prosdo.ru
добавить свой файл
1
11-15.10.2004 Развитие речи. Лексическая тема: «Деревья»

1. Рассмотреть в альбоме собранный гербарий. Назвать листья: лист березы – (чей?) березовый, лист дуба –…, лист липы –…, лист осины – …, лист клена – …, лист ивы – …, лист тополя – …, лист рябины – …, лист ольхи – …, хвоинка сосны – …, хвоинка ели – ….

2. Какие деревья называют лиственными? (Деревья, у которых простые листья). Какие ты знаешь лиственные деревья? Какие ты знаешь хвойные деревья. (Ель, сосна). Почему они называются хвойными. (Потому что на ветках ели и сосны растут иголки или хвоинки)

3.
Что такое роща? (Роща – это небольшой лесок, в котором много одинаковых лиственных деревьев)

Роща, в которой много берез, - это березовая роща. А как называется роща, в которой много осин?.. лип?… ольхи?… дубов?

Каким красивым словом мы назовем дубовую рощу? (Дубрава).

Березовый лес еще называется … (березняк), дубовый – … (дубняк), осиновый лес – … (осинник), ольховый – … (ольховник), липовый – … (липняк), еловый лес – … (ельник), сосновый – … (сосняк).

Как еще называют еловый или сосновый лес? (Еловый и сосновый лес называют бор). Бывает еловый бор и бывает сосновый бор. Каких деревьев много в сосновом бору? (Сосен) А каких много – в еловом? (Елей)

4. Скажи ласково. Я буду говорить простые слова, а ты превращай их в ласковые (можно поиграть с мячом). Например, я скажу: береза, а ты скажешь ласково: березка или березонька;

липа – липонька, ель – елочка, сосна – сосенка, дуб – дубочек, рябина – рябинушка, яблоня – яблонька, ива – ивушка, дерево – деревце, ветка – веточка, лист – листик, листочек, тополь – тополек.

5. Какие части дерева ты знаешь? (Корень, ствол, ветки, листья) Где у дерева находится крона? Крона – это верхняя часть дерева, это ветки с листьями. А еще у деревьев бывают цветки, плоды и семена. У какого дерева мы можем увидеть цветки и плоды? (У яблони) А как называются плоды дуба? (Желуди).

6. Отгадай загадки.

П
адают с ветки золотые монетки (Осенние листья).

На полянке девчонки в белых рубашках, зеленых полушалках (Береза).

Никто не пугает, а вся дрожит (Осина).

Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила,

А о чем она грустит, никому не говорит (Ива)

Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос,

Стал высок и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок (Дуб)

На дубовых ветках качаются детки,

Маленькие, озорные, на них шапочки резные (Желудь)

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей.

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют (Рябина)

7. Задание в альбоме и тетради для развития графо-моторных навыков.