prosdo.ru
добавить свой файл
1 2 3


План:

Введение
.............................................................................................................5

Глава I. Русский стиль в историческом развитии.....................................7


  1. История развития русского стиля - история жизни древнерусской и народной традиции в европеизированном ис­кусстве новой России.

    • Архитектура как инструмент европеизации России.

    • От барокко до классицизма.

    • «Расслоение» русского искус­ства на «стиле­вое» и «народное».

2. Русский стиль и концепция официальной народности.......................8

  • Понятие «русский стиль», возрождение наследия собственного средневекового искусства. Роль на­родного искусства как одного из важнейших ис­точников русского стиля

  • Проблема русского стиля в архитектуре осознаваемая как проблема выражения идей национальности.

  • Соотношение человек и мир или человек в мире осмысляется через соотношение нация — мир или нация в мире.

  • Концепция официальной народности – идеология эпохи Николая I.

  • Византийский стиль как отражение идеи «православие, самодержавие, народность».

3.Купечество и русский стиль......................................................................11

  • Соединение самобытного рус­ского и европейского в деятель­ности русского купечества.

  • Роль старообрядчества в возрождении само­бытных начал русской культуры.

  • Трансформация купечества в «буржуа» во второй пол. XIX века, влияние на вкусы в искусстве.

  • Мамонтовский кружок. Пря­мая связь художника и мецената, исполнителя и заказчика.

Глава II. Неорусский стиль в архитектуре...............................................13


1. Фольклорный (крестьянский) вариант русского стиля....................13


  • Дерево как ма­териал народного и национального искусства, яркий символ народности.

  • Творчество В.А.Гартмана и И.П.Ропета и возрождение народного, кре­стьянского начала в городской архитектуре.

  • Влияние временных деревянных выставочных павильонов на характер архитектуры русского города.

  • Проникновения в городскую архитектуру традиций народной (крестьянской) деревянной архитектуры.

  • Деревян­ная застройка русского города – уникальное явление в мировой истории. Ансамблевость решения.

  1. Русский стиль в каменном зодчестве....................................................15

    • Каменные постройки в русском стиле появляются вслед за деревянными и под их влиянием.

    • Главным источником для подра­жания служит зодчество XVII века

    • Москва как средото­чие русской национальной культуры.

    • Аппликативность богатого декоративного уб­ранства, многобашенность объемов.

    • Культовое зодчество второй половины XIX ве­ка как возрождение национального наследия.


Глава III. Монументальная живопись.........................................................19

  • Роль А.В. Прахова в возрождении монументальной живописи.

  • Работа М.А.Врубеля над Кирилловской церковью и Владимирским собором.

  • Работа Васнецова над росписями Владимирского собора.

  • Идея пре­емственности русского искусства от византийского и раннехристианского, связи с античной традицией.

Заключение...........................................................................................................23
  • Культурный перелом XVII—XVIII века и его влияние на последующее развитие искусства.


  • Сфера распространения неорусского стиля расширяется от культового до гражданского зодчества, расширяется социальная сфера бытования русского стиля.

  • На период 1860—90-х годов пути развития стилевой архитектуры встречаются с путями развития народной дере­вянной архитектуры русского города.

Список использованной литературы..............................................................25

Введение.

"Архитектура - тоже летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе".

Н.В. Гоголь. Арабески

"...Искусство со стороны своего содержания есть выражение исторической жизни народа..."

В.Г. Белинский

В истории русской культуры период второй половины XIX века занимает особое место. Находясь как бы между «Золотым» и «Серебряным веком» русской культуры, он стал связующим звеном. Это время обращения профессиональных архитекторов и художников к традиции народного искусства, получившее название «неорусский стиль».

Степень разработанности данной темы в литературе достаточно велика.

В своей работе я прибегала к помощи Борисовой Е.А., Крашенинникова А.Ф.,    Максимова В.Н. и других, но опорной в написании работы стала монография Кириченко Е.И.   «Русский стиль: Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII-начала ХХ века». В данном издании планомерно и всесторонне раскрывается тема русского стиля не как отдельного явления, а в контексте развития всей русской культуры, а так же проводятся параллели с развитием зарубежного искусства. Все это создает всеобъемлющее представление о теме «неорусский стиль».

Данная работа – это попытка разобраться в вопросах, какое место занимает неоусский стиль в русской культуре и какое влияние оказал на последующее развитие русской культуры, как архитектура выражает дух времени, общества.

Произведения искусства архитектуры не толь­ко видимы, они предметны, материальны. Архи­тектура не изображает, подобно изобразитель­ным искусствам, здания, города и пейзажи. Она сама есть и то, и другое, и третье. Ее произведе­ния не только обладают реальным объемом и пространством. Ни одно архитектурное произведение не существует изо­лированно и не может восприниматься вне соот­ношения с себе подобными, с реальной пейзаж­ной или искусственно созданной человеком сре­дой.

В отличие от изобразительных искусств - живописи и скульптуры, выражающих определенное идейное содержание в реальных образах, воспроизводящих чувственно-воспринимаемый мир, "язык архитектуры" не изобразителен, а потому и его истолкование более сложно. "Архитектурный образ" никогда не может быть раскрыт как некое "литературное" смысловое "содержание", воплощенное в данном памятнике. Художественные взгляды общества отражаются здесь в более общей, отвлеченной форме. При этом нужно подчеркнуть, что поэтому архитектурный образ и менее индивидуален, в нем воплощаются не частные, скоропреходящие "веяния времени", но более типичные, ведущие художественные взгляды и вкусы общества. Эти качества архитектурного образа также определяют выдающееся значение архитектурного памятника как исторического источника: он доносит до нас в своем содержании не случайное, но типичное, не частное, но главное в художественных взглядах данной эпохи.
Глава I. Русский стиль в историческом развитии.

1. История развития русского стиля.

Проблема самоосознания и самовыраже­ния встала со всей остротой и категорич­ностью перед русским искусством во вто­рой половине XVII века в пору перехода от средневековья к Новому времени.

Реформы ПетраI сопровождались выходом за рамки связанной с православием культуры византий­ского типа и насильственным насаждением евро­пейской культуры, генетически связанной и развивавшейся в контексте иных вариантов христианства. Переворот оказался столь резким и катастрофичным, пропасть, разделившая на родную культуру и культуру образованных слоев столь глубокой, протекал он так жестко и драматически, что после петровского времени общественное сознание каждого нового поколения вы­нуждено было возвращаться к осмыслению этого узлового момента новой русской истории. Процесс формирования светской культуры Нового време­ни проходил как процесс европеизации, совер­шался в рамках целенаправленной государ­ственной политики и протекал в ходе решитель­ного вытеснения прежней культуры культурой Нового времени.


Главной целью социально-политического раз­вития России с конца XVII века становится евро­пеизм— достижение общественного, экономиче­ского, культурного уровня и политического ста­туса народов и государств Европы. В этом движении архитектуре как самому массовому и общедоступному тогда искусству отводилась первостепенная роль не только функциональная, но идейно-художественная: быть символом и вы­разителем новых ценностей.

Обращаясь к стилевым категориям, можно сказать, что в России переход от средневековья к Новому времени начался в форме барокко. Однако подлинную широту и массовость он приобрел в формах классицизма1.

1. Кириченко, Е.И.   Русский стиль. 1997.- с14.

На период распро­странения этого стиля приходится переплани­ровка русских городов на началах регулярности в стиле классицизма. Подлинно массовое строительство дворянских усадеб также приходится на время классицизма. Именно тогда новая культура за­падноевропейского типа становится достоянием всего просвещенного русского общества.

Петровская политика автоматически перевела в разряд низового всю громадную сферу сущест­вовавшего в то время искусства, а не только собственно народного. Сложная двуслойная структура русского искус­ства Нового времени, распадающегося на стиле­вое и народное (каждый из слоев в свою очередь обладает своеобразной двуслойностью: двум раз­новидностям народной культуры—городской и крестьянской соответствуют две разновидности стилевой — городская и усадебная), не оказывает влияния на своеобразный параллелизм протека­ющих одновременно процессов. Параллелизм ис­чезает, и процесс начинает обретать вид встреч­ного движения только во второй половине XIX века2.

2. Русский стиль и концепция официальной народности.

В сло­восочетании русский стиль слово стиль употребля­ется в суженном смысле. В это словосочетание вкладывается содержание, аналогичное тому, ка­кое вкладывалось в XIX веке при обозначении различных архитектурных направлений в слова стиль Ренессанс, стиль барокко, русский стиль, мав­ританский стиль. Так назывались архитектурные направления в зодчестве романтизма и историзма, основанные на использовании традиций со­ответствующих названиям эпох (не случайны уточнения вроде: в стиле французского или фло­рентийского Ренессанса).


Иначе говоря, русский стиль терминологиче­ски и содержательно близок тому, что в искус­ствознании германоязычных стран обозначается

2. Кириченко, Е.И.   Русский стиль. 1997.- с18.
понятием Heimatkunst или Heimatstil, а в англо­язычных Gothic Revival , с той только разницей, что в не знавшем готики древнерусском искусстве словом русский стиль обозначается возрождение наследия собственного средневекового искусства3. Однако это лишь одна, на определенных этапах обязательная, составляющая возрождаемого на­ционального художественного наследия. Другой является народное искусство.

Понятием русский стиль обозначается, таким об­разом, направление или творчество мастеров, ос­нованное на использовании традиций русского национального искусства. С понятиями русский, русская традиция, национальная самобытность вплоть до начала XX века связывается отечественная, отличная от западноевропейской художествен­ная традиция, отражающая своеобразие истоков русской культуры, а значит, и самой культуры. Русский стиль предстает ни чем иным как местным вариантом интернаци­онального движения за возрождение националь­но неповторимого и отмеченного печатью само­бытности искусства в процессе сложения интернациональной всемирной культуры.

Под словосочетанием русский стиль имеет­ся в виду одна из специфических форм выраже­ния национального самосознания или, может быть, точнее, выраженный средствами искусства аспект миропонимания, где вечная проблема ис­кусства— соотношение человек и мир или человек в мире осмысляется через соотношение нация — мир или нация в мире. История русского стиля не является, таким образом, историей русского ис­кусства, а лишь историей того, что считается русским в русском искусстве.


Официальной идеологией николаевской России стала т.н. «теория официальной народности». Ее творцом стал министр просвещения граф С.С. Уваров. Основу теории составила "уваровская троица": православие - самодержавие - народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие


  1. Кириченко, Е.И.   Русский стиль. 1997.- с 8.

составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Спокойная, устойчивая, благолепно-тихая Россия противопоставлялась мятущемуся, разлагающемуся Западу. В "теории официальной народности" ярко проявилась закономерность русской истории: любой поворот к консерватизму и охранительству всегда сочетается с антизападничеством и подчеркиванием особенностей собственного национального пути.

Появление но­вого термина византийский стиль для обозначения национального направления в зодчестве второй трети XIX века выявило новые смысловые аспекты понятия наци­ональное.

Раз­витие византийского стиля в искусстве было значительно ускорено целенаправленной поддержкой, законодатель­ными актами и инициативами свыше. Во второй четверти XIX века при Николае I повторяется ситуация, характерная для художественной по­литики всех русских императоров, начиная от Петра I: от царствующих особ исходит иници­атива проведения своеобразных художественных революций сверху. Архитектура и прямо свя­занные с нею искусства оказались видами худо­жественного творчества, где смена идеалов действительно повлекла за собою смену худо­жественной ориентации и сопровождалась ре­альными усилиями, направленными на создание нового художественного языка на основе наци­ональной традиции.

Генетические корни русской культуры достаточно ярко демон­стрировали ее отличие от европейской, подчер­кивая ее своеобразие и уникальность. Но тот же факт причастности русской культуры к культуре византийского круга не менее ярко свидетельст­вовал о приобщенности ее к великой европейской культурной традиции. Но термин византийский подчеркивал не просто своеобразие истоков русской культуры. Он рас­сматривался одновременно как указание на осо­бенность русской идеи. Она вытекает из визан­тийских корней—Древняя Русь получила из Ви­зантии православие. Именно это—неотдели­мость национальной идеи от конфессиональной, выражение одного через другое, национального через конфессиональное, конфессиональное как символ и выражение национального, соединение в одном понятии двух самых значительных сим­волов и ценностей времени—и предопределило, судя по всему, появление термина византийский для обозначения русского стиля в русском искус­стве4.


Ярчайшим примером византийского стиля в архитектуре стал храм Христа Спасителя по проекту К.Тона – зримое олицетворение официальной доктрины.


  1. Купечество и русский стиль.

Своеобразие культурно-исторической миссии русского купечества, как и русского стиля, опре­деляется своеобразием русской истории Нового времени. Только в на­роде, низведенная до уровня низовой, средневе­ковая культура, ее нормы и принципы сохраняли свою жизнеспособность.

С развитием капиталистических отношений, по мере того как дворянство сходило с исторической сцены, на передний план стало выдвигаться другое сословие — купечество. Его роль особенно возросла после отмены крепостного права.

Купечество занимало промежуточное положение между дворянством и крестьянством. Относящееся к привилегированным классам по своему имущественному статусу, оно своими корнями уходило в народные массы. Очень часто купцами становились разбогатевшие крестьяне. С крестьянством купечество, продолжавшее хранить в быту традиции допетровской Руси, было связано и близостью жизненного уклада. В особенности это касалось старообрядческого купечества, а именно к старообрядцам принадлежали богатейшие купеческие фамилии: Морозовы, Мамонтовы, Рябушинские. Это было не случайно. Строгие жизненные правила старообрядцев в людях определенного склада воспитывали сильный дух и непреклонную волю, способность идти к намеченной цели.

4. Кириченко, Е.И.   Русский стиль. 1997.- с 207.

Купечеству предстояло уменьшить разрыв, сблизить чуждые, даже враждебные и мало понятные друг другу миры культуры. Оба компонента — самобытное рус­ское и европейское — соединились в деятель­ности русского купечества. Социально-эко­номическое и культурное становление самого ку­печества. сопровождалось выходом из сфе­ры народной культуры и приобщением к европеизированной культуре дворянства. Купечество, приобщаясь, усваивая, ис­пользуя плоды европейской образованности, на­уки, техники, промышленности, культуры, не только не стремится отрешиться от традицион­ных основ народной культуры, из недр которой оно вышло, но пытается видоизменить, обога­тить, выразить связь свою с почвой, его вырасти­вшей.


Крупнейшим центром купечества была Москва. В конце XIX — начале XX в. по аналогии с дворянской усадьбой складывается культура усадьбы купеческой, которая, в отличие от первой, обеспечивалась доходами от промышленной деятельности ее владельцев. Трудно переоценить значение знаменитой усадьбы Абрамцево, ставшей подлинным культурным центром. Крупному русскому промышленнику и меце­нату Савве Ивановичу Мамонтову в своем подмосковном имении удалось объеди­нить приверженцев всего нового и передового и создать благоприятные условия для выражения его во всех видах художественного творчества. Для нас особенно важно, что основные художест­венные открытия участников Абрамцевского кружка относятся к неорусскому стилю.

Знаменитые коллекционеры из семей Морозовых, Третьяковых, Рябушинских, Бахрушиных и многих других вышли из русской деревни, генетически были с ней связаны и с готовностью отдавали немалые деньги на развитие просвещения и культуры родного Отечества. Меценатство проявилось в виде покровительства искусству, наукам, собирании больших библиотек, коллекций, созданий художественных галерей, театров и т. д..




следующая страница >>