prosdo.ru
добавить свой файл
1


«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития»

  • В.А.Сухомлинский


Дислексия (нарушения чтения)

  • Фонематическая дислексия

  • Аграмматическая дислексия

  • Семантическая дислексия

  • Оптическая дислексия

  • Мнестическая дислексия



1.Фонематическая дислексия

  • Вызывается недоразвитием функций фонематической системы:

  • -1.1 слухопроизносительной дифференциации фонем

  • -1.2 фонематического анализа и синтеза



1.1 Нарушения чтения, связанные с недоразвитием слуховой дифференциации фонем, т.е. с неточным различением звуков речи.

  • Дети с трудом дифференцируют звуки, сходные акустически и артикулярно.

  • Звонкие-глухие

  • Твердые – мягкие

  • Ц – с, ч – щ, ч – т’, ш – щ

  • Свистящие – шипящие

  • Проявляется при чтении в замене букв, обозначающие фонетически сходные звуки.



1.2 Нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического анализа и синтеза

  • Проявляется в побуквенном чтении

  • Искажении звуковой структуры слова (вставки, пропуски, перестановки)

  • Трудности в чтении обратного слога ( утка – «ту-ка»)

  • Чаще всего не сформирован самый сложный вид фонематического анализа: определение количества, последовательности и места звуков в слове.


2. Аграмматическая дислексия

  • Искажение и замена определенных морфем слова, чаще всего флексий.

  • Основываясь на нечетких представлениях о грамматических связях слов, на неверной смысловой догадке, дети часто искажают в процессе чтения окончания, суффиксы, префиксы.


3. Семантическая дислексия

  • Нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении.

  • Два фактора:

  • 3.1 Недоразвитие звукослогового синтеза

  • 3.2 Нечеткость, недифференцированность представлений о синтаксических связях слов в предложении





4. Оптическая дислексия

  • Связана с недоразвитием высший зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений.

  • Трудность в усвоении графически сходных букв, их смешивания и замены при чтении

  • Т-г, д-л, в-з, р-ь, х-к, ж-к и другие.



Дети затрудняются в конструировании изображений, в определении сходства и различия зрительных изображений, в преобразовании фигур.

  • Дети затрудняются в конструировании изображений, в определении сходства и различия зрительных изображений, в преобразовании фигур.

  • У них наблюдаются неточности срисовывания и конструирования:

  • Упрощение фигур, уменьшение количества элементов;

  • Неправильное пространственное расположение линий по сравнению с образцом.



5. Мнестическая дислексия

  • Трудность усвоения всех букв.

  • Трудность установления связей между звуком и буквой. Ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.


Гигиенические требования

  • Как можно меньше смотреть телевизор

  • Никогда не читать непрерывно более 30 минут

  • Выдерживать расстояние от текста до глаз 33 см

  • Не читать лежа, при слабом освещении, в транспорте

  • Постоянно следить и укреплять свое зрение

  • Больше динамических физических нагрузок. Развивает периферическое зрение: хоккей, баскетбол, волейбол, теннис и др.


Гимнастика для глаз*


Внимание – катализатор чтения.

  • «Внимание есть именно та дверь,

  • через которую проходит все,

  • что только входит в душу человека

  • из внешнего мира».

  • К.Д.Ушинский


Три вида внимания

  • Непроизвольное

  • Произвольное

  • Послепроизвольное



Непроизвольное внимание

  • Характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят непроизвольный характер, т.е. Не ставится цель быть внимательным.

  • Непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал, красочная иллюстрация, интересный рассказ.



Произвольное внимание

  • Направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей.

  • Оно – результат нашего намерения, целевого усилия воли.



Послепроизвольное внимание

  • Также носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий.

  • Например, иногда при чтении с трудом удается удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно, но в какой-то момент, незаметно для себя , мы перестаем делать над собой усилия, читаем без напряжения, и предмет чтения увлекает нас.

  • Внимание из произвольного стало послепроизвольным.



Как управлять своим вниманием

  • Три месяца - это минимальный срок. В течение которого, выполняя упражнения по тренировке внимания, можно заметить некоторые сдвиги

  • Показатели внимания:

  • Концентрация

  • Устойчивость

  • Распределение

  • Переключение

  • Объем


Концентрация внимания

  • Точно, быстро и аккуратно выполнить любую работу можно лишь в том случае, если быть максимально собранным и внимательным.

  • Экспериментами установлено, что максимальная концентрация внимания возможна в течение 30 секунд. Максимум – 90 секунд. После этого срока «собрать» внимание возможно лишь благодаря определенным усилиям, волевым и физическим.


Устойчивость внимания

  • Умения ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

  • Однако при устойчивом внимании есть кратковременные изменения интенсивности, колебания внимания. Например, часы в комнате периодически «слышаться» то тише, то громче, будто бы изменяя свой звук.



Индийская сказка



Распределение внимания

  • Распределения внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.

  • Естественно, одновременное выполнение двух видов деятельности приводит к частичному, а нередко и к полному разрушению одного из них.

  • Так, если человек выполняет арифметические действия и слушает рассказ, с тем, чтобы его воспроизвести, то продуктивность его работы уменьшается наполовину.


Переключение внимания

  • Способность человека быстро переходить от одной деятельности к другой.

  • Переключаемость зависит от ряда условий: чем более значима и менее интересна последующая, тем, очевидно, труднее переключиться, и наоборот.


Объем внимания

  • На практике объем внимания определяется числом предметов, которые человек может воспринять, «схватить» при быстром предъявлении.

  • В психологических лабораториях используется прибор- тахистоскоп. На экране на короткое время показывают буквы, цифры, рисунки, а затем подсчитывают число правильно воспринятых предметов.



Внимание

  • Внимание

  • оказывается механизмом, при помощи которого наше сознание организует свою деятельность избирательно, избегая перегрузки и направляя ее на то, чтобы каким-то образом удовлетворить потребности индивида.



Упражнения для развития внимания

  • Упражнения для развития внимания

  • 1. «Пальцы».

  • Сядьте удобно в кресло или на стул. Переплетите пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. Медленно вращайте их один вокруг другого с по­стоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. Первые две недели выполнять упражнение по 5 мин, затем 10 мин. Постепенно довести время выполнения упражнения до 15 мин. Упражнение дает возможность проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря бессмысленности вращения пальцев.


2. «Стрелка».

  • 2. «Стрелка».

  • Упражнение выполняется ежедневно, два-три раза в день. В течение 3 мин наблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упражнение вначале кажется не очень сложным. Однако очень скоро вы обнаруживаете, что уже не следите за стрелкой, а думаете совсем о постороннем, тогда как ваше внимание все время должно быть приковано к стрелке. После освоения этого режима переходите на ежедневное наблюдение за движением минутной стрелки в течение 5 мин. И, наконец, наиболее сложный режим выполнения этого упражнения - 15 мин следить за движением часовой стрелки.


3. «Домино».

  • 3. «Домино».

  • Упражнение выполняется с фишками домино. Возможно использование игральных карт. Задание: за 10 с посмотреть и запомнить комбинацию вначале из двух фишек домино, после освоения этого упражнения используется четыре фишки, а затем шесть фишек домино.



4. «Изучение предмета».

  • 4. «Изучение предмета».

  • Порядок выполнения: взять простой, несложный предмет и в течение 2 мин изучать его. Затем записать результаты изучения. После этого сравнить записанное с реальными признаками объекта. Вы убедитесь в неполноте ваших записей. Это упражнение - показатель степени управления вашим вниманием.



Внимание – категория сложная.

  • Внимание – категория сложная.

  • Потому что внимание не является самостоятельным психическим процессом, подобно эмоциям, мышлению, памяти. Оно не существует вне их.

  • Тренировка внимания важна не только для чтения.

  • Все виды деятельности требуют прежде всего внимания и умения своим вниманием управлять.



Составитель:

  • Южанинова Елена Рудольфовна

  • Миасс 2009 год