prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Тема 15. Виды юридических лиц.


В зависимости от тех или иных критериев возможно вы­деление различных видов юридических лиц. Например:

1) В зависимости от цели деятельности различаются ком­мерческие и некоммерческие организации. Юридические лица, преследующие в своей деятельности цель извлечения прибыли, на­зываются коммерческими.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хо­зяйственных товариществ и обществ, производственных коопера­тивов, государственных и муниципальных унитарных предпри­ятий (п. 2 ст. 50 ГК).

Эти организации финансируются в основном за счет полученной прибыли, хотя могут привлекаться и иные источники (доб­ровольные взносы, инвестиции и др.).

Если организации не преследуют в качестве основной цели деятельности получение прибыли, а сосредотачивают свое внима­ние на удовлетворении тех или иных нематериальных потребно­стей, они называются некоммерческими.

Обычно деятельность данных организаций финансируется за счет госбюджета или бюджетов общественных организаций либо за счет добровольных взносов и пожертвований.

Некоммерческие юридические лица могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религи­озных организаций, учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

Некоммерческие организации имеют право за­ниматься и предпринимательской деятельностью, но лишь по­стольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

2). В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество:

2.1) обязательственные права требования:

- хозяйственные товарищества и общества;

- производственные кооперативы;

- потребительские кооперативы;

2.2) право собственности или иные вещные права:

- государственные и муниципальные унитарные предприятия;

- учреждения, финансируемые собственником;


2.3) нет ни вещных, ни обязательственных прав:

- общественные и религиозные организации;

- благотворительные и иные фонды;

- объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

3) В зависимости от объема прав юридического лица на ис­пользуемое им имущество:

а) юридические лица, обладающие правом собственности;

б) юридические лица, обладающие правом оперативного управления (учреждения и казенные предприятия);

в) юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предпри­ятия, кроме казенных).

4). По порядку образования:

4.1) юридические лица, образуемые в распорядительном по­рядке;

4.2) юридические лица, образуемые в разрешительном поряд­ке;

4.3) юридические лица, образуемые в явочно-нормативном по­рядке;

4.5) юридические лица, образуемые в договорном порядке.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.



Тема 16. Возникновение юридических лиц.

Гражданскому праву известно несколько способов возникнове­ния юридических лиц в зависимости от участия государственного органа в создании юридического лица.

1) Распорядительный порядок. Компетентный государственный орган издает распоряжение, в силу которого регистрируется юридическое лицо.

2) Разрешительный порядок. Прежде чем юридическое лицо будет зарегистрировано, соответствующий государственный орган дает разрешение на такую регистрацию.

3) Явочно-нормативный порядок. Возможность создания юридических лиц уже предусмотрена законом. Например, Законом о некоммерческих организациях, торгово-промышленных палатах и др.

4) Договорный порядок. Юридические лица уже существуют, являются самостоя­тельными субъектами и продолжают сохранять эту самостоятель­ность. На основе договора между ними может быть создано новое юридическое лицо (ассоциация, союз).


Независимо от порядка создания юридическое лицо считает­ся созданным с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК).

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях установленных законом, например, когда учредительные документы юридического лица не соответ­ствуют действующему законодательству.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации, могут быть оспорены в суде.
Тема 17. Прекращение деятельности юридических лиц.

Одной из форм прекращения деятельности юридического лица является его реорганизация.

При реорганизации предполагается, что деятельность реорганизованного юридического лица будет продолжена другим юридическим лицом.

Реорганизация юридического лица может быть осуществле­на в нескольких формах:

1). Слияние. При этом права и обязанности каждого из юридических лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу. Допускается слияние юридических лиц как одной организа­ционно-правовой формы, так и нескольких.

2). Присоединение. В результате этого к одному юридиче­скому лицу переходят все права и обязанности присоединенного юридического лица. При этом новое юридическое лицо не регист­рируется.

3). Разделение. Права и обязанности юридического лица пе­реходят к вновь возникшим юридическим лицам. Поскольку при этом создаются новые юридические лица, то каждое из них долж­но быть зарегистрировано в государственном реестре.

4). Выделение. При такой форме реорганизации к каждому из выделившихся юридических лиц переходят права и обязанности реорганизованного лица. В отличие от разделения при выделении реорганизованное юридическое лицо продолжает свое существование.

5). Преобразование. В данном случае происходит измене­ние организационно-правовой формы юридического лица, предпо­лагающее переход прав и обязанностей реорганизованного юриди­ческого лица к вновь возникшему юридическому лицу.


Слияние, присоединение и преобразование юридических лиц осуществляются в соответствии с передаточным актом, разделение и выделение - в соответствии с разделительным балансом.

Объем правопреемства определяется в передаточном акте и в разделительном балансе.

Эти документы должны содержать сведения: о сторонах; о передаваемом имуществе (движимом и недвижимом с указанием инвентарных номеров, степени износа, стоимости и т.п.); о нема­териальных активах; обо всех кредиторах, обязательствах и обременениях и т.д.

Фор­мой прекращения деятельности юридического лица, отличной от реорганизации, является ликвидация – это фор­ма прекращения деятельности юридического лица при которой его права и обязанности не переходят к другим юридическим лицам в порядке правопреемства.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно и в принудительном порядке.

Добровольная ликвидация происходит по решению учреди­телей (участников) или органа юридического лица, уполномочен­ного на то учредительными документами.

Это возможно: при истечении срока, на который было соз­дано юридическое лицо; с достижением цели, ради которой юри­дическое лицо было создано и т.д.

Принудительным по своей сути является и решение учреди­телей (участников), органа юридического лица о ликвидации, если судом будет признана недействительной регистрация юридическо­го лица в связи с допущенными при его создании нарушениями за­кона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неуст­ранимый характер.

В п. 2 ст. 61 ГК определен примерный перечень основа­ний для вынесения судебного решения о ликвидации юридических лиц:

- осуществление деятельности без надлежащего разреше­ния (лицензии);

- осуществление деятельности, запрещенной законом;

- и др.

Существуют и специальные основания ликвидации юриди­ческих лиц, определяемые организационно-правовой формой юридического лица. Так, например, полное товарищество должно быть ликвидировано, если в нем остается один участник.


Согласно п. 3 ст. 61 ГК требование в суд о ликвидации юри­дического лица может быть предъявлено государственным орга­ном или органом МСУ, которому соответствующее право предос­тавлено законом. Например, налоговые органы, прокуратура.

Порядок ликвидации юридического лица определяется ст. ст. 62-64 ГК.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юри­дических лиц.

Особым основанием ликвидации юридического лица являет­ся его банкротство (ст. 65 ГК).

Законодательство предоставляет право юридическому лицу принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной лик­видации. Это решение может быть принято только совместно с кредиторами юридического лица.

Основания признания юридического лица банкротом в су­дебном порядке либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица определяются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

Несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Тема 18. Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений.

В силу ст. 124 ГК Российская Федерация, субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, авто­номная область, автономные округа), а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в от­ношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражда­нами и юридическими лицами.

Существуют определенные особенности гражданской правосубъектности публично-правовых образований.

1). Участвуя в гражданских правоотношениях, они не ис­пользуют свои публично-властные полномочия.


2). К отношениям с их участием применяются нормы, отно­сящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

3). От имени данных субъектов гражданские права и обя­занности приобретают соответствующие органы (государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции), а также уполномоченные на то юридические лица и граждане (ст. 125 ГК).

4). Данные субъекты, в отличие от граждан и юридических лиц, участвуют в специфичных гражданских правоотношениях. Имеются в виду изъятие в доход РФ полученного по недействи­тельным сделкам, принудительный выкуп памятников истории и культуры.

5). Публично-правовые образования отвечают по своим обя­зательствам принадлежащим им на праве собственности имущест­вом, кроме того имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может на­ходиться только в государственной или муниципальной собствен­ности.

6). Как правило, публично-правовые образования не несут ответственности по обязательствам друг друга.

7). Данные субъекты несут ответственность за незаконные действия их органов и должностных лиц.

8). Публично-правовые образования вправе формировать казну, которая включает в себя средства соответствующего бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.
Тема 19. Участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. Ответственность по обязательствам РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

Государство является особым субъектом гражданского права.

Существует несколько форм участия государства в граж­данском обороте.

1). Непосредственное участие государства опосредуется вступлением в оборот органов государственной власти, дейст­вующих на законных основаниях, в пределах своей компетенции и от имени государства.


2). Государство также участвует в гражданском обороте путем вступления в него созданных государством юридических лиц.

Государство, являясь собственником имущества вправе контролировать деятельность таких юридических лиц.

3). Через уполномоченные на то государственные органы происходит приобретение, осуществление и прекращение права собственности на государственное имущество.

4). Государство может быть участником любых гражданско-правовых отношений, совершая те или иные сделки. В некоторых отношениях субъектом может быть только государство. Например, эмиссия государственных ценных бумаг.

5) Государство может являться субъектом гражданско-правовой ответственности.

Следует различать договорную и внедоговорную ответст­венность государства.

Примером договорной может быть ответственность по дол­гам созданных государством учреждений.

Внедоговорная ответственность наступает, в частности, при возмещении вреда, причиненного гражданину в результате неза­конных действий государственных органов.

6). Государство также является субъектом внешнеторгового оборота.

Данные отношения в ряде случаев характеризуются так на­зываемым «двойным представительством». В частности, уполно­моченные государственные органы могут вступить в соответствующие отношения как непосредственно, так и через посольства, консульства и торговые представительства, которые также должны иметь на это специальные полномочия.
Тема 20. Объекты гражданских прав.

Традиционной является точка зрения, в соответствии с ко­торой объектами гражданских прав являются материальные и ду­ховные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения.

В ст. 128 ГК определяется перечень объектов гражданских прав:

- вещи, включая деньги и ценные бумаги;

- иное имущество, в т.ч. имущественные права;

- работы и услуги;


- охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность);

- нематериальные блага.

Все многообразие объектов можно свести в определенные группы:

1) вещи;

2) работы и услуги;

3) нематериальные блага.

В гражданских правоотношениях важное значение имеет оборотоспособность объектов, т.е. способность стать предметом сделки.

В силу ст. 129 ГК объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридических лиц) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Классификация объектов на оборотные, ограниченно обо­ротные и внеоборотные фактически была заимствована из римского права.

При решении вопроса об объектах, изъятых из оборота, сле­дует всегда оговаривать, что они изъяты из оборота только лишь в его гражданско-правовом понимании, но не изъяты из оборота общественного.

Большой интерес представляют объекты, изъятые из оборо­та. Они должны быть прямо указаны в законе.

Можно выделить несколько видов таких объектов.

1). Имущество, изъятое из оборота ввиду того, что оно в принципе не может быть предметом юридического господства (например, воздух).

2). Имущество, изъятое из оборота ввиду того, что оно нахо­дится в исключительной собственности государства.

3). Бесхозяйные вещи, т.е. не имеющие собственника или собственник которых неизвестен, либо это вещи, от права собст­венности на которые их владелец отказался.

4). Вещи, исключенные из гражданского оборота по нравст­венным мотивам (например, человеческие органы).

Понятие имущества в гражданском праве многозначно. Оно может рассматриваться и как совокупность вещей, и как совокуп­ность имущественных прав.

К имуществу относятся предприятия (ст. 132 ГК); плоды, про­дукция и доходы (ст. 136 ГК); животные (ст. 137 ГК).


Следует иметь в виду, что термин «предприятие» использу­ется в отношении как субъектов, так и объектов гражданского права.

Предприятием как объектом гражданских прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав пред­приятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности (земельные участки, инвентарь, права требования и долги и т.д.) - п. 2 ст. 132 ГК.

В силу ст. 136 ГК плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования имущества, принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.

К животным как объектам гражданских прав применяются общие правила об имуществе. Однако при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности (ст. 137 ГК).

Интеллектуальная собственность - это условное и собира­тельное понятие, которое используется законом для обозначения совокупности исключительных прав на результаты интеллекту­альной (творческой) деятельности. Это нематериальные объекты, а исключительные права которые означают невозможность использования этих произведений третьими лицами без согласия автора.

Нематериальные блага как объекты гражданских прав имеют особое положение, опреде­ляемое гл. 8 ГК.




следующая страница >>