prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6




3.Осн.проблемы фил-ии и их природы.
Осн.проблемы: отношение бытия к мышлению; отношение физич.к психическому; от-нош.материальн.к идеальному; отнош.духа к природе; отнош.субъективного к объективному. Все эти проблемы явл.составными одной большой проблемы - отношения бытия и сознания. Гносеологическая необходимость постановки этих проблем (гносеология - учение о позна-нии) заложена в реальном отношении человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческого познания и поведения предполоагает разграничение субъективного и объектив-ного, сознания осознаваемых вещей. Эти проблемы вырастают из повседневной жизни людей, из практики. Есть две стороны этих проблем: гносеологическая (возможность в наших поня-тиях и представлениях о действительном мире составлять верное представление о действи-тельности) и онтологическая (вопрос о первичности духа или материи). Т.е.осн. проблемы философии возникают из полемики между сторонниками различных течений по поводу этих ос-новных вопросов (гносеология и онтология).
4.функции философии и ее ориентация на соц.ценности.

- особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимо-связанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании и в историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности. Основ-ные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответст-вующей определенному уровню развития наки, культуры и исторического опыта; 2) обос-нование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое "необходимость", "случайность", хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями (см. глос-сарий). Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

5.Соотнош.философии и науки, фил-ии и политики.
Философия зиждется на понимании мира и человека с точки зрения разума и знаний. Фило-софия как особый способ духовного освоения мира, есть теоретически сформулированное ми-ровоззрение и исторически первая форма теоретического знания. Специфическая особенность философии в том, что она выступает синтезирующей формой познания. Наука- сфера исследо-вательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвиж-ное соотношение частей: природоведение и обществоведение; философия и естествознание; метода и теории; теоретических и прикладных исследований. Политика- деятельность свя-занная с отношением между классами, нациями и др.соц. группами, ядром которой явл.завоевание, удержание и использование государст.власти. Политика явл.надстройкой над экономическим базисом. Философия как наука использует научные методы и подходы в изучении и познании внешнего мира. Частные науки явл.одним из методов познания с прак-тической стороны и предоставляют философии к5онкретные результаты и опыт для дальнейше-го развития философской мысли. Такие науки как математика и логистика (составляющие ло-гики) явл.неотъемлемой частью философии и представлены и используются сторонниками ра-ционализма (Кант, Фихте, Гегель). Политика как одно из общ-ых явлений также входит в сферу философского анализа и исследования, поскольку общество - один из осн.объектов извечных философии. Философия пытается постичь реальность полностью, а поскольку общ-во явл.одной из неотъемлемых составных реальности, то и все общественные процессы (в т.ч.политика) становятся объектами ее исследования.
6.особенности философии др. Востока.

ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древ-неиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций. Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход от меди к железу) 2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей 4.первое гос-во 5. духовная жизнь. В Индии про-цесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов". Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телес-ное). Индийская Ф. систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.). Для древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. и окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом 3.признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман" В Китай про-цесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Первые ф-ы бродяги критиковали ми-фологию. Ф-ы крутые Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты, бродячие мудрецы - первые критики мифологиии, подготовили эпоху борющихся царств. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицитворяют два взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци-нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет прихо-дится на время существования 6 классических школ. Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от страданий на пути нравственного совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражне-ний состояния нирваны. В первых веках нашей эры буддийская религия терпит поражение.

Космоцентризм древнегреческой Ф.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвра-щается никто не знает. Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой ве-щей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и опре-деленное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень,результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти Ф. на-правления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не по-рвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второ-степенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегреческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. может иметь раз-ное значение, но уже в V в. до н.э. (Платон, Демокрит) четко обозначились две про-тивоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит через всю дальнейшую историю Ф.
8.Понятие бытия античн.философов.
Физис -первоначало (то из чего все происходит и то, во что все разрешается). Существо-вали 4 разыне школы: 1) Фалес, Анаксемандр, Анаксемен, Гераклит - Милетская школа. 2)Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс- Элеаты. 3)Пифагор, Алкмеон - пифагорейцы. 4)Демокрит, Левкипп- анатомисты.

Все они были натуралисты (псевдоматериалисты). Материальное начало, кот.они брали за основу имело божественную сущность. Фалес считал первоначалом воду (например, питание всех вещей "влажно"). Анаксемандр- апейрон (безграничное, беспредельное, вечно движу-щееся, кот.определяется посредством воздействия на него некой высшей субстанции (происхождение кот.не требует доказательств)). Анаксемен - воздух (бесконечный, вечный, подвижный. Сначала сгущаясь образует облака, затем воду, землю, камни и разрежаясь пре-вращается в огонь). В его учении видна идея перехода количества в качество. Гераклит - огонь (первый подметил то, что мир находится в бесконечном изменении, движении, и отсю-да вывод, что огонь наиболее подвижный, наиболее способный к изменению элемент бытия). Ксенофан - в своих поэмах критиковал антропоморфное понимание сущности бога (приписывание ему человеческих качеств и свойств. Прогресс этого был в том, что он пер-вый понял, что божество - безразличная миру сущность, кот.не может быть наделена свой-ствами, присущими тем, кто его пытается рассмотреть). Парменид - основатель онтологии (учение о бытие). Все его учения были в поэмах. Его учение было направлено против уче-ния Гераклита о том, что бытие подвижно, изменчиво. Считал, что бытие конечно, непод-вижно. Все движение, кот.сущ-т - это лишь иллюзорная видимость. Первый встал на путь чистого рационализма, т.е.он говорил, что познать мир возможно только рациональным пу-тем (путем умозаключений) и все чувственное относил к ложному. Отрицал сущ-ие небытия. Зенон- последователь Парменида. На доводы оппонентов, утверждавших, что мир подвижен и изменчив приводил "парадоксы", ставившие в отрицательной форме диалектические вопросы движения. Для него бытие непротиворечиво. Пример "парадокса": стрела, выпущенная в дру-гую точку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва. В итоге сумма множества состояний покоя может дать только покой, хотя визуально она изменила свое положение относительно начальной точки. Пифагорейцы - пришли к выводу о том, что количественные отношения являются сущностью вещей. Считали первоосновой число. Пытались отобразить сущность мира с помощью геомет-рических фигур. Анатомисты считали, что все тела состоят из атомов (конечная неделимая единица). Атомы+пустота - это основа всего сущего. Так, по своей природе атом неизме-нен, то и сущность всего неизменна. Посредством столкновения атомов возник весь мир. Два столетия позже- Эпикур. Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из при-знания вечности материи. Внес изменения в анатомизм: для объяснения возможности столк-новения атомов вводит понятие внутренне обусловленного отклонения движение атома от прямой линии, что явилось основой более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности.

9.Проблема человека в Древнегреч.фил-ии.
Основным достижением софистов было то, что они переместили глаыную проблему философии с физиса на человека. Софистика- сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов. Софисты впервые сделали философию своей профессией, они брали деньги за обучение, они сами искали себе учеников. Одним из самыз известныз представи-телей софистов был Протагор. Его основное положение заключалось в том, что он полагал человека как меру всех вещей. Поэтому невозможна абсолютная истина, истина относитель-на. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсе-гда, в различное время, ибо тот же человек становится другим человеком. В этом смысле все относительно. СОКРАТ. В центр своих философских интересов он ставит проблему субъ-екта - человека. Его философия основана на том, что нравственное нужно познать и усво-ить, а из значения нравственности следует всегда действие в соответствии с ним. Нравст-венным явл.то действие, кот.дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности явл.самопознание ("познай самого себя"). Для Сократа знание являлось определяющим критерием для нормы поведения. Знание у него отождествлялось с добродетелью, а невежество- со злом. Осн.добродетелями. Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость.
10.Ф. Платона.

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царст-вом, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспомина-ет о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о сво-ем божественном прошлом душе Аристотель - создатель логики, был учеником Плато-на, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный

сверхчувственный мир наряду с миром реальным. In his humble opinion идея ("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат - "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она оп-ределяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действи-тельность благодаря движению. Форма
материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, к-рый един и вечен.
11.филос-ая сист. Аристотеля.

Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Нет принципи-ального отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея вещи находится внутри самой вещи. Идея ве-щи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Общность вещи обязательно су-ществует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это зна-чит, что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целост-ной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их другими частями. Ор-ганизм есть такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует субстанционально. Четырехпринципная структура вся-кой вещи, как организма: 1. Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, которая на-ходится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь. 2. Ма-терия вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта - беско-нечно разнообразная. Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса.

Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определен-ная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое са-модвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии име-ется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи. 4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подра-зумевает цель движения - специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Общая формулировка четырехпринципной структуры- вещь есть материя,форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каж-дая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением. Художественно-творческий первопринцип: 1. Художественная роль материи - материя не просто отсутст-вие всяких форм, но и бесконечная творческая возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственных и временных форм. 2. Природа как произведение искусства - природные вещи и вся природа, взятая в целом, является той или иной смы-словой картиной. 3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа - субстанция в качестве эйдоса физического тела, в потенции обладающего жизнью. Художественно-творческий принцип в его завершении: 1. Подобно тому, как всякое материальное тело есть нечто, то есть является тем или иным эйдосом, и подобно тому, как эйдос живого тела есть принцип его жизни, то есть его душа, подобно этому и всякая душа, дви-жущая телом в том или другом направлении, тоже имеет свой собственный эйдос, на-зываемый Умом, так что душа есть энергия Ума. 2. Ум есть эйдос всех эйдосов. 3. Ум,несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою собственную чисто умственную материю, без которой он не был бы художественным произведе-нием.




следующая страница >>