prosdo.ru
добавить свой файл
1



Решение

регионального координационного совета по развитию инновационной инфраструктуры в сфере образования департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 7 апреля 2011 года


О результатах реализации

программы регионального эксперимента

«Этнокультурные ценности Белгородчины как основа

формирования социально активной личности школьника»

(научный руководитель Дудка А.И.)


Региональный координационный совет заслушал отчет о результатах реализации программы регионального эксперимента «Этнокультурные ценности Белгородчины как основа формирования социально активной личности школьника» научного руководителя Дудка А.И., к.и.н, доцента кафедры российской и всеобщей истории БелГУ. Совет отмечает, что региональный эксперимент был открыт в 2007 году и проводился на базе МОУ «Гимназия №3», МОУ СОШ №28, МОУ-лицей №32, МОУ СОШ №37 г. Белгорода; учреждений дополнительного образования детей: ГОУДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»; ГОУ ДОД «Центр традиционной культуры» департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области; учреждений культуры: государственного учреждения культуры «Белгородский музей народной культуры»; муниципального учреждения культуры «Пушкинская библиотека-музей».

Актуальность эксперимента определялась необходимостью изучения, сохранения и приумножения, как традиционных ценностей русского народа, так и культурного наследия нашего края. В основу программы эксперимента были положены нормативные правовые документы, комплексные муниципальные программы по духовно-нравственному воспитанию населения (Областная программа «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 годы», принятая в 2007 г. и др. документы), был проанализирован материал, необходимый для углубления представлений школьников об основных этапах, содержании и особенностях протекания процессов этноисторического и этнокультурного развития Белгородчины, которые составляют содержательную основу социально активной личности.


Работа участников эксперимента носила комплексный характер – она осуществлялась как через учебную, так и через внеурочную деятельность. Более того, в процессе эксперимента были апробированы новые формы работы, суть которых заключалась в совместной деятельности педагогов, сотрудников МУК «Пушкинская библиотека-музей» и школьников. При проведении уроков литературы учителями и сотрудниками музея, неоднократно принимавшими участие в данной работе, использовались материалы из фондов библиотеки и музея.

Работа по осуществлению эксперимента была организована на основе утвержденного плана. Новая парадигма образования ориентирована на постоянное пополнение и обновление знаний, совершенствование умений и навыков, их закрепление и превращение в компетенции. В комплексе компетенций этнокультурная занимает своё место, относясь к базовым компетенциям, способствующим формированию мировоззрения, самосознания и гражданской позиции личности. Представления о морально-этических ценностях, знания об историческом прошлом своей страны, о знаменитых соотечественниках и земляках, об их славных ратных и трудовых делах, знания о традициях и обрядах своего народа составляют основу комплекса. Эти представления формируют у школьников гордость за свой народ, самосознание и активную жизненную позицию. Таким образом, в каждом из компонентов интегративной модели компетентностей можно выделить региональную этнокультурную составляющую.

На материалы отчета поступило две рецензии: Шаповаловой Л.Т., к.п.н., и Линник-Ботовой С.И., зав. кафедрой теории и методики воспитания БелРИПКППС к.п.н., доцента, профессора кафедры. Рецензенты отмечают высокую активную работу участников эксперимента, выход эксперимента за первоначально очерченные рамки, подтверждает актуальность избранной тематики для региона. Участие в эксперименте помогло учреждениям систематизировать и совершенствовать работу по изучению, сохранению и пропаганде этнокультурного наследия Белгородчины. Основные результаты проделанной работы и рекомендации по изучению и популяризации этнокультурного наследия Белгородчины представлены в отчетах, моделях и в печатных изданиях. Анализ деятельности участников проекта в 2007-2010 гг. показал положительную динамику в формировании готовности школьников к проявлению социальной активности в практической деятельности, сформированной на основе усвоения этнокультурных ценностей Белгородчины.


Благодаря усилиям педагогов, сотрудников и школьников сложилась система взаимодействия с вертикальными и горизонтальными связями как внутри образовательных учреждений, так и между учреждениями-участниками эксперимента.

Экспериментальная работа велась систематически и в соответствии с заявленным планом. Были изданы методические пособия, проведены региональные и муниципальные семинары, опыт работы пяти образовательных учреждений обобщен на муниципальном уровне. Сформулированные выводы и результаты исследования подтверждены практикой и позволяют руководителям и коллективам образовательных учреждений успешно осуществлять работу по организации популяризации этнокультурного наследия Белгородчины.

Заслушав отчет научного руководителя и мнения экспертов, региональный координационный совет решил:

1. Принять и утвердить итоговый отчет по результатам регионального эксперимента «Этнокультурные ценности Белгородчины как основа формирования социально активной личности школьника» (научный руководитель Дудка А.И.).

2. Рекомендовать руководителям образовательных учреждений и учреждений культуры, участвовавших в эксперименте, подготовить проекты развития инновационной деятельности учреждений для участия в конкурсе по присвоению статуса региональной инновационной площадки на 2011-2012 учебный год.


Заместитель председателя И.В. Шаповалов

Секретарь М.Л. Ермишкина