prosdo.ru
добавить свой файл
1

Решение

регионального координационного совета по развитию инновационной инфраструктуры в сфере образования департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 9 февраля 2010 года


Об итогах экспертизы итогового отчета

по результатам реализации программы

«Гендерное образование и развитие детей

дошкольного возраста Белгородской области»


Региональный координационный совет, заслушав выступление Федорченко П.Ю. секретаря координационного совета, отмечает, что эксперимент осуществлялся в области в течение четырех лет. Программа эксперимента предусматривала его осуществление с 2005 по 2009 гг., при этом принято решение продлить его до конца 2009-2010 уч.г. Объектом исследования выступало личностное развитие детей дошкольного возраста, предметом исследования заявлялись гендерное воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

В результате проведения комплекса научных, научно-практических мероприятий создана модель гендерного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, которая предполагает ряд организационно-управленческих, научно-методических и практических шагов. Были также разработаны критерии, показатели и приемы гендерного воспитания и развития дошкольников, методический и технологический инструментарий, позволяющий осуществлять гендерное воспитание. Итоговый отчет снабжен приложениями, которые демонстрируют результативность проведенной работы.

Экспертизу итогового отчета осуществляли члены регионального координационного совета Волошина Л.Н., д.п.н., профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии БелГУ, и Серых Л.В., к.п.н., зав.кафедрой дошкольного и начального образования Бел РИПКППС, доцент. Оба эксперта указывают на актуальность работы по программе эксперимента, значительное количество публикаций, активное участие воспитателей ДОУ в разработке и апробации технологии игровых ситуаций гендерного воспитания. В процессе экспериментальной работы активно осуществлялся обмен информацией о внедряемых инновациях и результативности их применения между участниками эксперимента.


Эксперт Волошина Л.Н. отмечает, что анализ отчета позволяет сделать вывод о безусловной перспективности использования разработанной программы и технологии гендерного воспитания дошкольников в практике работы дошкольных образовательных учреждений. В результате проделанной работы выявлены и обоснованы социально-педагогические условия, необходимые для решения проблемы гендерного воспитания в современном дошкольном учреждении и семье. В пособиях, подготовленных к печати по результатам опытно-экспериментальной работы, намечены перспективы практического применения методических рекомендаций по гендерному воспитанию в региональном дошкольном образовании.

Эксперт Серых Л.В. указывает, что в отчете раскрывается специфика управленческой деятельности ДОУ по решению проблемы гендерного воспитания и развития детей, разработана «Матричная модель управления в ДОУ», с достаточной полнотой раскрыты сущность «Проектной модели системы гендерного воспитания дошкольников» и содержание Программы по гендерному воспитанию дошкольников. Особое внимание в отчете уделяется описанию критериев интеллектуального, эмоционально-чувсвенного развития и поведенческой сферы дошкольников (по возрастам и трем уровням). Достоинством проведенной работы следует считать разработанные инструктивные карты «Гендерные особенности дошкольников в игре», примерные модели взаимодействия взрослых с мальчиками и девочками дошкольного возраста, картотеку игр гендерного воспитания. В отчете представлена «Модель развивающей среды ДОУ, способствующая гендерному развитию дошкольников», которая включает в себя цикл игровых занятий с дошкольниками. В приложении представлены электронные версии методических пособий «Методы гендерного исследования личности дошкольника», «Калейдоскоп игр гендерного воспитания личности».

Замечания, высказанные экспертами по содержанию итогового отчета, касаются неполного представления в нем динамики количественных и качественных показателей гендерного развития детей в экспериментальных группах. Наглядное представление такой динамики позволило бы более наглядно показать теоретическую и практическую значимость разработанной модели гендерного воспитания, отработанной технологии и результатов выполнения программы эксперимента. Эксперты отмечают также, что в итоговом отчете не представлены исчерпывающие материалы, которые позволяют судить об эффективности проделанной работы.


Принимая во внимание представленную информацию, заключения экспертов, региональный координационный совет решил:

1. Представленный итоговый отчет по результатам реализации программы «Гендерное образование и развитие детей дошкольного возраста Белгородской области» принять к сведению.

2. Научному руководителю Рагозиной Л.Д. доработать итоговый отчет с учётом замечаний и представить результаты опытно-экспериментальной работы на следующем заседании координационного совета.


Заместитель председателя И.В. Шаповалов

Секретарь П.Ю. Федорченко