prosdo.ru
добавить свой файл
1


ОНТОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В.И. Разумов, В.П. Сизиков


Омский институт Московского государственного университета коммерции,

Омский филиал Института математики им. С.Л.Соболева СО РАН.

e-mail: V_I_Razumov@rambler.ru; sizikov@iitam.omsk.net.ru

В своей основной массе тематика информатизации образования ведется преимущественно в направлениях, связанных с развитием новых информационных и компьютерных технологий, а также с разработкой методологии, методик, алгоритмов обучения с использованием информационных систем. При этом значительно меньше освещаются проблемы, касающиеся того, каким образом развитие теории информации может быть использовано в обработке учебного материала, его преподавании.

Заявленный подход базируется на ряде положений, которые предполагается развить в докладе:

  1. определение информации начинается от обсуждения ее места в Мироздании и через аксиоматический подход завершается в математической теории динамических информационных систем;

  2. с целью раскрыть потенциал психофизиологических возможностей человека развитие получают следующие формы: категории и категориальные схемы в традиционном варианте применения, категориально-символьные схемы, использование аббревиатур в текстах в ранге аналогов теоретико-множественного употребления термов теории и др.;

  3. изложение любого материала (гуманитарного, естественно-научного, инженерно-технического) предусматривает такой момент, что предопределяемые содержательной спецификой особенности изучаемой предметной области непременно дополняются спецификой сопровождающих их информационных процессов;
  4. динамика информации осваивается в таком аспекте, что она оказывается связующим звеном, способным согласовывать течение информационных процессов в объекте и в исследователе-наблюдателе, последнее позволяет осмысливать субъект-объектные отношения на новом уровне;


  5. работа с информацией в активном режиме предусматривает для человека возможности раскрытия у него когнитивного потенциала, способствующего осознаваемому подключению индивида к процессам саморазвития Мироздания.

Таким образом, информатизация образования приобретает не только мировоззренческий статус, но и выводит человека на совершенно особый уровень формирования отношений с окружающей средой. В частности, с этих позиций вполне уместно обсуждение темы о путях и направлениях эволюции человечества с использованием возрастающих возможностей компьютерной техники и систем связи (искусственный интеллект, бессмертие и др.). В результате развитие информационной культуры и информационного общества оказываются внутренне вовлеченными в процессы освоения всякой дисциплины и творческой деятельности.

Аннотированные в докладе положения выражают опыт авторов в решении задач информатизации учебного процесса. Это уже получило выражение в подготовленной при поддержке OSI AF интерактивной монографии "Категориально-системные методы в подготовке научных кадров": http://www.ic.omskreg.ru/~cognitiv; в разработанном в рамках проекта ФЦП "Интеграция" учебном пособии для студентов естественно-научных специальностей "Математические и философские основы теории динамических информационных систем": http://newasp.omskreg.ru/tdis/. В 2000-2001 учебном году приведенный материал стал основой спецкурса для студентов и аспирантов естественно-научных специализаций ОмГУ. Представляется вполне обоснованным и перспективым использование указанных интернет-ресурсов для системы дистанционного обучения. Возможно также использование указанных материалов в качестве базы для формирования дискуссионно-консультационных площадок и виртуальных групп, работающих в сходных направлениях, в Интернет. Весьма актуален проект подготовки учебно-исследовательского материала, учитывающий приведенные здесь положения и ресурсы, с использованием средств мультимедиа и ориентированный на подготовку научных сотрудников и преподавателей для академической, вузовской, отраслевой науки.

Высказанные соображения позволяют сформулировать некоторые положения парадигмы информатизации образования. Признавая за информацией объективный статус реалии Мироздания, уместно утверждать, что всякий процесс передачи, преобразования, сбора информации предусматривает дополняющие его протекание изменения во всех его участниках: инфраструктуре, объекте, субъекте. По аналогии с категорическим императивом И. Канта целесообразно сформулировать когнитивный императив. Он заключается в том, что всякое действие человека неизбежно включает в себя познавательный аспект. И творческой задачей человека по актуализации когнитивного компонента в любом действии является его осознанная и целенаправленная ориентация на подключение к саморазвитию Мироздания.