prosdo.ru 1

34. Теория рациональных ожиданий и кривая Филипса.

Теория рац. ожиданий (Лукас) исходит из след.: 1) рынки – высококонкурентные; 2) зарплата и цены – гибкие; 3) эк. субъекты функц-ют, исп-уя прошлый период. => принципы функц-ия эк-ки и рац. исп-ия применяют для max-ции собств. выгод.

Напр.: рабочие могут предвидеть, что в рез-те стимул-ия п-ки при дефиците может возн-ть инфляция => рабочие добив-ся учёта буд. инфляции в их буд. контрактах., т.е. зарплата должна расти вместе с инфляцией.

Теория получила распр-ие в 60-70 гг. ХХ в., когда страны столкнулись со стагфляцией (сочетание инфляции стагнации – застой, сопров-ый безработицей).

В долгоср. периоде стимул-ие AD, сопров-ое ростом ден. массы, не приводит к существ. изм-ям уровня безраб-цы и реал. выпуска, а отраж-ся на росте цен, т.е. кривая Филипса приближ-ся к верт. ур-ню NAIRU.

Ур-нь безраб-цы стр-ся на осн. естеств. Ур-ня и не зависит от роста ден. масс и инфляции. Вертик. кривая Филипса вертик. кривая AS – «2 стороны 1-ой медали».


35. Эк. п-ка стимул-ия сов. предл-ия AS и кривая Лаффера.

Стагфляция и снижение эффект-ти гос. вмеш-ва в эк-ку в 70 г. в странах с разв. эк-ой подорвало доверие к кейнс. теории. Попул. стан-ся взгяды неоконсерват. эк-ой теории предлжения. Их доводы: кейнсианцы деформировали рын. стимулы к труду, снизился уровень конкур-ии. Неоконсерваторы идеал-ют только рын. мех-м, его способность эффективно размещать и исп-ть прир. ресурсы.

Причины депрессии эк-ки: отсутствие стимулов к труду, инвестициям, сбережениям => осн. внимание в теории предложения – совершенств-ие налог. ставок и отрицание сдержив. кейнс-ой п-ки. По их мнению высокие налог. ставки вызывают рост издержек произ-ва, сокр. предлож. рес-ов, реал. V нац произ-ва и увел. безраб-цы. Под влиянием выс. налогов, уменьш. привлек-ть инвестиций, а большие налоги на доходы способств. увелич. текуего потребл. В рез-те сниж-ся предлож. ссудного капитала, растёт %-ая ставка => замедление инвестиций, темпов эк. роста. Замедление инвест. роцессов – следствие выс. налогов на прибыль корпораций. Гос-во обязано обесп. условия для рын. мех-ма: путём развития своб. предр-ваи уменьш. вмеш-ва в эк. процессы, снизить гос. расходы, создать эффект. службу занятости, осущ. налог. реформу.


Реш. роль в форм-ии эк-ки предлож. сыграли взгляды Лаффера, обоснов. идею о том, что более низкие налоги созд. стимулы для работы.
В наст. t более реалист. было бы считать, что кривая Лаффера усечена, т.е. начин. не с 0 и заканч. не на 100%, а ~ 75%.

Проблема в след.: рав-во всех налог. ставок 0 означ. отсутствие самого гос-ва, когда все чистые доходы забирает гос-во и налог поступл. =0, т.е. произ-во сворач-ся, что нереал.
Бьюкенен исслед. как краткоср. (более низкая кривая), так и долгоср (более выс. кривая) кривую Лаффера.


В 80 гг. ХХ в. идея Лаффера и Бьюкенена получ. практич. прим-ие в разв. странах. (Тетчер в GB, Рейгон в USA сократили гос. расходы с целью высвобожд. р-ов для частного сектора, сократили подох. налог на 40%, ограничили моноп. власть, власть союзов).


36.Стабилизационная политика

Проводится либо быстро и жестко (шоковая терапия), либо постепенно и мягко (градуализм). В первом случае при высокой инфляции правительство может существенно снизить государственные расходы, а центральный банк — темп роста денежной массы. Данные меры быстро погасят инфляцию, не прекратят со значительный рост уровня безработицы в стране, спад объемов производства. При использовании второго варианта правительство снижает государственные расходы постепенно и понемногу, а централь¬ный банк проводит более мягкую монетарную политику. Уро¬вень инфляции снизить быстро не удастся, однако в стране не будет и резкой вспышки безработицы, банкротств предприя¬тий, снижения объема выпуска.

Проблема заключается в сложности воздействия на величину совокупного предложения по сравне¬нию с совокупным спросом. Из стандартного набора инструмен¬тов воздействия на совокупное предложение здесь можно ис¬пользовать снижение налогов (что приведет к снижению издер¬жек предприятия), стимулирование инвестиционных расходов (снижение ставки процента по инвестиционным кредитам, осо¬бенно долгосрочным, налоговые льготы по средствам, направ¬ляемым на инвестиции, и т.д.). Эти меры приведут к росту сово¬купного предложения, а следовательно, сдвигу кривой предло¬жения вправо-вниз (рис. 7.13). Тем самым одновременно будут достигнуты обе цели: и рост объемов реального производства при одновременном сокращении безработицы, и снижение среднего уровня цен, темпов инфляции




Государ¬ственные инвестиции, с одной стороны, увеличивают совокуп¬ное предложение, но с другой — вытесняют частные инвести¬ции. Рост государственных расходов стимулирует совокупный спрос, а через него и совокупное предложение, однако государ¬ственные расходы необходимо финансировать, и чаще всего ис¬точниками финансирования служат налоги. Рост налогов с предприятий, приводя к увеличению издержек производства, снижает совокупное предложение (рост налогов с потребителей снижает совокупный спрос).

Институциональные преобразования, повышение деловой активности, инициативы экономических субъектов — вот осно¬ва политики стимулирования совокупного предложения. Стан¬дартные меры в виде снижения уровня налогов, процентной ставки и др. в данном случае являются важным, но дополни¬тельным элементом.


37. Показатели и факторы эк. роста.
Эк.рост – кач-ые и кол-ые изменения рез-ов произ-ва и его факторов.

Выраж-ся в увел-ии:

1) потенц. ВВП

2) реал. ВВП
Измер-ся:

1) реал. ВВП вообще

2) реал. ВВП на душу насел.

Для расчёта ВВП и эк. роста сущ. 3 показателя:

1) Коэфф. роста=y1/y0

2) Темп роста=коэфф. роста*100%

3) Темп прироста=темп роста-100%

В теч. ряда лет для анализа эк. роста прим. «правило 70»: опред. приблизит. числа удвоения ВВП=70/темп прироста

Кач-во эк. роста, кот. стан-ся осн. показ-ем стран-членов ООН опред. след. параметрами:

1) Нац. произ-во по стр-ре и V должно соотв-ть растущим потребностям общ-ва. Кач-во должно пост. повыш-ся.

2) Выс. кач-во предполаг. послед. соблюд. соц. ориент. эк. развития страны.


3) Ресурсосбереж. – элем. условие сушеств. нац. эк-ки.

4)Доминир. должны отрасли, связ. с тех. прогрессом.

5) Сведение до min нагрузки на окр. среду.

Факт. рост – ежегодное, реал. увел-ие ВВП.

Потенц. рост – V, с кот. нац. эк-ка могла бы приростать ежегодно.

Нац. эк-ка совр. типа обречена на эк. рост:

1) из-за естеств. прироста насел.

2) морального и физ. старения осн. капитала.

3) сохран. или наращ. раб. мест и сокращ. безраб.

4) обеспеч. эк. безоп-ти гос-ва

5) активиз. процессов глобализации и эк. интеграции.

Типы эк. роста:

* Экстенс. – увел. кол-ва факторов произ-ва (труда, капитала, рир. рес-ов, предриним.) и кол-ва роиз-ва без внедр. инноваций.

* Интенс. – увел. масштабов выпуска продукции, осн. на науке, повыш. квалиф.

Источники эк. роста:

1) от увелич. числа ввода факторов произ-ва.

2) развитие технич. знаний, опир. на источнике эк. роста.

Факторы:

1) Предложения: а) кол-во и кач-во прир. рес-ов; б) -||- труд. рес-ов; в) V осн. капитала; г) НТП

2)Спроса (C+I+G+N) – Эл-ты увелич. ВВП.

3) Распред-ия (вовлечения рес-ов в эк. оборот и их эффект. утилиз.)
Препятствия эк. роста:

1) инфляция

2) безработица

3) выс. %-ая ставка

4) бюдж. дефицит, гос. долг

5) налог. бремя (особ. косв. налоги)

6) истощ. прир. рес-ов


38. Неокейнс. теории эк. роста. Модели Домара и Харрода.

Среди прост. моделей эк. роста – однофакторных, выд-ся модель Домара, рассматр. осн. фактором эк. роста инвестиции, кот. создают не только доходы, но и новые производств. мощности. Модель решалась сопоставл. 3-ёх уравн.:


1) предложения

2 спроса

3) мк. равновесия

На их основе он рассчитал норму роста кап. вложений.

Продолж. теории Домара явл. теория Харрода. Они однотипны, однофакторны. Разница в след.: в основе теории Домара лежит Mi=1/MPS, у Харрода – акселераторi=Iнов./Y2-Y1 Теория акселератора утверждает, что если срос и доходы стабильны, инвестиции необход. только для обновл. капитала.

При росте потребл. необходимы чистые капит. вложения, кот. должны расти быстрее спроса.

В рез-те анализа Харрод пришёл к след.: система своб. предпр-ва эффективна, если доходы растут ускор. темпами.

Однофакторные модели раб. по принципу «инвестиции-рез-тат».