prosdo.ru
добавить свой файл
1


ОНТОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В.И. Разумов, В.П. Сизиков


Омский институт Московского государственного университета коммерции,

Омский филиал Института математики им. С.Л.Соболева СО РАН.

e-mail: V_I_Razumov@rambler.ru; sizikov@iitam.omsk.net.ru

В своей основной массе тематика информатизации образования ведется преимущественно в направлениях, связанных с развитием новых информационных и компьютерных технологий, а также с разработкой методологии, методик, алгоритмов обучения с использованием информационных систем. При этом значительно меньше освещаются проблемы, касающиеся того, каким образом развитие теории информации может быть использовано в обработке учебного материала, его преподавании.

Заявленный подход базируется на ряде положений, которые предполагается развить в докладе:

  1. определение информации начинается от обсуждения ее места в Мироздании и через аксиоматический подход завершается в математической теории динамических информационных систем;

  2. с целью раскрыть потенциал психофизиологических возможностей человека развитие получают следующие формы: категории и категориальные схемы в традиционном варианте применения, категориально-символьные схемы, использование аббревиатур в текстах в ранге аналогов теоретико-множественного употребления термов теории и др.;

  3. изложение любого материала (гуманитарного, естественно-научного, инженерно-технического) предусматривает такой момент, что предопределяемые содержательной спецификой особенности изучаемой предметной области непременно дополняются спецификой сопровождающих их информационных процессов;
  4. динамика информации осваивается в таком аспекте, что она оказывается связующим звеном, способным согласовывать течение информационных процессов в объекте и в исследователе-наблюдателе, последнее позволяет осмысливать субъект-объектные отношения на новом уровне;


  5. работа с информацией в активном режиме предусматривает для человека возможности раскрытия у него когнитивного потенциала, способствующего осознаваемому подключению индивида к процессам саморазвития Мироздания.

Таким образом, информатизация образования приобретает не только мировоззренческий статус, но и выводит человека на совершенно особый уровень формирования отношений с окружающей средой. В частности, с этих позиций вполне уместно обсуждение темы о путях и направлениях эволюции человечества с использованием возрастающих возможностей компьютерной техники и систем связи (искусственный интеллект, бессмертие и др.). В результате развитие информационной культуры и информационного общества оказываются внутренне вовлеченными в процессы освоения всякой дисциплины и творческой деятельности.

Аннотированные в докладе положения выражают опыт авторов в решении задач информатизации учебного процесса. Это уже получило выражение в подготовленной при поддержке OSI AF интерактивной монографии "Категориально-системные методы в подготовке научных кадров": http://www.ic.omskreg.ru/