prosdo.ru 1

ГБС (К)ОУ №370

Анализ работы

методической службы ГБС (К) ОУ школы № 370

за 2011- 2012 уч.гг.

Методическая служба школы в 2011-2012 уч.гг. конструктивно продолжала свою работу в составе следующих 6 Методических Объединений:


  1. МО гуманитарного цикла (учителя литературы, русского и английского языков, истории и культуры СПБ) (председатель Смирнова О.В.- учитель русского языка и литературы, в.кв.к.)

  2. МО естественно-научного цикла (учителя математики, физики, химии, биологии, географии) (председатель Васильева Т.Г.- учитель математики, в.кв.к.)

  3. МО учителей начальной школы (председатель Кузьмина Л.Б.-учитель начальных классов, в.кв.к.)

  4. МО художественно-эстетического, трудового и физического воспитания (учителя ИЗО, физкультуры, технологии и ритмики) (председатель Маслянюк Ю.А. – учитель ИЗО, в.кв.к.)

  5. МО классных руководителей и воспитателей (председатель Шеставина Н.А.- воспитатель, п.кв.к.)

  6. МО логопедов (председатель Левандовская Н.Е. - логопед, в.кв.к.)

Руководство методической работой осуществлял Методический совет. В Методический Совет входили администрация школы и председатели МО.

    Основными задачами методической работы школы в  2011-2012 учебном году  были  следующие:

  1. Повышение ИКТ-компетентности учителей;

  • Участие во всероссийском проекте «Цифровая школа- 2012» (27 педагогов и 7 воспитателей)

  • Посещение курсов совершенствования компьютерной грамотности в АППО, РЦИОК (Сергеева Н.М., Сиденкова И.А., Николаенко Е.Д., Семенова А.А., Митникова Е.А.)

  1. Совершенствование профессиональных компетенций учителей
  • Посещение курсов повышения квалификации в ИМЦ, АППО по методике преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС, методике воспитательного процесса в соответствии с ФГОС., толерантности, БОС –Технологиям (Ткаченко Е.В., Солдаткина Н.Е., Сиденкова И.А., Семенова А.А., Байдина И.Ю., Люжина К.А., Сафонова О.А., Митникова Е.А., Шеставина Н.А., Кошкина А.Ю., Косова Н.Е.)


  • Посещение открытых уроков (внутришкольный уровень) педагогов школы по теме «Новые образовательные технологии в коррекционном образовательном процессе» (открытые уроки - Николаенко Е.Д., Губернаторова Е.Н., Солдаткина Н.Е., Кошкина А.Ю., Смирнова О.В., Васильева Т.Г., Люжина К.А., Гуревич В.З.)

  • Участие в профессиональных конкурсах для учителей «Воспитай личность» (районный уровень – ИМЦ Московского р-на : Кошкина А.Ю., Ткаченко Е.В.), «Лучшие методические разработки мероприятий, направленных на здоровьесбережение» (городской уровень – СПбАППО : Кошкина А.Ю.), «Я-классный руководитель!» (всероссийский уровень – Министерство образования Российской Федерации : Ткаченко Е.В., Косова Н.Е., Кошкина А.Ю.,Солдаткина Н.Е.)

  • Участие во всероссийском фестивале «Открытый урок-2012» и «Презентация к уроку-2012» (Николаенко Е.Д., Кошкина А.Ю., Ткаченко Е.В., Митникова Е.А. , Губернаторова Е.Н.)

3.Развитие исследовательских способностей у учителей

  • Участие в городском пилотном проекте «Технология «БОС» в образовательном процессе» (11.11.11-31.05.12) (Кошкина А.Ю., Косова Н.Е.)

  • Разработка инновационного проекта «Универсум» для учителя (модель методического комплекса на основе андрагогических принципов обучения педагогов)» (ноябрь 2011 –январь 2012 г.) (Богданова О.А., Николаенко Е.Д., Кошкина А.Ю.)

  • Подготовка и написание статей в сборники научно-педагогической направленности (Богданова О.А., Сиденкова И.А., Сапон С.А., Николаенко Е.Д., Смирнова О.В., Митникова Е.А., Кошкина А.Ю., Ткаченко Е.В., Губернаторова Е.Н.)

  • Выпуск монографии «Эмоциональное взаимодействие педагога и учащихся : теория и практика» (Богданова О.А., изд-во «Lambert-academik», 2012, 187 стр.)

4.Проектирование инновационной деятельности

  • Участие в городском конкурсе проектов «Инновационная образовательная программа-2012» (в рамках НПП «Образование»): «Создание инновационного проекта «Универсум» для учителя (модель методического комплекса)» ( Сергеева Н.М., Богданова О.А., Николаенко Е.Д.)


  • Использование новых образовательных технологий в коррекционном образовательном процессе (обучающие релаксации, ментальные карты, фиш-карты) (Смирнова О.В., Николаенко Е.Д., Богданова О.А., Кошкина А.Ю., Солдаткина Н.Е., Губернаторова Е.Н., Васильева Т.Г., Гуревич В.З., Байдина И.Ю., Люжина К.А., Сафонова О.А.)

5. Трансляция педагогического опыта

  • Активное участие в научно-практических конференциях, семинарах

октябрь 2011 – июнь 2012 (Сергеева Н.М., Сиденкова И.А., Николаенко Е.Д., Богданова О.А., Семенова А.А., Митникова Е.А., Кошкина А.Ю., Ткаченко Е.В., Смирнова О.В., Груздева Е.А., Сапон С.А., Сафонова О.А., Кузьмина Л.Б., Семухина Т.В.)

  • Выездной семинар «Развитие творческих способностей у учащихся» (технология проведения праздников и творческих вечеров в школе) 28.10.11-30.10.11(п. Лисий Нос) (Семенова А.А., Николаенко Е.Д., Кошкина А.Ю., Косова Н.Е., Ткаченко Е.В.)

  • Написание статей (Богданова О.А., Сиденкова И.А., Сапон С.А., Николаенко Е.Д., Смирнова О.В., Митникова Е.А., Кошкина А.Ю., Ткаченко Е.В., Губернаторова Е.Н.)

  • Проведение и посещение открытых уроков (Сергеева Н.М., Сиденкова И.А., Семенова А.А., Смирнова О.В., Николаенко Е.Д., Богданова О.А., Кошкина А.Ю., Солдаткина Н.Е., Губернаторова Е.Н., Васильева Т.Г., Гуревич В.З., Байдина И.Ю., Люжина К.А., Сафонова О.А.)
  • Проведение городского семинара для коррекционных образовательных учреждений на базе школы « Новые образовательные технологии в коррекционном образовательном процессе» 19.01.2012 (Сергеева Н.М., Сиденкова И.А., Николаенко Е.Д., Богданова О.А., Байдина И.Ю., Губернаторова Е.Н., Кошкина А.Ю., Смирнова О.В., Сафонова О.А., Солдаткина Н.Е.)


  • Ежегодный международный семинар (совместно с финскими коллегами из г. Хельсинки ) 2.11.11. (Сергеева Н.М., Семенова А.А., Николаенко Е.Д., Сиденкова И.А., Байдина И.Ю., Сафонова О.А., Косова Н.Е., Кудрявцева Т.Н.)

6.Индивидуальное сопровождение учителя

  • В период аттестации (подготовка документов для портфолио профессиональных достижений учителя : Сиденкова И.А., Шеставина Н.А., Митникова Е.А., Байдина И.Ю.)

  • В период проведения предметных недель (Смирнова О.В., Шеставина Н.А., Кузьмина Л.Б., Васильева Т.Г.,Маслянюк Ю.А., Кудрявцева Т.Н.)

  • В процессе учебного года – все педагоги

Основные направления

работы методической службы в 2011-2012 уч. гг.:

-аналитическая информация о состоянии работы МО и характеристика проблем и противоречий, нуждающихся в разрешении;

  • систематичность конструктивного взаимодействия педагогов внутри каждого МО

  • систематичность конструктивного взаимодействия классных руководителей и воспитателей

  • методическое и психолого-педагогическое сопровождение учителей (групповое и индивидуальное консультирование по написанию календарно-тематических и поурочных планов, подготовка к открытым урокам и мероприятиям)

  • самоменеджмент председателей МО (умение делегировать свои полномочия, распределение ответственности на каждого члена МО)

-организационно - педагогические мероприятия, обеспечивающие создание различных методических структур:

  • формирование творческой группы для работы над созданием и защитой инновационным проектом: «Создание инновационного проекта «Универсум» для учителя (модель методического комплекса)» ( руководитель группы - Сергеева Н.М)
  • формирование творческой группы для работы над темой: «Поиск новых образовательных технологий» (руководитель творческой группы – Богданова О.А.)


- учебно-методическая работа;

  • участие в национальном проекте «Образование» по созданию инновационного проекта в стратегии развития «Петербургская школа 2020»

  • разработка инновационной образовательной программы «Универсум» для учителя (модель методического комплекса на основе андрагогических принципов обучения педагогов)»; (Николаенко Е.Д., Богданова О.А.,Кошкина А.Ю.)

  • представление и защита инновационной образовательной программы ««Универсум» для учителя (модель методического комплекса на основе андрагогических принципов обучения педагогов)»» в рамках национальном проекта «Образование» (Сергеева Н.М., Николаенко Е.Д.,Сиденкова И.А., Богданова О.А., Семенова А.А. Кошкина А.Ю., Кудрявцева Т.Н., Ткаченко Е.В., Сафонова О.А.)

  • участие и победа в районном конкурсе «Воспитай личность» (1 место –Кошкина А.Ю., 2 место – Ткаченко Е.В.)

  • участие и победа в городском конкурсе методических разработок по здоровьесбережению (3 место – Кошкина А.Ю.)

  • повышение квалификации педагогов (приоритетные направления – здоровьесберегающие технологии и переход на стандарты второго поколения) (СПбАППО, НМЦ Московского района, Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, ППМС–центр Московского района, обучающие семинары на базе школы)

  • успешное повышение квалификационной категории (по плановому графику, подготовка к новым аттестационным требованиям) (Сиденкова И.А.- высшая кв.к., Шеставина Н.А.- первая кв.к.)

  • информационно-методическое консультирование учителей (создание информационного стенда методической службы по новым правилам аттестации учителей) (Богданова О.А., Николаенко Е.Д.)
  • работа по выявлению и обобщению педагогического опыта при взаимопосещении открытых уроков, презентаций предметных недель (МО начальной школы, МО естественно-научного цикла, МО гуманитарного цикла, МО воспитателей и классных руководителей)


  • развитие учебно - методической базы (подготовка методических материалов по каждому МО для создания электронной методической базы (электронные образовательные ресурсы по предметам – Шукалович М.А, методические разработки открытых уроков – педагоги школы Кошкина А.Ю. Митникова Е.А., Ткаченко Е.В.))

  • формирование методической библиотеки для учителей (подписка на журналы «Классный руководитель», «Справочник заместителя директора по УВР», «Начальная школа», «Здоровье в школе», «Классное руководство и воспитание», «Психолог в школе», газета «Первое сентября») (Шукалович М.А., Богданова О.А.)

  • формирование электронной методической библиотеки у каждого учителя (в рамках проекта «Цифровая школа-2012»)

Система научно – методической работы школы на сегодняшний день включает в себя различные формы работы, организацию взаимодействия педагогического коллектива со службой сопровождения, обучающие семинары, педсоветы, обобщение передового опыта, курсы повышения квалификации, самообразование по индивидуальным темам, развитие аналитико–диагностических умений учителя, участие в конкурсах, семинарах, конференциях, аттестации.

В соответствии с планом работы в 2011-2012 учебном году состоялось 6 тематических заседаний  Методического Совета:

  1. Обсуждение плана работы на 2010-2011 гг. (Богданова О.А.)

  2. Подготовка мероприятий, посвященных проведению ежегодного русско-финского семинара (Сергеева Н.М., Семенова А.А., Сиденкова И.А., Николаенко Е.Д., Байдина И.Ю., Косова Н.Е., Сафонова О.А., Богданова О.А.)

  3. Обсуждение темы проекта инновационной образовательной программы для участия в городском конкурсе в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (Сергеева Н.М., Николаенко Е.Д., Богданова О.А.)
  4. Подготовка к проведению педсовета на тему: «Система домашних заданий как фактор повышения качества коррекционно-образовательного процесса» (Сергеева Н.М., Богданова О.А., Рогозина Т.В. – к.п.н., ст.преподаватель кафедры управления инновационными технологиями ЛОИРО)


  5. Подведение итогов методической работы МО в 2011-2012 уч.гг.

Тематика вопросов, рассматриваемых на заседаниях методического совета, отражала следующие направления работы:

1.Аналитическая деятельность

  • Совершенствование перехода коррекционной учебно-воспитательной системы школы к здоровьесозиданию (совершенствование модели здоровесберегающего урока, планирование внеклассных мероприятий, направленных на сохранение физического, психического и социального здоровья)

  • Итоги проведения предметных недель МО

  • Подведение итогов методической работы МО в 2011-2012 уч.гг .

  • Определение темы проекта по созданию инновационной образовательной программы для участия в национальном проекте «Образование» ««Универсум» для учителя (модель методического комплекса на основе андрагогических принципов обучения педагогов)»»

  • Анализ итогов обучения  и воспитания учащихся школы, подготовки их к продолжению образования;

  • Обобщение передового педагогического опыта учителей на русско-финском семинаре 2.12.2011

  • Анализ эффективности системы домашних заданий в коррекционном образовательном процессе

  • Анализ показал, что 95% учащихся отмечают необходимость домашних заданий, 80% учащихся отмечают помощь в выполнении домашних заданий воспитателей, 20 % учащихся отмечают помощь в выполнении домашних заданий учителей-предметников (Губернаторова Е.Н., Смирнова О.В., Николаенко Е.Д., Митникова Е.Д.) Анализ анкет выявил самые трудные предметы для обучающихся (история, география, физика, математика (учителя: Заничковская О.А., Митникова Е.А., Мосенков В.П., Гуревич В.З.)

  • Анализ проведенных предметных недель МО
      • Анализ показал достаточно высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, отражающий умение презентовать свой предмет и стимулировать учебную мотивацию у учащихся.


2.Планово-прогностическая деятельность

 -Утверждение графика курсовой переподготовки, порядка и правил аттестации  педагогических кадров;

 -Подготовка  к участию педагогов  школы  в школьных, районных, городских педагогических семинарах и конференциях, конкурсах, в частности:

  • Городской научно-практический семинар «Здоровьесберегающие технологии «БОС» в системе образовательного пространства» 18.11.11 (1 часть), и 20.06.12 (2 часть) (Богданова О.А., Кошкина А.Ю., Косова Н.Е.).

  • Городская научно-практическая конференция Гончаровские чтение «Формирование социальной компетентности» (Митникова Е.А., Семенова А.А.) 2.03.12

  • Городская научно-практическая конференция «Логопедия 21 века. Традиции и инновации» (Левандовская Н.Е., Рождественская К.В.) 20.04.2012

  • Городская научно-практическая конференция “Коррекционная педагогика: прошлое, настоящее и будущее ”- 23-24.03.12. (Сергеева Н.М., Сиденкова И.А., Семенова А.А., Николаенко Е.Д., Смирнова О.В.)

3.Организационно-координационная деятельность

 -Утверждение календарно-тематического планирования учебных программ

- Рассмотрение учебно-методических комплексов, рекомендованных на 2011-2012  , 2012-2013 уч.гг.;

- Распространение передового педагогического опыта при подготовке и проведении предметных недель МО и взаимном посещении уроков коллег;  

- Подготовка к итоговой аттестации учащихся (утверждение экзаменационного материала по русскому языку, алгебре и правоведению)

-Проведение постоянно действующих семинаров для учителей.

- Подготовка учителей к участию в профессиональных конкурсных движениях (районного, городского, всероссийского уровней)

4.Диагностическая деятельность

- Диагностика учебных достижений обучающихся.

-Анкетирование учителей и учащихся

Таким образом, работа методической службы ГБС(К)ОУ №370 осуществлялась в со­ответствии с основными направлениями развития школы и может быть признана положительной.


Заведующая методическим кабинетом Богданова О.А.

25.06.12