prosdo.ru
добавить свой файл
1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Рф

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

033300 Б.3.В.07 ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕТЕКСТЫ


Трудоемкость (в зачетных единицах) _____6_______


Направление подготовки____0033300 Религиоведение______________________________


Профиль подготовки (магистерская программа)__Историко-религиоведческое образование_________________


Квалификация (степень) выпускника____________ Бакалавр религиоведения_________


1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения предмета «Вероучительные тексты» является знакомство непосредственно с вероучительными текстами религий мира, а также с принципами понимания и толкования этих текстов в науке и в различных религиозных традициях.

Задачи преподавания дисциплины предполагают:


  • знакомство с вероучительными текстами религий мира

  • формирование понимания вероучительного текста как феномена духовной жизни

  • ознакомление с методами исследования вероучительных текстов

2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Дициплина относится к вариативной части профессионального цикла ООП. Дисциплина формирует основы системы знаний, закладывающих методологический фундамент профессиональной подготовки магистра, и содержательно связана с курсами «История религии», «История православной церкви», «История философии», «Библеистика». Учебная дисциплина базируется на таких известных обязательных, стандартных, общепринятых, академических, гуманитарных и социально-экономических учебных дисциплинах высшего образования, как философия, политология, культурология, что также подчеркивает их неразрывную взаимосвязь.


Изучение дисциплины необходимо для успешного освоения курсов «Библеистика», «История православной церкви», «Антропология религии».


3. Требования к уровню освоения программы

В результате изучения курса «История отечественного и зарубежного религиоведения» студенты должны обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями :


  • способностью во всех областях своей учебной и научной деятельности целиком и полностью соответствовать общим и специфическим нормам преподавательской этики (ОК-12);

в области научно-исследовательской деятельности:

  • способностью использовать знание природы и специфики современных религиоведческих проблем, места религиоведения в культуре нашего времени, основных тенденций ее развития; роли религиоведения в современных интеграционных процессах формирования единой культуры (ПК-1);

  • способностью использовать знание специфики онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов религиоведческого знания, знание основных категорий религиоведческих дисциплин (ПК-2);

  • способностью использовать знание основных современных концепций мирового и отечественного религиоведения, их главных авторов, школ и направлений, концептуальных различий между ними, основного содержания религиоведческих дискуссий современности (ПК-3);

  • способностью использовать знание специфических особенностей религиозной и религиозно-философской мысли Запада и Востока, религиозной и светской философии, знакомство со священными текстами религий мира (ПК-4);

  • способностью использовать знание основных этапов развития мирового и отечественного религиоведения (ПК-5);
  • способность использовать знание общего и специфического в различных концепциях человека, развиваемых в древних, народностно-национальных и мировых религиях; основные парадигмы современной религиозной антропологии (ПК-6);


  • способностью использовать знание специфики решения антропологических проблем в религиозной философии; знание ее основных представителей (ПК-7);

  • умением самостоятельно анализировать религиоведческую, философскую, социально-политическую и научную литературу, на основании научного анализа тенденций социального, экономического и духовного развития общества делать прогнозы и выдавать рекомендации, осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения, периодическую печать (ПК-8);

  • способностью внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с основами предметной области (ПК-9);

  • способностью анализировать и описывать с позиции академического религиоведения феномен религиозного опыта в различных религиозных традициях (ПК-10);

  • умением формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний (ПК-11);

  • умением выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования (ПК-12);

  • умением обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных (ПК-13);

  • умением вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий (ПК-14);

  • умением составлять предметные и именные указатели, базы данных с привлечением современных информационных технологий (ПК-15);

  • умением представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати (ПК-16);

в области педагогической деятельности:

  • способностью использовать профессиональные знания в области истории отечественного и зарубежного религиоведения (ПК-20);


4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) ___6___ зачетных единиц и виды учебной работы.

Вид учебной работы


Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом) (час)

Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом) (час)

Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом) (час)

Всего

3 семестр

4 семестр

Аудиторные занятия

95

45

50

Лекции

38

19

19

Практические занятия

57

18

39

Семинары










Лабораторные работы










Другие виды аудиторных работ: занятия в активной и интерактивной форме

20

10

10


Самостоятельная работа

130

65

65

Реферат










Формы текущего контроля




Тестирование, реферат

Тестирование, реферат

Формы промежуточной аттестации (в соответствии с учебным планом)




зачет


экзамен


5. Содержание учебной дисциплины (модуля).

5.1. Разделы учебной дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

Всего

Лекции

практические (семинары)

лабораторные работы

В т.ч. в интеракт. ф.

самостоятельные

1.

Язык и религия как составляющие семиотического центра культуры


14

2

4




2

8

2.

Языковая семантика и религиозное сознание

14

2

4




2

8

3.

Текст как способ бытия религиозной веры. Текст и религиозное сознание

16

4

4




2

8

4

Откровение как "главное знание" о мире и смысловой центр Священного Писания

16

2

4




2

8

5

Кодификация Писания и сложение религиозного канона

16

4

4




2

8

6

Жанровое разнообразие конфессиональной литературы

14

2

4




1

8

7


Богословие и догматика в вероучительных текстах

16

4

4




1

8

8

Символы веры и катехизисы

14

2

4




1

8

9

Богослужебные книги и молитвенники

14

2

4




1

8

10

Коммуникативные особенности мистических текстов

14

2

4




1

8

11

Проповедь и дидактические жанры

16

2

4




1

10

12

Юридические темы и жанры в конфессиональной книжности

16

2

4




1

10

13


Конфессиональная литература как коммуникативное пространство

16

2

4




1

10

14

Языковые коллизии в истории священных текстов

16

2

2




1

10

15

Судьбы языков

в религиозной истории народов

16

2

3




1

10




Всего

252/6

38

57




20

130


5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).

1. Язык и религия как составляющие семиотического центра культуры. Народы, языки и религии на карте мира в прошлом и настоящем. Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм. Первобытный фидеизм и язык: некоторые аналогии в структуре содержания. Время ранних государств и средние века. Надэтнические религии. Пророческие и апостольские языки. Новое время. Секуляризация и расцвет этнических литературных языков. Этносы и религиозная принадлежность.


2. Языковая семантика и религиозное сознание. Психологическая структура языкового и религиозного сознания. Языковое значение: между представлением и понятием. Многообразие форм религиозного знания (образы, логика и иррационализм, мистика). Содержание мифолого-религиозной картины мира. Язык и религия в структуре общественного сознания. Язык, религия и народный менталитет. Религия как фактор культурно-психологического своеобразия народов.

3. Текст как способ бытия религиозной веры. Текст и религиозное сознание. Вероучительный текст как семиотическая система. Единство означающего и означаемого в вероучительном тексте. Фидеистическое отношение к слову. Безусловное восприятие знака как предпосылка и первоэлемент словесной магии. Магическая функция языка и неконвенциональное (безусловное) отношение к знаку. Магия, святость и красота слова (о близости фидеистического и эстетического). Слово в ритуале. Ритуал как единство фидеистического действия и слова. Мифология речи. Мифология имени. Лексико-фразеологические свидетельства словесной магии. Табу и эвфемизмы. Мифы о букве и магия письма.

Коммуникация в мифолого-религиозной практике. Диалектика автономии и гетерономии в религии. Вероучительный текста как область религиозной гетерономии. Механизмы влияния вероучительного текста на религиозное сознание. Лингвистическая составляющая текста и религиозное сознание. Особенности фидеистического общения. Жанры "вещего" слова

4. Откровение как "главное знание" о мире и смысловой

центр Священного Писания. Харизма религиозного гения. Призвание Моисея и "Тора". У истоков зороастризма. "Авеста". Проповедь Будды: дхарма, дорога к нирване. Структура Откровения в Священном Писании христиан. Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба. Откровение как вероисповедная ось Писания

5. Кодификация Писания и сложение религиозного канона. Два аспекта кодификации Священного Писания: правильность текста и правильность корпуса текстов. Канонический текст произведения. "Собиратель Корана" Осман (856 г.). Ориген (185-254), его "Гекзапла" и зарождение текстологии Коммуникативный смысл принципа ipse dixit в истории культуры. Основные этапы сложения религиозного канона в ряде исповеданий.


6. Жанровое разнообразие конфессиональной литературы. Экспансия смыслов и текстов Писания в коммуникативное пространство социума. Общая типология книжных жанров в религиях Писания. Внеканонические Современники Танаха и Нового Завета. Иудейские апокрифы: иноязычные истории о евреях до и после Вавилонского плена; иноязычные "книги Премудрости"" рукописи Мертвого моря. Ранние христианские апокрифы: новозаветные парафразы и "гностическая ересь". Почему священное писание дополняется священным преданием? "Талмуд", Священное Предание иудаизма. Святые отцы церкви и Патристика. "Сунна" пророка Мухаммада и хадисы. Иснад, связующая нить традиции.

7. Богословие и догматика в вероучительных текстах. "Ограда Закону" в теологии раввинов. Апофатические тенденции в "Талмуде". Христианская богословская мысль и догматическое богословие. "Духовная броня" исламской теологии.

8. Символы веры и катехизисы. Катехизис в христианстве. Квинтэссенция иудаизма. Как принимают ислам. "Шахада".

9. Богослужебные книги и молитвенники. Слово в храме. «Тора» в синагоге. Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник. Молитвенный канон ислама. Кульминация молитвы.

10. Коммуникативные особенности мистических текстов. Мистический выход за пределы слова: "мрак, который выше ума". Выбор апостола Павла и "Откровение" Иоанна Богослова. Христианская мистика за церковной оградой. Каббала, "душа души Закона" Израиля. Алфавитная мистика каббалы: буквы как первовещество мира. Исламский мистицизм.

11. Проповедь и дидактические жанры. Коммуникативные функции проповеди. Первые иудейские проповедники. "Нагорная проповедь" и раннехристианская гомилия. Судьбы церковного красноречия. Комментаторская культура иудаизма. Христианская экзегетика и герменевтика. Толковые евангелия и псалтири. Пятничная проповедь у мусульман.

12. Юридические темы и жанры в конфессиональной книжности. Мишна, "душа Закона Израиля", и Талмуд. Судьбы канонического права в христианстве. "Арабский судебник" Коран и хадисы


13. Конфессиональная литература как коммуникативное пространство. Логика и антиномии религиозной коммуникации. Конфессиональная иерархия религиозных жанров и ее влияние на письменную культуру.

14. Языковые коллизии в истории священных текстов. Споры о переводах Писания. Герменевтические коллизии в церковных конфликтах. "Септуагинта" (285-II в. до н.э.), греческий "Ветхий Завет" в переводе семидесяти. Знаменитые библейские переводы: "Вульгата" (384-405 гг.), перевод Мартина Лютера (1522-1534). Долгий путь к церковнославянской Библии (863-1499). Споры о толковании слова как фактор церковных распрей. Догмат о Святой Троице и "арианская ересь". Православный и католический взгляд на Святую Троицу. О философском смысле «филиокве» "Исправление книжное" в истории православия. Тырновская литературная школа (вторая половина XIV – начало XV в.). "Книга о писменах" Константина Костенечского (после 1410 г.). "Книжная справа" в Московской Руси. Реформа патриарха Никона и раскол Русской православной церкви (вторая половина XVII в.). Библейская герменевтика и книгопечатание. Гуманисты, "Гутенбергов пресс" и Библия. Эразм Роттердамский (1469-1536) как филолог. Восточнославянские первопечатники Франтишек Скорина (до 1490 – ок. 1541) и Иван Федоров (ок. 1510-1583) в конфессиональных и языковых ситуациях своего времени

15. Судьбы языков в религиозной истории народов. Функциональное двуязычие священного (культового) и народного языков. Конфессиональный статус языка в качестве его социолингвистического параметра. Культурно-религиозные двуязычные миры. Две модели двуязычия у славян: мир Slavia Orthodoxa и мир Slavia Latina. "О пользе книг церковных в российском языке". Конфессиональные факторы в истории языков. Создание алфавитов. Реформы письменности. Переводы Писания и национальные литературные языки.


Семинарские занятия:

1. Язык и религия как составляющие семиотического центра культуры.


  1. Народы, языки и религии на карте мира в прошлом и настоящем.

  2. Первобытный фидеизм и язык: некоторые аналогии в структуре содержания.

  3. Секуляризация и расцвет этнических литературных языков.

  4. Этносы и религиозная принадлежность.

2. Языковая семантика и религиозное сознание.

  1. Психологическая структура языкового и религиозного сознания.

  2. Языковое значение: между представлением и понятием.

  3. Многообразие форм религиозного знания (образы, логика и иррационализм, мистика).

  4. Содержание мифолого-религиозной картины мира.

3. Текст как способ бытия религиозной веры. Текст и религиозное сознание.

  1. Вероучительный текст как семиотическая система.

  2. Единство означающего и означаемого в вероучительном тексте. Фидеистическое отношение к слову.

  3. Безусловное восприятие знака как предпосылка и первоэлемент словесной магии.

  4. Мифология речи.

  5. Мифы о букве и магия письма.

4. Откровение как "главное знание" о мире и смысловой центр Священного Писания.

1) Харизма религиозного гения. Призвание Моисея и "Тора".

2) У истоков зороастризма. "Авеста".

3) Проповедь Будды: дхарма, дорога к нирване.

4) Структура Откровения в Священном Писании христиан.

5) Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба.

6) Откровение как вероисповедная ось Писания

5. Кодификация Писания и сложение религиозного канона.

1) Два аспекта кодификации Священного Писания: правильность текста и правильность корпуса текстов.

2) Канонический текст произведения.

3) Коммуникативный смысл принципа ipse dixit в истории культуры.

4) Основные этапы сложения религиозного канона в ряде исповеданий.


6. Жанровое разнообразие конфессиональной литературы.

1) Экспансия смыслов и текстов Писания в коммуникативное пространство социума.

2) Общая типология книжных жанров в религиях Писания.

3) Внеканонические Современники Танаха и Нового Завета.

4) Ранние христианские апокрифы: новозаветные парафразы и "гностическая ересь".

5) Святые отцы церкви и Патристика.

6) "Сунна" пророка Мухаммада и хадисы.

7. Богословие и догматика в вероучительных текстах.

1) "Ограда Закону" в теологии раввинов.

2) Апофатические тенденции в "Талмуде".

3) Христианская богословская мысль и догматическое богословие.

4) "Духовная броня" исламской теологии.

8. Символы веры и катехизисы.

1) Катехизис в христианстве.

2) Квинтэссенция иудаизма.

3) "Шахада".

9. Богослужебные книги и молитвенники.

1) Слово в храме.

2) «Тора» в синагоге.

3) Круговорот чтений в христианской церкви.

4) Молитвенный канон ислама.

10. Коммуникативные особенности мистических текстов.

1) Мистический выход за пределы слова.

2) Христианская мистика за церковной оградой.

3) Алфавитная мистика каббалы: буквы как первовещество мира.

4) Исламский мистицизм.

11. Проповедь и дидактические жанры.

1) Коммуникативные функции проповеди.

2) Первые иудейские проповедники.

3) "Нагорная проповедь" и раннехристианская гомилия.

4) Комментаторская культура иудаизма.

5) Христианская экзегетика и герменевтика.

6) Толковые евангелия и псалтири.

7) Пятничная проповедь у мусульман.

12. Юридические темы и жанры в конфессиональной книжности.


1) Мишна, "душа Закона Израиля", и Талмуд.

2) Судьбы канонического права в христианстве.

3) "Арабский судебник" Коран и хадисы

13. Конфессиональная литература как коммуникативное пространство.

1) Логика и антиномии религиозной коммуникации.

2) Конфессиональная иерархия религиозных жанров и ее влияние на письменную культуру.

14. Языковые коллизии в истории священных текстов.

1) Споры о переводах Писания.

2) Споры о толковании слова как фактор церковных распрей. Догмат о Святой Троице и "арианская ересь".

3) "Книжная справа" в Московской Руси. Реформа патриарха Никона и раскол Русской православной церкви (вторая половина XVII в.).

4) Библейская герменевтика и книгопечатание.

15. Судьбы языков в религиозной истории народов.

1) Функциональное двуязычие священного (культового) и народного языков.

2) Конфессиональный статус языка в качестве его социолингвистического параметра.

3) Две модели двуязычия у славян: мир Slavia Orthodoxa и мир Slavia Latina.

4) Cоздание алфавитов. Реформы письменности. Переводы Писания и национальные литературные языки.


5.3 Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


6.1 Основная литература


  1. Религиоведение [Текст]:учебное пособие для вузов/[М. М. Шахнович, М. Е. Кравцова, Т. А. Чумакова и др.] ; под ред. М. М. Шахнович.-СПб.:Питер,2008.-430 с.

6.2. Дополнительная литература

  1. Гараджа, В. И. Социология религии : учебное пособие для вузов / В. И. Гараджа. – 3- изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА, 2007. – 344 с.
  2. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций / Г. Д. Гачев. — М. : Академия, 1998. — 430 с.


  3. Лотман, Ю. М.  Внутри мыслящих миров. / Ю. М. Лотман. — Издатель А. Кошелев. — М. : Языки русской культуры, 1999. — 447 с.

  4. Мамардашвили М. К. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании,символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. — М. : Языки русской культуры, 1999. — 216 с.

  5. Мечковская, Н. Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура: Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Н. Б. Мечковская. — М. : Академия, 2004. — 428 с.

  6. Мечковская, Н. Б. Язык и религия : Лекции по филологии и истории религий : Учебное пособие для вузов / Н. Б. Мечковская. — М. : Гранд, 1998. — 350 с.

  7. Миркина, З. А. Великие религии мира / З. А. Миркина, Г. С. Померанц. — М. : РИПОЛ, 1995. — 396 c.

  8. Мистика. Религия. Наука : классики мирового религиоведения: [Антология: Пер. с англ., нем., фр.] / [Редкол.: Ю. В. Божко и др.; Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова]. – М. : Канон+, 1998. – 430 с.

  9. Мосс, М. Социальные функции священного / М. Мосс; [Пер. с фр. под ред. И. В. Утехина]. — СПб. : Евразия, 2000. — 444, [2] с.

  10. Музафарова, Н. И. История религий: учебное пособие для вузов / Н. И. Музафарова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. — 314 с.

  11. Мюллер, Ф. М. Введение в науку о религии : четыре лекции прочитанные в Лондонском Королевском Институте в феврале – марте 1870 года / Ф. М. Мюллер; Под общ. ред. А. Н. Красникова; Пер. с англ. Е. С. Элбакян. – М. : Высшая школа, 2002. – 258 с.

  12. Религия и конфликт / Московский Центр Карнеги ; под ред. А. Малашенко, С. Филатова. – М.:РОССПЭН, 2007. – 286 с.

  13. Руднев, В. П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. — М. : Аграф, 1997. — 381 с.

  14. Традиционное сознание: проблемы реконструкции / Отв. ред. О. М. Рындина. — Томск : Издательство научно-технической литературы, 2004. — 367 с.
  15. Уайт, Л. Избранное: Эволюция культуры: пер. с англ / Л. Уайт. — М. : РОСПЭН, 2004. — 1062 с.


  16. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности [отв. ред. Н. А. Купина, М. Б. Хомяков]. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 536 с.

  17. Элиаде, М. Трактат по истории религии / М. Элиаде; Пер. с фр. А. А. Васильева. – Т. 1 – 2. – СПб.:Алетейя, 2000.

  18. Элиаде, М. Аспекты мифа: пер. с фр. / М. Элиаде. — М. : Академический Проект, 2000. — 223 с.

  19. Юдин, А. В. Русская народная духовная культура: Учебное пособие для вузов / А. В. Юдин. — М. : Высшая школа, 1999. — 330 с.

6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

При изучении дисциплины рекомендуется использование следующих электронных ресурсов:

  1. Библиотека гуманитарных наук «Гумер» http://www.gumer.info/

  2. Электронная библиотечная система «Книгофонд» http://www.knigafund.ru/

  3. Электронная библиотечная система «Библиотех» http://www.bibliotech.ru/


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Язык и религия как составляющие семиотического центра культуры

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:


Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007


Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

2.

Языковая семантика и религиозное сознание

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

3.

Текст как способ бытия религиозной веры. Текст и религиозное сознание

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

4

Откровение как "главное знание" о мире и смысловой центр Священного Писания

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)


5

Кодификация Писания и сложение религиозного канона

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

6

Жанровое разнообразие конфессиональной литературы

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

7

Богословие и догматика в вероучительных текстах

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

8

Символы веры и катехизисы

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007


Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

9

Богослужебные книги и молитвенники

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

10

Коммуникативные особенности мистических текстов

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

11

Проповедь и дидактические жанры

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

12


Юридические темы и жанры в конфессиональной книжности

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

13

Конфессиональная литература как коммуникативное пространство

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

14

Языковые коллизии в истории священных текстов

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007

Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)

15

Судьбы языков

в религиозной истории народов

Фонд библиотеки ТГПУ

Программное обеспечение:

Light Alloy v4.1

QuickTime Alternative 3.2.2

TV Player Classic 6.7.17

Free DVD Video Converter

MS PowerPoint 2007


Компьютерный класс с выходом в Интернет, специализированные аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами (ТГПУ, корпус 8)



7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации для преподавателей

Основным видом аудиторной учебной деятельности, направленным на освоение студентом курса является лекция. Лекционные занятия должны дать ориентировочные основы для последующего усвоения учебного материала. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и дисциплине, сформировать у студента ориентиры для самостоятельной работы над курсом.

Преимущественным видом лекционного занятия преподавателя для данного курса является традиционная лекция, поскольку содержание дисциплины направлено на обзорное, информационное или панорамное изложение материала, в котором огромное значение имеет способ непосредственной доставки информации, с использованием метода эмоционального воздействия преподавателя для повышения познавательной активности студента. Многообразие исторических проблем и построение содержания курса также допускает при необходимости использование других методик, - таких как проблемная лекция, лекция-конференция, лекция-диалог, что определяется особенностями научной подачи материала, характером темы и ее содержанием.

Для подготовки студентов к практическому занятию, необходимо определить тему и круг рассматриваемых в рамках семинара вопросов; указать на рекомендованную литературу и вопросы для самостоятельной подготовки. Особое внимание рекомендуется обратить на развитие у студентов творческого мышления в освоении материала и формирование у них профессиональных качеств. Важное воспитательное значение имеет обращение по ходу изучения материала к системе традиций и морально-нравственных ценностей.


Подробные методические рекомендации по вопросам самостоятельной работы студентов, изучения первоисточников, работы над рефератом, подготовки к зачету и экзамену даны в учебно-методическом комплексе дисциплины.

7.2. Методические указания для студентов

Перечень подробных методических указаний для студентов содержится в специальных изданиях кафедры, где представлены все необходимые составляющие для успешного освоения дисциплины: тематическая структура курса, лекционный материал, хрестоматийный материал, вопросы и задания к темам курса, перечень тем рефератов с указанием литературы для работы по их написанию, глоссарий, словарь, перечень вопросов к зачету и экзамену. Более подробную информацию о порядке изучения дисциплины можно также получить на кафедре в специально разработанном учебно-методическом комплексе.

7.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы


  1. Семиотика православного богослужебного текста

  2. Семиотика и культурология литургической реформы патриарха Никона.

  3. Традиция толкования Корана в исламе.

  4. Вероучительные тексты буддизма

  5. Жанры конфессиональной литературы.

  6. Проповедь в религиях мира.

  7. Символ веры в христианстве и его эволюция.

  8. Дидактические жанры конфессиональной литературы.

8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обу чающихся.

Промежуточная аттестация проводится на первом этапе в форме тестирования по основному материалу изучаемой дисциплины, и последующего зачета (в устной форме), на котором проверяется: усвоение теоретического материала дисциплины; усвоение базовых понятий; умение использовать полученные знания. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на практические занятия и письменной, путем выполнения обучающимися разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Текущий контроль успеваемости проводится в форме тестов по блокам дисциплины и выполненным заданиям (эссе, доклады, рефераты и др.), результатам контрольных и самостоятельных работ, а также в форме защиты группового проекта по социальной проблематике. Контрольный срез знаний показывает уровень освоения содержания отдельной предметной области в рамках дисциплины. Формы текущего контроля включают в себя:


8.1. Тематика рефератов


    1. У истоков зороастризма.

    2. Проповедь Будды: дхарма, дорога к нирване.

    3. Структура Откровения в Священном Писании христиан.

    4. "Собиратель Корана" Осман (856 г.).

    5. Ориген (185-254), его "Гекзапла" и зарождение текстологии

    6. Общая типология книжных жанров в религиях Писания.

    7. Иудейские апокрифы

    8. Рукописи Мертвого моря.

    9. Ранние христианские апокрифы: новозаветные парафразы и "гностическая ересь".

    10. Иснад, связующая нить исламской традиции.

8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Семиотика православного богослужебного текста

  2. Семиотика и культурология литургической реформы патриарха Никона.

  3. Традиция толкования Корана в исламе.

  4. Вероучительные тексты буддизма

  5. Жанры конфессиональной литературы.

  6. Проповедь в религиях мира.

  7. Символ веры в христианстве и его эволюция.

  8. Дидактические жанры конфессиональной литературы.

    1. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий

    1. Богослужебная реформа: содержание понятия и типология

    2. Сакральный текст как семиотическая система

    3. Проблема «обрядоверия» в научной литературе и в религиозной практике

    4. Вероучительный текст как способ распространения религии

    5. Этапы складывания религиозного канона.

    1. Примеры тестов

Задание № 1

По мнению Ю.Лотмана, семиотическим ядром культуры является

экономика

язык


искусство


Задание № 2

Автором работы «Тотем и табу» является

Ф.М.Мюллер

З.Фрейд

М. Вебер


Задание № 3

Часть Корана в исламе называется

сунна

шахада

закят


Задание № 4

Согласно христианской традиции в состав Библии входит книга_____

Мишна

Талмуд

Левит


Задание № 5

Священная книга индуизма носит название___

Авеста

Книга мертвых

Веды


Задание № 6

Сакральные тексты, обнаруженные внутри египетских пирамид, известны как___

Авеста

Книга мертвых


Веды



Задание № 7

Священной книгой зороастризма является___

Авеста

Книга мертвых

Веды


Задание № 8

Основателем даосизма является___

Гаутама

Заратуштра

Лао-Цзы



Задание № 9

По мнению Кун-Цзы, одной из двух противоположных сил, борющихся в мире, является___

брахман

дао

инь


Задание № 10

Южное направление буддизма называется также___

ламаизм

конфуцианство

хинаяна


Задание № 11

Одной из ведущих религий Индии является___

синтоизм

конфуцианство


буддизм


Задание № 12

Богиней судьбы в Древнем Риме была___

Лета

Пифия

Стикс

Фортуна


Задание № 13

Осуществление возможности бытия в философии Аристотеля определяется термином___

калокагатия

эйдос

энтелехия


Задание № 14

Согласно Библии, в пятый день творения созданы___

небо и земля

растения

рыбы и животные


Задание № 15

Согласно Библии, имя пророка, выведшего народ Израиля из Египта - ___

Давид

Авраам

Адам

Моисей


Задание № 16

Автором книги «Апокалипсис» является___


Соломон

Давид

Иоанн Богослов


Задание № 17

По христианскому преданию, первую икону Богородицы написал евангелист___

Матфей

Петр

Павел

Лука


Задание № 18

Направление христианства, отрицающее Священное предание

католицизм

православие

протестантизм


Задание № 19

Божественное снисхождение к человеку называется в православном богословии___

икона

исихия

кенозис


Задание № 20

Автором сочинения «Похвала глупости» является___

Мартин Лютер

Жан Кальвин

Эразм Роттердамский


8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену, зачету)


  1. Язык и религия как составляющие семиотического центра культуры.

  2. Языковая семантика и религиозное сознание.

  3. Вероучительный текст и религиозное сознание

  4. Вероучительный текст как семиотическая система

  5. Вероучительный текст и диалектика автономии и гетерономии в религии

  6. Кодификация Писания и сложение религиозного канона в христианстве

  7. Кодификация Писания и сложение религиозного канона в буддизме

  8. Кодификация Писания и сложение религиозного канона в зороастризме

  9. Кодификация Писания и сложение религиозного канона в исламе

  10. Кодификация Писания и сложение религиозного канона иудаизме

  11. Жанровое разнообразие вероучительной литературы в исламе

  12. Богословие и догматика в вероучительных текстах христианства

  13. Символы веры и катехизисы в исламе, христианстве, иудаизме

  14. Богослужебные книги и молитвенники в иудаизме.

  15. Коммуникативные особенности мистических текстов.

  16. Проповедь и дидактические жанры в христианстве

  17. Юридические темы и жанры в книжности ислама

  18. Конфессиональная литература как коммуникативное пространство

  19. Проблема книжной «справы» в истории Русской православной церкви.

  20. Судьбы языков в религиозной истории католицизма.

  21. Судьбы языков в религиозной истории православия.

  22. Судьбы языков в религиозной истории ислама.

  23. Судьбы языков в религиозной истории иудаизма.


8.6. Формы контроля самостоятельной работы.

  1. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

  • микроконтрольные работы;

  • контрольные работы;

  • письменные домашние задания;


  • написание эссе;

  • подготовка докладов, рефератов, выступлений;

  • подготовка отчетов, групповых и индивидуальных проектов;

  • промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.



  1. Промежуточный и итоговый контроль знаний по дисциплине:

  • экзамен:

  • в устной форме;

  • в письменной форме

  • в форме тестирования



Формирование оценки по дисциплине

Цифровое выражение

Словесное выражение

Описание

5

Отлично

Выполнен полный объем работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры

4

Хорошо

Выполнено 75% работы, ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено

3

Удовлетвори-тельно

Выполнено 50% работы, ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют

2

Неудовлетворительно

Выполнено менее 50% работы, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы.


Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 033300 Религиоведение, профиль подготовки «Историко-религиоведческое образование»


Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена:

Д.ф.н., к.и.н., профессор кафедры истории России Сазонова Н.И.