prosdo.ru 1
33 Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт)


Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего "норма, образец, мерило". Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В. С. Леднев).

Наряду с "Законом об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. В Законе Российской Федерации об образовании (1992) предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.


Итак, стандарт образования отражает обязательства, с одной стороны, государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг.

Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:

описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки; требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам. На их основе могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные планы.
Возрастной подход к обучению и воспитанию детей, ориентированный на сохранение и укрепление их здоровья, позволяет по-новому оценить принципы отбора содержания и методов непрерывного образования, выделить те из них, которые либо недостаточно реализуются в современной теории и практике образования, либо являются новыми.

Следующий принцип — принцип вариативности содержания образования — полагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения с учетом возрастных возможностей детей, особенностей их развития — в соотношении с достижениями современной науки, потребностями общества и социо-культурными особенностями региона. Вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка, и что особенно важно — учет особенностей различных контингентов детей: детей с проблемами в развитии, детей-инвалидов и т.п. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка — гражданина РФ — на получение равного с другими образования.

всем понятно, что не количество материала само по себе, а формы работы детей и взрослых, особенности совместной деятельности участников образовательного пространства, т.е. именно образовательная среда, прежде всего в ответе за механизм перегрузки. При этом наличие или отсутствие мотивации в деятельности детей и взрослых — главный фактор, который определит, будет или нет учиться ребенок, и будет ли он действительно здоров.

Возможно, что идея, которая позволяет реально задействовать образование в качестве социально-культурного и здоровьесберегающего ресурса, — это идея интеграции базового и дополнительного образования.

Наряду с базовой школой в системе этих центров должно осуществляться обязательное дополнительное образование детей. Школа при таком подходе становится особым социо-культурным пространством, «общим местом» жизнедеятельности детей и взрослых, в котором образовательная среда оказывается более комфортной и безопасной, чем за ее границами. В такой среде вопросы объема содержания и структуры образования должны рассматриваться с точки зрения возможностей как базового, так и дополнительного образования, что позволит не только разумно перераспределить учебную нагрузку и подлежащий усвоению материал, но и широко использовать творческие и личностно-ориентированные методы обучения школьников.

Так, в целях более рациональной организации учебного процесса в самой школе (где преобладает классно-урочная система) следует уже не увеличивать, а существенно сокращать количество учебных часов в начальной школе, оптимизируя их содержание. При этом важно развивать единое с дополнительным образовательное пространство, целенаправленно формировать уклад жизни детей за границами школы, стремиться к организации разнопрофильных детско-взрослых общностей.

За самой школой, как образовательным учреждением, остается регламентируемый законом обязательный «образовательный стандарт». Углубление, проверка и развитие полученных в школе знаний, но уже не формальное, а с востребованием творческого начала в каждом учащемся, осуществляется при этом в различных учреждениях дополнительного образования как обязательное, но по существу уже вариативное продолжение школы. Классно-урочная форма учебно-воспитательного процесса уступает здесь место занятиям в разнопрофильной системе творческих и производственных мастерских. По большому счету именно в этом случае правомерно говорить о школе как о социо-культурном институте защиты детства.

Широкие возможности дополнительного образования, как органической составляющей образования базового, позволяют создать условия для индивидуализации образования, сохранения вариативного компонента. Это, в свою очередь, поможет поддерживать более тесные контакты с родителями, создать действительную альтернативу «анархизму улицы», разрушающему личность и здоровье детей, организовать досуг детей как культурно организованную совместную жизнь детей и взрослых.

Оправданным и необходимым видится с этой точки зрения развитие культурно-исторического содержания образования, обращение к традициям русского языка, словесности, русской книжности, художественной культуре, народным и художественным промыслам и ремеслам и уже на этой основе осмысленное включение детей в социо-культурную среду своей территории. Именно в этом случае будут созданы неформальные условия для активного приобщения ребенка к отечественным культурным традициям, для формирования гражданской позиции ученика, что в свою очередь является надежной социально-психологической защитой в условиях реформируемого общества.

Следует особо отметить, что учреждения дополнительного образования (библиотеки, музеи, клубы и т.д.), равно как и сама школа, должны стать местом пребывания различных контингентов детей. Должна стать недопустимой селекция на более или менее успешных. Способ жизни здесь должен соответствовать традиционному для России принципу общедоступности образования, в том числе для детей с проблемами и детей группы риска.

Дополнительное (понимаемое в этом контексте как обязательное) образование, построенное по принципу творческих мастерских (литературные объединения, коллективы по интересам, спортивные, компьютерные, туристические, военно-патриотические клубы, театральные студии и т.д.), должно учитывать рамки базового образовательного стандарта и обеспечивать основные «технологические» учебные курсы и программы (например: практические курсы изобразительного искусства, чтения, музыкальной культуры, фольклора, занятия физической культурой), а также осуществлять социально-психологическую и медико-социальную подготовку учащихся и др. В системе обязательного дополнительного образования творчески решается также проблема профессиональной ориентации и профессиональной подготовки детей.