prosdo.ru
добавить свой файл
1
Структура и содержание речевой карты ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (форма №1)


Блок А. Формальные сведения.

Блок Б. Основное содержание логопедического обследования:

1. Речеязыковое развитие:

1.1. понимание обращенной к ребенку речи (имперессивная речь);

1.2. характеристика экспрессивной речи (словарный запас, грамматический строй, звуковая сторона речи).

2. Социальное развитие:

2.1. контактность;

2.2. эмоциональная сфера;

2.3. средства общения (вербальные и невербальные);

2.4. навыки самообслуживания.

3. Познавательное развитие:

3.1. внимание;

3.2. познавательная активность и мотивация деятельности;

3.3. адекватность и характер деятельности;

3.4. запас знаний об окружающем мире;

3.5. сенсорное развитие (зрительное и слуховое восприятие, восприятие пространственных отношений).

4. Двигательное развитие:

4.1. развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы;

4.2. сформированность целенаправленных движений (праксис).

5. Состояние артикуляционного аппарата:

5.1. строение артикуляционного аппарата;

5.2. двигательные функции артикуляционного аппарата;

5.3. речевое дыхание, голосообразование, просодика.

Блок В. Дополнительная информация:

1. Особенности доречевого развития;

2. Специфические особенности речи и речевого поведения;

3. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок;

4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание);

5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях.

Блок Г. Психолого-педагогическое заключение.

 

Методические разъяснения по заполнению речевой карты ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (форма №1)


Блок А. Формальные сведения: фамилия, имя ребенка, его возраст, дата обследования; фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей, фамилия, имя, отчество логопеда; наименование учреждения, где проводится обследование.

Блок Б. Основное содержание логопедического обследования:

1. Речеязыковое развитие:

1.1. понимание обращенной к ребенку речи (импрессивная речь) изучается в процессе общения с ребенком. В зависимости от возраста ребенку предлагается выполнить различные инструкции взрослого. Например: покажи, где зайка; принеси мне куклу; отдай маме мяч.

1.2. характеристика экспрессивной речи (словарный запас, грамматический строй, звуковая сторона речи).

В процессе общения с ребенком в зависимости от возраста выясняется: способен ли он по просьбе взрослого назвать тот или иной предмет, реальное действие или действие, изображенное на картинке; использует ли он в собственной речи слова, обозначающие предметы, действия, признаки, может ли вербальными средствами адекватно передать смысловое намерение. Помимо этого исследованию подлежит соотношение предметного и предикативного словаря, а также фонетическая сторона речи.

2. Социальное развитие

Оценка социального развития ребенка осуществляется на основе совокупных данных, полученных по таким параметрам, как контактность, эмоциональная сфера, используемые ребенком средства общения (вербальные и невербальные), сформированность навыков самообслуживания.

При оценке контактности учитывается желание и умение ребенка устанавливать контакт со взрослым; отмечается, насколько быстро и легко ребенок вступает в контакт, заинтересован ли в нем, способен ли охотно подчиняться взрослому.

При оценке эмоциональной сферы в процессе наблюдения за ребенком обращается внимание на такие качества, как активность/пассивность (инертность) в различных ситуациях общения и деятельности, выявляются преобладающее настроение (бодрое, спокойное, неустойчивое, раздражительное) и особенности поведенческих реакций (избирательность эмоций в зависимости от ситуации общения, негативизм, агрессия и др.).


При изучении средств общения оценке подлежат все используемые ребенком средства общения (как вербальные, так и невербальные): собственно сами средства коммуникации, а также стратегия их использования (богатство экспрессивно­мимических средств, их использование в сочетании с вербальными средствами и т. п.).

Сформированность навыков самообслуживания определяется на основе наблюдений за ребенком во время приема пищи, гигиенических мероприятий, одевании/раздевании.

3. Познавательное развитие оценивается на основе совокупных данных об уровне сформированности внимания, предметной и предметно­игровой деятельности, состоянии сенсорной сферы.

Основным методом при изучении познавательного развития является педагогическое наблюдение за ребенком в повседневной жизни, на занятиях, в различных ситуациях общения. При этом отмечаются такие качества, как наличие или отсутствие познавательного интереса и мотивации к деятельности, активность и настойчивость в овладении навыками или, напротив, пассивность, равнодушие ребенка к самой деятельности и ее результату, характер деятельности: наличие или отсутствие целеполагания, целенаправленности.

При изучении специфических особенностей или характера предметной и предметно­игровой деятельности могут отмечаться избирательность, длительность, стойкость интереса к предметам (игрушкам, дидактическим пособиям); адекватность использования игрушек или других предметов (совершает адекватные или неадекватные, т. е. нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия); способность использовать игрушки в соответствии с их функциональным назначением; способность совершать специфические манипуляции с игрушками или другими предметами (неспецифические, т. е. одинаковые, стереотипные действия с любыми предметами: постукивание, перекладывание, бросание и т. п.; специфические, т. е. с учетом физических свойств предметов и функционального назначени); способность совершать процессуальные действия с игрушками или другими предметами (с 1 года 6 мес.); способность участвовать в элементарной игре с элементами сюжета (с 2 лет).


Внимание оценивается по способности ребенка проявлять его и использовать это состояние для получения различной информации.

Изучение сенсорного развития ребенка происходит как в процессе наблюдения за ребенком в различных жизненных ситуациях, так и с помощью различных диагностических приемов. Оценка сенсорного развития осуществляется на основе совокупных данных о зрительном и слуховом восприятии, а также о восприятии пространственных отношений путем сравнения со средними возрастными показателями.

4. Двигательное развитие

Двигательное развитие ребенка оценивается на основе совокупных данных о состоянии основных двигательных навыков и координаторной сферы, сформированности целенаправленных движений.

4.1. При изучении основных двигательных навыков и координаторной сферы оценке подлежат:

— сформированность основных двигательных навыков (сидения, ползания, самостоятельной ходьбы и пр.), особенности походки, удержание позы тела в пространстве, координация движений;

— объем, сила, координация движений.

Оценка основных двигательных навыков осуществляется на основе визуального наблюдения, без применения инструментальных исследований путем сопоставительного анализа со средними возрастными показателями по различным аспектам, а также на основе результатов неврологического обследования (данные медицинской документации), а также по результатам выполнения специальных диагностических заданий.

4.2. Сформированность целенаправленных движений (телесный праксис) оценивается на основе изучения:

— cформированности целенаправленных движений тела и конечностей;

— cформированности целенаправленных артикуляционных движений: (артикуляционный праксис).

Для оценки целенаправленных движений помимо наблюдений за деятельностью ребенка в повседневной жизни предлагаются специальные задания, позволяющие изучить различные виды (нарушения) праксиса.


5. Состояние артикуляционного аппарата

Состояние артикуляционного аппарата изучается в трех основных аспектах: строения, двигательных функций, речевого дыхания, голосообразования и просодических компонентов речи. В задачу логопеда входит тщательный сбор и оформление всех знаков, свидетельствующих о нарушении артикуляционного аппарата.

Блок В. Дополнительная информация

Блок дополнительной информации включает в себя различные сведения, которые могут быть полезны с точки зрения диагностики речи.

1. Особенности доречевого развития

В этой рубрике содержатся анамнестические сведения о раннем, доречевом периоде развития ребенка, которые логопед получает от родителей или из медицинской документации. Основными сведениями о доречевом развитии ребенка являются: время появления и качественные характеристики крика, гуления, лепета.

2. Особенности речевой среды, в которой воспитывался и воспитывается ребенок

В этой рубрике приводятся сведения, которые могут содержать дополнительную информацию при определении речевого статуса ребенка. Например, информация о том, что ребенок в ранний период своего развития длительное время был на госпитализации или перенес какую-либо травму (находился в неблагоприятных социальных условиях: изоляции, насилия и др.), о наличии двуязычия в семье и пр.

3. Специфические особенности речи и речевого поведения

В этой рубрике отражаются наблюдения за речевым поведением ребенка в различных ситуациях: при общении со сверстниками, на учебных занятиях, в процессе проведения диагностической процедуры и др. При этом отмечается речевая активность (гиперактивность/пассивность), адекватность речевого поведения и пр.

4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем

Эта рубрика заполняется на основе сведений, полученных из медицинской документации.

5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях


Эта рубрика заполняется на основе сведений, полученных из медицинской документации, а также от родителей.

Блок Г. Психолого-педагогическое заключение

Психолого-педагогическое заключение делается на основе анализа совокупных данных об основных линиях развития ребенка, в первую очередь речевом и познавательном развитии.

 

Структура и содержание речевой карты ребенка среднего и старшего дошкольного возраста (форма № 2)

 

Блок А. Формальные сведения.

Блок Б. Основное содержание логопедического обследования:

1. Общие представления ребенка об окружающем мире.

2. Речеязыковая компетенция:

2.1. Уровень сформированности лексикона:

— Объем словаря;

— Системная организация словаря.

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции:

— Словоизменительные навыки и умения;

— Словообразовательная деятельность;

— Синтаксические навыки и умения.

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ):

— Понимание текста;

— Продуцирование текста;

— Репродуцирование текста.

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции:

— Состояние фонематического слуха;

— Сформированность навыков звукового анализа и синтеза;

— Слоговая структура слова;

— Звукопроизношение.

3. Состояние артикуляционного аппарата:

3.1. Строение артикуляционного аппарата;

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата;

3.3. Речевое дыхание и голосообразование.

4. Просодическое оформление речи.

5. Двигательное развитие:

5.1. Развитие двигательных навыков и координаторной сферы;


5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис).

6. Психологическая база речи:

6.1. Вербальная память;

6.2. Речевое внимание;

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект).

Блок В. Дополнительная информация:

1. Особенности раннего речевого развития.

2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок.

3. Особенности речевого поведения.

4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.).

5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях.

Блок Г. Логопедическое заключение.

 

Методические разъяснения по заполнению речевой карты ребенка среднего и старшего дошкольного возраста (форма №2)

Блок А. Формальные сведения: фамилия, имя ребенка, его возраст, дата обследования; фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей; фамилия, имя, отчество логопеда; наименование учреждения, где проводится обследование.

Блок Б. Основное содержание логопедического обследования:

1. Общие представления ребенка об окружающем мире

Оценка общих представлений ребенка об окружающем мире («фоновые» знания, индивидуальная «картина мира») осуществляется по результатам собеседования. Такое общение с ребенком предваряет собственно исследование его речеязыковых возможностей, помогает установить психологический контакт, вовлекает его в коммуникацию и позволяет выяснить, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.

В зависимости от возраста ребенка подбираются вопросы, ответы на которые свидетельствуют об осведомленности ребенка в социальной сфере. Например: Как зовут твою маму? Какое сейчас время года? Почему перелетные птицы осенью улетают в теплые края? Кто у тебя любимый сказочный герой? Для чего нужен светофор?


2. Речеязыковая компетенция

Под речеязыковой компетенцией понимается способность использовать в собственной речи язык как кодовую (знаковую) систему в совокупности ее лексических, морфологических, синтаксических и фонетических средств для достижения коммуникативной цели (приема и передачи информации), не нарушая правил комбинирования слов.

Речеязыковая компетенция оценивается по трем основным критериям: состояние лексикона ребенка, сформированность грамматических навыков и умений (грамматическая компетенция) и сформированность фонетико-фонологических навыков и умений (фонетико-фонологическая компетенция). Наиболее ярко уровень сформированности речеязыковой компетенции проявляется в связной речи. Поэтому при ее оценке исследованию подлежат и различные виды речевой деятельности, в частности понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста.

2.1. Уровень сформированности лексикона

Оценка сформированности лексикона осуществляется на основе совокупного анализа результатов выполнения диагностических заданий, направленных на определение объема словаря (количественный аспект) и системной организации словаря (качественный аспект).

При оценке объема словаря помимо чисто количественного аспекта (сколько слов в лексиконе ребенка) важно учитывать и соотношение предметного, глагольного словаря и словаря признаков (особенно при оценке речи детей младшего дошкольного возраста). Качество словаря оценивается по количеству и разнообразию связей, прежде всего смысловых, которые ребенок способен установить между словами: родовидовых (яблоко — фрукт; шапка — головной убор), антонимических (широкий — узкий; длинный — короткий), родственных (лес—лесник—лесоруб) и мн.др.

Для исследования объема словарного запаса ребенка применяются задания, при выполнении которых требуется актуализация слова в речи на основе визуального или акустического стимула. Например: Назови то, что ты видишь на картинках (картинки: шапка, самокат, туфли, бабочка, кастрюля, коньки, волк); Скажи, какие ты знаешь фрукты; каких ты знаешь птиц.


При исследовании уровня сформированности лексической системности ребенку (в зависимости от возраста) предлагаются задания такого рода: Найди лишнюю картинку и объясни свой выбор (картинки: вишня, малина, крыжовник, ромашки, земляника).

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Уровень сформированности грамматической компетенции определяется на основе анализа результатов выполнения диагностических заданий, позволяющих оценить словоизменительные и синтаксические навыки и умения, словообразовательную деятельность ребенка.

При оценке словоизменительных (формообразовательных) навыков необходимо помнить, что в онтогенезе ребенок сначала овладевает наиболее продуктивными (регулярными) словоизменительными моделями языка (например, формой мн.ч. существительных ж.р. с окончаниями -а,-я и м. р.: стол—столы, кукла—куклы), постепенно переходя к освоению менее продуктивных и непродуктивных моделей (например, мн.ч. сущ. ср.р.: колесо—колеса, ухо—уши или формой Р.п. сущ. во мн.ч.: венок из ромашек, из колокольчиков, из гвоздик).

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Чтобы оценить способность ребенка к пониманию смыслового содержания текста (рассказа), предлагаются для прослушивания тексты, в которых четко прослеживается логика событий, текст содержит как основную, так и дополнительную (скрытую) информацию. После однократного прослушивания текста задаются вопросы, ответы на которые позволяют оценить уровень его понимания. Соответственно основными критериями оценки понимания текста будут способность идентифицировать содержательно­смысловое значение текста и умение выделять как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в нем. При анализе умений самостоятельно продуцировать/репродуцировать текст учитывается умение вычленить и воспроизвести его смысловую составляющую, а также способность правильно использовать языковые средства для передачи этого смысла.


2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции

Под фонетико-фонологической компетенцией как составной частью речеязыковой компетенции понимается способность правильно воспринимать на слух звуковой образец, отличать его от других артикуляторно и акустически близких звуков и правильно его воспроизводить. Помимо звукоразличения и звукопроизнесения фонетико-фонологическая компетенция предполагает овладение навыками звукового (фонологического) анализа и синтеза, правильным произношение слов различной слоговой структуры.

Оценка сформированности фонетико-фонологической компетенции осуществляется на основе анализа результатов выполнения диагностических заданий, направленных на изучение состояния фонематического слуха (фонематического восприятия), звукового (фонологического) анализа и синтеза, сформированности навыков правильного произношения звуков, слов различной слоговой структуры.

3. Состояние артикуляционного аппарата

Состояние артикуляционного аппарата изучается в трех основных аспектах: строения, двигательных функций, речевого дыхания и голосообразования.В задачу логопеда входит тщательный сбор и оформление всех знаков, свидетельствующих о нарушении артикуляционного аппарата.

4. Просодическое оформление речи

Просодическое оформление речи изучается как на основе наблюдения за интонацией и темпоритмической организацией речи ребенка в целом (например, при рассказе или пересказе), так и на основе анализа результатов выполнения специальных диагностических заданий.

5. Двигательное развитие

Двигательное развитие ребенка оценивается на основе совокупных данных о состоянии основных двигательных навыков и координаторной сферы, сформированности целенаправленных движений.

5.1. При изучении основных двигательных навыков и координаторной сферы оценке подлежат:

— сформированность основных двигательных навыков (сидения, ползания, самостоятельной ходьбы и пр.), особенности походки, удержание позы тела в пространстве, координация движений;


— объем, сила, координация движений.

Оценка основных двигательных навыков осуществляется на основе визуального наблюдения, без применения инструментальных исследований путем сопоставительного анализа со средними возрастными показателями по различным аспектам, а также на основе результатов неврологического обследования (данные медицинской документации), а также по результатам выполнения специальных диагностических заданий.

5.2. Сформированность целенаправленных движений (телесный праксис) оценивается на основе изучения:

— cформированности целенаправленных движений тела и конечностей;

— cформированности целенаправленных артикуляционных движений: (артикуляционный праксис).

Для оценки целенаправленных движений помимо наблюдений за деятельностью ребенка в повседневной жизни можно предложить специальные задания, позволяющие изучить различные виды/нарушения праксиса.

6. Психологическая база речи

Под психологической базой речи понимается состояние тех сфер психики, которые обеспечивают речепонимание/речепроизводство и непосредственно участвуют в этих процессах. Оценка психологической базы речи осуществляется на основе совокупного анализа вербальной памяти, речевого внимания, мышления. При оценке мыслительных процессов (вербальный и невербальный интеллект) очень важно учитывать возраст ребенка. Так, например, интеллект ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте оценивается по результатам выполнения задач, представленных в наглядно­образной форме. В старшем дошкольном возрасте невербальный интеллект оценивается по результатам выполнения задач, представленных в абстрактно-логической форме, вербальный – в словесно-логической.

Для углубленного изучения психологической базы речи используются специальные психологические тесты. Однако известно, что результаты выполнения речеязыковых заданий, которые традиционно используются в логопедической диагностике, также позволяют получить достаточное количество информации о состоянии психологической базы речи.


Так, например, оценивая объем словаря, логопед одновременно получает и информацию о состоянии вербальной памяти, о которой можно судить и по результатам выполнения задания на пересказ текста. Оценивая уровень сформированности фонематического слуха, специалист одновременно получает информацию и о состоянии речевого внимания и т. п.

Поэтому заполнение соответствующей рубрики в речевой карте может осуществляться либо по результатам специального тестирования, которое было проведено психологом, либо на основе анализа результатов диагностики речеязыковой компетенции ребенка.

Блок В. Дополнительная информация.

Блок дополнительной информации включает в себя различные сведения, которые могут быть полезны с точки зрения диагностики речи.

1. Особенности раннего речевого развития

В этой рубрике содержатся анамнестические сведения о раннем периоде речевого развития ребенка, полученные логопедом со слов родителей или из медицинской документации.

Основными сведениями являются: время появления и качественные характеристики первых слов, фразовой речи (количество слов, которыми овладел ребенок к определенному возрасту, наличие общеупотребительных слов и звукоподражаний, соотношение предметного и предикативного словаря, структурная организация первых комбинаций слов).

2. Особенности речевой среды, в которой воспитывался и воспитывается ребенок

В этой рубрике отмечаются факторы, которые могут содержать дополнительную информацию при определении речевого статуса ребенка. Например, информацию о том, что ребенок до двух лет жил за границей в иноязычной среде, или о том, что кто­либо из родителей ребенка заикается и др.

3. Особенности речевого поведения

В этой рубрике отражаются наблюдения за речевым поведением ребенка в различных ситуациях: при общении со сверстниками, на учебных занятиях, в процессе проведения диагностической процедуры и др. При этом отмечается речевая активность (гиперактивность/пассивность), адекватность речевого поведения и пр.


4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем

Эта рубрика заполняется на основе сведений, полученных из медицинской документации.

5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях

Эта рубрика заполняется на основе сведений, полученных из медицинской документации, а также от родителей.

Блок Г. Логопедическое заключение

Логопедическое заключение обязательно включает в себя унифицированные номенклатурные обозначения той или иной формы речевой патологии.