prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7



Тема 4. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ


Тема 4

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
4.1 Особенности оценки машин, оборудования и транспортных средств.

4.2 Сравнительный подход к оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств.

4.3 Затратный подход к оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств.

4.4 Доходный подход к оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств.
4.1 Особенности оценки машин, оборудования и транспортных средств.

Основные понятия:

Сущность оценки

Цели оценки объектов движимости

Виды стоимости, процедуры ее оценки

Процесс оценки

Соотношение цели оценки и уровня стоимости

Классификация и идентификация машин, объектов движимости

В данной главе будет рассматриваться стоимость рабочих машин, оборудования и транспортных средств  главная составляющая  активная часть основных производственных фондов (ОПФ). В противовес определению стоимости недвижимости  основная доля пассивной части ОПФ  рабочие машины оборудование и транспортные средства можно условно считать «движимостью». Корабли, особенно морские, считаются недвижимостью, но их можно переместить без потери их целостности и работоспособности, меняя порт приписки.

Производством объектов движимости в Российской Федерации занимались два комплекса: машиностроительный и оборонный. К началу 90-х годов эти комплексы характеризовались:

 крупнейшими в Европе объемами выпуска продукции;

 преобладанием выпуска продукции для оборонных нужд и тяжелой промышленности;

 чрезвычайно широким спектром выпускаемой продукции;

 крупнейшим в мире парком технологического оборудования, возрастная и технологическая структура которого не соответствовала современным тенденциям развития машиностроения;


 пассивным внешнеторговым балансом продукции машиностроения, при котором объем импорта в 34 раза превышал объем экспорта;

 низкими показателями производительности труда и конкурентоспособности большинства видов продукции машиностроительного комплекса;

 существенно более низкими по сравнению с мировым уровнем ценами на машины и оборудование.

События начала 90-х годов (уже) прошлого века обусловили современную конъюнктуру российского парка объектов движимости. На состояние конъюнктуры действуют следующие основные факторы:

 распад единого экономического пространства СССР, который привел к разрыву хозяйственных связей по выпуску многих видов машиностроительной продукции и комплектующих изделий, переориентации отечественного машиностроения на связи со странами дальнего зарубежья;

 общий экономический кризис, вызвавший резкое сокращение объема выпуска продукции, свертывание работ по созданию новых видов машин и оборудования, хроническую недогрузку имеющегося парка и интенсивное развитие вторичного рынка машин и оборудования;

 сокращение объемов производства продукции оборонного комплекса, что ориентирует предприятия на конверсию и выпуск машин и оборудования, удовлетворяющих потребительский спрос;

 реструктуризация российской промышленности, возрастание доли малых и средних предприятий с коротким технологическим циклом, что приводит к примитивности структуры выпуска объектов движимости, «вымывает» из выпуска сложные наукоемкие виды продукции, ведет к освоению выпуска легких и упрощенных модификаций;

 неполная загрузка, обусловленная сокращением объема выпуска продукции;

 старение парка обрабатывающего оборудования, вызванное снижением уровня обновления.

Для мировых тенденций развития парка, существенно отличающихся от российских направлений, характерны следующие особенности:

 автоматизация технологических процессов;


 увеличение основного времени работы машин и оборудования за счет сокращения вспомогательного;

 улучшение ритмичности работы путем повышения надежности;

 расширение технических возможностей машин за счет повышения уровня их универсальности;

 совмещение разных операций в одном агрегате;

 увеличение единичной мощности, размера и скоростей;

 соблюдение высокой точности параметров изделий и технологических процессов;

 расширение области применения машин и оборудования, реализующих нетрадиционные технологии;

 сокращение объема парка и повышение уровня его обновления.

Цели оценки объектов движимости

Цели оценки или причины, вызывающие необходимость проведения независимой экспертизы, многообразны: передача собственности; финансирование; подоходное налогообложение; налогообложение имущества; страхование; финансовое планирование; лизинг; расторжение партнерства; создание компании (вклад в уставный капитал); налогообложение наследства; исследование осуществимости проектов; распределение, или аллокация (allocation), покупной цены; определение ставок и тарифов.

Оценочная деятельность осуществляется в следующих направлениях:

 государственное регулирование для защиты государством своих имущественных интересов и обеспечения экономической безопасности (переоценка основных фондов, приватизация, сделки с государственным имуществом и т. д.); введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

 оценка автомобилей и другой техники при прохождении таможенной границы, для налогообложения, при дарении и наследовании автомобилей и т. д.;

 добровольная экспертная услуга, оказываемая физическим и юридическим лицам (оценка при продаже и залоге имущества (собственности), добровольное страхование автомобилей и т. д.).


В настоящее время потребность в оценке объектов движимости вызывают следующие случаи:

 разработка бизнес-плана создания и развития машиностроительного производства;

 оценка предполагаемой рыночной стоимости рассматриваемых объектов при постановке их на производство;

 переоценка активной части основных производственных фондов (ОПФ) по группам «транспортные средства» и «рабочие машины и оборудование»;

 оценка в процессе приватизации;

 сделки с рассматриваемыми объектами, находящимися в собственности государства;

 перемещение объектов через таможенную границу при экспорте и ввозе в Российскую Федерацию;

 определение налогооблагаемой базы для исчисления налога на имущество;

 купля-продажа рассматриваемых объектов, в том числе аукционная;

 оформление залога рассматриваемых объектов движимости;

 передача в аренду и лизинг;

 оформление рассматриваемых объектов в качестве вклада в уставный капитал предприятия;

 выделение вклада участника общества (акционера) при выходе из общества, при реорганизации и ликвидации общества;

 оценка объектов движимости как части ОПФ при общей оценке предприятия;

 страхование транспортного средства и других видов движимости от уничтожения или повреждения в результате аварии и других несчастных случаев и стихийных бедствий, а также от похищения и уничтожения (повреждения), связанного с похищением (угоном) или попыткой похищения (угона);

 оценка стоимости ущерба при повреждении объектов движимости;

 страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

 дарение транспортных средств (для налогообложения);

 наследование транспортных средств (для налогообложения);

 раздел имущества в судебном порядке;

 договор мены и бартерные сделки с рассматриваемыми объектами;


 инвентаризация имущества;

 конфискация транспортных средств, машин и оборудования;

 списание и утилизация транспортных средств, машин и оборудования.

Виды стоимости, процедуры ее оценки

Цель оценки  составить заключение о стоимости.

Цель оценщика действовать как независимая, незаинтересованная третья сторона при составлении беспристрастного заключения о стоимости для специальной четко определенной цели.

В международном стандарте РМЕ дано определение производственных средств, машин и оборудования как класса активов, не относящихся к недвижимости и проявляющих себя посредством своего физического существования. Это связано с особенностями объектов движимости: оборудование можно заменить быстрее, чем производственные площади, продолжительность строительства которых на порядок выше.

Машины и оборудование  материальные объекты собственности, которые, как правило, приносят прибыль своему владельцу. Их можно рассматривать в качестве подкласса материальных активов, относящихся к движимому имуществу и существующих как отдельные объекты или часть системы, выполняющей определенную функцию.

Активы, относящиеся к движимому имуществу, представляют собой материальные объекты, которые не связаны с недвижимостью постоянно и могут быть перемещены. Под общее определение движимого имущества подходит все (кроме нематериальных активов), что не является недвижимостью и (или) не прикреплено к недвижимости постоянно.

В основе всей оценочной деятельности лежит понятие «рыночной стоимости».

Общее определение этого вида стоимости сформулировано в стандарте Международного комитета по стандартам оценки имущества (МКСОИ) «Рыночная стоимость как база оценки».

Рыночная стоимость это расчетная величина, равная денежной сумме, за которую предполагается переход имущества из рук в руки на дату оценки в результате коммерческой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом после адекватного маркетинга; при этом предполагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения.


При оценке транспортных средств могут определяться следующие виды стоимости в зависимости от стадии:

 разработка и постановка объектов движимости на производство  проектная (потенциальная, инвестиционная) стоимость;

 эксплуатации объектов движимости  первоначальная (полная первичная) стоимость, первоначальная балансовая стоимость, восстановительная стоимость, балансовая стоимость, стоимость воспроизводства, стоимость замещения, остаточная стоимость, рыночная стоимость, таможенная стоимость, страховая стоимость, стоимость по ремонту (восстановлению), ликвидационная стоимость;

 выбытие из эксплуатации  утилизационная стоимость.

Проектная (потенциальная, инвестиционная) стоимость  это предполагаемая (прогнозная) рыночная стоимость объектов движимости, закладываемая на стадии проектирования при разработке бизнес-планов, инвестиционных и производственных проектов, технико-экономической документации для создания новых производственных мощностей по выпуску новых объектов движимости.

Первоначальная (полная первичная) стоимость  это стоимость объектов движимости при поступлении их на предприятие, которая является суммой фактических затрат на их приобретение в ценах на дату приобретения.

Первоначальная балансовая стоимость  это первоначальная стоимость объектов движимости, поставленных на баланс предприятия, отраженная в учетных бухгалтерских документах. Находящиеся в эксплуатации движимые средства учитывается по первоначальной балансовой стоимости до даты очередной переоценки основных фондов или до даты, когда было официально зарегистрировано его переоборудование.

Восстановительная стоимость  это стоимость воспроизводства или стоимость замещения ранее приобретенного движимого средства в современных условиях с учетом происшедших изменений цен и тарифов.

Полная восстановительная стоимость ОПФ определяется как полная стоимость затрат, которые должна была бы осуществить владеющая ими организация, если бы она имела намерение полностью заменить их на новые аналогичные объекты по рыночным ценам и тарифам, существующим на дату переоценки. Кроме того, необходимо включать затраты на приобретение (строительство), транспортировку, установку (монтаж) объектов, а для импортируемых объектов  также и таможенные платежи и т. д.


Балансовая стоимость  это стоимость объектов движимости, отраженная в бухгалтерском учете, которая равна либо первоначальной балансовой стоимости, либо восстановительной стоимости.

Стоимость воспроизводства  это стоимость точной копии оцениваемого объекта движимости, приобретаемого или воспроизводимого в настоящее время.

Стоимость замещения  это стоимость аналога оцениваемого объекта движимости, имеющего идентичные функциональные и конструктивные характеристики.

Остаточная стоимость  это первоначальная балансовая стоимость или полная восстановительная стоимость за вычетом суммы накопленного износа на дату определения остаточной стоимости.

Рыночная стоимость  это один из основных видов стоимости, используемых при оценке объектов движимости. Это цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его приобрести, согласен был бы его приобрести.

При оценке объектов движимости используются в основном две разновидности рыночной стоимости: рыночная стоимость новых объектов движимости (стоимость на первичном рынке) и рыночная стоимость подержанных (с учетом износа) объектов (стоимость на вторичном рынке).

Таможенная стоимость  в общем случае это цена для исчисления таможенной пошлины по тарифной ставке, установленной в процентном отношении к цене товара. В соответствии с существующими правилами признается цена СИФ-порт и франко-граница, т. е. нормальная оптовая цена товара в месте его происхождения или производства с прибавлением издержек по упаковке, страхованию, перевозке, комиссии, вывозных пошлин и других подобных расходов, необходимых для покупки и доставки товара к границе.

Страховая стоимость  это рыночная стоимость объекта движимости (нового или подержанного), определяемая при страховании и фиксируемая в страховом полисе (договоре).


Стоимость работ по ремонту (восстановлению) объектов движимости включает в себя трудовые и материальные затраты, прибыль, налоги, а также другие затраты и платежи. Оценивается при наступлении страховых случаев, а также при предъявлении имущественных исков.

Ликвидационная стоимость в оценочной деятельности  это стоимость объекта движимости, реализуемого в процессе ликвидации предприятия, на балансе которого он находился. Верхней границей ликвидационной стоимости является рыночная стоимость, нижней  утилизационная стоимость. В бухгалтерском учете ликвидационная стоимость  это остаточная стоимость выработавших свой ресурс и списываемых объектов или выручка от реализации ликвидируемых, не пригодных для дальнейшей эксплуатации.

Утилизационная стоимость  это стоимость выработавших свой ресурс и списываемых объектов движимости, а также объектов, не подлежащих восстановлению после полученных повреждений в результате аварии, стихийного бедствия и других внешних причин.

Выделим следующие виды стоимости, используемые для соотношения уровня стоимости и цели оценки объектов движимости.

Обоснованная рыночная стоимость  цена, определенная на открытом и конкурентном рынке при одинаковой информированности продавца и покупателя, без элементов принуждения к свершению сделки.

Стоимость использования (потребительская стоимость)  стоимость объектов движимости, не выставляемых на продажу и приносящих определенный доход или полезность владельцу. Эта стоимость сравнима с инвестиционной стоимостью, которая служит тем же целям.

Стоимость перемещения  стоимость объекта, определяемая в новых условиях эксплуатации.

Стоимость воспроизводства  стоимость точной копии объекта, приобретаемого или воспроизводимого в настоящее время из тех же материалов, по той же технологии и действующим ценам. Это подобно воспроизводству раритетных объектов (дореволюционных автомашин, токарного станка Нартова, на котором работал Петр I).

Стоимость замещения  текущая стоимость объекта при восстановлении его функционального назначения: средства передвижения в определенных условиях, средства обработки материалов (вещества) для получения данного товара (продукта или услуг).

Стоимость установления  стоимость объекта при постановке подобно балансовой стоимости, но с учетом рыночных цен на доставку, хранение, установку и отладку.


следующая страница >>