prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
2.5. Финансы предприятия (фирмы)


Финансовый механизм и его элементы

Финансы предприятия – это система денежных отношений фирмы, возникших в процессе ее функционирования и включающих ряд элементов:

- отношения с поставщиками по поставкам сырья, материалов, топлива и т.д.;

- отношения с потребителями по реализации товаров в соответствии с заключенными договорами;

- отношения с контрагентами фирмы по взысканию и уплате штрафов за нарушение договорных обязательств;

- отношения с банковской системой по получению и погашении. Кредитов, уплате процентов по ним, по расчетам за банковские услуги по открытию и ведению счетов, факторинговые (перепродажа права на взыскание долгов), авальные (вексельное поручительство в виде особой гарантийной записки) и др. операции банков;

- отношения со страховыми организациями по страхованию коммерческих и финансовых рисков;

- отношения с инвестиционными фондами по осуществлению финансовых инвестиций;

- отношения с персоналом фирмы по выплате заработной платы;

- отношения с акционерами по выплате дивидендов;

- отношения с учредителями по формированию уставного капитала и распределению дохода;

- отношения с государством по уплате налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

- отношения с филиалами и представительствами, дочерними и зависимыми обществами;

- отношения с аудиторскими, юридическими и консалтинговыми фирмами.

Отличительной чертой перечисленных отношений является то, что они представляют собой совокупность денежных поступлений и выплат.

Финансы предприятия выполняют следующие основные функции:

- формирование денежных фондов (доходы);

- использование денежных фондов (расходы);

- финансовое планирование;

- контрольную функцию – осуществление контроля за формированием и использованием денежных средств при помощи показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности и оперативного учета;


- стимулирующую функцию, поскольку рациональная организация финансов способствует повышению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Финансовый механизм хозяйствующего субъекта строится на принципах:

- самостоятельности осуществления хозяйственной деятельности;

- самофинансирование. т.е. расходы осуществляются за счет доходов, временный недостаток средств пополняется за счет заемных источников финансирования;

- ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины, а также по другим обязательствам, возникающим в процессе производственно-хозяйственной деятельности;

- прибыльность деятельности;

- материальной заинтересованности персонала фирмы в результатах работы.

Финансовый механизм представляет собой систему воздействия на финансовые отношения посредством финансовых рычагов, с помощью финансовых методов и заключающийся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Т.О., элементами финансового механизма являются финансовые отношения. Финансовые рычаги, финансовые методы, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовые отношения представляют собой объект управления, возникают в процессе производственно-хозяйственной деятельности организации и отражают денежные потоки предприятий, связанные и инвестированием, кредитованием, налогообложением и т.д.

Финансовые рычаги – это приемы воздействия на деятельность предприятия. Они включают набор показателей, таких как прибыль, доход, дивиденды, цена, амортизационные отчисления и т.п.

Финансовые методы – это способы воздействия на систему, объединяющие прогнозирование, финансовое планирование, финансовый учет, анализ, контроль, регулирование, кредитование, налогообложение, страхование.

Система управления финансами на предприятии, представлена на рис.. В зависимости от размеров предприятия организационная структура управления финансами может строиться по-разному. На крупных предприятиях, как правило, создается специальная служба, возглавляемая финансовым директором. На малых предприятиях функции финансового управления выполняет главный бухгалтер.


Правовое обеспечение финансового управления заключается, с одной стороны, в формировании налогового законодательства, в создании законодательной базы регулирования расчетно-денежных отношений, рынка ценных бумаг и т.д., с другой стороны – в выработке законодательных основ порядка составления финансовой отчетности предприятий.

Целью информационного обеспечения финансового управления является предоставление информации, необходимой для принятия управленческих решений. Эта информация содержится как в годовой и квартальной финансовой (бухгалтерской) отчетности, так и может быть получена из данных оперативного учета и опросов руководителей подразделений предприятия. Информация может группироваться таким образом, чтобы было возможно оценить финансовое состояние хозяйствующего субъекта в целом, а также принять решение по возникающим конкретным проблемам. В процессе управления кроме внутренней используется и внешняя информация финансового характера (сообщение финансовых органов, информация банковской системы, товарных, фондовых и валютных бирж и т.п.).
Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, формируемые при образовании предприятия и пополняемые в результате производственно-хозяйственной деятельности за счет реализации товаров и услуг, выбывшего имущества организации, а также путем привлечения внешних источников финансирования (см. схему).

Для оценки ликвидности предприятия отдельных организационно-правовых форм ГК РФ введено понятие чистых активов. Это величина определяется путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы обязательств, принимаемых к расчету.

Активы, принимаемые к расчету, - это стоимость имущества организации (итог баланса) за вычетом НДС по приобретенным ценностям, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров.

Обязательства, принимаемые к расчету, - это целевые финансирование и поступление, долгосрочные обязательства, статьи баланса «Краткосрочные обязательства» за вычетом «Доходов будущих периодов». Если стоимость чистых активов становится меньше величины уставного капитала, то общество должно объявить об уменьшении его размера. Если стоимость чистых активов становится меньше установленного законом минимального размера уставного капитала, то общество должно ликвидироваться.

Финансовое обеспечение предприятия

Различают два основных вида финансовых ресурсов, необходимых для деятельности предприятия, - долгосрочные финансовые средства в виде основных фондов (капитала) и краткосрочные (текущие) финансовые средства для каждого производственного цикла, т.е. до момента получения дохода от продажи готовой продукции.

При определении потребности в денежных ресурсах необходимо учитывать:

- для какой цели требуются денежные средства и на какой период (краткосрочный или долгосрочный);

- когда и сколько необходимо денежных средств;

- можно ли изыскать необходимые средства в рамках предприятия или придется обращаться к другим источникам;

- каковы будут затраты при уплате долгов;

- когда можно ожидать возврата вложенных средств и получения дохода? какова будет величина этого дохода?

Тщательно взвесив все варианты, выбираем наиболее приемлемый источник получения денежных средств.

Источники финансовых ресурсов делятся на собственные и заемные.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процесс производства.

Основными источниками финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступают прибыль (от основной и др. видов деятельности) и амортизационные отчисления. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления и др.

При недостатке собственных средств, предприятие может обратиться за кредитом. В зависимости от того, на какое время берется кредит, различают краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до трех лет) и долгосрочные кредиты (от трех до пяти лет).


Кредитование имеет две разновидности:

- кредитование деятельности хозяйствующего субъекта в форме прямой выдачи денежных ссуд (банковский кредит);

- кредитование как разновидность расчетов, т.е. расчетов с рассрочкой платежей (торговый кредит).

Для получения кредита заемщик подает в банк (т.е. кредитору) заявку и др. требующиеся документы. В заявке указывается цель получения кредита, сумма и срок, на который испрашивается кредит. Другие документы устанавливаются конкретным банком-кредитором. К ним обязательно относятся учредительные документы, карточка с образцом подписей и печати, баланс.

Получив документы, банк-кредитор оценивает кредитоспособность и платежеспособность заемщика. Затем заключается кредитный договор, который содержит вид, сумму и срок кредита, расчеты процентов и комиссионных вознаграждений банка за его расходы, связанные с выдачей кредита, вид обеспечения кредита и форму передачи кредита заемщику.

Важным условием выдачи кредита является его обеспечение.

Обеспечение кредита – это ценности, служащие для кредитора залогом полного и своевременного возврата должником полученной ссуды и уплаты процентов. Основными видами обеспечения кредита может быть поручительство, гарантия, залог и страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Поручителем или гарантом может являться любой хозяйствующий субъект (банк, предприятие, ассоциация и др.)

Банковский кредит выдается на конкретный срок под определенный кредитный процент. Кредит может выдаваться под долговое обязательство, именуемое векселем. Одна из форм банковского кредита состоит в том, что банк разрешает фирме расходовать деньги сверх суммы на ее расчетном счете. Такой кредит называется овердрафтом, за него также уплачивается процент банку.

Следует отметить, что из-за высоких процентных ставок, действующих в настоящее время в России, пользование банковским для многих предприятий не представляется возможным. При острой необходимости в средствах пользуются в основном краткосрочным кредитом.


Торговый кредит, именуемый также коммерческим, заключается в том, что предприниматель приобретает товар с отсрочкой платежа. Это равносильно получению в долг от продавца товара, суммы, равной стоимости товара. Предприниматель, приобретающий товар, обязуется согласно контракту, заключенному с поставщиком, вернуть ему стоимость полученного товара в определенный срок с выплатой процента за кредит, предоставленный в виде товара. Торговым кредитом преимущественно пользуются оптовые покупатели товара, хотя не исключается его использование и при продаже в розницу. В этом случае принято говорить о покупке товара с оплатой в рассрочку.

В условиях рыночной экономики получают развитие новые формы взаимоотношений предприятий и банков. Прежде всего, имеются в виду лизинг, факторинг (перепродажа права на взыскание долгов), франчайзинг.

Лизинг – форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества. Различают два вида лизинга: финансовый и операционный.

Финансовый лизинг предусматривает выплату арендатором в течение действия контракта сумм, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыли арендодателя. По истечении срока действия контракта арендатор может:

- вернуть объект лизинга арендодателю;

- заключить новый контракт на аренду;

- выкупить объект лизинга по остаточной стоимость.

Операционный лизинг заключается на срок, меньший амортизационного периода имущества. После окончания контракта объект лизинга возвращается владельцу или вновь сдается в аренду.

Применение лизинга связано с отделением владельца имущества от его использования.

Преимущества лизинга заключаются в том, что лизинг позволяет хозяйствующему субъекту получить основные фонды и начать их эксплуатацию, не отвлекая деньги из оборота. Как видим, лизинг – это эффективный способ финансирования для предприятий, не располагающих необходимыми средствами для капиталовложений в оснащение производства. Эта ситуация особенно характерна для малого бизнеса, как правило, имеющего ограниченные средства.


Важно и то, что в течение всей сделки основные фонды находятся на балансе лизинговой фирмы, а платежи е относятся к текущим расходам хозяйствующего субъекта, т.е. включаются в себестоимость производственной продукции и соответственно уменьшают сумму прибыли, облагаемой налогом.

Факторинг можно определить как деятельность специализированного учреждения (факторинговой фирмы или факторингового отделения банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой фирмы) и управлению его долговыми требованиями.

Факторинг особенно выгоден для предприятий малого и среднего бизнеса как форма финансирования, позволяющая руководству и сотрудникам сконцентрироваться на производственных проблемах и максимизации прибыли, ускоряющая получение большей части платежей, гарантирующая полное погашение задолженности и снижающая расходы по ведению счетов. Факторинг дает гарантию платежа и избавляет поставщиков от необходимости брать дополнительные и весьма дорогостоящие кредиты в банке. Все это благоприятно сказывается на финансовом положении фирмы.

Франчайзинг – это система продажи лицензии (франшиз) на технологию и товарный знак. Система франчайзинга позволяет широко использовать ресурсы крупных предприятий для финансирования малого бизнеса.

Покупка франшизы выгодна, поскольку риск сравнительно мал. Вкладывая деньги во франшизу, вы приобретаете жизнеспособное предприятие, которое уже долгое время работало успешно. Лицензиар (фирма, предоставляющая франшизу) может сдать в аренду основные фонды, предложить финансирование. Помимо предоставления финансовой и консультативной помощи лицензиар, как правило, обучает нового предпринимателя методам управления фирмой. Многие лицензиары предлагают консультации по вопросам рекламы, налогов и др. проблемам бизнеса, а также по руководству повседневной деятельности предприятия, работающего на основные франшизы.

Для финансирования крупными фирмами малых фирм-новаторов, занимающихся, прежде всего, вопросами нововведений, обычно используется венчурный (рискованный) капитал фирмы Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой фирмы. Поэтому главным направлением участия крупной фирмы в исследованиях вероятного характера, связанных с разработкой и освоением принципиально новых товаров, становится осуществление так называемого рискового финансирования небольших фирм, специализирующихся на подобных разработках.

Для малых фирм характерны простота управления, широкий простор личных инициатив, возможность проведения гибкой научно-технической политики, активное привлечение к своей деятельности изобретателей.

2.5.1. Материально-техническая база предприятия. Основные фонды предприятия. Состав, назначение и классификация основных фондов предприятия



следующая страница >>