prosdo.ru
добавить свой файл
1

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СМЫСЛА ЛЮБВИ:

ОПЫТ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Е.В. Кошелева

Алтайский государственный университет, Барнаул

kosheleva_evgeni@list.ru, koshelev@ab.ru


«Существует динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов … во всякой идее содержится в переработанном виде афективное отношение к действительности» [1, с.54]. Когнитивная психология традиционно большое внимание уделяла исключительно интеллекту, интеллектуальным процессам: переработке информации, памяти, категоризации. Переход от исследований интеллекта к исследованиям смысла как единства аффективного и интеллектуального требует введения в терминологию когнитивных наук категорий «взаимодействия», «ситуационного контекста»; преодоления дихотомии субъекта и объекта [2, 3, 4]. Результат классических психосемантических исследований – построение системы значений в определенной проблемной области. Для вскрытия смысла того или иного явления, по мнению Д.А. Леонтьева [5], необходим дополнительно ситуационный контекст, в котором осуществляется взаимодействие субъекта и объекта, соотнесение выделенных значений-категорий с жизнедеятельностью субъекта. В акте взаимодействия рождаются одновременно смысл: объект превращается в предмет потребности - и мотив: потребность опредмечивается [6].

В рамках данного проекта была реализована следующая экспериментальная схема:


  1. Объекты (цвета) описаны через набор дескрипторов (мужские и женские образы в зависимости от пола испытуемых) - 1 матрица.

  2. Ситуации (связанные с любовью) описаны через объекты (цвета) - 2 матрица.

  3. Проведен факторный анализ 1 и 2 матрицы: выделены женские и мужские типажи и типы ситуаций, связанные с любовью.
  4. Проведен вторичный факторный анализ: определены связи типов мужчин/женщин с ситуациями в любви, выявлен смысл любви для изучаемой ментальности.


Испытуемыми были старшеклассники (104 человека из классов разного профиля) и студенты различных специальностей (150 человек) г. Барнаула. Сопоставление результатов школьников и студентов позволило определить динамику смысла любви в данный период.

При анализе ментальности старшеклассниц были выявлены два основных смысла любви. Первый – это классический вариант «женского счастья»: ожидание создания семьи (для этого нельзя вступать в сексуальные отношения, проявлять власть и агрессию), творческой самореализации (и власти без боли и ожидания) и счастливых сексуальных отношений (защищенные от ревности и ухода любимого), связанные с мужчиной - другом. Такой мужчина романтичен, умеет понимать и учитывать желания девушки (романтик, не деспот, не эгоист). Он интересен в общении (не зануда) и в будущем видится как муж (в первую очередь) и любовник (во вторую). Внутренние противоречия данного смысла любви (вступать в сексуальные отношения или ждать создания семьи, проявлять власть или нет) не позволяют считать такой вариант счастья достижимым. Следующий смысл любви связан для школьниц с образом мужчины любовника, с которым надеются на счастливые сексуальные отношения, но не представляют себе возможной самореализацию. Это вариант ненормативных, с точки зрения морали, отношений, не предполагающих создание семьи и приносящих боль и счастье одновременно (счастливые сексуальные отношения и боль от власти и контроля над отношениями партнера). Интересно, что старшеклассницы выделяют еще один тип мужчины - «каменная стена». Он способен защитить от всего и всех: это наставник, способный решить проблему, лидер и защитник, обеспечивающий особое положение в группе, наконец, спонсор и хозяин, дающий материальную защищенность. Вариант возможного мужа в будущем, но мужчина, с которым нет никаких отношений в настоящем, а следовательно, не раскрывающий смысл любви для данной возрастной группы.

Сравнение представлений школьниц и студенток позволяет описать динамику женского смысла любви. Вариант классического женского счастья трансформируется в безопасные, но лишенные страстии и секса отношения. Это, по-прежнему, ожидание создания семьи и счастливой творческой самореализации в отношениях с мужчиной – другом. Но такие отношения начинают все меньше удовлетворять девушек: они обнаруживают, что мужчина-друг при всей его романтичности и неэгоистичности (не эгоист, не деспот) не дает материальной стабильности и защищенности (не спонсор, не хозяин, не защитник). С таким мужчиной уже не хотят строить сексуальные отношения, к нему привязывает разве что безопасность: он не уйдет, не изменит, не причинит боль. Еще более конфликтным становится и второй смысл любви: сексуальные отношения с мужчиной-любовником. Они, с одной стороны, связаны с ревностью, властью партнера, агрессией, пониманием, что с таким мужчиной невозможно надеятся на создание семьи и заботу. С другой стороны, это надежда на счастье и то, что он не уйдет, не изменит, не причинит боль, сможет быть мужем. При этом образ любовника лишается былого налета галантности - он уже не джентльмен. Образ «мужчины - каменной стены» трансформируется у студенток в представление об идеальном муже: наставнике, джентльмене, хозяине, спонсоре и защитнике. По-прежнему, никаких близких отношений с таким мужчиной у респонденток нет.


Два смысла определяют понимание любви юношами в старших классах. Это, во-первых, счастливая любовь, основанная на безопасности отношений и получении времени, внимания, подарков от девушки-друга. Такая девушка хозяйственна и заботлива (хозяйка и напоминает маму). У нее хороший характер: она не эгоистка и не стерва. Эта девушка интеллигентна, романтична и не вульгарна (она не проститутка и не роковая женщина, но интеллигентка, мечтательница и немного ребенок), она подходит на роль жены. Другой смысл любви - это сексуальные отношения с романтично-капризной любовницей. Такие отношения понимаются как игра в любовь, а в образе любовнице основной чертой становится кокетство. Образ бизнес-леди (роковой женщины и проститутки) выделяется, но никак не связывается с любовью. А два типа ситуаций: страх отвержения и уход любимой - не позволяют строить близкие отношения и не связаны ни с одним женским образом.

В студенческие годы смысл любви у мужчин резко меняется. Образ романтично-капризной любовницы превращается в образ идеальной девушки, в него добавляются такие характеристики, как друг и хозяйка. От такой девушки ждут одновременно кокетства и сексуальных отношений, дружеской поддержики и понимания, хозяйственности и заботливости (не эгоистка, но мать), романтики и сказки в отношениях (принцесса, мечтательница). С такой девушкой надеются построить счастливые безопасные сексуальные отношения (не изменит, не уйдет, не причинит боль, не вызовет ревность и агрессию). При этом молодой человек ждет, что заботиться будет девушка, а он сам не будет проявлять заботу и самоотдачу. Следующий смысл любви связан для студентов с магической властью сексуальной роковой женщины. Она проститутка, стерва, эгоистка, лишенная возможности быть хозяйкой и матерью, потерявшая всякую детскость. При этом она властвует через сексуальные отношения и ревность, и от нее невозможно уйти. Образ бизнес-леди становится более нейтральным: она рассматривается как зрелая женщина- хозяйка- и по-прежнему не связывается с близкими отношениями. Появляется новый женский образ: интеллигентка, способная быть другом, но не подходящая на роль любовницы. В 18-20 лет оба смысла любви связаны для мужчин с сексуальными отношениями, и образ интеллигентной девушки-друга оказывается не включен в понимание любви.



Литература:


  1. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения.- М., 1956.-521с.

  2. Иванников В.А. Потребности как жизненные задачи // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1997. №1.с.14-20.

  3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.- М.,1999.-287с.

  4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1.- М., 1986.-408с.:ил.

  5. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.-487с.

Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации. // Вестник МГУ.- Серия 14, Психология.- 1998.-№2.-с.80-87.