prosdo.ru
добавить свой файл
1

Способ регулирования натяжения пряди в ходе процесса трепания


УДК 378.1.004.12

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И КАФЕДР

КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ВУЗЕ

А.М. Киселев


В статье рассмотрены вопросы автоматизации рейтинговой оценки деятельности преподавателей и кафедр, особенности программного продукта, разработанного в КГТУ.

Рейтинговая оценка деятельности преподавателя, автоматизированная система, рейтинг кафедр, качество образования.


Основная цель вуза – повышение качества образования – достигается, помимо прочего, автоматизацией различных направлений деятельности. Под автоматизацией обычно понимают применение технических и программных средств, частично или полностью освобождающих человека от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования материалов или информации.

Европейские стандарты и рекомендации для внутренней гарантии качества высших учебных заведений рекомендуют вузам иметь механизмы и критерии оценки компетентности преподавателей (пункт «гарантия качества профессорско-преподавательского состава (ППС)»).

Рейтинговая оценка качества деятельности преподавателей, являясь элементом системы управления вузом, представляет собой инструмент, обеспечивающий ректорату, учебно-методическому управлению, факультетам и кафедрам возможность формирования эффективной кадровой политики, нацеленной на стимулирование постоянного профессионального роста ППС, оптимального его использования. Предоставление преподавателям объективной количественной оценки различных аспектов их деятельности дает возможность выявления в ней слабых и сильных сторон, что, в комплексе с действиями по устранению недостатков, ведет к повышению качества преподавания, как важнейшему фактору улучшения качества подготовки специалистов.

Необходимость сбора, хранения и обработки большого объема информации, отражающей деятельность преподавателей и кафедр, а также наличие разработанной методики рейтинговой оценки деятельности преподавателей и положения о рейтинговой оценке деятельности кафедр делает возможной и необходимой постановку задачи автоматизации данного процесса.


С целью автоматизации информационно-технического обеспечения процессов планирования и отчетности деятельности преподавателей, мониторинга компетенции и достижений ППС, распределения стимулирующих надбавок на основе рейтинговых оценок и построения гибких отчетов о планировании и реализации работы кафедр руководством КГТУ принято решение о разработке нового программного продукта, упрощающего процесс оценки эффективности деятельности ППС.

Постановка задачи осуществлялась начальником учебно-методического управления университета (этап постановки проблемы, оценки необходимости автоматизации и возможностей университета), разработка программного продукта (этапы формирования требований к программно-аппаратному комплексу, реализация программного продукта и выбор технического обеспечения, этап внедрения программного продукта и этап последующего обслуживание программного комплекса) – начальником отдела автоматизации управления учебным процессом.

При проектировании системы, реализующей автоматизацию процесса рейтинговой оценки преподавателей и кафедр, разработчиками ставился ряд сопутствующих задач, нацеленных на сокращение временных затрат преподавателя на подготовку различного рода плановой и отчетной документации, связанной с его профессиональной деятельностью. Одной из таких задач было предоставление преподавателю возможности составления в системе индивидуального плана работы на учебный год. Данный план представляет собой, по сути, планируемый рейтинг преподавателя. Показатели рейтинговой оценки деятельности преподавателя совмещены в системе с пунктами индивидуального плана преподавателя, что позволяет избежать двойной работы преподавателя по составлению отдельно индивидуального плана в начале учебного года и оценки эффективности деятельности в конце календарного года. Такой подход позволяет руководству осуществлять более эффективный контроль исполнения плана, который может быть осуществлен в автоматическом режиме без дополнительных затрат времени лиц, ответственных за проведение данной работы.


Система, представляя собой хранилище данных о различных сферах деятельности преподавателей и кафедр, может быть использована для оперативного получения необходимой информации и генерации требуемой отчетности. Это могут быть сведения о публикациях преподавателей, которые могут быть представлены, например, в виде библиографического списка или списка научных и учебно-методических трудов. Кроме данных об издательской деятельности, осуществляемой преподавателями, в системе хранится детализированная информация о нормативно-методиче-ской документации, научно-исследователь-ских работах, повышениях преподавателями своей квалификации, докладах на конференциях, подготовке преподавателями студенческих работ на различные конкурсы и т.д. Под детализированной информацией в данном случае понимается хранение в системе авторов литературы (с указанием процента вклада каждого в написание), типа литературы, даты и места издания, количества печатных листов и т.д. Для научно-исследовательских работ указываются наименование работы, тип НИР, объем финансирования, исполнители и т.п.

Физическое хранение данных в системе реализовано на базе СУБД MS SQL SERVER. Данные организованы в виде таблиц, хранящих информацию, необходимую для составления индивидуального плана преподавателя, его рейтинга, рейтинга кафедр.

Формирование индивидуального плана преподавателя осуществляется автоматически после заполнения преподавателем всех таблиц. Для заполнения показателей рейтинга, не нуждающихся в деталировке, например количество часов лекционной нагрузки, преподавателем вводится только количество единиц измерения показателя по семестрам для отчетного года.

Структура показателей рейтинговой оценки деятельности преподавателей организована по разделам и подразделам. Можно выделить следующие основные, общие для большинства вузов, разделы: учебно-методи-ческая работа, научно-исследовательская и издательская деятельность, организационная работа. В каждом разделе имеются подразделы, в которых хранятся соответствующие им показатели. В разделе учебно-методической работы показатели можно выделить в следующие подразделы: повышение квалификации, подготовка к учебным занятиям, методическая работа, организационно-методическая и воспитательная работа, качество педагогической деятельности. Аналогичным образом показатели классифицированы по подразделам для других разделов. Количество разделов и подразделов может меняться администратором системы и не является фиксированным. Для каждого показателя указывается календарный год, в котором он утвержден и действует. Данный подход реализует в системе возможность иметь в следующем году показатели, отличные от показателей предыдущего года. Для каждого показателя указываются единица его измерения, количество баллов за одну единицу и пояснения к показателю. Начисление преподавателю баллов по каждому показателю осуществляется автоматически после ввода им количества единиц, которые он осуществил в осеннем или весеннем семестре календарного года. Автоматически формируется сумма баллов по показателю за календарный год как сумма по семестрам.


Индивидуальный план преподавателя на учебный год формируется комбинацией показателей двух календарных годов (осенний семестр одного и весенний другого) и после завершения составления сохраняется в отдельную таблицу. По такой же технологии формируется план работы кафедры на учебный год по утвержденной форме.

В системе предусмотрена возможность вывода необходимой информации в текстовые редакторы (MS Word). Для индивидуального плана преподавателя на учебный год и рейтинговой оценки деятельности преподавателя за календарный год предусмотрен вывод в MS EXCEL. Показатели в выходной форме представлены по утвержденной форме в удобном для анализа виде, рассчитываются суммы баллов по подразделам, разделам, суммарный балл по всем видам, строятся диаграммы для оценки доли присутствия того или иного вида деятельности преподавателя в общем объеме.

На базе рейтинга преподавателей кафедры система позволяет по утвержденным показателям эффективности работы кафедры и согласно положению о рейтинговой оценке деятельности кафедр проводить оценку качества их работы.

Формирование рейтинга кафедр начинается с задания исходных данных для расчета рейтинговых показателей кафедры. Механизм их задания в системе организован следующим образом: в специальную таблицу вводятся обозначение исходных данных, описание физического смысла выбираемых данных и текст запроса на языке SQL, которым эти данные будут извлечены из базы данных. Например, для получения информации о проценте преподавателей кафедры пенсионного возраста (для всех кафедр) в таблицу необходимо добавить следующую запись: В поле «Обозначение» – D1, в поле «Наименование» – процент преподавателей кафедры пенсионного возраста, в поле «Текст запроса SQL» – «select TempTable. [key], TempTable.[key] as KafID, ltrim(rtrim (TempTable. [Кафедра])) as [Кафедра], (select (select convert(float,count(*)) from ППС where ППС. [КафедрыID] = TempTable. [key] and ((ППС.Пол = 'True' and DATEADD (year, 60, ППС. [Дата рождения])
С использованием сформированных исходных данных создаются рейтинговые показатели кафедры. Для каждого показателя указывается формула, по которой он рассчитывается. Например, если D1 – процент преподавателей кафедры пенсионного возраста, то формула для вычисления показателя P1 «Процент преподавателей кафедры допенсионного возраста» будет выглядеть следующим образом: (100-D1).

При помощи вышеописанной технологии в системе реализована гибкая и универсальная настройка параметров проведения рейтинга кафедр конечным пользователем без необходимости изменения исходного кода и перекомпиляции программы.

После завершения формирования исходных данных и показателей согласно методике расчета рейтинга кафедр проводится ранжирование показателей, т.е. определение места кафедры Mi в ряде аналогичных показателей других кафедр. Рейтинг кафедры определяется суммой мест ее показателей. В соответствии с этим значением проводят распределение кафедр по местам. Первое место занимает кафедра, имеющая наименьшую сумму мест.

Разграничение прав доступа организовано по кафедрам. Для осуществления входа в систему пользователь выбирает нужную кафедру из общего списка кафедр вуза, вводит пароль и из появившегося списка сотрудников кафедры выбирает нужного. Подобная схема разграничивает доступ к данным по кафедрам, т.е. пользователь может видеть литературу, НИР, повышения квалификации, доклады, студенческие работы только в пределах своей кафедры. Для удобства представления данных в системе предусмотрено два вида просмотра объектов (литература, НИР, доклады и т.д.). При первом пользователь видит только те объекты, в которых он участвует как автор, при втором – все объекты кафедры. Заполнение других показателей также можно осуществлять либо по разделам и подразделам последовательно либо из общего списка показателей.

Проверка правильности заполнения рейтинговых показателей осуществляется пользователем с расширенными правами доступа к системе, который имеет возможность просматривать рейтинг всех преподавателей, при необходимости корректировать количественные значения показателей и, в итоге, ставить отметку о том, что показатель проверен.


Система разработана в среде программирования Microsoft Visual Studio 2010 на языке Visual Basic.

С использованием разработанной системы в Костромском государственном технологическом университете была проведена рейтинговая оценка деятельности преподавателей и кафедр за 2010 год.


LECTURER AND DEPARTMENT ACTIVITY ESTIMATION AUTOMATION

AS INSTRUMENT OF QUALITY MANAGEMENT AT UNIVERSITY

A.M. Kisselev


In article problems of lecturers and departments activity estimation automation, software characteristic properties developed at the Kostroma State Technology University are examined.

Lecturer activity rating estimation, computer-aided system, department rating, education quality.

Поступила 21.02.2011