prosdo.ru
добавить свой файл
1
23. Проблема типологии характера.


Проблема распределения людей по типам характера с древних времен интересовала мыслителей. Возникло учение о характерах — характерология. Решение этой проблемы открывало возможность предсказания их поведения в той или иной ситуации и, следовательно, подбора исполнителей для производства ответственных работ. Известно, что Платон 427- 347 до н. э. в своей работе Государство выделил три начала, или типа, человеческой души: вожделение, пыл и рассудительность. Этим типам он поставил в соответствие три класса в государстве ремесленники, воины, стражи и три добродетели воздержанность, мужество, мудрость. Впоследствии он даже выстроил иерархию типов души в такой последовательности: души богов, мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя, прорицателя, поэта или художника, ремесленника, софиста, тирана, души животных.

Древнегреческий философ Теофраст в 318 г. до н. э. написал книгу Нравственные характеры, где дал 30 описаний разных характерологических типов, отклоняющихся от норм поведения болтун, хвастун, льстец и др.. Конечно, с позиций настоящего времени эти труды представляются наивными, рожденными раздумьями в тишине и одиночестве. Много времени потребовалось, чтобы типология характеров разрабатывалась на основе научно обоснованных требований. Основными из них являются:

- личностные черты должны иметь приемлемую степень коррелированности с тем или иным типом характера

- основная масса людей по характеру может быть отнесена к определенной типологии

- характер должен быть достаточно

устойчивым психическим образованием на протяжении всей жизни конкретного человека

- характер человека должен отражаться во внутренних и внешних аспектах его жизнедеятельности.

Сложность проблемы типизации характеров состоит не только в огромном количестве личностных черт, но и в большом числе вариантов взаимодействия отдельных черт. Эти факторы, а также индивидуальные научные предпочтения исследователей породили большое число типов характеров, в основу которых положены различные основания критерии, или объединительные признаки.


Социально-типическое индивидуально-своеобразное в хар-ре

в основе стр-ры хар-ра всегда лежат соц.-типичные стержневые отношения личности.Из законом-ей стр-ры хар-ра вытекают важные педагогические следствия. Сов-но неосущ-мы такие планы и прог-мы воспит-ой работы, кот.ставят задачу преодоления отдельных недостатков хар-ра, напр.грубости, лживости, и воспитание отдельных полож.св-в, напр.вежливости или правдивости. Нельзя бороться с грубостью и воспитывать вежливость, если мы одноврем-но не воспитываем прав-ого отно-я к людям. Воспитывать можно только целую систему взаимосвязанных св-в.Одно из важнейших условий воспитания такой системы св-в — формирование центр-го, стержневого отношения личности.Целостность хар-ра, однако, не абсолютна,она была бы возможна только, если бы одно центр. стержневое отнош-ие личности полностью определяло все остальные отношения. Это невозможно, т.к. в самой объективной действит-ти сущ. противоречия между различ-ми требованиями, кот. предъявляет к чел-ку труд, возн. ролевые конфликты. А т.к. отношения личности — это отражение общест-ых отношений, то сущ. противоречия и между отнош-ми личности между обусловленными ими св-ми харра. Степень целостности хар-ра индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным, противоречивым хар-ом. Т.к. св-ва хар-ра прояв. в индивидуально-своеобразных способах действия, Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и

развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его

воспитания.

Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый

человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной

социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых,

индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого

человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы).


Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и

это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является

бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и

деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется

много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты,

отражающие общие, типические стороны их жизни.