prosdo.ru
добавить свой файл
1
35.Деятельностный подход к проблеме способностей К.К. Платонов, Б.М. Теплов


Рассмотрим соотношение между понятиями способности и деятельность. В психологии существует два основных подхода к пониманию этой проблемы. Первый подход можно условно назвать деятельностым. Этот подход разрабатывался Б.М. Тепловым и его последователями. Под способностями Б.М. Теплов понимает индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей и не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.Анализируя различные определения понятия способности, специалист в области психологии общих способностей В.Н. Дружинин обращает внимание на то, что некоторые психологи, например, К.К. Платонов, относят к способностям любые свойства психики, которые в той или иной мере определяют успех в конкретной деятельности например, мотивацию. Сам В.Н. Дружинин соглашается с Б.М. Тепловым и считает, что помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и легкость овладения той или иной деятельностью. Деятельностный подход в изучении психологами способностей продолжает развиваться и в последнее десятилетие складывается самостоятельное направление, возглавляемое В.Д. Шадриковым. По-мнению учёного, способности являются свойствами нейрофизиологических систем головного мозга человека, через которые реализуются отдельные психические процессы восприятие, запоминание, мышление и т.п.. Способности имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

Из этого определения становится ясно, что способности не просто связаны с психическими процессами. Психические процессы реализуются через способности. Следовательно, и развитие способностей тесно связано с совершенствованием функционирования психических процессов.