prosdo.ru
добавить свой файл
1




«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

____________И.А. Байчук

«_____» ____________ 2012





Утверждаю

Директор КОУ «Самсоновская СОШ»

_________ Г.А. Бергутова

«____»___________2012 г.


Весёлая кисточка

Программа кружка по ИЗО


для учащихся 1-2 классов



Руководитель кружка:

Косинцева Ю.В.


1.Пояснительная записка.

В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности. Теоретики эстетического воспитания считают, что в возрасте от 7 до 12 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем ученики начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигальные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная программа «Весёлая кисточка» может рассматриваться как программа реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания. Направленность детского объединения – художественная


Цель:

Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи:

1.Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.

2.Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.

3.Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.

Программа «Весёлая кисточка» рассчитана на детей от 7 до 9 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Количество 10-15 человек. Занятия 1 раз в неделю с 13ч 30мин до 14ч 15 мин.

Формы организаций занятий :


  • информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.

  • художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;

  • изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.

  • художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, чтение литературных произведений.

знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России;

  • основные цвета спектра в пределах акварельных красок;

  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками;

уметь:

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

  • верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

  • правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;

  • определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
  • передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;


  • передавать в тематических рисунках пространственные отношения;

  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм;

  • лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных игрушек;

  • составлять простейшие аппликационные композиции;

Календарное и тематическое планирование




Тема


Кол-во часов

Тип урока

Что будем делать на уроке

Что должны знать, уметь на занятии

Форма работы

Домашнее задание

Дата проведения

1

«Красота осенних листьев»- рисование с натуры простых по форме листьев

1

Комбинированный

Простые по форме листья, цвета, смешивание

Знать холодные и теплые цвета;правила работы с аквар. крас.

Уметь распознавать листья по форме, смешивать краски

Текущий. Ответы на вопросы

Принести листья простых форм, дары осени

5.09.2010

2

«Дары осени» - рисование с натуры овощей и фруктов


1

Комбинированный

Рассматривание даров осени. Сравнение овощей и фруктов. Простые по форме и строению овощи и фрукты. Практическая работа

Знать холодные и теплые цвета;правила работы с аквар. крас.

Уметь распознавать овощи и фрукты по форме, смешивать краски

Текущий. Ответы на вопросы




12.09.2012

3

«Веселые узоры» - выполнение декоративной работы

1

Комбинированный

Изделия Полхов – Майдана, Рассматривание дет. рисунков. Анализ работ

Знать правила работы с акварелью.

Уметь выполнять рисунок акварелью

Текущий. Ответы на вопросы




19.09.2012

4

«Осенний узор» - рисование узора в полосе из декор. Ягод и листьев

1

Комбинированный

Изделия Полхов – Майдана, Рассматривание дет. рисунков. Анализ работ

Знать правила работы с акварелью.

Уметь выполнять рисунок акварелью

Текущий. Ответы на вопросы, сам – ая работа




26.09.2012

5

6

«В гостях у осени» - рисование на тему

2

Комбинированный


Озн –е с произведениями изо искусства и беседа о красоте осенней природы. Элементарные основы рисунка: линия, штрих. Анализ работ

Знать правила работы с акварелью.

Уметь выполнять рисунок акварелью

Текущий. Ответы на вопросы, сам – ая работа

Принести акварельные краски

03.10.2012

10.10.2012

7

8

«Богатый урожай» - рисование на тему

2

Комбинированный

Озн –е с произведениями изо искусства и беседа о красоте труда человека., выражать свои чувства с помощью цвета .

Знать правила работы с акварелью.

Уметь выполнять рисунок акварелью

Текущий. Ответы на вопросы, сам – ая работа




17.10.2012

24.10.2012

9

10

«Мы рисуем сказочную птицу» - вып – е декоративной работы

2

Комбинированный

Сказочные образы птицы в изделиях народных мастеров и реальные птицы в рисунках.

Знать правила работы с акварелью.

Уметь выполнять рисунок акварелью

Текущий. Ответы на вопросы, сам – ая работа

Принести акварельные краски

07.11.2012

14.11.2012

11

12

«Мы готовимся к рисованию сказки» - выполнение набросков гуся с натуры или по памяти


2

Комбинированный

Форма. Строение, Цветовая окраска .Выполнение наброска кистью и цвете. Беседа о народных сказках

Знать правила работы с акварелью.

Уметь выполнять рисунок акварелью

Вопросно – ответная беседа. Сам – ая работа

Прочитать сказку «Гуси- лебеди»

21.11.2012

28.11.2012

13

14

Иллюстрирование р. н.с «Гуси – лебеди»

2

Комбинированный

Форма. Строение, Цветовая окраска .Тренировочные упражнения.

Знать правила работы с акварелью.

Уметь выполнять рисунок акварелью

Текущий. Ответы на вопросы, сам – ая работа

Принести акварельные краски

05.12.2012

12.12.2012

15

16

«Мы рисуем сказочную ветку» - выполнение декорат. работы

2

Комбинированный

Городецкая роспись. Форма. Строение, Цветовая окраска .Выполнение наброска кистью и цвете.

Знать правила работы с карандашом и акварелью.

Уметь выполнять рисунок в карандаш еи акварелью

Вопросно – ответная беседа. Сам – ая рабо

Выучить стихи про зиму

19.12.2012


26.12.2012


17

18

»Наши зимние забавы» - рисование на тему

2

Комбинированный

Выбор сюжета. Беседа о встрече Нового года

Знать правила работы с карандашом и акварелью.

Уметь выполнять рисунок в карандаш еи акварелью

Вопросно – ответная беседа. Сам – ая рабо

Принести акварельные краски

16.01.2102

23.01.2013

19

20

«Друзья детства» - рисование с натуры игрушечных животных

2

Комбинированный

Предметы сложной формы. Художники -. анималисты

Знать правила работы с карандашом и акварелью.

Уметь выполнять рисунок в карандаш еи акварелью

Вопросно – ответная беседа. Сам – ая рабо

.Принести любимую игрушку

30.01.2013

06.01.2013

21

22

«Мои любимые игрушечные животные» - выполнение орнаментальной полосы.

2

Комбинированный

Дымковские и филимоновские народные глиняные игрушки. Беседа» Любимые детские герои в изображении народных мастеров

Знать правила работы с карандашом и акварелью.

Уметь выполнять рисунок в карандаше и акварелью

Вопросно – ответная беседа. Сам – ая рабо


Принести акварельные краски.

06.02.2013

13.02.2013

23

24

«Мои друзья на границе» - рисование на тему



2



Комбинированный

Выбор сюжета .Беседа о красоте героических поступков воинов


Знать правила работы с карандашом и акварелью.

Уметь выполнять рисунок в карандаш еи акварелью

Вопросно – ответная беседа. Сам – ая рабо

Принести вышитые вещи

20.02.2013

27.02.2013

25

26

«Мы любим родную природу» - выполнение коллективного узора из декоративных цветов, листьев, птиц

2

Комбинированный

Народная вышивка Архангельской области Павловский платок, Рассматривание гербарий

Знать правила работы с карандашом и акварелью.

Уметь выполнять рисунок в карандаш еи акварелью

Вопросно – ответная беседа. Сам – ая рабо

Принести акварельные краски

06.03.2013

13.03.2013

27

28

«Мои друзья» - рисование на тему

2

Комбинированный

Беседа о красоте весенней природы Выполнение работы

Знать правила работы с акварелью.

Уметь выполнять рису


Вопросно – ответная беседа. Сам – ая рабо






20.03.2013

03.04.2013

29

«С чего начинается Родина» - рисование на тему

1

Комбинированный

Раскрытие понятия «Родина». Сюжет.

Знать правила работы с акварелью.

Уметь выполнять рисунок

Вопросно – ответная беседа. Сам – ая рабо

Принести картины с изображением цветов

10.04.2013

30

Рисование с натуры «Цветы нашей Родины»

1

Комбинированный

Беседа о цветах, правила ухода за ними.

Знать правила работы с акварелью.

Уметь выполнять рисунок

Вопросно – ответная беседа. Сам – ая рабо




17.04.2013

31

32

«Мы рисуем праздник весны и труда» - рисование на тему

2

Комбинированный

Праздник весны и труда. Сюжет

Знать правила работы с акварелью.

Уметь выполнять рисунок

Текущий. Ответы на вопросы, сам – ая работа

Принести акварельные краски

24.04.2013

08.05.2013


33

34

«Наши любимые узоры» - выполнение узора

2

Комбинированный

Беседа «В гостях у народных мастеров Городца, Гжели, Полхов – Майдана, местныхмастеров». Выполнение работы карандашом, в цвете

Применить полученные знания и умения



Выставка рисунков




15.05.2013

22.05.2013



Литература.

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  2. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  3. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

  4. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

  5. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.

  6. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.

  7. Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.

  8. Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.

  9. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.

  10. Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.
  11. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2002.


  12. Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.



Приложение 1

Словарь юного художника.

Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.

Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.

Блик – это самая светлая часть на предмете.

Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.

Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.

Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.

Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.

Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.

Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).

Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.

Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.

Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества.


Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.

Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.

Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.

Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.

Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).

Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.

Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т.д.

Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Палитра – 1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы.

Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.

Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.

Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.

Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.

Ритм – это повторение и чередование фигур.

Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.


Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.

Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.

Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).

Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».

Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.

Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.

Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.

Штрих – это черта, короткая линия.

Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.

Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.