участвует в расчете всех стоимостных показателей на микро- и на макроуровне. Цены используются как во внутрифирменном учете, так и в статистике, анализе и прогнозировании больших экономических систем (валовый национальный продукт, валовый региональный продукт, объем реализованной продукции, объем товарооборота, фондоотдача, производительность труда). Цена является основой для определения эффективности любого бизнеса.
2. Регулирующая функция или функция балансирования спроса и предложениячерез цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса.

При стабильных ценах спрос и предложение находятся в относительном равновесии. Значительная динамика цен сигнализирует о наличии диспропорций на рынке товара (о ситуации дефицита – рост цен или о переизбытке – падение цен). Идет поиск новой равновесной цены. Изменяются объемы производства. Таким образом цена регулирует структурные пропорции общественного производства.
3. Стимулирующая функция цены проявляется поощрительном или сдерживающем воздействии на производство и потребление различных видов товаров.

Совершая товарообменную операцию оба ее участника стремятся к достижению наилучших результатов. Для продавца – это получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя – минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов.


С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать. Производитель стремится применять инновационные формы и методы производства, чтобы уменьшить долю затрат в цене. Высокий уровень рентабельности отрасли обеспечивает инвестиционную привлекательность и является самым действенным стимулом структурной перестройки экономики. Таким образом цена стимулирует более эффективное использование ресурсов общества.
4. Распределительная и перераспределительная функции цен означает, что с помощью цены осуществляется распределение и перераспределение национального дохода (чистого дохода), т.е. вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, фондами накопления и потребления.

Структура цены включает в себя доходы всех вышеуказанных категорий:


  • Себестоимость – это расходы на материалы, амортизацию, энергию, заработную плату, социальные взносы.

  • НДС (производителя, посредника, торговца), акциз – доля государства

  • Прибыль – доля собственника, менеджмента.

Таким образом, происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.

Особенно наглядно эта функция отражается в ценах, регулируемых государством. Государство, регулируя с помощью цен накопление отдельных отраслей экономики, влияет на темпы их развития, обеспечивая достижения национальных приоритетов. Одновременно перераспределение накоплений через систему цен из одних отраслей в другие может привести к отставанию в развитии, снижению конкурентоспособности отдельных отраслей.

Например. Цены на топливо и энергию повышаются намного быстрее, чем цены в целом по народному хозяйству, а закупочные цены в сельском хозяйстве – более медленно. Учитывая, что сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей топлива и энергии, можно говорить о ценовых диспропорциях.

Государство может использовать перераспределительную функцию цены для решения социальных задач, создавая через цену благоприятные (неблагоприятные) условия для потребления товаров, поддерживая наименее социально защищенные слои населения.


Например.


  • включение и/или не включение в цену налогов (пониженная ставка НДС для социально значимых товаров, введение акцизов на табачные, виноводочные изделия).

  • установление различных цен для разных потребителей на одну и ту же продукцию (в энергетике - для промышленных потребителей и населения, подписка – физические и юридические лица, газ для бытовых нужд – городское и сельское население).


5. Социальная функция

Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.
В заключение вопроса следует отметить, что,

во-первых, цена экономическая категория, существует объективно, и функции цен проявляют воздействие объективно, т.е. их следует учитывать при формировании собственной ценовой политики;

во-вторых, все функции взаимосвязаны и находятся в единстве и взаимодействии. Они проявляются как в системе цен, так и в ценах на отдельный товар.