prosdo.ru
добавить свой файл
1
29.01.2013


Лекции не было. Проходило практическое занятие в ходе которого прошел тренинг конструктивного диалога.

В диалоге необходимо дослушать позицию оппонента, только когда он закончит её излагать, изложить свою позицию и только потом говорить, что ты с чем-то не согласен. 1-й этап – 2 человека излагают позиции, 2 этап – обсуждение, 3 этап – принятие решений. А в жизни получается так – как только человек слышит то, с чем он не согласен, он перестает слушать и начинает вслух или про себя выстраивать контраргументы. Это главная ошибка. Надо слушать до конца.

Был конструктивный диалог, который стал неконструктивным. Выводы – говорить медленнее и четче, не откладывать аргументы на потом, сразу их излагать.

05.02.2013

На видеокамеру записывались самопрезентации каждого из нас. Надо было рассказать о себе перед незнакомой аудиторией в течение 3-4 минут. Выступали: о.Амвросий, о, Лука, Яков, о. Михил Савин, о. Матфей и о.Феофан.

Мои ошибки:

1) в паузах постоянно «ээ...»;

2) быстрая, нервная речь;

3) не самая лучшая дикция;

4) стою зажатый – руки по швам: правая неестественно недвижима и закинута во внутрь;

5) левая рука иногда немного перебирает пояс подрясника;

6) глаза не спокойно передвигаются по аудитории, а воровато бегают;

7) голос есть – надо использовать;

Ошибки других:

1) «раскачка» тела;

2) облизывание губ языком;

3) взгляд в потолок;

4) отсутствие установки «заинтересовать» - слишком нравоучительно-дидактический тон умного учителя;

5) быстрый ритм;

6) стойка гусара – отсутствие свободы;

7) рука нервно дергается;

8) руки в позе защиты (ниже пояса спереди одна другую держит за запястье);

9) речь не имеет логического движения – выступающий не знает, чем он закончит речь, к чему её надо вести.


12.02.2013

Было практическое занятие: короткое выступление каждого; просмотр и анализ видеозаписей этих выступлений. Выступали: о.Давид Лавров, Саша Гордюшин, Алексей Соловьев, Егор Ланцев, о. Максим Скворцов, Никита Шепелев, Яков Матросов.

Мои ошибки:

1) блокированы руки, чтобы расслабить их, нужно расслабить плечи и не уводить локти назад;

2) держать свои эмоции; когда их не контролируешь, то речь становится «бытовой» и хуже воспринимается аудиторией;

3) быстрый темп;

4) средняя дикция;

5) ноги сильно вывернуты наружу.

Общее замечание: во время лекции молодой лектор должен стоять.

Ошибки других (которых не было на прошлом занятии):

1) перебирание рук, сплетенных в районе солнечного сплетения;

2) «танцы» ног,

3) слишком тихий голос;

4) поднятая голова – знак превосходства;

5) неуверенный выход на сцену и уход: взгляд в пол, рука в кармане, приветствие после паузы 2-3 секунды или наоборот преждевременное приветствие еще во время ходьбы. Надо встать и сразу приветствовать аудиторию;

6) излишняя вальяжность, чувство собственного достоинства, которые выражаются слишком величественным взглядом и раскачкой корпуса;

7) внутреннее ощущение своей презентабельности, диссонирующее с внешней хилостью;

8) фразы выговариваются рывками, а не ровной линией.

Д/З: Создать словесный портрет человека, с которым мы общались, т.е. рассказать о нем в течение 4 минут.

19.02.2013

Служили литургию с отцами: Антонием и Петром, потом долго ели, пришли на последние 30 минут, о. Савин был зол, сказал, что мы его кинули и должны теперь искупить вину, желательно в денежном эквиваленте...

Писать не о чем. Было практическое занятие: все по очереди выходили, и Ирина Юрьевна задавала вопросы (как на TV в прямом эфире), отвечали все хорошо. Ошибок меньше, но те, которые все еще есть - уже описаны мной выше.


26.02.2013

Было практическое занятие. Каждый выходил и рассказывал о каком-либо человеке, встретившимся ему в жизни; все остальные должны были прерывать выступающего, используя приемы, которые мы проходили в прошлом семестре; выступающий же должен был грамотно себя вести в таких неожиданных ситуациях.

Список приемов прерывания и рекомендации для лектора (кратко):

1) Прием дилетантов. Кто-то просит пояснить что-то, на самом деле оттягивая на себя внимание и сокращая время для намеченного рассказы лектора. Надо сказать: «Ответ на Ваш вопрос Вы услышите из дальнейшего содержания лекции».

2) Тактика причисления: «Вы так говорите, т.к. Вы сами священник»; или «Все попы наживаются на людях». Сделать паузу, для того, чтобы аудитория оценила хамство перебивающего и сказать: «А уместны ли обобщения?»

3) Научная тактика. Когда сыпят цитатами. Если знаешь другое высказывание кого-то, которое уместно сказать в ответ, но не знаешь дословно, нужно сказать своими словами, но выдать за цитату, иначе не будет эффекта.

4) Тактика прерывания, когда просто хамят: «Мы это уже слышали»; или «Сколько можно об одном и том же». Сделать паузу, для того, чтобы аудитория оценила хамство перебивающего, сказать: «Разрешите мне продолжить?» И сразу, не дожидаясь ответа, продолжать.

5) Тактика приведения иностранных или непонятных терминов. Сказать: «Раскройте для аудитории содержание термина». Обычно это сложно сделать.

6) Тактика сведущего (Вы устарели или Вы молоды). Сказать: «Возразите конкретно».

Моя ошибка: о.Лука задал вопрос, который был не хамским и даже интересным мне, я начал отвечать и из-за этого у меня не хватило времени рассказать в полной мере то, что я хотел. Т.е. он использовал прием дилетантов (первый), я ему поддался. Надо было сразу сказать: «Ответ на Ваш вопрос Вы услышите из дальнейшего содержания моего рассказа».


Д/З: Повторить материал прошлого года о стрессе и дистрессе по конспекту или в книге Лавриненко.

05.03.2013

Коммуникативные барьеры

1) Фонетический барьер связан с недостатками речи к которым относятся: а) тихая речь, возникающая из-за волнения и неправильного дыхания, б) быстрая речь, в) Слишком монотонная, усыпляющая речь, г) глотание слов.

2) Семантический барьер, связан с различием системы общения: одному и тому же слову предают разные значения. Из-за этого возникают споры, которые не имеют объективного основания. Поэтому нужно уточнять какое значение вкладывает собеседник в тот или иной термин.

3) Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи или психологического состояния коммуникатора и собеседника. Например, нельзя с рабочими говорить научным языком.

4) Логический барьер. Логика рассуждения коммуникатора кажется собеседнику неверной и противоречит присущей ему манере доказательств. Разделяют логику мужскую и женскую логику.

5) Эмоциональный барьер возникает когда, восприняв информацию от коммуникатора, человек захлестнут чувствами более, нежели содержанием информации.

Симптомы стресса – чувство беспричинной усталости, реакция тревоги, повышение возбудимости. Но стресс – положительное явления. Это защитная реакция организма на чрезвычайные ситуации.

Дистресс – затяжное состояние напряжения, которое снижает активность.

Поисковая активность необходима. Она обладает стимулирующим воздействием на организм и является стержнем стрессоустойчивости. Нужно всегда быть в поиске выхода.

Чувство превосходства часто мешает слушать.

Проходило практическое занятие. Цель: научиться делать смысловые ударения на концах фраз.

Д/з: 1) для всех: сделать 5 фраз, в первом случае подчеркнуть неправильные смысловые ударения (на первых и последних слогах), во втором случае сделать правильные смысловые ударения на конец фразы.


2) для тех, у кого невысокая посещаемость: подготовить текст для того, чтобы прочитать его на занятии, делая смысловые ударения на конец фразы.

12.03.2013

В конфликтной ситуации у человека эмоции преобладают над разумом. Нужно заставить человека сойти с эмоций и начать думать. Как это сделать? Сказать: «Что бы Вы сделали на моем месте?» Этот прием универсальный для всех, кроме общения с начальством. Эти слова заставляют подумать.

Второй прием: указать человеку на его хорошие черты. Детям, например, можно сказать: «У тебя же так хорошо получается кататься на велосипеде; помнишь как ты долго учился и много падал; то же и с игрой на гитаре». Со взрослыми этот прием тоже хорош.

Третье правило: никогда не указывать на негативные проявления человека: «не кричите», «успокойся и мы поговорим».

Четвертое правило: не использовать иронию в диалоге. Это обычно ущемляет достоинство собеседника. Опасность в том, что все мы по-разному воспринимаем шутки и иронию.

Пятый совет: перейти на уважительный манер переговоров. Использовать различные клеше: «Позвольте мне заметить» и т.д.

Шестой совет: задать себе вопрос: «Что будет, если выход не будет найден?» Этот вопрос поможет начать мыслить логично и переключиться с эмоций.

Седьмой совет: В конфликте не принимать на свой счет оскорбительные слова и поведение человека. Нужно понимать, что он ведет себя так со всеми.

Конфликтные личности:

1) Демонстративный. Холерик, который любит быть всегда на виду, имеет завышенную самооценку. Рационально мышление почти отсутствует.

2) Ригидный (косный). Люди этого типа не имеют перестраиваться, принимать во внимание мнение окружающих; не умеют быть гибкими. Честолюбивы. Проявляют болезненную обидчивость. Консерваторы. Малокритичны по отношению к собственным поступкам. Когда общаешься с такими людьми, необходимо не торопиться переходить к делу; сначала поговорить о ерунде – как доехал, какая погода; дать человеку почувствовать, что он тебя «прощупал»; потом начать говорить о деле.


3) Педант: зануда, пунктуален; и того же требует от других, придирчив.

4) Бесконфликтный. Сознательно уходят от конфликта. Не имеют своего мнения. Обладают легкой внушаемостью. Перекладывают отвественность на других в принятии решения.

5) Практик. Лозунг «лучшая защита – нападение».

Типы в общении:

1) Доминантный тип. Не перебивать, не перекрикивать, не взывать к его этике - бесполезно. В паузах точечно вставлять тезисы.

2) Мобильный тип. Человек очень коммуникабелен, артистичен, располагает к себе с первого взгляда. С ними нужно очень аккуратно проходить первую стадию установления контакта; самому не поддаваться тому, чтобы они тебя «уболтали». Иногда у них бывает цель тянуть время. Бывает, что они так убалтывают, что не успеваешь поговорить о деле.

3) Ригидный тип. Когда общаешься с такими людьми, необходимо не торопиться переходить к делу; сначала поговорить о ерунде – как доехал, какая погода; дать человеку почувствовать, что он тебя «прощупал»; потом начать говорить о деле.

4) Интровертный тип. Люди так же некоммуникабельны, как и ригидные, но из-за того, что они застенчивы. Их нужно разговорить. Но есть опасность в том, что они внушаемы.

26.03.2013

Стили руководства:

1) авторитарный

2) демократический

3) нейтральный

Авторитарный стиль. Строгий контроль руководителя за выполнение задания, ожидание беспрекословного повиновения, репрессивные методы воздействия, принятие решения самостоятельно, минимальное информирование сотрудников об общем состоянии дел в организации. Внешние проявления: приказной тон, нетерпимость к критике.

Демократический стиль. Решения принимаются сообща. Стиль руководства мягкий.

Нейтральный стиль. Работа пускается на самотек. Очень слабый контроль за выполнением заданий.

02.04.2013

Мотивационная функция руководителя


Каузальная атрибуция: заключается в приписывании действиям другого человека определенных причин (исходя из своих стереотипов), в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Пирамида потребностей Маслоу:

Самореализация

Потребности уважения

Социальные

Безопасности и защищенности

Физиологические потребности

Правило: следующая ступень доступна только при удовлетворении предыдущих.

Герцберг: Факторы удовлетворенности.

2 группы факторов: а) внешние (социальный статус, гарантия сохранения работы, условия труда, зарплата, отношение начальника), если эти факторы не удовлетворены, то мотивация падает; если же все они положительные, то состояние работника положительное, но мотивации, по прежнему, нет, т.к. его ничего не «подстегивает».

б) внутренние факторы (связаны с процессом труда): трудовые успехи, признание заслуг, степень ответственности, служебный и профессиональный рост. Эти факторы вызывают усиление трудовой мотивации. Именно на этих факторах следует делать акцент мотивационной практики руководителя.

Контролирующая функция – не карательная акция, а проявление внимания к работнику.

Происходило практическое занятие.

Д/З: Повторить всю теорию.