prosdo.ru 1


Шевченко В.А.

Педагогический институт Южного федерального университета

Воспитание гражданственности как педагогическая

и управленческая проблема

В современной России происходят изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются социальные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Постепенно, и порой болезненно наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. Успехи в этом зависят не только от развития экономики, совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых экономических и социально-политических условиях. Особую роль занимает в данном контексте система образования, которая была и остается одним из главных инструментов социализации, т.е. воспроизводства ценностных структур общества

Ключевой фигурой в решении этой важнейшей государственной и общественной задачи является современный учитель, обладающий высокой культурой и развитым гражданским сознанием, видящий перспективу развития демократии и гражданского общества, находящий жизненный смысл в работе по воспитанию подрастающего поколения.

Однако следует признать, что в силу известных объективных и субъективных причин, свойственных этапу переходного периода, многие опытные учителя, утратили твердые духовные ориентиры, остановились в гражданско-правовом и нравственном развитии. Среди молодых учителей не редки пассивное, потребительское отношение к жизни, общественной и профессиональной деятельности, эгоизм, равнодушие, скептицизм. Часть из них плохо ориентируется в системе современных гражданских ценностей и понятий. Для таких «воспитателей»: демократия, гражданственность, гражданское общество, правовое государство являются абстрактными малозначимыми конструктами, не имеющими выхода в практическую плоскость.

Современная политическая и экономическая ситуация, складывающаяся в России, объективно выдвинула на первый план проблему формирования гражданского общества, без которого невозможно существование истинно демократического государства. В то же время нельзя говорить о гражданском обществе вне контекста формирования гражданственности людей, которые должны осознавать себя самостоятельными членами этого общества, наделёнными определёнными правами и свободами и, в то же время, несущими ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Тем более это положение относится к учителям и педагогическим коллективам, выполняющим воспитательные и образовательные задачи.


Проблема гражданского и патриотического воспитания занимала и по праву занимает одно из важных мест в общей тематике педагогических исследований. Традиция изучения проблемы восходит в отечественной педагогике к работам классиков: К.Д.Ушинского, К.Н. Вентцеля, П.Ф.Каптерева, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского.

В современной педагогической науке изучению влияния различных видов деятельности, (в том числе учебной), на формирование гражданских качеств молодежи посвящены работы С.В. Анохина, А.В. Беляева, А.С. Гаязова, З.И. Васильевой, В.Н. Власовой, З.Н. Каландаршвили, Г.Г. Николаева, Т.Н. Османкиной, Т.П. Скребцовой. М.А. Шкробовой, Е.А. Ямбурга. Проблемы подготовки учителя к деятельности по гражданскому воспитанию исследованы Н.А. Вахрушевой, Л.В. Лазаревой, С.В. Митросенко, О.П. Песоцкой. Теоретические и методологические аспекты исследования проблем гражданственности и патриотизма отражены в работах А.В.Барабанщикова, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, В.И.Лутовинова, Т.А. Стефановской, Н.А. Савотиной, Г.Н.Филонова.

Определяя в качестве цели воспитания формирование человека культуры, Е.В.Бондаревская указывает на необходимость развития в каждом человеке таких качеств как «высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, независимость суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, готовность принимать решения и нести ответственность за свои поступки»[1, с 32]. Несомненно, такой подход к воспитанию создает необходимые основания для обретения четкой мировоззренческой позиции, позволяющей личности определять свое отношение к обществу, поддерживать демократический климат в среде своего общения, проявлять готовность к социально-полезным действиям, идущим во благо своей страны. Этими характеристиками определяется гражданственность личности как важнейший приоритет ее воспитания.

Понятие гражданственность понимается и трактуется в педагогике весьма неоднозначно, что создает определенные трудности в теоретическом осмыслении и воспитательной практике. Ряд ученых неправомерно далеко отделяет понятие гражданственность от понятия патриотизм. В результате чего, гражданское воспитание и патриотическое несколько отдаляются друг от друга. Так В.И. Лутовинов считает, что гражданское и патриотическое воспитание существенно отличаются: «…Гражданское воспитание социально ориентировано в большей степени на правовую, в меньшей степени на гуманитарную сферу»…, В системе патриотического воспитания «социальное соотносится с другим не менее значимым компонентом, в котором выделяются нравственные и патриотические основы»[2, с. 58]. Несомненно, что подобное разделение имеет методологическую ценность в теории, но в практике воспитания может создавать некоторые частные затруднения. Ряд ученых, незаслуженно сужает объем понятия «гражданственность», сводя его к честному выполнению своего профессионального долга. На наш взгляд, для определения гражданственности исходным является содержание понятия «гражданин», которым является социализированная личность, способная жить и активно создавать правовое, демократическое государство и гражданское общество, сознающая свои права и обязанности, патриотически настроенная, т.е способная защищать это государство и общество, терпимо-толерантно проявляющая себя в отношении других культур и народов, проживающих и сосуществующих в этом государстве и обществе.


Наиболее приемлемым на данный момент к практике воспитания можно считать интегрированное определение гражданственности, сформулированное Г.Н.Филоновым. «Гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся, в отношениях и деятельности человека, при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности, в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной ориентации на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений»[3, с. 111].

Гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность каждого учителя, школьника, родителя, действующего в единой системе общешкольного трудового коллектива. Особую роль в формировании гражданского мировоззрения принадлежит руководителю образовательного учреждения. Эффективность этой деятельности в общем виде будет определяться способностью обеспечить гармоничное сочетание целей государственного управления, с целями формируемыми обществом и личной жизнедеятельностью. Перед руководителем стоит сложная задача творчески, неформально подойти к созданию системы гражданского воспитания. Работа, как нам представляется, должна охватывать аналитический, концептуальный, организационный, просветительский и деятельностный аспекты.

В первую очередь руководитель должен четко представлять уровень сформированности гражданского мировоззрения в педагогическом коллективе. Подобный анализ можно провести, опираясь на результаты опроса, анкетирования, личных бесед с учителями и учащимися. Объективность анализа подтверждается тем, как и какие гражданские качества личности проявляются в реальном поведении человека, общении, профессиональной деятельности, отношении к окружающим, общественно полезной деятельности. Создание концепции является наиболее ответственным и сложным этапом, в управленческой работе, поскольку на ее основе будет строиться стратегическое управление воспитательной системой школы. В эту работу должно быть вовлечено максимально возможное количество участников: учителей, представителей ученического самоуправления, библиотечных работников, родительской общественности, общественных, патриотических, детских и ветеранских организаций. Тем самым, процесс разработки концепции превращается в акцию гражданского воспитания, в которой закладываются предпосылки для неформального планирования текущий и перспективной воспитательной работы.


Просветительский аспект как бы пронизывает всю структуру построения системы воспитательной работы. В самом деле, без теоретически подготовленного, высокомотивированного, увлеченного носителя идей гражданственности, демократии, патриотизма, толерантности, построение эффективной системы воспитательной работы обречено на неудачу. Поэтому руководство школы должно крайне ответственно отнестись к проблеме мировоззренческой подготовки, как членов управленческой команды, так и всего школьного коллектива, используя для этого все доступные средства возможности. В частности, при планировании педагогических советов, совещаний, родительских собраний необходимо закладывать определенный резерв времени для обсуждения важнейших вопросов жизни общества и государства, планировать встречи с представителями общественности, законодательной и исполнительной власти. Среди возможных тем для обсуждения, могут быть ежегодные послания Президента России, важные государственные и законодательные акты, касающиеся общественной жизни и образовательной политики, национальные проекты, вопросы международного сотрудничества, культурной и образовательной деятельности ЮНЕСКО, межнациональные отношения, актуальные проблемы местного самоуправления. Очень важно постоянно обращаться к изучению Конституции РФ, Закона «Об образовании» других нормативных документов.

С просветительским аспектом тесно связан деятельностный аспект воспитания гражданственности в школьном коллективе. В сознании учителей и школьников, должна формироваться установка о том, что сама по себе учебная и профессионально-педагогическая деятельность является важной общественной и государственной задачей. Наряду с этим возможны различные внешкольные формы воспитательной деятельности: шефство над ветеранами труда и войны, посещение воинских частей и госпиталей, встречи с известными людьми, работа в школьной и периодической печати, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями, спортивными клубами, участие в экологических акциях. Подобные мероприятия будут иметь воспитательный эффект только в том случае, если будут творчески продуманы, организованы и проникнуты живым интересом всех участников, доведены до сведения всего школьного коллектива. Важно осознание того, что школьный коллектив, по сути дела представляет собой в миниатюре проекцию нынешнего и будущего гражданского общества.


Руководитель школы, находясь в центре воспитательного процесса, должен личным примером показывать высокие образцы гражданственности и демократизма, быть неформальным лидером в коллективе. Verba docent, exempla trahunt - слова учат, примеры увлекают, говорили Древние Римляне. Поэтому демократический стиль управления, личная гражданская позиция директора, самодисциплина, деловитость, отношение к людям приобретают чрезвычайно важное значение. Демократизм в управлении означает умение и желание руководителя активизировать самоуправление в педагогическом коллективе, максимально делегируя свои полномочия. Совместно с учителями, учащимися, родительской общественностью, с учетом их интересов и мнений формулировать цели и задачи совместной деятельности, планировать работу школы, создавать атмосферу гласности и открытости, позволяющую смело и откровенно высказывать свои суждения о деятельности коллег и руководителей. Демократизм находит выражение в уважении руководителя к мнению подчиненного, чувствительности к критике «снизу», в общительности, простоте и доступности, готовности поддержать самостоятельность и инициативу. Одно лишь администрирование, не дополняемое правильным подходом к людям, чутким и заботливым отношением к ним, неизбежно ведет к отрыву руководителей от подчиненных, снижает эффективность управления. Зачастую склонность руководителя к администрированию может перерасти в заурядный бюрократизм, суть которого состоит в подмене содержания воспитательной работы формой, реальной деятельности ее имитацией.

Бюрократизм многолик и выражается в показной активности, бесполезных совещаниях процентомании, сокрытии проблем и болевых точек, перестраховке, составлении нереалистичных, громоздких планов воспитательных мероприятий. По своей сути это явление антигражданственное, антиобщественное, наносящее вред личности, коллективу, обществу в целом Серьезном препятствием в процессе гражданского воспитания школьного трудового коллектива зачастую становится узкий практицизм в деловой направленности руководителя школы. Проведенные исследования показывают, что более 42% директоров школ видят себя в первую очередь хозяйственниками, а лишь потом педагогами и воспитателями. В такой расстановке приоритетов, когда содержание деятельности подчинено ее материальной форме, просматривается очевидный признак недостатка управленческой компетенции некоторых руководителей.


Гражданское мировоззрение руководителя необходимо постоянно развивать, оттачивать, укреплять, в процессе управленческой и профессионально–педагогической деятельности. Чрезвычайно важно изучать и использовать опыт корифеев педагогики в теории и практике гражданского воспитания – А.С Макаренко, В.А. Сухомлинского, О.С. Газмана, М.П Щетинина, Е. А. Ямбурга. Инициативный, творчески мыслящий руководитель и учитель всегда сумеют найти в этом бесценном наследии теоретические, концептуальные, методологические идеи и практические приемы, которые с успехом можно адаптировать и применять в современной теории и практике гражданского воспитания.

В условиях интернационализации образовательного пространства и научной деятельности принципиальное значение имеет возможность приобщения к соответствующему международному опыту. В данном контексте заслуживает, внимания соответствующая сторона работы, позволяющая педагогическим работникам и учащимся ощутить себя субъектами международной научно-образовательной деятельности, через многочисленные международные проекты, стажировки, конференции, туристические поездки.

Сложная, ответственная, интересная работа по гражданскому воспитанию молодежи обращена в будущее не только нашей страны, но и всего человечества. От того насколько качественно, компетентно, эффективно она будет реализовываться, зависят как внутренняя стабильность и процветание России, так и ее международный авторитет, степень интеграции в мировое сообщество.

Литература:


  1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. №4. 1995, с.32.

  2. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика №6. 2006, с.58

  3. Филонов Г.Н. Образование – ресурс консолидации гражданского общества // Педагогика№8, 2004. с. 34.