prosdo.ru
добавить свой файл
1

Пасторское богословие


30.01.2013. (консект о.Матфея, т.к. Якова случайно удалился)

Свт Григорий Богослов. 3-е слово «О священстве»

Каков должен быть пастырь, в чем смысл пастырства.

«Ты соучастник и продолжатель тех дел домостроительства Божия, которые совершил Господь для нашего Спасения».

Цель пастырского душепопечения: «Соделать Бога». И этот вопрос пастырь должен себе по временам задавать: кого он соделавыет из своих прихожан?

Духовничество очень сложно и нужно понимать в каком состоянии находиться прихожанин. У всех своя разница в настрое, все имеет значение. Тонкие настройки. «Как телам не одинаковые даются лекарства и пища, так и душам. Одним нужно бич, а другим узда. И похвала и укоризна нужна во время. Одних полезно побеждать, а от других самому быть полезно побежденным».

Пастырская проповедь — раздояние слова.

Важность догматической проповеди. Должна быть точная богословски. Т.е. самое главное в проповеди — наставление в правильной вере. В вере три порока: безбожие, совмещение и многобожие. Для проповеди опасность с трех сторон: от мысли, слова и слуха.

О недостойных примерах пастырства (21 слово, «О себе самом и о епископах»)

21 слово: Об Афанасии Алл: «Не впадает в гордыню, от роскоши епп жизни, в противовес священству недостойному. Вчера святотатцы, а сегодня иереи. Повсюду пришедшие к власти по средствам насилии благодаря сану привлекают себе нравственность, и прикрывая внешней строгостью свои пороки». Беда в том, что не твердые и «непосвященные становятся судьями преподобных». Нельзя идти на компромиссы даже в малом, особенно в начале и «пастыри сделались бессмысленными... покорились обстоятельствами времени». Свт Гр вообще не пасует не перед каким саном, даже преосвященным — всех равняет и обнаруживает пороки.

Поэма «О самом себе и о епископах»: Обличает расколы и разногласия между священниками. Надо за собой следить, не подвергаясь уже чревоугодию, чинопочитанию, тщеславию и подхалимству. Проблема — всех вход в священство открыт и понарукополагали бездарей, нерадивых и злодеев. «Одного остерегайся — дурных епископов». Ратовал за образованных профессионалов, а когда говорили о неученых апостолах, отвечал — тогда живи, имей веру и совершай чудеса, как апостол. Как же стремиться к власти священника, когда твоя паства лучше тебя? Не следят за своим домом и домашними и самим собой. «Может бы они сделались бы лучше, но Престол, т.е. власть мешает ему измениться, т.к. затверждается в своей значимости».