prosdo.ru
добавить свой файл
1

Методический глоссарий.


Термин

Определение

Урок

Вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, методы и средства обучения.

Цель

Заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.

Содержание учебного материала (СУМ)

Фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися; материальная основа урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников.

Метод обучения

Вид деятельности учителя и ученика, обеспечивающий формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

Методический прием

Деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений.

Форма организации познавательной деятельности (ФОПД)

Целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выборов звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным.

Фронтальная ФОПД

Одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.


Групповая ФОПД

Выполнение познавательной задачи определенной группой учащихся.

Коллективная ФОПД

Общение учащихся в процессе обучения и динамических парах и парах сменного состава.

Структура урока

Совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.


Программа модернизации образования определяет в качестве приоритетного компетентностный подход, основные терминологические позиции которого приведены в таблице:


Термин

Определение

Компетентностный подход

Совокупность общих принципов определения общих целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Общие принципы заключаются в следующих положениях:

  • Смысл (цель) образования состоит в развитии у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт учащихся.

  • Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных мировоззренческих, нравственных и иных проблем.
  • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования.


  • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.

Компетенция

Круг вопросов, в которых данное лицо (учащийся) обладает познаниями, опытом (иначе говоря, единицы учебной программы, составляющие как бы анатомию компетентности).

Ключевые компетенции

Совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностного и социально-значимой продуктивной деятельности.

Ценностно-смысловая компетенция

Относится к сфере мировоззрения. Связана с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий, принимать решения.

Общекультурная компетенция

Круг вопросов национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных и общественных явлений и традиций.

Учебно-познавательная компетенция

Совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, владение способами деятельности.

Информационная компетенция

Умение пользоваться различными источниками информации и ориентироваться в информационном пространстве.


Коммуникативная копетенция

Знание способов социального взаимодействия, навыки работы в группе.

Социально-трудовая компетенция

Владение опытом в сферах гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности, в сфере профессионального самоопределения.

Компедиум личностного совершенствования

Освоение способов физического, духовного и интеллектуального развития, формирование психологической грамотности.

Компетентность

Способность действовать в ситуации неопределенности. Комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций.