prosdo.ru
добавить свой файл
1

Анализ методической работы за 2004-2007 годы.

Коллектив школы – сплоченный, организованный, ответственный, ориентированный на достижения, на развитие и саморазвитие. Достичь такого уровня развития педколлектива помогает работа над единой методической темой, а также системный подход в организации методической работы.

В течение трех лет (2001-2004) коллектив работал по единой методической теме: «Новые технологии и возможности изменения содержания обучения и воспитания с учетом индивидуальных склонностей и способностей учащихся». Обобщен опыт работы учителей по темам: «Создание условий для творческого развития учащихся на уроках химии и во внеурочное время», «Уроки творчества при обучении математике», «Развитие творческих способностей учащихся на уроках по швейному делу и во внеурочное время», «Нестандартные формы проведения уроков»; обобщен опыт работы школы по теме: «Коллективная творческая деятельность – на смену индивидуальной и групповой».

Следующая методическая тема вытекала из предыдущей: «Теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса; развитие творческих способностей учащихся».
Ибо только здоровая личность может быть успешной в различных областях. За год работы над темой были изучены вопросы охраны и укрепления здоровья, формы и методы организации и проведения работы по формированию, сохранению и укреплению здоровья в современных условиях, изучены здоровьесберегающие технологии; наращивался индивидуальный и коллективный творческий потенциал как важное условие культуры здоровья. Создана система работы классного руководителя по формированию у учащихся ЗОЖ, разработаны формы оздоровительной работы с классом.

В течение года прошли педсоветы:


  • Школа и здоровье.
  • Современные представления о ЗОЖ. Рациональная организация учебного процесса как важнейшая задача сохранения здоровья учителей и учащихся.


  • Результативность учебно-воспитательной работы школы по формированию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса.

административные совещания:

  • Охрана жизни и здоровья участников образовательного процесса.

  • Анализ результатов проверки учебных кабинетов по выполнению санитарно-гигиенического режима.

  • Результаты медицинского осмотра учащихся.

общешкольные родительские собрания:

  • Союз семьи и школы.

  • Ребенок в мире вредных привычек.

Методическое объединение классных руководителей работало над темой: «Система работы классного руководителя по формированию у учащихся ЗОЖ. Формы оздоровительной работы с классом».


Методические объединения школы работали над такими проблемами:

  • Внутренняя дифференциация.

Внутриклассная уровневая дифференциация содействует формированию у учеников положительной «Я – концепции»: интеллектуально одаренные учащиеся, решая задания повышенной трудности, самореализуются в учебной деятельности и самоутверждаются в обществе одноклассников; учащиеся, обладающие более низким интеллектуальным потенциалом, справляясь с дифференцированными заданиями невысокого уровня сложности, избавляются от комплекса неполноценности. При этом все ученики успешно выполняют требования образовательных программ.

  • Учет и ликвидация пробелов в знаниях.

В школе накоплен опыт использования тестов при проверке знаний учащихся. Применяются тестовые задания разноуровневого характера. Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности. Да и у учителей наблюдается рост удовлетворенности результатами своего труда.

Внутришкольный контроль также был направлен на реализацию методической темы, уроки посещались с целью выяснить, соблюдаются ли при проведении уроков следующие факторы:


  • Обстановка и гигиенические условия в кабинете.

  • Количество видов учебной деятельности.

  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

  • Количество видов преподавания

  • Наличие и выбор методов, способствующих активизации учащихся.

  • Чередование позы учащихся. Наблюдает ли учитель.

  • Наличие оздоровительных моментов на уроке.

  • Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.

  • Психологический климат на уроке.

  • Наличие на уроке эмоциональных разрядок.

2004 год был объявлен в школе годом здоровья. Вся внеклассная и внешкольная работа проходила под девизом «В здоровом теле – здоровый дух». Прошли такие значимые мероприятия, как «круглый стол» «Досуг и организация оздоровительной работы», в котором приняли участие представители ЦЗН, КДМ, фабрики, библиотеки, клуба, организатором «круглого стола» был Совет старшеклассников. Итог работы «стола» - заключение договора о сотрудничестве. Состоялась встреча старшеклассников с представителями правоохранительных органов, военкомата; организованы лекции врачей и наркологов; в течение года прошли 10 общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятий; проводилось анкетирование учащихся с целью исследования представлений о ЗОЖ.

Показателями выполнения намеченных на учебный год целей и задач явились также следующие результаты деятельности:

  • Разработана школьная программа «Здоровье».

  • Разработана система работы классного руководителя по формированию ЗОЖ. Формы оздоровительной работы с классом.

  • Созданы условия для вовлечения в поисковую творческую деятельность учителей и учащихся.

Весь школьный компонент используется для организации «Уроков творчества» для детей с 1 по 11 классы.

В 2005 году коллектив школы продолжил работу по формированию системы здоровьесбережения обучающихся. Одна из приоритетных задач, поставленных на год:


Содействовать воспитанию и развитию человека как здоровой, свободной, ответственной и творческой личности на основе:


  • Дальнейшего развития образования по выбору;

  • Организации работы творческих групп, секций, объединений по интересам в соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей;

  • Создания условий и соответствующих учебно-воспитательных ситуаций для проявления самостоятельности и ответственности в решении вопросов школьной жизни, участия каждого ребенка во внеклассных мероприятиях;

  • Реализации школьной программы «Здоровье»;

  • Организации занятий по профессиональному самоопределению школьников;

  • Партнерства и сотрудничества с родителями, учреждениями здравоохранения, общественными организациями.

Здоровьесберегающие технологии основаны на принципах природосообразности, поэтому методическая тема: «Дифференциация обучения на основе учета индивидуальных способностей и возможностей учащихся», выбранная на учебный год, рассчитанная на три года, является логическим продолжением предыдущей темы.

Цель методической работы:

  • повышение качества знаний учащихся

  • рост педагогического мастерства учителей.

Задачи:

  • создание системы методической работы как средство повышения и роста профессионализма учителей

  • усиление системы работы над творческим развитием личности, уровнем обученности, воспитанности и здоровьем школьника

  • внедрение технологии дифференцированного обучения

  • реализация системы предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения старшеклассников.

Первый год работы.

Цель:
теоретическое исследование вопроса.

Результат:

    • учитель должен знать:
      1. сущность технологии дифференцированного обучения (её концептуальную основу, историю создания, авторов-разработчиков, проблемы, которые будут решены);


      2. этапы освоения технологии дифференцированного обучения;

      3. теоретическое обоснование планируемых результатов;

      4. методы и приёмы дифференцированного обучения;

      5. методы и приёмы работы учащихся и формы организации их деятельности.



Формы методической работы:

  1. Методические семинары.

  2. Работа методических объединений.

  3. Самообразовательная работа учителей (реферат).

В течение года методические объединения работали по проблемам: «Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения»; «Методика осуществления дифференцированного подхода к учащимся при работе с источниками знаний и контроле знаний»; «Систематизация работы классного руководителя над творческим развитием личности, уровнем воспитанности и здоровьем школьников»; «Методика проведения нестандартных форм урока».

Написаны рефераты по темам:

Кочемина А.Ю. «Методика определения и ликвидация пробелов в знаниях учащихся путем тестирования»

Розанова Т.Н. «Способы повышения мотивации обучения»

Виноградова С.Ю. «Повышение уровня грамотности учащихся путем дифференциации и индивидуализации»

Воронина Л.П. «Учет и ликвидация пробелов в знаниях путем тестирования и взаимопроверки»

Кухаркина А.В. «Методика проведения нестандартных форм урока»

Шеронова Т.В. «Развитие творческой активности учащихся на уроках через дифференцированный подход»

Румянцева Н.В. «Особенности преподавания музыки. Активные формы обучения» и другие.

Бокарева С.В. « Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в 5-7 классах».

Второй год работы.

Цель: практическое использование рекомендаций теории.

Результат:

    • учитель должен уметь:

  1. применять на практике новые приёмы и методы работы;


  2. проводить и анализировать учебные занятия; построенные по технологии дифференцированного обучения;

  3. оценивать результативность внедрения технологии;

  4. разрабатывать необходимые дидактические материалы.

Формы методической работы:

  1. Уроки-показы опытных учителей;

  2. Посещение уроков администрацией с целью наблюдения за тем, как реализуются рекомендации и тема на уроках у всех учителей; взаимопосещение;

  3. Проведение педагогических советов по теме школы.

Практическим результатом работы коллектива за два года по теме «Школа – территория здоровья» можно считать, проведенный на базе школы, районный семинар для заместителей директоров по УР по теме: «Система работы школы по формированию здорового образа жизни», на котором были показаны три открытых урока: урок-путешествие по математике в 1 классе, учитель Смирнова С.В.; урок-заседание по русскому языку в 7 классе, учитель Виноградова С. Ю.; урок-конференция по химии в 11 классе, учитель Кочемина А.Ю. и три мероприятия: внеклассное мероприятие в 4 классе «Самый сильный, самый ловкий», учитель Кухаркина А.В.; внеклассное мероприятие в 6 классе «В здоровом теле – здоровый дух», учитель Бокарева С.В.; общешкольное мероприятие «Веселая семейка», учитель Смирнов В.А.; сделан доклад по теме, заместитель Громова Г.А. Коллектив школы показал знание вопросов здоровьесбережения, владение практическими методами и приемами здоровьесберегающих технологий. Руководители районного отдела образования и коллеги дали высокую оценку проведения семинара, что доказывает эффективность работы школы по данному направлению. По итогам года школа – победитель районного конкурса «Школа – территория здоровья» в номинации «Создание целостной системы формирования культуры здоровья обучающихся».

Третий год работы.

Цель: обобщение опыта работы над темой, выработка рекомендаций, подведение итогов.


Результат:


  1. методические рекомендации по практическому применению технологии дифференцированного обучения

  2. обобщенный опыт работы коллектива по данной теме.

Формы методической работы:

  1. Творческие отчёты учителей.

  2. Итоговая конференция.


К 2007 году получены следующие результаты:


Качество результатов обучения и воспитания.

критерии

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2006-2007

Успеваемость

98,9 %

99 %

99 %

98,6 %

Качество

33,8 %

42 %

48,6 %

48,9 %

Кол-во второгодников

-

-

-

-

Кол-во правонарушен.

-

-

1

-


Результаты Единого государственного экзамена:



п/п


Предмет

2004/ 2005 учебный год

2005/ 2006 учебный год

2006-2007

Средняя отметка

по ЕГЭ


Региональный показатель

Средняя отметка

по ЕГЭ


Региональный показатель

Средняя отметка

по ЕГЭ


1

математика

3,2

3,15

3,3

3,2

3,4

2

химия

3

3,2

4

3,5

4

3

обществознание

-

-

4

3,5

4

4

биология

3

3,46

3,5

3,5

-

5

физика

-

-

-

-

4


По химии в 2006 году школа вошла в двадцать пять образовательных учреждений Ивановской области, лучших по среднему баллу выпускников (60 баллов).






Кол-во медалистов, аттестатов особого образца.

Грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов».

Премия Главы Администрации Заволжского района

9 класс

11 класс

9 класс

11 класс

11 класс

2004 год

-

1

1

5

1

2005 год

1

-

2

9

1

2006 год

-

1

-

1

3

2007 год

-

2

1

6

2


Итоги районных олимпиад.


Предметы



2004-2005 уч.г.


2005-2006 уч.г.


2006-2007 уч.г.

Физика

-

-

-

-

-

-

Английский язык

+

1

-

-

+

2

Информатика

-

-

-

-

-

-

География

-

2

+

2

+

2

Обществознание

+

3

+

2

+

3

Математика

+

3

+

3

+

3

Экология

-

-

-


-

-

-

Химия

+

3

+

2

+

2

Литература

+

3

+

3

+

3

Биология

+

2

+

3

+

3

Русский язык

+

3

+

3

+

3

Экономика

-

-

-

-

-

-

История

-

-

+

2

+

3

Физкультура













+

1


Всего:

7

20

8

20

10

25


Призовые места в районных олимпиадах.





2004-2005


2005-2006 уч.г.


2006-2007 уч.г.

1 м.

1

-

1

2 м.

2

4

5

3 м.

1

3

4

Итого:

4

7

10 (что составляет 10% от всех призовых мест в районе)



Поступление в сузы и вузы (на бюджетной основе).


Кол-во
уч-ся
11 класса

2003-2004

2004-2005


2005-2006

сузы

вузы

сузы

вузы

сузы

вузы

12

4

2













17







7

5







9













2

4

Итого:

50%

70%

66,6%



Результаты мониторинговых исследований удовлетворенности родителей состоянием образовательного процесса:


п/п

Исследуемая проблема

Учебный год

03/04

%

04/05

%

05/06


%


1

Класс, в котором учится наш ребёнок можно назвать дружным.

90

94

97

2

В среде одноклассников наш ребёнок чувствует себя комфортно.

92

97

98

3

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребёнку.

97

98

98

4

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребёнка.

100

100

100

4

В классе, в котором учится наш ребёнок, хороший классный руководитель.

100

100

100

5

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

87

95

99

6

Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

97

100

100

7

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка.


95

95

98

8

В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребёнку.

100

100

100

9

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребёнок.

92

93

93

10

Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания.

88

92

94

11

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

100

100

100

12

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

100

100

100

13

Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка.

90

91

94

14

Школа по-настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни.

95

95

97





Результаты исследования:

  • Высокий уровень удовлетворённости

  • Средний уровень удовлетворенности

  • Низкий уровень удовлетворенности


+



+


+


Из таблицы видно, что подавляющее большинство родителей удовлетворено деятельностью школы, но остаются проблемы, на решение которых коллектив школы направляет все свои усилия. Результаты мониторинга носят стимулирующий характер, побуждают к деятельности и дальнейшему развитию.


Системность связей образовательного учреждения с родителями, выпускниками, местным сообществом:


п/п

Мероприятия

Сроки проведения

1

Формирование гражданского отношения к семье в ходе реализации программы «Я – гражданин России», направление «Я и семья»

Поэтапно

2004-2007

2

Конкурс сочинений «Моя родословная»

2007

3

Выставка семейного творчества «Хобби-выставка»

Ежегодно

4

Спортивные вечера «Неразлучные друзья – взрослые и дети»

Ежегодно

5

Вечера откровенного разговора (совместно с родителями)


Ежегодно

6

Конкурс писем «Я люблю свою маму», «Об отце говорю с уважением».

2007

7

Встречи «Защитники Родины – мои родственники»

ежегодно

8

Классные часы, литературные беседы на тему дружбы, любви, семьи.

Ежегодно

9.

Конкурсы детского творчества «Моя семья» (рисунки, фотовыставки, сочинения и т.д.д)

ежегодно

10

Проведение совместно с клубом и сельской библиотекой традиционных праздников: День села, Масленица, День Матери, День семьи, День Победы, День защиты детей; вечеров отдыха, туристических походов.

ежегодно

11

Концерты «От всей души»

ежегодно

12

Совместное участие школы с социумом в социальных проектах «Чистый поселок», «Чистая река», «Зелёный мир», «МММ – молодежно-мемориальный маршрут»

ежегодно



Количество учащихся, занимающихся

в предметных и спортивных секциях,

участвующих в деятельности детских

и юношеских общественных объединениях

2004 – 2005


учебный год


2005 -2006

учебный год

2006 – 2007

учебный год




127/ 71,7%

134 /86%

128/ 90,1 %



Количество форм (программ) дополнительного образования детей.

№ п/п

2004 – 2005 учебный год

2005 – 2006 учебный год

2006 – 2007 учебный год

1

Коммуникативные возможности английского языка

Мой первый компьютер

Мой первый компьютер

2

Глиняная игрушка

Глиняная игрушка

Глиняная игрушка

3

Пошив одежды

Пошив одежды

Изготовление моделей одежды и изделий для украшения интерьера с элементами декоративности

4

Сувениры: резьба по дереву и точение

Сувениры: резьба по дереву и точение

Сувениры: резьба по дереву и точение

5

Овладение компьютером

Овладение компьютером

Овладение компьютером


6

Вокально- танцевальный клуб «Радуга»: хоровая группа, танцевальная группа, обучение игре на гитаре

Вокально- танцевальный клуб «Радуга»: хоровая группа, танцевальная группа, обучение игре на гитаре

Вокально- танцевальный клуб «Радуга»: хоровая группа, танцевальная группа, обучение игре на гитаре

7

Практикум по решению задач

Практикум по решению задач

Практикум по решению задач

8

Овладение разными ремеслами

Овладение разными ремеслами

Овладение разными ремеслами

9

Практикум по решению математических задач

Практикум по решению математических задач

Практикум по решению математических задач

10

Наглядная геометрия

Наглядная геометрия

Наглядная геометрия

11

Педагогическая ориентация

Педагогическая ориентация

Педагогическая ориентация

12

Волейбол

Волейбол

Волейбол

13

Баскетбол

Баскетбол

Баскетбол


14

Рукопашный бой

Рукопашный бой

Практическая стилистика

15

Историческое краеведение

Делопроизводство на компьютере

Русская словесность

16

Вязание крючком

Практическая стилистика

Лозоплетение

17

Народные игры и забавы

Русская словесность

Школа ремонта

18




Пунктуация и коммуникативная ситуация

Занимательная математика

19




Нестандартные математические задачи

Основы права

20




Волшебница речь

Алгебра +

21




Литературное краеведение




22




Вязание крючком




Кадровое обеспечение дополнительных образовательных услуг:


Программы дополнительного образования обеспечены в полном объеме квалифицированными педагогическими кадрами.


Выводы:


  • Школа создаёт необходимые предпосылки, условия и механизмы для обеспечения возможностей получения качественного, доступного образования всем детям. Базисный учебный план разработан с учетом необходимости выполнения государственного стандарта, образовательного социального заказа и запросов родителей. Вариативность использования образовательных технологий даёт положительную динамику и возможность прогнозировать положительные изменения.

  • В школе созданы условия для полноценного осуществления внеурочной работы с обучающимися. В школе имеется широкая сеть кружков, предназначенных для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, образовательные запросы. Охват учащихся кружковой работой высок. Результативность презентации итогов кружковой работы высока. Задача коллектива – расширять направления дополнительного образования, совершенствовать работу.

  • Работа, проводимая в школе, способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Комплекс практических мероприятий, осуществляющихся в школе, обеспечивает безопасность школьников.

  • В школе созданы условия для совместной многосторонней творческой деятельности учителя и учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, через занятия в разновозрастных творческих группах.