prosdo.ru
добавить свой файл
1



Анализ ситуации по информатизации системы образования

в педагогическом колледже


В последние годы в России уделяется особое внимание информатизации образования, которая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных проблем развития цивилизации. В 2004 году создан федеральный совет по информатизации общего и начального профессионального образования.

Система образования должна не только давать учащимся необходимые знания о новой информационной среде общества, практические умения использовать ее возможности, но и формировать у них новое мировоззрение, которое должно быть основано на понимании роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе.

Сегодня мы четко должны осознавать, что компьютер – это прибор, который должен помочь школе решению главной проблемы – научить детей учиться.

Использование информационных технологий в системе образования способствует созданию «компьютерной методологии обучения», которая ориентирована на применении в учебном процессе таких методов, как компьютерное моделирование учебно-познавательной деятельности, программирование учебной деятельности, метод тестирования, игровой метод активного обучения, метод проектов и др.

Информационная технология обучения – не просто промежуточное звено между учителем и учеником. Смена средств и методов обучения приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении.

Изменяется также содержание деятельности преподавателя. Теперь он перестает быть просто репродуктором знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что повышает его творческую активность, но зато и требует высокого уровня методической подготовленности.

Основными направлениями информатизации образования можно назвать использование компьютера как:


  • Средства подготовки, печати, хранения и поиска информации

  • Средства приложения творческих способностей (метод проектов в обучении как средства применения знаний и умений учащихся)

  • Проведение вычислительных экспериментов

  • Средства общения через глобальную информационную сеть, региональные и локальные сети


Принцип доступности и посильности образования сводится к тому, чтобы изучаемый материал был по уровню трудности доступен, но в тоже время требовал напряжения умственных и духовных сил для усвоения.

Реализовать этот важный принцип дидактики в традиционных методах обучения очень сложно. Учитель должен дозировать индивидуальную меру трудности задания. Непосильная задача порождает стресс, легкая – не ведет к развитию способностей. Выход подсказывают новые информационные технологии. Современные программы позволяют генерировать задачи возрастающей сложности. При должной мотивации, работая с такой программой, ученик сам будет отбирать задачи, требующие от него умственного напряжения.

Принцип индивидуализации обучения исходит из осознания того факта, что неспособных учеников нет, но каждый способен по своему. Стремление к индивидуализации обучения сталкивается со значительными трудностями в условиях классно- урочной системы организации учебного процесса, которая предполагает обучение всех одновременно по одной программе. Новые информационные технологии открывают огромные возможности образовательного процесса. Каждый может выстроить свою программу изучения материала, располагая доступом к базам данных и к преподавателю для консультаций..

Существует ряд проблем, связанных с использованием компьютерных технологий в учебном процессе. Предлагаемые на рынке программного обеспечения обучающие и тестирующие системы не доработаны и имеют существенные недостатки. Вторая проблема состоит в неподготовленности учеников и особенно учителей к использованию компьютерных технологий в обучении. Сейчас решение этой проблемы состоит в разработке и проведении новых курсов по использованию КТ в обучении.


Задачи:


  • Обучение учителей компьютерным технологиям

  • Использование КТ учителями предметниками на своих уроках

  • Организация тестового контроля учащихся


Учителя, как и ученики, люди разные и требуют индивидуального подхода. То, что хорошо для одного, может отпугнуть другого. Исходя из этого можно выделить три этапа внедрения информ. технологий

  • Цель 1 этапа – заинтересовать учителей, помочь овладеть техникой на уровне пользователя

  • Цель 2 этапа – расширить представления каждого учителя о возможностях применения компьютера и соответствующего программного обеспечения

  • Цель 3 этапа – разработка и внедрение своих тестирующих программ, презентаций, WEB страниц, необходимых для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.


Мы считаем что цель 1 этапа выполнена.

Для решения задач второго этапа необходимо проанализировать все программное обеспечение, имеющееся в видеозале, кабинетах информатики и найти то, которое будет отвечать требованиям преподавателя при проведении уроков по разным предметам. Также на этом этапе нужно больше уделять внимания проведению интегрированных уроков. (например по математике у нас есть программы, которые можно использовать при изучении темы построение графиков. Например, учитель объясняет эту тему через производные и предлагает каждому учащемуся построить соответствующий график, а мы по информатике только что изучили программу EXCEL, которая поможет проконтролировать правильность такого построения. Или построение сечений по геометрии.

На этом этапе также стоит обратить внимание на оценку знаний учащихся с помощью тестирования на компьютере. Тема очень актуальна, так как при поступлении в вузы ребятам все чаще приходится сталкиваться с тестами. Эта работа может начинаться по разному:
  • Совместно с учителем предметником проводить регулярное тестирование по готовым программам, если таковые устраивают учителя


  • Учитель может самостоятельно разработать новые тесты по любой интересующей его теме



Внедряя новые информационные технологии в учебный процесс, мы даем возможность ученику не только выучить школьный предмет, но и научиться свободно владеть компьютером. Многие задания по предмету в компьютерном варианте позволяют развить творческие способности учащихся , взглянуть на предмет с другой стороны и проявить себя в новой деятельности. При работе с мультимедиа учащиеся с самого начала вовлечены в активную познавательную деятельность, они учатся не только приобретать и применять знания , но и находить необходимые для них средства обучения, уметь работать с этой информацией.


Кто хочет делать – находит возможность, кто не хочет делать – подыскивает причину.

М.Веллер