prosdo.ru
добавить свой файл
1

«Разные поколения – разные нравственные ценности?»


Урок – дискуссия


Творческая группа:


Кустов А.Б., учитель истории

Веселова З.Т., учитель русского языка и литературы

Гарвацкая Н.И., учитель французской литературы

Синицына Н.А., учитель-документалист

Тема работы творческой группы:


«Пути интеграции методологических подходов и методических приемов в работе учителей предметов гуманитарного цикла»


Форма урока:

Круглый стол с участием учащихся 10А класса и учителей гимназии.

Урок ведет учитель истории Кустов А.Б., остальные участники творческой группы участвуют в его подготовке, а также выступают в роли экспертов-участников круглого стола.

Продолжительность урока 60 минут.


Цель урока:

Развитие у учащихся способности активизировать и применять знания из различных предметных областей в конкретной коммуникативной ситуации.

Развитие общеучебных умений и навыков учащихся (умение анализировать информацию в любой форме, умение выдвигать и обосновывать гипотезу, высказывать свое мнение и аргументировать его).

Воспитание осознанного отношения к нравственным ценностям разных поколений.


Задачи урока:

На основе анализа исторического материала, литературных произведений русских и французских авторов, страноведческих материалов, данных социологических исследований выявить ценностные приоритеты различных поколений и показать факторы, влияющие на их формирование.


Подготовительная работа:

В процессе подготовки к дискуссии учащиеся разработали вопросы для проведения опроса старшеклассников гимназии, а также для проведения интервью с учителями; сделали видеозапись этих интервью; графически представили символы своего поколения и поколения своих родителей


Учителями была проделана предварительная работа на своих уроках:

Литература – ученики обсудили проблему нравственного выбора в художественных произведениях русской литературы, подобрали и самостоятельно проанализировали отрывки из произведений: «Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щадрина, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Прощание с матерой» В.Распутина, иллюстрирующие различия в отношении разных поколений к нравственным ценностям.

Французская литература – аналогичная работа была проведена с отрывками произведений французской литературы: Стендаль «Красное и черное», Ф.Мориак «Клубок змей», Ж.Дюамель «Хроника семьи Паскье».

История – обсуждалось влияние исторических процессов, общественных отношений на формирование нравственных законов общества на примере определенного исторического периода (Россия и страны Западной Европы, середина XIX века).


Французский язык и страноведение – анализ различных аутентичных документов (статьи в прессе, статистические данные, видеорепортажи) по темам: «Проблемы французской молодежи», «Ценности французского общества».

Основы поиска и обработки информации – поиск информации на заданную тему, анализ информации, представленной в графической и табличной форме, анализ результатов социологических опросов.




Ход урока



I. Постановка проблемы

Учащимся предлагается для просмотра эпизод из художественного фильма «Курьер» режиссера К.Шахназарова, в котором представитель старшего поколения ставит под сомнение ценности молодежи. Налицо конфликтная ситуация, в которой противопоставляются ценности двух поколений.


Учитель формулирует вопросы:

Реальна ли ситуация, показанная в фильме?

Действительно ли ценности меняются при переходе от поколения к поколению?

Если да, то выражается ли это в конфликте между поколениями?



II. Анализ и интерпретация данных опросов старшеклассников и учителей

Для ответа на эти вопросы учитель предлагает познакомить присутствующих с результатами опроса, проведенного учащимися этого класса среди старшеклассников гимназии, которые должны были назвать три ценности, наиболее важные для них и для их родителей. Представители группы, проводившей социологическое исследование, представляют его результаты в виде списка социально-нравственных ценностей, расположенных в порядке убывания их значимости для участников опроса. Эти же результаты представляются на доске. Учащиеся их комментируют, обсуждая суть и значимость каждой из приведенных ценностей.

Для подтверждения выводов из результатов опроса учащимся предлагается просмотр видеозаписи интервью с учителями гимназии, которые были предварительно проведены учениками класса.

Учителя отвечают на два вопроса:

Что является самым важным в жизни для вашего поколения?

Что, по вашему мнению, важно для молодого поколения?

Учитель обращается к взрослым участникам круглого стола с просьбой ответить на вопрос, что значимо в жизни для них. Учащиеся комментируют высказывания учителей.


III. Аргументированные высказывания учащихся с опорой на знание исторического материала, литературных произведений русских и французских авторов, страноведческих материалов.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос:

Почему шкала ценностей претерпевает изменения?

Какие факторы влияют на приоритеты каждого поколения в социальной и нравственной области?

Обсуждается роль семьи и общества в формировании ценностей каждого поколения. Ставится вопрос о том, всегда ли разница во взглядах разных поколений выливается в конфликт между ними.


IV. Анализ позиции представителей другой культуры

Учащиеся гимназии много общаются с молодежью разных стран, участвуя в образовательных проектах, молодежных форумах, обменах. Они часто встречаются с французами, работающими в Санкт-Петербурге. Учитель предлагает ответить на вопрос, зависят ли нравственные ценности личности от принадлежности к той или иной культуре.


Чтобы помочь им ответить на этот вопрос, предлагается видеозапись интервью с французами, работающими в Санкт-Петербурге. Это преподаватели Клод Дуайенель и Микаэль Дюпре, атташе по лингвистике посольства Франции Жак Мартель. Они также сравнивают старшее и молодое поколение. Учащиеся обобщают их мнения на русском языке и делают вывод об общности или различии социально-нравственных ценностей у представителей разных культур.


V. Блиц-опрос среди учеников и учителей.

Предлагается очень кратко ответить на вопрос, заявленный как тема урока:

«Разные поколения – разные нравственные ценности?»