prosdo.ru
добавить свой файл
1
31 Принципы и критерии отбора содержания образования


В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В. В. Краевским.
Прежде всего это принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он будет включения в содержание общего образования как традицией необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые выражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.
Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю, предметно-научную его ориентацию. Он предполагает учет педагогической реальности, связанный с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не моя существовать содержание образования. Это означает, что при проектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уро последнего и связанные с ним действия.
Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.
В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентиронного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования, как гуманитаризация и фундаментализация.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формиро­ванием, исходя из современной ситуации развития общества, {наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры лич­ности: культуры жизненного самоопределения; экономической культуры и культуры труда; политической и правовой культуры; интеллектуальной, нравственной, экологической, художествен­ной и физической культуры; культуры общения и семейных от ношений.

Принципом, позволяющим преодолеть дегуманизацию общего образования, является фундаментализация его содержания. Он требует интеграции гуманитарного и естественно-научного зна­ния, установления преемственности и междисциплинарных свя­зей. Обучение в этой связи предстает не только как способ по­лучения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.
Фундаментализация содержания общего образования обуслов­ливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию про­цесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития.
Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозмож­ны, творческая деятельность осуществляется на основе опреде­ленных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, которая вызывает те или другие эмоции, предусмат­ривает поведенческие навыки и умения.
Рассмотренные принципы формирования содержания образования, следствием освоения которого является мировоззрение личности, позволяют вычленить критерии отбора ос наук, изучаемых в современной российской средней школе:
целостное отражение в содержании общего образования за гармоничного развития личности и формирования ее базой культуры;
научная и практическая значимость содержания, включаем в основы наук;




соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;
соответствие объема содержания учебного предмета имеющемуся времени на его изучение;
учет международного опыта построения содержания общ среднего образования;

соответствие содержания общего образования имеющего учебно-методической и материальной базе современной школе (Ю. К. Бабанский)